Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диахроническое языкознание описывает развитие языка на протяжении какого-либо отрезка времени






Языкознание – наука о человеческом языке как средстве общения, общих законах строения и функционирования языка и обо всех языках мира. Объектом языкознания является язык во всем объеме его свойств и функций, его строение, функционирование и историческое развитие.

Начало развиваться на Др. Востоке – в Месопотамии, Сирии, М. Азии и Египте, а также в Др. Индии (Панини, 5-4 вв. до н. э.), Др. Греции и Риме (Аристотель). Научное языкознание зародилось в начале 19 в. в форме общего (В. Гумбольдт) и сравнительно-исторического (Ф. Бопп, Я. Гримм, А. Х. Востоков) языкознания.

 

Современное языкознание разделяется на общее и частное.

 


Общее языкознание изучает наиболее общие свойства языка и методы его исследования, а также связи языкознания с другими областями знания.

 

Частное языкознание изучает какую-либо сторону языка или отдельный язык (группы языков). Например, русистика, японистика и т.д.


Языкознание может быть синхроническим или диахроническим.


Синхроническоеязыкознание описывает факты исследуемого языка в какой-либо конкретный момент его истории.

Диахроническое языкознание описывает развитие языка на протяжении какого-либо отрезка времени



Задачи языкознания:

Изучение…

природы и сущности языка

структуры языка

языка как целостной системы

вопроса развития языка

вопроса возникновения и развития письма

связи языкознания с другими науками

 

Классификация языков

Выбор методов исследования: сравнительно-исторический, описательный, сравнительный, квантитативный


Связь языкознания с другими науками.

1. Семиотика (общая теория знаков), т.к. язык – коммуникативная система, а семиотика исследует любые знаковые системы как средства обозначения и передачи значения.

2. Социология, т.к. язык – общественное явление (отражение на языке тех или иных общественных явлений)

3. Логика, т.к. язык неразрывно связан с мышлением.

4. Психология и физиология, т.к. речь (один из предметов языковедения, как и язык) – психофизический процесс.

5. Медицина, т.к. речь связана с высшей нервной деятельностью, её нормальной физиологией и патологией.

6. Физика (акустика) – для правильного понимания того, что из звукового континиуума язык отбирает для организации своей знаковой системы.

7. Этнография, т.к. в языкознании есть диалектология

8. Археология – изучение вымерших древних языков, их ареала, миграции.

9. География, т.к. объясняет, как те или иные географические особенности влияют на развитие языка, количество носителей.

10. Филология – основа языкознания

11. Математика как образец наук, применение в языкознании математического метода

12. Теория информации. Алгоритм: источник -> передатчик -> канал -> приемник - > получатель.

13. Кибернетика

 

2. Структура языка и его системный характер.

Основные уровни и единицы языка. Функции языковых единиц.

Структура языка – единство разнородных элементов в пределах целого.

 

Теория знака:

1. Знак должен быть материальным, т.е. должен быть доступен чувственному восприятию как любая вещь.

2. Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого они и существует, поэтому знак – член второй сигнальной системы.

3. Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, тогда как содержание вещи исчерпывается её материальной характеристикой.

4. Содержание знака определяется его различительными признаками, аналитически выделяемыми и отделяемыми от неразличительных.

5. Знак и его содержание определяется местом и ролью данного знака в данной языковой системе

Пример: ≠ ≠, НО а = А = А = а. Знак – член определенной знаковой системы.

 

«Логические исследования» Эдмунд Гуссерль:

1) всякое выражение есть знак

2) надо различать настоящие знаки (Zeichen) и «метки» или «приметы» (Anzeichen) типа крестов, начертанных мелом на домах гугенотов в Варфоломеевскую ночь, или узелков на платке, «чтобы не забыть»

3) знаки направлены на значение, тогда как метки остаются простым обозначением

4) знаковая направленность может относиться к называемому предмету – это «предметная отнесенность» (gegenstandliche Beziehung), к «выражению говорящего» (Kundgabe) и собственно к значению (Bedeutung)

5) очень важным для лингвистов является различение случаев:

а) одно значение – разные предметы, это universalia («универсалия») – общие понятия: лошадь, человек

б) один предмет – разные значения – это синонимы: глаза – очи.

 

Карл Бюлер «Теория языка» - основные функции языка:

1) функция выражения, или экспрессивная функция, когда выражается состояние говорящего, а выражающие его знаки являются симптомами (например, междометия: ай, ох и т. п.);

2) функция призыва, обращения к слушающему, или апеллятивная функция, такие знаки являются сигналами (например, окрик эй!, императив стой и т. п.) и

3) функция «представления», или репрезентативная функция, когда один другому о чем-то говорит или рассказывает, такие знаки Бюлер называет символами; эта функция является самой существенной для языка, так как благодаря ей осуществляется коммуникация.

 

25. Ленинградская фонологическая школа: особенности понимания фонемы, функции фонемы и варианта фонемы.

Основателем школы является Л. В. Щерба. Среди других её представителей — Л. Р. Зиндер, Л. В. Бондарко, М. И. Матусевич.

 

Сторонники ЛФШ полагают, что задача теории фонемы состоит в объяснении того факта, что одни звуковые различия замечаются говорящими и оцениваются ими как существенные, а другие, не меньшие с фонетической точки зрения, обычно не замечаются носителями языка.

Фонема - кратчайшая (неделимая во времени) звуковая единица языка, способная быть в нём единственным средством различения означающих морфем и слов. Определение фонемы как способной к смыслоразличению позволяет признать различными фонемами единицы, не образующие минимальной пары, однако выступающие в тождественных фонетических позициях. Указание же на смыслоразличительную функцию позволяет противопоставить фонему оттенку (варианту) фонемы как не обладающему данной функцией и обеспечить тем самым возможность выделения фонемы в потоке речи, где звуки в артикуляторно-акустическом отношении не отграничены друг от друга и лишь отнесение соседствующих звуков к разным морфемам или словам позволяет слушающему разграничить их.

Представители ЛФШ понимают фонему как «целостный артикуляционно-слуховой образ», поэтому дифференциальные признаки фонем мыслятся не как компоненты фонем (что присуще фонологической концепции Н. С. Трубецкого), а как классификационные средства для описания системы фонем. Ленинградские фонологи не склонны отождествлять дифференциальные признаки с фонетическими свойствами фонем, считая ДП абстракцией, неодинаково проявляющейся фонетически в случае разных фонем, и указывают на важность для опознания слов на слух и недифференциальных (интегральных) признаков составляющих его фонем: например, по Л. Р. Зиндеру, произнесение русск. о н а с заднеязычным [ŋ ] затруднило бы опознание данного слова, хотя переднеязычная артикуляция не является ДП для произносимого здесь в нормальном случае [n].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.