Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! УДК 376.02 ББК 74.30 1 страница
Подписано в печать с диапозитивов 24.04.2004. Формат 84x108/32. Гарнитура «Школьная». Бумага офсетная. Уч.-изд. л. 5, 60. Усл. печ. л. 6, 72. Тираж 3000 экз. Заказ № 2348 ISBN 5-94692-882-1 © Коллектив авторов, 2004 О Издательство «ЭКЗАМЕН», 2004 Оглавление Предисловие........................................................... 5 Глава 1. Организация коррекционно-педаго- Глава 2. Методика психолого-педагогического обследования детей третьего года жизни........ 15 Закономерности психофизического развития нормально развивающихся детей третьего года жизни............................................................ 15 Особенности развития детей третьего года жизни с органическим поражением ЦНС....... 20 Методика психолого-педагогического обследования ребенка третьего года жизни.... 23 Глава 3. Воспитание и обучение детей третьего года жизни с органическим поражением ЦНС................................................. 38 Основные направления коррекционно-педаго-гического процесса с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС........... 38 Содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей третьего года жизни с органическим поражением ЦНС........... 40 Музыкальные занятия с детьми третьего года Глава 4. Работа педагога-дефектолога с роди Литература............................................................... 107 Приложение 1. Примерная модель организации Приложение 2. Результаты первичного комплекс Приложение 3. Пример индивидуальной програм Приложение 4. Примерные конспекты музыкаль Предисловие Год от года все больше детей рождается с проблемами здоровья. В то же время педагогическая наука разработала и внедрила в практику методы комплексной реабилитации детей раннего возраста с нарушениями в развитии. Дети с нарушениями в развитии — это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого) или обусловленное органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). Среди детей с нарушениями в развитии отмечается большое количество детей с органическим поражением ЦНС, которые рано выявляются врачами-невропатолаогами и нуждаются в комплексном медико-психолого-педагогическом воздействии. Дети с органическим поражением ЦНС составляют самую представительную группу среди детей с нарушениями в развитии. У этих детей выражена интеллектуальная недостаточность, нарушены все стороны развития: моти-вационно-потребностная, социально-эмоциональная, мо-торно-двигательная, а также познавательная деятельность (восприятие, память, мышление и речь). Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех видов детской деятельности и психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности развития личности. В специализированных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с интеллектуальной недостаточностью больше всего детей дошкольного возраста с органическим поражением ЦНС. Очень важно в самом раннем возрасте у таких детей определить индивидуально-психологические особенности, затем разработать содержание коррекционно-педаго-гической работы с ними, а также оказать психологическую помощь родителям. Одной из новых организационных форм коррекцион-ной поддержки детей раннего возраста с нарушениями психофизического развития являются группы кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида либо в дошкольном учреждении комбинированного вида (Письмо Правительства Российской Федерации от 29.06.99 №129/23-16). Авторы пособия предлагают системный подход к кор-рекционно-педагогической работе с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида. Мы не зря выделили именно эту возрастную группу. Ведь в именно в 3 года начинают строиться помимо уже существующих отношений «ребенок— взрослый» отношения «ребенок—сверстники». К этому возрасту для родителей становятся очевидными проблемы в развитии малыша (не говорит, труден в поведении, не играет, не проявляет интереса к сверстникам). В методическом пособии рассказывается, как организовать коррекционно-педагогическую работу с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания; дается методика психолого-педагогического обследования; излагается содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей; показывается работа педагога-дефектолога с родителями. Авторы делятся своим опытом, но коррекционно-пе-дагогическая работа предполагает большую гибкость. Время освоения содержания строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Представленные в пособии материалы, изложенные в соответствии с основными линиями развития ребенка, помогут в разработке индивидуальной программы обучения воспитанников. Распределение материала в соответствии с основными линиями развития ребенка раннего возраста дает возможность учитывать онтогенетический принцип развития, а также индивидуальные и возрастные особенности развития каждого воспитанника при построении коррек-ционно-образовательного процесса. Это позволит сформировать ведущую деятельность (предметную), т.е. то, что своевременно не появилось у проблемного ребенка, создать основные предпосылки к возрастным психологическим новообразованиям (восприятие, наглядно-действенное мышление, потребность в общении и речь), сделать воспитательный процесс целостным, а обучение — непрерывным. Содержание индивидуальной программы разрабатывается на основе информации и анализа собранных данных, полученных в процессе психолого-педагогического обследования ребенка и в результате анализа социальных условий его воспитания (беседа с его родителями, наблюдения за характером взаимодействия матери со своим ребенком). Специалисты дают оценку «актуального» и «потенциального» уровня развития ребенка, определяют характер и степень выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений, оценивают сущность индивидуальных трудностей ребенка, определяют сферы воздействия в целях коррекции или сглаживания остроты проблемы. Методическое пособие адресовано педагогам (педаго-гам-дефектологам, музыкальным руководителям, педагогам-психологам), работающим с детьми, имеющими органическое поражение ЦНС, в условиях групп кратковременного пребывания, в центрах психического здоровья, реабилитационных центрах, а также руководителям этих дошкольных учреждений. Эта книга представляет собой обобщение и осмысление первого опыта экспериментальной работы с детьми раннего возраста с органическим поражением ЦНС, которые посещали группу кратковременного пребывания в Институте коррекционной педагогики РАО, а в дальнейшем были включены в группы дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых). Глава 1 Организация коррекционно-педагогической работы в группах кратковременного пребывания Многолетние исследования и опытно-экспериментальная работа ученых и практиков показали, что степень эффективности коррекции вторичных отклонений в развитии и формирования компенсаторных механизмов зависит от следующих факторов: • раннего выявления и раннего начала целенаправ • содержания и методов обучения и воспитания; • своевременного включения родителей в коррекци- • реализации единства требований к воспитанию и • правильных форм взаимодействия разных специа Появилась возможность создать новые организационные формы оказания коррекционной поддержки детям с нарушениями развития. При уточнении первичного нарушения и определении специфических образовательных потребностей детей (по заключению ПМПК) коррекционная поддержка организуется в группах кратковременного пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего или комбинированного вида. Цель деятельности групп кратковременного пребывания — оказание помощи детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС, а также оказание психолого-педагогической помощи их родителям. Коррекционная работа в этих группах строится на основе единства требований к воспитательному процессу в семье и дошкольном образовательном учреждении. В группах кратковременного пребывания создаются специальные условия для обеспечения чувства защищенности, где педагоги создают атмосферу психологического комфорта, формируют навыки адаптивного поведения в новых социальных условиях, способствуют появлению возрастных психологических новообразований, коррекции и предупреждению вторичных отклонений в развитии малыша. К специальным условиям относятся: адекватные способы общения взрослых с ребенком; создание предметно-развивающей среды (дидактические пособия и материалы, игрушки); материально-техническое оснащение (специальное пространство, специальное оборудование — спортивный инвентарь, стол, стульчики, видео и аудиоаппаратура и др.); разработка индивидуальных программ воспитания, обучения и развития на каждого воспитанника. Содержание индивидуальной программы состоит из двух частей. Первая часть посвящена коррекционно-развивающему обучению ребенка, вторая — работе специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога, врача-невропатолога или детского психиатра) с родителями. Разработку программы для проведения коррекци-онно-педагогической работы с ребенком необходимо начинать с психолого-педагогического обследования уровня сформированности основных линий развития: социальной (формы общения — вербальные, невербальные; способы усвоения общественного опыта — совместные действия, указательный жест, подражание, действия по образцу и словесной инструкции), физической (основные движения, развитие ручной и мелкой моторики), познавательной (сенсорное развитие, формы мышления, представления об окружающем, развитие речи, предметно-игровая деятельность, предпосылки к продуктивным видам деятельности). Содержание программы должно включать в себя задачи, методы и приемы работы с ребенком, учитывающие актуальный уровень основных линий развития ребенка и его потенциальные возможности, т. е. зону ближайшего развития. Кроме того, в программе указывается, когда и в какие виды деятельности проблемный ребенок вступает во взаимодействие сначала с одним, а затем и с группой сверстников. Работа специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога, врача) с семьей планируется после изучения характера взаимодействия матери с ребенком, а также с учетом уровня педагогической компетентности родителей, анализа условий воспитания ребенка в семье. Индивидуальная программа планируется на небольшой период — на два или три месяца и разрабатывается по следующим направлениям: •условия и правила проведения коррекционно-педа- •содержание работы (указываются задачи, методы и •виды деятельности в целях формирования положи •формы работы с родителями: консультации, обуче Комплектование групп кратковременного пребывания осуществляется по заявлению родителей и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий с учетом психофизического нарушения, имеющегося у ребенка. В группы кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (для детей с нарушением интеллекта) принимаются дети с органическим поражением ЦНС в возрасте от рождения до 7—8 лет: •дети раннего возраста (первых 2—3 лет жизни) с органическим поражением ЦНС; • дети с умственной отсталостью умеренной формы; .дети, имеющие сложную структуру нарушений; • соматически ослабленные дети с нарушением интеллекта. Состав группы может быть постоянным в течение одного учебного года, но прием в группу может проводиться в течение всего года по мере поступления заявлений от родителей и при наличии свободных мест. Обучение ребенка в группе кратковременного пребывания осуществляется 1—2 года или до его поступления в образовательное учреждение. В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования дают индивидуальные рекомендации о дальнейших формах обучения ребенка. Кратковременное пребывание детей с органическим поражением ЦНС в дошкольных образовательных учреждениях предполагает проведение занятий с ребенком различными специалистами либо ежедневно, либо несколько раз в неделю. В некоторых случаях допускается сокращение времени пребывания (при наличии тяжелой патологии, сложной структуры отклонений у воспитанника и др.) Наполняемость группы кратковременного пребывания, как правило, от 6 до 10 детей, в зависимости от возраста и степени выраженности нарушений и наличия детей со сложной структурой нарушений. К работе с воспитанниками групп кратковременного пребывания выделяется помощник воспитателя, а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал: врач-невропатолог (детский психиатр), медицинская сестра. При выделении штатных единиц на группу и необходимости введения дополнительных штатных единиц педагогического, медицинского и обслуживающего персонала можно руководствоваться Типовыми штатами дошкольных учреждений, утвержденными Приказом Министерства просвещения СССР от 31.12.71 № 103, и Нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных Учреждений, утвержденными Постановлением Министерства труда России от 21.04.93 № 88. Должностные •обязанности педагогического и обслуживающего персонала группы кратковременного пребывания опреде- ляются Тарифно-квалификационной характеристикой (требованиями) по должностям работников Государ, ственного комитета РФ по высшему образованию от 31.09.1995 года, № 463/1268. Итак, в чем же заключается коррекционно-педаго-гическая деятельность специалиста в группе кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта? Основным специалистом, проводящим коррекцион-но-педагогическую работу в группе, является учитель-дефектолог. Он изучает детей, разрабатывает индивидуальные программы обучения и воспитания детей в группе и в семье; составляет расписание занятий с воспитанниками группы; проводит коррекционные занятия с детьми; консультирует родителей по вопросам воспитания ребенка в домашних условиях; обучает родителей педагогическим приемам общения со своим ребенком. Документация учителя-дефектолога: личное дело на каждого ребенка; индивидуальные программы на каждого ребенка; результаты коррекционно-педагогичес-кой работы с каждым ребенком; итоги коррекционно-развивающего обучения в группе за учебный год; заключительные психолого-педагогические характеристики и рекомендации на каждого ребенка. Основная форма работы учителя-дефектолога в группе кратковременного пребывания — индивидуальные занятия с детьми. По возможности занятия проводятся в небольших группах (2 ребенка), в процессе формирования у детей интереса к сотрудничеству со взрослым и с другими детьми организуется совместная деятельность 3—4 детей. Продолжительность каждого занятия с одним ребенком, как правило, 1 час. В это же время оказывается психолого-педагогическая помощь и родителям. Коррекционные занятия с ребенком, как правило, проводятся учителем-дефектологом два раза в неделю, но при необходимости и по желанию родителей — чаще (через день, каждый день) или реже (один раз в неделю, один раз в две недели). Кроме того, с ребен- ком и с родителями занимается педагог-психолог, музыкальный педагог, инструктор по физической культуре. Если семья живет далеко от учреждения (например, в другом городе), то родители могут приезжать с ребенком два-четыре раза в год на одну-две недели и посещать коррекционные занятия ежедневно. Содержание образовательного процесса в группе определяется программой дошкольного обучения и индивидуальными особенностями воспитанников (возраст, структура и степень нарушения, уровень психофизического развития). Педагог-психолог группы изучает особенности эмоционально-личностного развития каждого воспитанника группы, участвует в составлении индивидуальных коррекционных программ обучения и воспитания ребенка; консультирует родителей по вопросам воспитания ребенка в семье, соблюдения единых требований к нему, осуществляет преемственность в работе дошкольного учреждения и семьи; оказывает психологическую помощь матери в дошкольном учреждении, а при необходимости и в семье; ведет документацию (карта психологического обследования ребенка; журнал планирования и учета занятий); составляет планы работы с семьей ребенка; готовит отчет о результатах психологической работы за год. Музыкальный педагог принимает участие в изучении воспитанников и составлении индивидуальных коррекционных программ развития на каждого ребенка; проводит индивидуальные занятия с детьми и занятия с небольшой группой, организует праздники. Совместно с другими специалистами консультирует родителей по вопросам использования музыкальных средств в воспитании ребенка; ведет документацию (планы занятий с воспитанниками, отчет о результатах работы за год). Инструктор по физической культуре участвует в изучении воспитанников и составлении индивидуальных коррекционных программ развития на каждого Ребенка; проводит с детьми индивидуальные и погруп-повые занятия, консультирует родителей по вопросам закаливания и физического развития ребенка, ведет документацию (планы занятий с воспитанниками, отчет о результатах работы за год). Врач-невропатолог (детский психиатр) определяет нервно-психический статус детей, при необходимости направляет на дополнительное обследование (генетическое, нейрофизиологическое и др.), назначает лечение, следит за изменениями в состоянии каждого ребенка в процессе коррекционного воздействия, осуществляет консультирование родителей. Медицинская сестра обеспечивает медицинский контроль за состоянием здоровья детей группы и выполняет медицинские процедуры в соответствии с назначениями врача; осуществляет тесное взаимодействие дошкольного учреждения с детской поликлиникой. Помощник воспитателя отвечает за соблюдение санитарно-гигиенических норм, убирает помещение. Воспитатель участвует в организации коллективной деятельности детей, занимает ребенка в то время, когда учитель-дефектолог или другие специалисты консультирует родителей. Г лава 2 Методика психолого-педагогического обследования детей третьего года жизни Дети поступают в группу кратковременного пребывания по заключению психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) с диагнозом «органическое поражение ЦНС». Психолого-педагогическое обследование ребенка является начальным этапом в системном подходе к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию. Обследование ребенка, поступившего в группу кратковременного пребывания, проводится педагогом-дефектологом в целях разработки индивидуальной коррекционно-развивающей программы обучения и воспитания. Использование представленной методики обследования ребенка третьего года жизни позволяет выявить индивидуальный уровень основных линий его развития и разработать конкретное содержание коррекционно-педагогической работы с ним. Чтобы понять принцип отбора заданий для обследования, необходимо рассмотреть психолого-педагогическую характеристику нормально развивающихся детей третьего года жизни. Закономерности психофизического развития нормально развивающихся детей третьего года жизни Нормально развивающийся ребенок третьего года Жизни особенно восприимчив к педагогическим воз-действиям. Именно в этот период жизни он продолжает активно общаться. Общение связано с предметными действиями, и оно становится не только эмо- циональным, но и речевым. Главное в раннем возрасте — это усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и развитие речи. В соответствии с положениями современной концепции воспитания детей, раннего и дошкольного возраста развитие ребенка происходит в деятельности по основным линиям развития: социальное, физическое, познавательное, и эстетическое. Социальное развитие ребенка происходит в резуль- тате взаимодействия и общения ребенка со взрослым и со сверстниками, формирования его представлений о себе, приобретения определенной самостоятельности. Ситуативно-деловое общение со взрослым становится формой и средством организации предметной деятельности ребенка раннего возраста — ведущей деятельности на этом этапе, связанной с овладением общепринятыми способами действий с предметами. В совместной деятельности ребенок выступает на равных правах как соучастник действия, как личность. В раннем детстве общение представляет собой ситуацию совместной деятельности. В этом возрасте ребенок пользуется следующими средствами: экспрессивно-мимическими — улыбкой, взглядом, мимикой, выразительными движениями рук и тела, вокализациями и т.д.; предметно-действенными — произвольно употребляемыми усвоенными движениями (позы, удаления, вручение предметов, отталкивание от себя взрослого и т. п.); речевыми средствами общения — высказываниями, вопросами, ответами. Основные средства общения детей третьего года жизни — предметно-действенные операции. Совместная деятельность служит той основой, на которой вырастает речевое взаимодействие ребенка со взрослым. Возникновение активной речи у ребенка зависит от того, поднимается ли он на уровень предложенного взрослым специфического делового сотрудничества. В раннем детстве у ребенка господствует глобально-подражательное отношение к взрослому, где взрослый выполняет функцию образца для подражания, руководителя, контролера, эксперта по оценке знаний и умений. В совместной деятельности с ребенком взрослый выполняет сразу несколько функций: во-первых, раскрывает ре- бенку смысл действий с предметом; во-вторых, организует действия и движения ребенка, передает ему технические приемы осуществления действий; в-третьих, через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребенком. На этом этапе резко возрастает стремление ребенка к самостоятельности, что обуславливает кризис трех лет. Его симптомы — упрямство, негативизм, протест против близких родственников, главные изменения в этот период сосредоточены вокруг «я». Психологическим новообразованием кризиса трех лет является возникновение так называемой «системы я»; появление личного действия и чувства «я сам»; личностного новообразования, которое выражается в чувстве гордости за свои достижения. Расширению самостоятельности детей способствует формирование у них культурно-гигиенических навыков. Под руководством взрослого ребенок третьего года жизни постепенно осваивает культурно-гигиенические навыки (прием пищи, умывание, одевание, пользование туалетом). Третий год жизни — период интенсивного физического развития. Если основные движения ребенка на втором году жизни несовершенны, что объясняется слабостью мышц, недостаточной координацией движений и т. д., то на третьем году жизни движения становятся более целенаправленными. Значительно улучшается двигательная координация — развивается согласованность движений рук и ног. Со стороны взрослых возрастают требования к уже сформированным движениям ребенка, а число различных видов движений, которыми ребенок должен овладевать, увеличивается. Так, если детей двух — двух с половиной лет учат ходить по прямой дорожке, по наклонной доске и т.п., то дети двух половиной — трех лет учатся ходить по извилистой тропинке, начерченной на полу линиями. Со второй половины третьего года ребенок овладевает прыжками и бегом. Особенно важно на этом возрастном этапе совершенствовать движения кистей и пальцев рук ребенка. Это стимулирует речевой центр и артикуляционный аппарат. Познавательное развитие ребенка связано с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем мире. Под влиянием предметной деятельности, общения развиваются все психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, речь, но центральное место при этом занимает восприятие. Наибольшее влияние на развитие восприятия, мышления и речи оказывают соотносящие и орудийные действия. Соотносящие действия — это действия, в которых нужно совместить два предмета или две части предмета, учитывая свойства и качества обеих частей. При сборке пирамидок, башенок, складывании матрешек у ребенка формируются внешние ориентировочные действия: малыш методом проб и ошибок добивается правильного практического результата. Внешние ориентировочные действия складываются у ребенка при овладении и орудийными действиями. Орудийные действия — это действия, в которых один предмет — орудие — употребляется для воздействия на другие предметы. Ребенок в ходе обучения использует только самые элементарные предметы-орудия: ложку, чашку, сачок, лопатку, совочек, карандаш и т. д. При этом важно, что он усваивает принцип использования этих предметов, что дает ему возможность перейти к самостоятельному их употреблению в качестве простейших орудий (например, достать палкой далеко укатившийся предмет). В процессе соотнесения, сравнения свойств и качеств предметов при помощи внешних ориентировочных действий ребенок переходит к новым типам, ориентировочных действий: практическому примериванию и зрительному соотнесению. Накопление образов-представлений о свойствах и качествах предметов зависит от того, в какой мере ребенок в своих предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего познавательного развития ребенка раннего возраста, с другой — имеет самостоятельное значение. Главная задача сенсорного воспитания детей третьего года — научить их выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать знания о цвете, форме и об отношениях между яйми. Для сенсорного развития ребенка важно, чтобы ой мог учитывать свойства предметов в практической деятельности и умел находить определенные предметы по просьбе взрослого. Мышление ребенка раннего возраста — наглядно-действенное, т. е., выполняя действия с предметами, направленные на достижение цели, и видя результаты своих усилий, ребенок решает стоящую перед ним практическую задачу. Мышление, более чем другие формы психической деятельности, связано у него с активностью. Осваивая орудийные действия, он выделяет в предметах наиболее существенные и общие признаки, что учит его делать обобщения. Объединение предметов по их назначению возникает в действии, а затем закрепляется в слове. Способ действия объективно является для ребенка раннего возраста тем обобщенным знанием, которое по своему значению для его умственной деятельности эквивалентно роли содержательного понятия в познавательном развитии школьника. На третьем году жизни продолжает интенсивно развиваться речь ребенка. В возрасте двух-трех лет он активно овладевает словарем, усваивает грамматический строй речи. В этот возрастной период происходит интенсивное развитие функций речи (фиксирующей, сопровождающей, регулирующей). У ребенка, овладевшего речью, появляется произвольное поведение. Речь взрослых становится важным средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью. Уже в конце второго года жизни ребенок может выполнять простые указания взрослого — отнести, взять, положить какой-нибудь предмет. Это можно рассматривать как простейший вид произвольного поведения, которое опосредованно речью и осознанно.
|