Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иконоборцы Иконопочитатели






(божество невозможно изобразить; (бога и святых можно и должно уничтожение изображений святых, изображать, т.к. изображение создание светской живописи, т.е. – отражение божественного, пейзаж, здания, птицы, животные) идеального образа, т.н.«архетипа»)

 

Победа иконопочитателей

 

строгая регламентация художественного творчества:

связь с архитектурой храма, создание «архетипа» -

постоянной иконографической схемы

(в куполе – Иисус Христос в образе Вседержителя-Пантократора,

на барабане – пророки или апостолы, на парусах – евангелисты,

в апсиде – Богоматерь Оранта, на западной стене – «Страшный суд»)

 

Общие принципы живописи: декоративность (изящный рисунок + изысканная цветовая гамма, утонченность, тщательность); строгость и одухотворенность образов; затаенная человечность (особенно в иконах).

Изобразительные приемы: большая графичность, линия и замкнутый контур; в мозаике – ровные линии из кубиков смальты (зеленые, розовые, желтые) от пейзажа – к одноцветному фону, от объема – к плоскому изображению.

1. Монументальная живопись – мозаики собора Святой Софии в Константинополе.

a. Христос, Богоматерь и Иоанн Креститель (смальта – как мазок живописца, плавность, мягкость, оттенки цвета).

b. Христос между имп. Константином и имп. Зоей (идея преемственности власти).

2. Станковая живопись - ИКОНЫ (от энкаустики – к темперной живописи).

a. «Владимирская Богоматерь» - лирический тип иконы богоматери Елеусы («Умиление»); одухотворенность, человечность (грусть матери за судьбу ребенка).

b. «Григорий Чудотворец» - строгость, благородство; удлиненные пропорции, бестелесность, однотонный золотой фон.

3. Книжная миниатюра – жизненность, политическая острота

свободный рисунок

(«Хлудовская псалтырь», 9 век.)

 

 


возвышенный стиль, поэтика

тонкий колорит

(«Парижская псалтырь», 10 век)

 

 


условность, ювелирная виртуозность,

схематизм.

IV. Художественные ремесла – период расцвета; признание за пределами империи; влияние на мастеров Балкан и Закавказья.

1. Резьба по слоновой кости – тонкость исполнения, верная анатомия, но некоторая схематичность, плоскостность.

а) Пластина «Коронование Христом имп. Константина VII».

б) Триптих «40 мучеников и воинов».

в) Резные ларцы (мифологическ. и светская тематика).

2. Резьба по камню – иконки, камеи, подвесные печати с изображениями святых (стеатит, сланцы, полудрагоценные камни).

3. Перегородчатые эмали (золотая пластина припаиваются тончайшие золотые полоски ячейки заполняются красочным порошком нагрев шлифовка поверхности) - чистый цвет, переливы золотого фона, золотые нити.

а) Икона «Распятие».

б) Оклады евангелий.

4. Серебряная посуда с гравировкой в стиле древних южных славян (фантастические птицы, звери, актеры, воины).

5. Керамика – посуда, покрытая однотонной глазурью (изображения птиц, зверей; эпос).

6. Миниатюрные мозаичные иконки (кусочки смальты размером с булавочную головку)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.