Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации к изучению основных разделов курса 1 страница






 

тема 1. Менеджмент как наука, искусство, вид деятельности и система управления.

 

1.1. Предмет и содержание науки менеджмента, ее актуальность для российской рыночной экономики.

1.2. Менеджмент как вид деятельности по выработке и реализации стратегии развития бизнеса.

1.3. Система управления бизнесом, ее место среди других систем.

1.4. Принципы системного и ситуационных подходов к управлению.

1.5. Эффект системности

1.6. Методологические основы менеджмента.

 

Менеджмент – это воздействие субъекта управления на его объект, это подготовка, принятие и реализация решений руководителя организации во всех областях деятельности организации. Эти решения действуют с помощью мотивации и профессионализма других людей и направлены на достижение главной производственной цели.

Цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, развития технико-технологической базы предприятия, а также эффективного использования кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Менеджмент как деятельность состоит из функций.

Функции управления – это определенный вид постоянно повторяющихся работ, характеризующих одну из сторон управления. Их возникновение явилось следствием разделения управленческого труда из -за постоянно возрастающей сложности управления объектами.

Существует четыре основных функций менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование – это процесс определения целей, стратегий, а также мероприятий по их достижению за определенный период времени, исходя из предположений о будущих вероятных условиях выполнения плана. Только благодаря наличию процесса планирования спонтанная (стихийная) импровизация управления превращается в научный менеджмент. Во временном горизонте планирование обслуживает стратегическое и текущее управление, поэтому на каждой стадии имеет соответствующее название.

Под стратегией управления подразумевают политику поведения организации, повышающую конкурентный статус организации, направленную на решение крупной, жизненно важной задачи её деятельности, с учетом факторов внешней среды и внутреннего потенциала организации в соответствии с принятой миссией.

Организация – это специфический вид деятельности менеджера по ресурсному обеспечению и координации функционирования внутрипроизводственных подразделений фирмы для решения стоящих перед ней задач.

Мотивация – это такое регулирование побудительных стимулов человека, при котором у него возникает желание работать так, чтобы содействовать достижению целей организации наилучшим образом.

Контроль – это соизмерение фактических результатов показателей различных направлений хозяйственной деятельности с их запланированными уровнями.

Системный подход к управлению предполагает, что система –это целостный комплекс взаимосвязанных и регулярно выполняемых действий, позволяющий результативно управлять компанией и осуществлять долгосрочный предпринимательский успех с максимальной прибылью для конкретного бизнеса за счет обеспечения конкурентоспособности продукции и коммерческого предприятия в целом.

Основные принципы системности:

1) целостность свойств системы;

2) структурность;

3) взаимосвязанность структуры и среды;

4) иерархичность;

5) множественность описания каждой подсистемы;

6) суммирование составляющих её элементов, обеспечивающее синергический эффект

Ситуационный подход к управлению основан на идее, что организационные стороны и процессы управления внутри организации не могут быть одинаково годными на все случаи жизни. Они должны строиться в зависимости от состояния и тенденций развития окружающей среды.

Процессный подход к управлению предполагает восприятие управления как деятельности менеджера, состоящей из совокупности его действий и процессов по выполнению управленческих функций. Эти процессы определяются временными и пространственными параметрами и схемами ответственности и взаимодействия с другими управленческими и производственными структурами.

 

Ссылки на основные литературные источники:

1. Анурина Т.М. Легостаева, Плахова. Основы менеджмента. М., 2009. –с.78 – 106. У921.21/О753

2. Василенко Ж. А. Менеджмент: Краткий курс. За три дня до экзамена - М., 2010. – с.6-9. У 291.21 В19

3. ГрибовВ.Д. Менеджмент - М., 2009. –с. 7. 65.291.21/Г823

4. Жуликов П.П. Основы менеджмента. М., 2008. –с. 36- 55. У291.21/Ж873

5. Иванова И.А. Менеджмент – М., 2011. – с. 3-10, 67-69. У 291.21 И209

6. КазначевскаяГ.Б. Менеджмент – М., 2008. – с.37-41. У291.21/К148

7. Комаров Е. И. Общий менеджмент – М., 2010. – с. 6-7. У 291.21 К63

8. Королев В.И. Основы менеджмента – М., 2010. – с.15-24.У 291.21 О-753

9. Лапыгин Ю.Н. Теория менеджмента – М., 2011. – с. 28-32. У291.21/Л249

10. Переверзев М.П. Менеджмент. М., 2008. –с. 12 – 39. У291.21/П27

 

Ссылки на вспомогательные литературные источники:

 

1. Бык Ф.Л., Китушин В.Г. Концептуальная модель развития и задачи менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2008 № 6 с.3-7.

2. Губарев В.В. Перспективные подходы в менеджменте// Менеджмент в России и за рубежом. 2009 № 3 с.3-16.

3. Максименко А.А. Основы аксиологической концепции менеджмента// Менеджмент в России и за рубежом. 2010 № 3 с.3-18

4. Маслов В.И. Концептуальные установки менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2007 № 1 с.3-8.

5. Тухватулина Л.Р. Российский миф о современном менеджменте// Менеджмент в России и за рубежом. 2011 № 1 с.3-12.

6. Усольцев Е.Г. Об аксиоматической базе обобщенной модели менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2009 № 1 с.3-9.

 

 

ТЕМА 2. Эволюция менеджмента.

2.1 Объективные основы возникновения менеджмента. Последний как инструмент религиозной и коммерческой деятельности.

2.2 Первые формальные системы организаций.

2.3 Основные вехи развития управления.

2.4 Отличительные признаки управления при централизованной плановой и рыночной системах управления производством.

2.5 Проблемы управления российской экономикой на макро и микро уровнях.

2.6 Школы менеджмента: «научного управления», «классическая школа», «администрирования», «человеческих отношений», «эмпирическая», «социальных систем».

2.7 Концепция рационального и стратегического управления в странах Европы, США, Японии.

2.8 Особенности подготовки менеджеров в странах Европы, Азии, США.

 

Целью изучения разных школ менеджмента является понимание того, как они развивались и какой вклад внесли в современный менеджмент.

Существует следующий состав базовых школ менеджмента с их принципами.

Основные принципы классической школы:

1) Разделение труда как специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы.

2) Единоначалие, когда работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.

3)Единство руководства, когда каждая совокупность видов деятельности, преследующая одну и ту же цель, должна иметь одного руководителя и один план.

4) Подчинение индивидуальных интересов общим, при чем интересы работника или группы работников не должны преобладать над интересами предприятия в целом.

Основные принципы школы человеческих отношений:

1) затраты физических и умственных усилий на работе столь же естественны, как в игре или на отдыхе;

2) внешний контроль и угроза наказания не является единственным средством принудить к деятельности, необходимой для достижения целей организации;

3) приверженность целям достигается главным образом при помощи поощрения, связанным с их достижением.

Основные принципы школы социальных систем:

1) человек, осуществляя свою деятельность в организации, является социально ориентированным существом, соблюдающим комплекс потребностей;

2) деятельность организации представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных отношений, где человек является одним из центральных звеньев;

3) индивид, организация и общество имеют потребности, которые не совпадают между собой.

 

Ссылки на основные литературные источники:

1. Василенко Ж. А. Менеджмент: Краткий курс. За три дня до экзамена - Ростов-на-Дону, 2010. –с.10-27. У 291.21 В19

2. Глухов В.В. Менеджмент. СПб. 2009. – с. 6 – 46. У291.21/Г554

3. Жуликов П. П. Основы менеджмента. М., 2008. –с. 17-34.У291.21/Ж873

4. Кантор В.Е. Менеджмент. М., 2009. – с.26-36. 65.291.21.я 73 к198

5. Королев В.И. Основы менеджмента - М, 2010. – с.33-59. У 291.21 О-753

6. Масленникова Н. П. Менеджмент в инновационной сфере-М., 2006.с. 18 -34. У92(Рос)21/М315

7. Николаева Т. И. Менеджмент в торговле. М., 2006. – с. 39 – 56. У42/Н632

8. Руденко А. М. Менеджмент для студентов вузов - Ростов-на-Дону, 2010. с. 4-7. У 291.21 Р83

9. Тебекин Н.В. Менеджмент организации - М., 2008. –с. 353 – 375. У291.21/Т291.

 

Ссылки на вспомогательные литературные источники:

1. Бык Ф. Л. Понятийные аспекты новой парадигмы управления// Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 5. С.3–6.

2. Решетникова К.В. Концепция управления Кароля Адамецки// Менеджмент в России и за рубежом. 2011 № 2 с.137-143

3. Толкачева Е.В. Эволюция систем управления в контексте организационного развития бизнеса // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 1. С.21 – 23.

4. Фирсанова О.В., Чупахина Ж. Н. Теоретические основы понятия «интеграция» и принципы её осуществления // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 2. С.7 – 11.

5. Хохлова Т. П. Ф. Тейлор и Г. Гантт: две даты – одна судьба// Менеджмент в России и за рубежом. 2011 № 3 с.111-116

6. Черепанова Н.В. Этическое основание российского менеджмента// Менеджмент в России и за рубежом. 2010 № 6 с.3-11

 

ТЕМА 3. Стратегический менеджмент.

 

3.1. Стратегия и ее элементы

3.2. Виды стратегий развития организации

3.3. Стадии стратегического планирования и их значение

3.4. Требование к постановке целей, оценке текущего состояния, выбору стратегии и составлению рабочего стратегического плана.

3.5. Мониторинг и непрерывная корректировка стратегического плана.

 

Целью стратегического менеджмента является использование набора правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей успешной деятельности для её органичного, последовательного приспособления к изменяющимся требованиям внешней конкурентной среды.

СТРАТЕГИЯ разрабатывается на основе анализа сильных и слабых сторон организации, а также определения возможности и препятствий для ее развития (SWOT - анализа).

 

Стратегический процесс включает:

1. Стратегическое планирование, которое состоит из определения миссии, постановки целей развития, формулировки стратегии на основе анализа стратегических позиций, исследования внутренних и внешних факторов и действий, которые могут привести к достижению и развитию конкурентных преимуществ.

2. Стратегическую организацию, которая определяется внутренними прогрессивными структурными образованиями и организационными отношениями, которые обеспечивают достижение стратегических целей.

3. Стратегический анализ и контроль – это процесс мониторирования и оценки хода реализации стратегии, а также управления изменениями в тех случаях, когда текущие стратегические действия не отвечают требованиям целей, поставленных фирмой.

В состав ЭТАЛОННЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ входят стратегии роста, поддержания, ухода и комбинированная стратегия.

1. Стратегия роста осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня показателей краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года.

2. Стратегия поддержания направлена на сохранение стабильности, достигаемой за счет улучшения качества, сервиса и цены товаров, необходимой для удержания своих позиций на рынке.

3. Стратегия ухода ориентирована на постепенное сокращение объемов производства, продаж, доли рынка. Очевидно, что она может быть использована с успехом только в стагнирующих и отсталых отраслях.

4. Комбинированная стратегия представляет собой сочетание трех предыдущих стратегий и обычно используется диверсифицированными фирмами.

 

 

Ссылки на основные литературные источники:

1. Веснин В.Р. Менеджмент. М., 2006. –с. 308-321. У 291.21/В385

2. Глухов В. В. Менеджмент. СПб., 2007. – с. 71 – 88. У291.21/Г554

3. Грибов В. Д. Менеджмент. М., 2008. – с. 104 – 115. У 291.21/Г823

4. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент. М., 2006. –с.6-38. У291.21/М268

5. Мескон Майкл Х. Основы менеджмента. М., 2008 –. с. 258 – 288. У291.21/М53

6. Николаева Т.И. Менеджмент в торговле. М., 2006. –с.223 – 264. У42\Н632

7. Парахина В. Н. Стратегический менеджмент. М., 2008. –с. 11 – 89. У 291.21 /П-18

8. Стерлигова А. Н. Операционный (производственный) менеджмент - М, 2011. –с.145, 149. У 291.21 С797

 

Ссылки на вспомогательные литературные источники:

1. Михайлов В.А. Разработка модульного подхода к стратегическому планированию в промышленных корпорациях // Менеджмент в России и за рубежом. 2011 № 5 с.20-31

2. Захарова А.А. Комплекс нечётких моделей принятия решений о стратегии инновационного развития региона // Менеджмент в России и за рубежом. 2011 № 4 с.48-53

3. Жемчугов А.М. Цель предприятия и стратегия ее достижения// Менеджмент в России и за рубежом. 2011 № 3 с.25-33

4. Пустыльник П.Н. Развитие промышленности: прогноз на основе логико-вероятностной модели // Менеджмент в России и за рубежом. 2011 № 2 с.32-40

5. Сапожникова Е.Ю. Стратегия и тактика: критерии отличия// Менеджмент в России и за рубежом. 2010 № 4 с.136-141

6. Васкоселлос-и-Са Жоржи, Олао Фатима. От левита к эпохе глобализации: еще раз о том, как определить миссию компании// Менеджмент сегодня 2011 № 2 с.112-125.

7. Пантина А.А. Взгляд на клиентоориентированность как на основу стратегии современной организации //Менеджмент сегодня 2011 № 3 с.140-144.

8. Максименко А.А. Миссия как конкурентное преимущество в нестабильной рыночной среде // Менеджмент сегодня 2010 № 2 с.74-82.

 

 

ТЕМА 4. Инфраструктура менеджмента.

4.1. Понятие и функции инфраструктуры менеджмента и тенденции ее развития.

4.2. Состав компонентов инфраструктуры.

4.3. Использование информационных технологий в развитии инфра-структуры менеджмента.

4.4. Виды консалтинговых фирм.

4.5. Преимущества и недостатки использования зарубежных консультантов в России.

4.6. Формы российских консалтинговых услуг.

4.7. Организационно-техническое обеспечение менеджмента.

 

Цель инфраструктуры менеджмента - обеспечение условий материальных и социальных предпосылок для создания и поддержания управления организацией. Для этого нужны субъект управления, объект управления, каналы управления, власть и другие рычаги воздействия, компетенция управленцев, авторитет руководителя.

Инфраструктура (от лат infra – ниже, под и structura – строение, расположение) – комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи).

Инфраструктура менеджмента (структура системы менеджмента) – это совокупность научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем.

 

В состав инфраструктуры менеджмента (структуры системы менеджмента) входят 4 подсистемы, включающие свои элементы:

1) целевая:

- повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг;

- ресурсосбережение;

- расширение рынка сбыта и повышение качества сервиса товара на конкретном рынке;

- организационно-техническое развитие производства;

- социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды;

2) обеспечивающая:

- методическое обеспечение;

- ресурсное обеспечение;

- информационное обеспечение;

- правовое обеспечение;

- стратегический маркетинг;

3) управляемая:

- НИОКР;

- организационно-технологическая подготовка производства;

- производство;

- тактический маркетинг;

- сервис выпущенных товаров;

- управление персоналом;

4) управляющая:

- разработка управленческого решения;

- оперативное управление реализацией решений.

Инфраструктурное обеспечение могут осуществлять консалтинговые фирмы. Единой классификации их не существует, но ряд авторов выделяет их следующие виды:

1) Крупнейшие международные фирмы «большой четверки» с большой филиальной сетью по всему миру, консультирующие крупные фирмы и правительства;

2) «фабрики мысли»;

3) Предметно-ориентированные фирмы по определенным направлениям (аудит, 1Т – консалтинг, управленческий консалтинг и т. п.);

4) Фирмы, ориентированные на определенную отрасль, (машиностроение, связь и т. п.);

5) Небольшие фирмы, состоящие из одного или нескольких консультантов, которые совмещают оказание консультационных услуг с преподаванием в ВУЗе и т. п.

Виды консалтинговых услуг по их характеру:

1) Бухгалтерские консалтинговые услуги, которые обеспечивают:

- информационно – консультационную поддержку деятельности бухгалтерии;

- внешний и внутренний финансово-экономический анализ деятельности организации;

- оптимизацию документооборота консалтинговые услуги, которые позволяют:

- осуществлять деятельность компании с учетом требований законодательства о налогах и сборах;

- предотвращать или своевременно устранять нарушения, связанные с неправильным исчислением или несвоевременной уплатой налогов;

3) Юридические консалтинговые услуги, позволяющие решить текущие проблемы и избежать появление новых. В условиях часто меняющегося российского законодательства постоянный контроль и своевременная реакция на правовые изменения позволяют не только сберегать средства, но и правильно строить дальнейшую стратегию развития организации;

Управленческие консалтинговые услуги, помогающие выявлять слабые стороны ведения бизнеса, своевременно корректировать курс развития и направлять работу компании в правильное русло.

Ссылки на основные литературные источники:

1. Грибов. В.Д. Менеджмент – М., 2009. – с.29-32. 65.291.21 я 723 Г823

2. Дорофеев Л.И. Менеджмент. М., 2008. –с. 70 – 76.У 291.21/Д694

3. Королев В.И. Основы менеджмента - М, 2010. –с. 508-512. У 291.21 О-753.

4. Коротков Э. М. Менеджмент – М., 2010. – с.58-59 У 291.21 К687

5. Кошелев А.Н., Иванникова Н.Н. Основы менеджмента - М., 2007. – с. 444 – 448. У 291.21/К 76

6. Кусков А.Н. Менеджмент – М., 2005. – с. 34-47. У291.21/К943

7. Николаева. Ю.Р. Управление интеллектуальным капиталом предприятия – М., 2011. – с. 107-137. 65.291.21 3407801 Н 632

 

Ссылки на вспомогательные литературные источники:

1. Брилёнок А.А. Инфраструктура и производственная среда// Методы менеджмента качества 2010 № 11 с.22-28.

2. Ильина О.Н. Методологическое обеспечение управления проектами, программами и портфелями проектов в организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2010 № 1 с.19-24

3. Кирикова О.А. Актуальные проблемы управления ведомственной инфраструктурой. // Менеджмент в России и за рубежом. 2010 № 4 с.29-34

4. Султанова А.Г. Реинжиниринг системы управления имущественным комплексом // Менеджмент в России и за рубежом. 2010 № 6 с.142-144

 

 

Тема 5. Интеграционные процессы в менеджменте.

5.1. Предпосылки и факторы интеграционных процессов.

5.2. Стратегическая ценность связей производственных и сервисных предприятий.

5.3. Сущность комплексного использования ресурсов и актуальность проблемы качества продукции.

5.4. Менеджмент качества и защиты окружающей среды на современном этапе эволюции социального управления, его принципы.

5.5. Области интеграционных процессов и виды интеграционных образований.

5.6. Маркетинг как интегрирующая функция менеджмента,

5.7. Виды производственной интеграции: холдинги, финансово - промышленные группы, бизнес - инкубаторы.

 

Цельюзанятия является изучение объектов и факторов успешной интеграции, процесса сближения и связи наук и процессов. Интеграция процессов всегда взаимосвязана с их дифференциацией.

Интеграция (лат. integratio – восстановление, восполнение, от integrum – целый) – понятие, означающее состояние связанности отдельных и дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

Объектами интеграции в управлении могут быть цели, сами организации (формирование альянсов, слияния и поглощения) и их подразделения, виды деятельности, функции (в том числе на рабочих местах для обогащения труда и работы в команде), процессы управления и производственные процессы, весь жизненный цикл продукции.

Факторами интеграции выступают новые технологии и необходимость их освоения, проникновение на рынки других стран и регионов, повышение уровня качества рабочей силы, возникновение таких новых форм организаций таких, как сетевые, виртуальные. Общий фактор – борьба за выживание и процветание, достижение высоких результатов.

Основаниями для интеграции структурных элементов организаций служат единство объекта управления (например, централизация службы управления персоналом), единство продукта (создание продуктовой структуры), поддержание конкурентоспособности и проблема выживания в новых условиях (национальные и международные альянсы).

Культурологический аспект интеграции или интегрированные процессы через призму организационной культуры определяются следующим образом: «Построение эффективной организации, в конечном итоге, сводится к соединению различных субкультур, путем разработки общих целей, общего языка и общих процедур принятия решений».

Факторами, интегрирующими коллектив, являются единство целей, определяемое разделяемой всеми миссией, видение будущего; взаимопонимание, основанное на самопознании менеджера и знаний о системах взаимодействия, доверие, основанное на честном и открытом общении и личном примере этичного поведения менеджера.

Виды производственной интеграции:

Холдинг (от англ. holding – владение) корпорация или компания, контролирующая одну или несколько компаний с помощью акций, которыми она владеет. Холдинг в большинстве случаев имеет решающее право голоса, действуя посредством механизма контрольного пакета акций. Такая форма организации компании часто используется для проведения единой политики и осуществления единого контроля за соблюдением общих интересов больших корпораций или для ускорения процесса диверсификации. Холдинг, который не занимается конкретной производственной деятельностью, называется чистый холдинг.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) - это совокупность юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества, либо объединивших свои активы в целях технологической или экономической интеграции. Наиболее важным видом финансово-промышленной группы является концерн как объединение нескольких торгово-промышленных предприятий под общим финансовым руководством.

Бизнес-инкубатор – это организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело. Ее услуги связанные с оказанием помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе идей заказчика.

 

 

Ссылки на основные литературные источники:

 

1. Василенко Ж. А.. Менеджмент - Ростов-на-Дону, 2010.–с.31-32.У 291.21 В19

2. Коротков Н.А. Менеджмент. М. 2009. –с. 121-141. У291.21 К687

3. Омаров А.М. Менеджмент. М., 2009. – с.232 – 258.У291.21/О57

4. Тебекин Н.В. Менеджмент организации. М., 2008. – с.112 – 131. У291.21/Т291.

5. Юкаева В.С. Менеджмент. М., 2008. – 104с. У291.21 Ю232

Ссылки на вспомогательные литературные источники:

1. Абдразаков Р.И. Интегральный подход к определению конкурентноспособности организаций // Менеджмент в России и за рубежом 2011 № 2 с. 103-112.

2. Бутоков А. инновационные процессы в интегрированных структурах// Экономист 2005 с.39-51.

3. Василевская С.В. Преимущества системного подхода к документированию ИСМ // Методы менеджмента качества 2010 № 8 с.4-10.

4. Владимерцев А.В. процессный подход и интегрированные системы менеджмента // Методы менеджмента качества 2010 № 1 с.18-24.

5. Евневич М. Проблемы Управления интегрированными бизнес- группами в современной России // Менеджмент сегодня 2004 № 3 с.53-59.

6. Михайлов В.А. Разработка методической модели проведения интеграции в промышленных бизнес-системах// Менеджмент в России и за рубежом 2011 № 6 с. 11-19.

7. Сорокина И.О. Теоретические основы понятия «интеграция» и принципы её осуществления // Менеджмент в России и за рубежом 2008 № 2 с.3-7.

8. Трифимова А.А. Металогические основы интеграции стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом 2004 с.27-34.

9. Трунова Е.В. Интегрированная система управления: целесообразность и организационные аспекты // Менеджмент в России и за рубежом. 2011 № 5 с. 5-13.

ТЕМА 6. Природа и состав функций менеджмента.

6.1 Понятие функций менеджмента и их состав.

6.2 Особенности стратегического планирования.

6.3 Организация как функции менеджмента, принципы её реализации.

6.4 Мотивация, ее содержательные и процессуальные теории.

6.5 Контроль, его виды, формы, функции, принципы, средства и методы.

6.6 Процесс и поведенческие аспекты контроля. Характеристика эффективного контроля.

6.7 Контроллинг как рыночная форма управления бизнесом.

Целью занятия является изучение состава функций менеджмента, уяснение их сущности и ценности в организации и развитии бизнеса.

Менеджмент можно рассматривать как вид деятельности направленной на достижение производственных целей, наиболее эффективным способом, посредством выполнения четырех основных функций: планирования, организации, мотивации и контроля над организационными ресурсами.

1.Планирование – это выбор целей и путей их достижения. Планирование основывается на знании внешней среды организации, в том числе глобальной, понимании социальной ответственности организации и ее социальной сущности, а также сущности и специфики самой организации или управляемого объекта, его природы. Оно включает постановку целей, а также организационное планирование и принятие управленческих решений.

2.Организация деятельности – это установление ответственности за выполнение задания, разработка структуры, осуществление изменений и развития, управление человеческими ресурсами, управление разнообразием персонала.

3.Мотивация – это побуждение работников делать хорошо нужные организационные дела. Зная природу и основы организационного поведения, лидеры должны профессионально создавать команды, обеспечивать качественные коммуникации, успешно развивать традиции и корпоративную культуру организации.

4.Контроль – это мониторинг и корректировка производственной деятельности.

Теоретики менеджмента определяют еще некоторые дополнительные функции: подбор персонала, налаживание коммуникации, координация, принятие решений. Однако все они включаются в четыре основные функции.

Чтобы выполнить свои функции, менеджеры используют разнообразные навыки, которые могут быть объединены в три ключевые группы: концептуальные, гуманитарные и технические.

 

Ссылки на основные литературные источники:

1. ГрибовВ.Д. Менеджмент – М., 2009. –с.45-55. 65.291.2/Г823

1. Василенко Ж. А. Менеджмент - Ростов-на-Дону, 2010. – с.39-43, 57-59, с. 67-76.У 291.21 В19

2. Зельдович Б.З. Менеджмент. М., 2009.– с. 202 – 231. У 291.21/З 501






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.