Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Готическое искусство.






 

Готика (от названия германских племен готов, но неточное) – художественнный стиль, заключительный этап в развитии ср.векового искусства стран Западной Европы (сер.12-15в.в.); родина готики – Северная Франция.

 

Культовое искусство, т.к. главная идеологическая сила – церковь, отсюда – религиозная тематика, условность худож. языка, символы, аллегории.

 

Светское искусство, т.к. тесно связано с жизнью ср-век. города.

13-14в.в. рост городов, антицерковные, антифеодальные настроения, первые университеты – оплоты вольнодумия расцвет с\в культуры: светской литературы и поэзии, театрального искусства (мистерии и фарсы), музыки (многоголосые церковные гимны).

 

Важная черта готического искусства – единство легенды и реальности; приблизить к зрителю облик священного персонажа, осовременить его.

От стилизации, условности – к реалистическому изображению.

 

Периоды развития: ранняя (12 век)

зрелая (13-14 века)

поздняя, «пламенеющая» (15 век)

 

I. Архитектура – основной вид искусства.

1. Собор – синтез искусств (арх.+скульпт.+жив.+д.п.и.): сложное

арх. решение, целый мир скульптурных изображений (около 10.000 статуй), витражная живопись, многочисленные предметы церковной утвари;

- центр городской жизни (богослужения, диспуты, собрания, мистерии),

отсюда – длина собора около 130м., вместительность – до 9000 человек;

- символ Вселенной (сложность и противоречивость).

Каркасная конструкция собора (динамика, легкость, увеличенный интерьер).

Нервюры – ребра столбов или арок, принимающие на себя силу тяжести свода.

Аркбутаны – косые арки, передающие силу тяжести свода на наружные столбы.

Контрфорсы – мощные наружные столбы.

а) Собор Парижской Богоматери.

б) Часовня Сент-Шапель (2-х яруснаямкапелла и реликварий с венцом Христа).

в) Амьенский собор (h=145м.; готический Парфенон).

2. Градостроительство: центр – собор или замок ратуша (здание для работы городских властей), беффруа (дозорная башня и в монастыре) торговые ряды жилые дома(цеховые или артельные) мощные стены+проездные башни.

II. Скульптура – расцвет монументальной ск-ры (статуи, горельефы).

Застылые, столпообразные фигуры

 


Подвижность, отделение от стены

 

Физическая красота, духовность, чувства

 

Новые темы: материнство, душевная стойкость, мученичество

 

III. Живопись – условность, плоскостность, графичность.

1. Монументальная живопись – росписи алтарей (Восточная Европа)

2. Станковая живопись – картины на религиозные темы («Мадонна с младенцем», «Пьета», «Воскресение Христа»); портреты, пейзажи.

а) Ван Эйк - «Гентский алтарь»

3. Книжная миниатюра – «голос эпохи», галерея крошечных картин, ярких, сияющих, наивных, исторически точных; светские хроники и церковные книги (библия, завет)

а) Братья Лимбурги – «Часослов герцога Беррийского»

Страница – как готический храм; одноцветный фон орнамент. пейзаж; плоскость объем перспектива.

 

4. Витражи (vitre, франц. – стекло) – окна-картины из кусочков цветного стекла, скрепленных свинцовыми полосками; интенсивный, глубокий цвет, позднее – живопись по стеклу; большие площади (до 2600 кв метров, витражи собора в Шартре), «Готическая роза» над порталом собора.

IV. Декоративно-прикладное искусство – «золотой век» художественной промышленности;

от церковной утвари – светским предметам быта (мебель, зеркала, гобелены, шкатулки и прочее)

 

Общие характерные черты ДПИ: фантазия, мастерство, богатство декора.

а) Гобелены «мильфлёр»(миллион цветов – фр.) «Дама и единорог».

 

ГОТИКА – предвестие РЕНЕССАНСА.

1. Интерес к внутреннему миру личности.

2. Интерес и желание передать детали в реалистичной манере.

3. От безымянных художников – к художнику-личности.

 

Угадайка «Искусство Средневековой Западной Европы».


1.Художественный стиль в искусстве Западной Европы, характерными чертами которого являются легкость, динамика, богатый декор.

2. Художественный стиль в искусстве Западной Европы, характерными чертами которого являются суровоя простота, тяжеловесная мощь, статичность.

3.В романской архитектуре: круглая или прямоугольная в плане башня.

4.В романской архитектуре: укрепленное поместье феодала..

5.В романской архитектуре: имераторский замок-крепость.

6.В романской архитектуре: каменное здание светского характера.

7.В готическом соборе: окно-картина, выполненное из кусочков цветного стекла, скрепленных свинцовыми полосами.

8.Королевская династия раннего средневековья, во времена правления которой в искусстве Западной Европы наблюдается мощный подъем.

9.Первая королевская династия во Франкском государстве, родоночальником которой явился франкский вождь Меровей.

10.В готической архитектуре: наружная косая арка, передающая тяжесть свода на опорные столбы.

11.В готической архитектуре: мощный наружный столб.

12.В готической архитектуре: ребро столба или арки, расположенное внутри здания и принимающее на себя тяжесть свода.

 

АРКБУТАНЫ

ВИТРАЖ

ГОТИКА

КОНТРФОРСЫ

ПФАЛЬЦ

БУРГ

ЗАМОК

ПАЛАС

МИНИАТЮРА

ДОНЖОН

РОМАНИКА

Св.Софии

Меровинги

Каролинги

НЕРВЮРЫ


Кроссворд «Средневековое искусство»

         
                                       
                   
                               
                     
                                 
                   
                   
                                 
                     
                           
         
                   
                     
                 
                       
                         
                 
                               
           
                             
       
                                             

 

 

Тема 10 Искусство эпохи Возрождения.

 

 

Возрождение (Ренессанс, франц.) – переходная эпоха от культуры ср.веков к культуре нового времени (Зап. и Центр. Европа, 14-16вв.)

 

Основные черты эпохи В.

1. Гуманистическое мировоззрение (гуманизм, от лат. homo-чел.) - человечность в общест. деят-ти, в отношении к людям;

в центре Г.М. – ЧЕЛОВЕК, венец творения природы.

2. Светский характер.

3. Обращение к античной культуре.

 

 

Гл.тема - человек, его мир, его жизнь.

Идеал - гармоничная, свободная, творческая личность.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.