Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • УДК 376.02 ББК 74.30 1 страница






    Подписано в печать с диапозитивов 24.04.2004.

    Формат 84x108/32. Гарнитура «Школьная». Бумага офсетная.

    Уч.-изд. л. 5, 60. Усл. печ. л. 6, 72. Тираж 3000 экз. Заказ № 2348

    ISBN 5-94692-882-1

    © Коллектив авторов, 2004

    О Издательство «ЭКЗАМЕН», 2004


    Оглавление

    Предисловие........................................................... 5

    Глава 1. Организация коррекционно-педаго-
    гической работы в группах кратковременного
    пребывания........................................................ 8

    Глава 2. Методика психолого-педагогического

    обследования детей третьего года жизни........ 15

    Закономерности психофизического развития нормально развивающихся детей третьего

    года жизни............................................................ 15

    Особенности развития детей третьего года

    жизни с органическим поражением ЦНС....... 20

    Методика психолого-педагогического обследования ребенка третьего года жизни.... 23

    Глава 3. Воспитание и обучение детей третьего года жизни с органическим

    поражением ЦНС................................................. 38

    Основные направления коррекционно-педаго-гического процесса с детьми третьего года

    жизни с органическим поражением ЦНС........... 38

    Содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей третьего года

    жизни с органическим поражением ЦНС........... 40

    Музыкальные занятия с детьми третьего года
    жизни с органическим поражением ЦНС........... 66

    Глава 4. Работа педагога-дефектолога с роди­
    телями в группах кратковременного
    пребывания........................................................ 81

    Литература............................................................... 107


    Приложение 1. Примерная модель организации
    помощи детям с органическим поражением
    ЦНС в группах кратковременного пребы­
    вания.................................................................. 109

    Приложение 2. Результаты первичного комплекс­
    ного психолого-педагогического обследования
    детей третьего года жизни................................... 109

    Приложение 3. Пример индивидуальной програм­
    мы развития ребенка раннего возраста с органи­
    ческим поражением центральной нервной
    системы............................................................. 111

    Приложение 4. Примерные конспекты музыкаль­
    ных занятий.......................................................... 116


    Предисловие

    Год от года все больше детей рождается с проблемами здоровья. В то же время педагогическая наука разработа­ла и внедрила в практику методы комплексной реабили­тации детей раннего возраста с нарушениями в развитии.

    Дети с нарушениями в развитии — это дети, имею­щие отставание (искажение) в психофизическом разви­тии вследствие нарушения деятельности одного или не­скольких анализаторов (зрительного, слухового, двига­тельного, речевого) или обусловленное органическим по­ражением центральной нервной системы (ЦНС). Среди детей с нарушениями в развитии отмечается большое количество детей с органическим поражением ЦНС, ко­торые рано выявляются врачами-невропатолаогами и нуждаются в комплексном медико-психолого-педагоги­ческом воздействии.

    Дети с органическим поражением ЦНС составляют са­мую представительную группу среди детей с нарушения­ми в развитии. У этих детей выражена интеллектуальная недостаточность, нарушены все стороны развития: моти-вационно-потребностная, социально-эмоциональная, мо-торно-двигательная, а также познавательная деятельность (восприятие, память, мышление и речь). Последствия по­ражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникно­вения и качественном своеобразии всех видов детской де­ятельности и психологических новообразований и, глав­ное, в неравномерности, нарушении целостности разви­тия личности.

    В специализированных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с интел­лектуальной недостаточностью больше всего детей дош­кольного возраста с органическим поражением ЦНС.


    Очень важно в самом раннем возрасте у таких детей определить индивидуально-психологические особеннос­ти, затем разработать содержание коррекционно-педаго-гической работы с ними, а также оказать психологичес­кую помощь родителям.

    Одной из новых организационных форм коррекцион-ной поддержки детей раннего возраста с нарушениями психофизического развития являются группы кратков­ременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида либо в дошкольном учреждении комбинированного вида (Письмо Правитель­ства Российской Федерации от 29.06.99 №129/23-16).

    Авторы пособия предлагают системный подход к кор-рекционно-педагогической работе с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания в дошкольных об­разовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида. Мы не зря выделили именно эту возрастную группу. Ведь в именно в 3 года начинают строи­ться помимо уже существующих отношений «ребенок— взрослый» отношения «ребенок—сверстники». К этому возрасту для родителей становятся очевидными пробле­мы в развитии малыша (не говорит, труден в поведении, не играет, не проявляет интереса к сверстникам).

    В методическом пособии рассказывается, как органи­зовать коррекционно-педагогическую работу с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания; дается методика психолого-педагогического обследования; из­лагается содержание коррекционно-развивающего обуче­ния и воспитания детей; показывается работа педагога-дефектолога с родителями.

    Авторы делятся своим опытом, но коррекционно-пе-дагогическая работа предполагает большую гибкость. Время освоения содержания строго индивидуально и за­висит от целого комплекса причин, определяющих струк­туру нарушения у конкретного ребенка. Представленные в пособии материалы, изложенные в соответствии с ос­новными линиями развития ребенка, помогут в разработ­ке индивидуальной программы обучения воспитанников.

    Распределение материала в соответствии с основны­ми линиями развития ребенка раннего возраста дает воз­можность учитывать онтогенетический принцип разви­тия, а также индивидуальные и возрастные особенности


    развития каждого воспитанника при построении коррек-ционно-образовательного процесса. Это позволит сформи­ровать ведущую деятельность (предметную), т.е. то, что своевременно не появилось у проблемного ребенка, со­здать основные предпосылки к возрастным психологи­ческим новообразованиям (восприятие, наглядно-дей­ственное мышление, потребность в общении и речь), сде­лать воспитательный процесс целостным, а обучение — непрерывным.

    Содержание индивидуальной программы разрабаты­вается на основе информации и анализа собранных дан­ных, полученных в процессе психолого-педагогического обследования ребенка и в результате анализа социальных условий его воспитания (беседа с его родителями, наблю­дения за характером взаимодействия матери со своим ре­бенком). Специалисты дают оценку «актуального» и «по­тенциального» уровня развития ребенка, определяют ха­рактер и степень выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений, оценивают сущность индивидуальных трудностей ребенка, определяют сферы воздействия в целях коррекции или сглаживания остро­ты проблемы.

    Методическое пособие адресовано педагогам (педаго-гам-дефектологам, музыкальным руководителям, педа­гогам-психологам), работающим с детьми, имеющими органическое поражение ЦНС, в условиях групп крат­ковременного пребывания, в центрах психического здо­ровья, реабилитационных центрах, а также руководите­лям этих дошкольных учреждений.

    Эта книга представляет собой обобщение и осмысление первого опыта экспериментальной работы с детьми ран­него возраста с органическим поражением ЦНС, которые посещали группу кратковременного пребывания в Инсти­туте коррекционной педагогики РАО, а в дальнейшем были включены в группы дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с наруше­нием интеллекта (умственно отсталых).


    Глава 1

    Организация

    коррекционно-педагогической работы в группах кратковременного пребывания

    Многолетние исследования и опытно-эксперимен­тальная работа ученых и практиков показали, что сте­пень эффективности коррекции вторичных отклоне­ний в развитии и формирования компенсаторных ме­ханизмов зависит от следующих факторов:

    • раннего выявления и раннего начала целенаправ­
    ленной коррекционно-педагогической работы;

    • содержания и методов обучения и воспитания;

    • своевременного включения родителей в коррекци-
    онно-педагогический процесс;

    • реализации единства требований к воспитанию и
    обучению ребенка в семье и дошкольном образова­
    тельном учреждении;

    • правильных форм взаимодействия разных специа­
    листов, участвующих в комплексной реабилитации
    ребенка с нарушениями в развитии.

    Появилась возможность создать новые организаци­онные формы оказания коррекционной поддержки детям с нарушениями развития.

    При уточнении первичного нарушения и определе­нии специфических образовательных потребностей де­тей (по заключению ПМПК) коррекционная поддерж­ка организуется в группах кратковременного пребы­вания ребенка в дошкольном образовательном учреж­дении компенсирующего или комбинированного вида.

    Цель деятельности групп кратковременного пре­бывания — оказание помощи детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС, а также оказание психолого-педагогической помощи их родителям.


    Коррекционная работа в этих группах строится на основе единства требований к воспитательному про­цессу в семье и дошкольном образовательном учреж­дении.

    В группах кратковременного пребывания создают­ся специальные условия для обеспечения чувства за­щищенности, где педагоги создают атмосферу психо­логического комфорта, формируют навыки адаптив­ного поведения в новых социальных условиях, способ­ствуют появлению возрастных психологических ново­образований, коррекции и предупреждению вторич­ных отклонений в развитии малыша. К специальным условиям относятся: адекватные способы общения взрослых с ребенком; создание предметно-развиваю­щей среды (дидактические пособия и материалы, игрушки); материально-техническое оснащение (спе­циальное пространство, специальное оборудование — спортивный инвентарь, стол, стульчики, видео и аудиоаппаратура и др.); разработка индивидуальных программ воспитания, обучения и развития на каждо­го воспитанника.

    Содержание индивидуальной программы состоит из двух частей. Первая часть посвящена коррекционно-развивающему обучению ребенка, вторая — работе специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психо­лога, музыкального педагога, врача-невропатолога или детского психиатра) с родителями.

    Разработку программы для проведения коррекци-онно-педагогической работы с ребенком необходимо начинать с психолого-педагогического обследования уровня сформированности основных линий развития: социальной (формы общения — вербальные, невербаль­ные; способы усвоения общественного опыта — совме­стные действия, указательный жест, подражание, дей­ствия по образцу и словесной инструкции), физичес­кой (основные движения, развитие ручной и мелкой моторики), познавательной (сенсорное развитие, фор­мы мышления, представления об окружающем, раз­витие речи, предметно-игровая деятельность, предпо­сылки к продуктивным видам деятельности). Содер­жание программы должно включать в себя задачи, методы и приемы работы с ребенком, учитывающие


    актуальный уровень основных линий развития ребен­ка и его потенциальные возможности, т. е. зону бли­жайшего развития. Кроме того, в программе указыва­ется, когда и в какие виды деятельности проблемный ребенок вступает во взаимодействие сначала с одним, а затем и с группой сверстников.

    Работа специалистов (педагога-дефектолога, педа­гога-психолога, музыкального педагога, врача) с семь­ей планируется после изучения характера взаимодей­ствия матери с ребенком, а также с учетом уровня пе­дагогической компетентности родителей, анализа ус­ловий воспитания ребенка в семье. Индивидуальная программа планируется на небольшой период — на два или три месяца и разрабатывается по следующим на­правлениям:

    •условия и правила проведения коррекционно-педа-
    гогической работы с ребенком в семье;

    •содержание работы (указываются задачи, методы и
    приемы) с ребенком по основным линиям его раз­
    вития;

    •виды деятельности в целях формирования положи­
    тельных форм взаимодействия с другими детьми;

    •формы работы с родителями: консультации, обуче­
    ние матери путем наблюдения за работой педагога-
    дефектолога с ребенком; лекции с указанием тем,
    места и времени их проведения; участие в коллек­
    тивном обсуждении проблем воспитания детей в
    семье.

    Комплектование групп кратковременного пребыва­ния осуществляется по заявлению родителей и на ос­новании заключения психолого-педагогической и ме­дико-педагогической комиссий с учетом психофизи­ческого нарушения, имеющегося у ребенка.

    В группы кратковременного пребывания дошколь­ного образовательного учреждения компенсирующего вида (для детей с нарушением интеллекта) принима­ются дети с органическим поражением ЦНС в возрас­те от рождения до 7—8 лет:

    •дети раннего возраста (первых 2—3 лет жизни) с

    органическим поражением ЦНС; • дети с умственной отсталостью умеренной формы;


    .дети, имеющие сложную структуру нарушений; • соматически ослабленные дети с нарушением интел­лекта.

    Состав группы может быть постоянным в течение одного учебного года, но прием в группу может прово­диться в течение всего года по мере поступления заяв­лений от родителей и при наличии свободных мест.

    Обучение ребенка в группе кратковременного пре­бывания осуществляется 1—2 года или до его поступ­ления в образовательное учреждение.

    В конце каждого года обучения психолого-педаго­гическая и медико-педагогическая комиссии по ре­зультатам обследования дают индивидуальные реко­мендации о дальнейших формах обучения ребенка.

    Кратковременное пребывание детей с органическим поражением ЦНС в дошкольных образовательных уч­реждениях предполагает проведение занятий с ребен­ком различными специалистами либо ежедневно, либо несколько раз в неделю. В некоторых случаях допус­кается сокращение времени пребывания (при нали­чии тяжелой патологии, сложной структуры отклоне­ний у воспитанника и др.)

    Наполняемость группы кратковременного пребыва­ния, как правило, от 6 до 10 детей, в зависимости от возраста и степени выраженности нарушений и нали­чия детей со сложной структурой нарушений. К работе с воспитанниками групп кратковременного пребывания выделяется помощник воспитателя, а также необходи­мый медицинский и обслуживающий персонал: врач-невропатолог (детский психиатр), медицинская сестра.

    При выделении штатных единиц на группу и необ­ходимости введения дополнительных штатных единиц педагогического, медицинского и обслуживающего персонала можно руководствоваться Типовыми шта­тами дошкольных учреждений, утвержденными При­казом Министерства просвещения СССР от 31.12.71 № 103, и Нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных Учреждений, утвержденными Постановлением Мини­стерства труда России от 21.04.93 № 88. Должностные •обязанности педагогического и обслуживающего пер­сонала группы кратковременного пребывания опреде-


    ляются Тарифно-квалификационной характеристикой (требованиями) по должностям работников Государ, ственного комитета РФ по высшему образованию от 31.09.1995 года, № 463/1268.

    Итак, в чем же заключается коррекционно-педаго-гическая деятельность специалиста в группе кратко­временного пребывания в дошкольных образователь­ных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта?

    Основным специалистом, проводящим коррекцион-но-педагогическую работу в группе, является учитель-дефектолог. Он изучает детей, разрабатывает индиви­дуальные программы обучения и воспитания детей в группе и в семье; составляет расписание занятий с вос­питанниками группы; проводит коррекционные заня­тия с детьми; консультирует родителей по вопросам воспитания ребенка в домашних условиях; обучает ро­дителей педагогическим приемам общения со своим ребенком.

    Документация учителя-дефектолога: личное дело на каждого ребенка; индивидуальные программы на каж­дого ребенка; результаты коррекционно-педагогичес-кой работы с каждым ребенком; итоги коррекционно-развивающего обучения в группе за учебный год; зак­лючительные психолого-педагогические характерис­тики и рекомендации на каждого ребенка.

    Основная форма работы учителя-дефектолога в группе кратковременного пребывания — индивидуаль­ные занятия с детьми. По возможности занятия про­водятся в небольших группах (2 ребенка), в процессе формирования у детей интереса к сотрудничеству со взрослым и с другими детьми организуется совмест­ная деятельность 3—4 детей.

    Продолжительность каждого занятия с одним ре­бенком, как правило, 1 час. В это же время оказыва­ется психолого-педагогическая помощь и родителям. Коррекционные занятия с ребенком, как правило, проводятся учителем-дефектологом два раза в неде­лю, но при необходимости и по желанию родителей — чаще (через день, каждый день) или реже (один раз в неделю, один раз в две недели). Кроме того, с ребен-


    ком и с родителями занимается педагог-психолог, му­зыкальный педагог, инструктор по физической куль­туре.

    Если семья живет далеко от учреждения (например, в другом городе), то родители могут приезжать с ре­бенком два-четыре раза в год на одну-две недели и по­сещать коррекционные занятия ежедневно.

    Содержание образовательного процесса в группе оп­ределяется программой дошкольного обучения и ин­дивидуальными особенностями воспитанников (воз­раст, структура и степень нарушения, уровень психо­физического развития).

    Педагог-психолог группы изучает особенности эмо­ционально-личностного развития каждого воспитан­ника группы, участвует в составлении индивидуаль­ных коррекционных программ обучения и воспитания ребенка; консультирует родителей по вопросам воспи­тания ребенка в семье, соблюдения единых требований к нему, осуществляет преемственность в работе дош­кольного учреждения и семьи; оказывает психологи­ческую помощь матери в дошкольном учреждении, а при необходимости и в семье; ведет документацию (карта психологического обследования ребенка; жур­нал планирования и учета занятий); составляет пла­ны работы с семьей ребенка; готовит отчет о результа­тах психологической работы за год.

    Музыкальный педагог принимает участие в изуче­нии воспитанников и составлении индивидуальных коррекционных программ развития на каждого ребен­ка; проводит индивидуальные занятия с детьми и за­нятия с небольшой группой, организует праздники. Совместно с другими специалистами консультирует родителей по вопросам использования музыкальных средств в воспитании ребенка; ведет документацию (планы занятий с воспитанниками, отчет о результа­тах работы за год).

    Инструктор по физической культуре участвует в изучении воспитанников и составлении индивидуаль­ных коррекционных программ развития на каждого Ребенка; проводит с детьми индивидуальные и погруп-повые занятия, консультирует родителей по вопросам


    закаливания и физического развития ребенка, ведет документацию (планы занятий с воспитанниками, от­чет о результатах работы за год).

    Врач-невропатолог (детский психиатр) определя­ет нервно-психический статус детей, при необходимо­сти направляет на дополнительное обследование (ге­нетическое, нейрофизиологическое и др.), назначает лечение, следит за изменениями в состоянии каждого ребенка в процессе коррекционного воздействия, осу­ществляет консультирование родителей.

    Медицинская сестра обеспечивает медицинский контроль за состоянием здоровья детей группы и вы­полняет медицинские процедуры в соответствии с на­значениями врача; осуществляет тесное взаимодей­ствие дошкольного учреждения с детской поликлини­кой.

    Помощник воспитателя отвечает за соблюдение са­нитарно-гигиенических норм, убирает помещение.

    Воспитатель участвует в организации коллектив­ной деятельности детей, занимает ребенка в то время, когда учитель-дефектолог или другие специалисты консультирует родителей.


    Г лава 2

    Методика психолого-педагогического обследования детей третьего года жизни

    Дети поступают в группу кратковременного пребы­вания по заключению психолого-медико-педагогичес­кой консультации (ПМПК) с диагнозом «органическое поражение ЦНС». Психолого-педагогическое обследо­вание ребенка является начальным этапом в систем­ном подходе к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию. Обследование ребенка, поступившего в группу кратковременного пребывания, проводится педагогом-дефектологом в целях разработки индиви­дуальной коррекционно-развивающей программы обу­чения и воспитания.

    Использование представленной методики обследова­ния ребенка третьего года жизни позволяет выявить индивидуальный уровень основных линий его развития и разработать конкретное содержание коррекционно-педагогической работы с ним. Чтобы понять принцип отбора заданий для обследования, необходимо рассмот­реть психолого-педагогическую характеристику нор­мально развивающихся детей третьего года жизни.

    Закономерности психофизического развития нормально развивающихся детей третьего года жизни

    Нормально развивающийся ребенок третьего года Жизни особенно восприимчив к педагогическим воз-действиям. Именно в этот период жизни он продол­жает активно общаться. Общение связано с предмет­ными действиями, и оно становится не только эмо-


    циональным, но и речевым. Главное в раннем возрас­те — это усвоение общественно выработанных спосо­бов действий с предметами и развитие речи.

    В соответствии с положениями современной концеп­ции воспитания детей, раннего и дошкольного возрас­та развитие ребенка происходит в деятельности по ос­новным линиям развития: социальное, физическое, познавательное, и эстетическое.

    Социальное развитие ребенка происходит в резуль- тате взаимодействия и общения ребенка со взрослым и со сверстниками, формирования его представлений о себе, приобретения определенной самостоятельности.

    Ситуативно-деловое общение со взрослым становит­ся формой и средством организации предметной дея­тельности ребенка раннего возраста — ведущей дея­тельности на этом этапе, связанной с овладением об­щепринятыми способами действий с предметами.

    В совместной деятельности ребенок выступает на равных правах как соучастник действия, как личность. В раннем детстве общение представляет собой ситуа­цию совместной деятельности. В этом возрасте ребе­нок пользуется следующими средствами: экспрессив­но-мимическими — улыбкой, взглядом, мимикой, выразительными движениями рук и тела, вокализа­циями и т.д.; предметно-действенными — произволь­но употребляемыми усвоенными движениями (позы, удаления, вручение предметов, отталкивание от себя взрослого и т. п.); речевыми средствами общения — высказываниями, вопросами, ответами. Основные средства общения детей третьего года жизни — пред­метно-действенные операции. Совместная деятель­ность служит той основой, на которой вырастает рече­вое взаимодействие ребенка со взрослым. Возникно­вение активной речи у ребенка зависит от того, подни­мается ли он на уровень предложенного взрослым спе­цифического делового сотрудничества. В раннем дет­стве у ребенка господствует глобально-подражательное отношение к взрослому, где взрослый выполняет фун­кцию образца для подражания, руководителя, конт­ролера, эксперта по оценке знаний и умений. В совме­стной деятельности с ребенком взрослый выполняет сразу несколько функций: во-первых, раскрывает ре-


    бенку смысл действий с предметом; во-вторых, орга­низует действия и движения ребенка, передает ему тех­нические приемы осуществления действий; в-третьих, через поощрения и порицания контролирует ход вы­полнения действий ребенком.

    На этом этапе резко возрастает стремление ребенка к самостоятельности, что обуславливает кризис трех лет. Его симптомы — упрямство, негативизм, протест против близких родственников, главные изменения в этот период сосредоточены вокруг «я». Психологичес­ким новообразованием кризиса трех лет является воз­никновение так называемой «системы я»; появление личного действия и чувства «я сам»; личностного но­вообразования, которое выражается в чувстве гордос­ти за свои достижения.

    Расширению самостоятельности детей способству­ет формирование у них культурно-гигиенических на­выков. Под руководством взрослого ребенок третьего года жизни постепенно осваивает культурно-гигиени­ческие навыки (прием пищи, умывание, одевание, пользование туалетом).

    Третий год жизни — период интенсивного физичес­кого развития. Если основные движения ребенка на втором году жизни несовершенны, что объясняется слабостью мышц, недостаточной координацией движе­ний и т. д., то на третьем году жизни движения стано­вятся более целенаправленными. Значительно улучша­ется двигательная координация — развивается согла­сованность движений рук и ног. Со стороны взрослых возрастают требования к уже сформированным движе­ниям ребенка, а число различных видов движений, которыми ребенок должен овладевать, увеличивается. Так, если детей двух — двух с половиной лет учат хо­дить по прямой дорожке, по наклонной доске и т.п., то дети двух половиной — трех лет учатся ходить по извилистой тропинке, начерченной на полу линиями. Со второй половины третьего года ребенок овладевает прыжками и бегом.

    Особенно важно на этом возрастном этапе совершен­ствовать движения кистей и пальцев рук ребенка. Это стимулирует речевой центр и артикуляционный аппа­рат.


    Познавательное развитие ребенка связано с его практической деятельностью и с ориентировкой в ок­ружающем мире. Под влиянием предметной деятель­ности, общения развиваются все психические процес­сы: восприятие, память, мышление, внимание, речь, но центральное место при этом занимает восприятие. Наибольшее влияние на развитие восприятия, мыш­ления и речи оказывают соотносящие и орудийные действия. Соотносящие действия — это действия, в ко­торых нужно совместить два предмета или две части предмета, учитывая свойства и качества обеих частей. При сборке пирамидок, башенок, складывании матре­шек у ребенка формируются внешние ориентировоч­ные действия: малыш методом проб и ошибок добива­ется правильного практического результата. Внешние ориентировочные действия складываются у ребенка при овладении и орудийными действиями. Орудийные действия — это действия, в которых один предмет — орудие — употребляется для воздействия на другие предметы. Ребенок в ходе обучения использует только самые элементарные предметы-орудия: ложку, чаш­ку, сачок, лопатку, совочек, карандаш и т. д. При этом важно, что он усваивает принцип использования этих предметов, что дает ему возможность перейти к само­стоятельному их употреблению в качестве простейших орудий (например, достать палкой далеко укативший­ся предмет). В процессе соотнесения, сравнения свойств и качеств предметов при помощи внешних ори­ентировочных действий ребенок переходит к новым типам, ориентировочных действий: практическому примериванию и зрительному соотнесению. Накопле­ние образов-представлений о свойствах и качествах предметов зависит от того, в какой мере ребенок в сво­их предметных действиях овладевает зрительной ори­ентировкой.

    Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего познавательного развития ребенка раннего возраста, с другой — имеет самостоятельное значение. Главная задача сенсорного воспитания де­тей третьего года — научить их выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапли­вать знания о цвете, форме и об отношениях между


    яйми. Для сенсорного развития ребенка важно, чтобы ой мог учитывать свойства предметов в практической деятельности и умел находить определенные предме­ты по просьбе взрослого.

    Мышление ребенка раннего возраста — наглядно-действенное, т. е., выполняя действия с предметами, направленные на достижение цели, и видя результа­ты своих усилий, ребенок решает стоящую перед ним практическую задачу. Мышление, более чем другие формы психической деятельности, связано у него с ак­тивностью. Осваивая орудийные действия, он выделя­ет в предметах наиболее существенные и общие при­знаки, что учит его делать обобщения. Объединение предметов по их назначению возникает в действии, а затем закрепляется в слове. Способ действия объектив­но является для ребенка раннего возраста тем обобщен­ным знанием, которое по своему значению для его умственной деятельности эквивалентно роли содержа­тельного понятия в познавательном развитии школь­ника.

    На третьем году жизни продолжает интенсивно раз­виваться речь ребенка. В возрасте двух-трех лет он активно овладевает словарем, усваивает грамматичес­кий строй речи. В этот возрастной период происходит интенсивное развитие функций речи (фиксирующей, сопровождающей, регулирующей).

    У ребенка, овладевшего речью, появляется произ­вольное поведение. Речь взрослых становится важным средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью. Уже в конце второго года жизни ребенок может выполнять простые указа­ния взрослого — отнести, взять, положить какой-ни­будь предмет. Это можно рассматривать как простей­ший вид произвольного поведения, которое опосредо­ванно речью и осознанно.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.