Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы теоретических эмпирических исследований.




Процесс абстрагирования в системе логического мышления тесно связан с другими исследовательскими приемами и прежде всего с анализом, и синтезом.

Анализ - это метод познания, который дает возможность поделить предмет на части. Синтез, наоборот, есть следствием соединения отдельных частей или черт предмета в единое целое.

Анализ и синтез взаимосвязанные, они представляют собой единство противоположностей. В зависимости от уровня познания объекта и глубины проникновения в его сущность применяются анализ и синтез разного типа.

Прямой, илиэмпирический, анализ и синтез используются на стадии этажного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, выявление его свойств, проводятся простейшие измерения, фиксация непосредственных данных, которые лежат на поверхности. Этот вид анализа и синтеза дает возможность познать явление, однако для проникновения в его сущность он недостаточен.

Обратный, илиэлементарно-теоретический, анализ и синтез широко используются для изучения сущности исследуемого явления. Здесь операции анализа и синтеза базируются на некоторых теоретических соображениях, то есть предположениях и причинно-следственных связях разнообразных явлений.

Глубже проникнуть в сущность объекта позволяетструктурно-генетический анализ и синтез. При этом углубленно изучают причинно-следственные связи. Этот тип анализа и синтеза требует выделения в сложном явлении таких элементов, таких цепей, которые являются центральными, главными, которые решающе влияют на все другие стороны объекта.

Индукция и дедукция. Дедуктивной называют такую умственную конструкцию, в которой вывод относительно какого-либо элемента множества делается на основании знания общих свойств всего множества. Содержанием дедукции как метода познания является использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений.

Подиндукцией понимают переход от частного к общему, если на основании знания о части предметов класса делается вывод относительно класса в целом. Дедукция и индукция - взаимопротивоположные методы познания.

Есть несколько вариантов установления наследственной связи между методами научной индукции:

• метод единого сходства. Если два или больше случая исследуемого явления имеют лишь одно общее обстоятельство, а все другие обстоятельства разные, то именно это подобное обстоятельство есть причиной явления, которое рассматривается;

• метод единого расхождения. Если случай, в котором исследуемое явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, во всем подобные и отличаются только одним обстоятельством, то именно это обстоятельство, имеющееся в одном случае и которого нет в другом, является причиной явления, которое исследуется;



• объединенный метод сходства и расхождения - комбинация двух первых методов;

• метод сопутствующих изменений: если возникновение или изменение одного явления вызовет определенное изменение другого явления, то оба они находятся в причинной связи между собой;

• метод остатков: если сложное явление вызвано сложной причиной, которая представляет собой совокупность определенных обстоятельств, и известно, что некоторые из них являются причинами части явления, то остаток этого явления вызовется обстоятельствами, которые остались.

Среди методов теоретических исследований следует, прежде всего, назвать исторический, терминологический, функциональный, системный, когнитивный, моделирование и др.

К методам теоретического исследования следует отнести метод восхождения от абстрактного к конкретному.Восхождение от абстрактного к конкретному - это общая форма движения научного познания, закон отображения действительности и мышления.

В соответствии с этим методом мышление ведет свое начало от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него - к конкретному в мышлении.

Методидеализации - конструирование мысленно объектов, которых нет в действительности или которые практически невыполнимы. Цель идеализации: лишить реальные объекты некоторых присущих им свойств и наделить (мысленно) эти объекты определенными нереальными и гипотетическими свойствами. При этом цель достигается благодаря:

• многоступенчатому абстрагированию;

• переходу мысли к конечному случаю развития какого-то свойства;



• простому абстрагированию.

Формализация - метод изучения разнообразных объектов путем отображения их структуры в знаковой форме с помощью искусственных языков, например языком математики.

Преимущества формализации:

• она обеспечивает обобщенность подхода к решению проблем;

• символика обеспечивает сжатость и четкость фиксации значений;

• однозначность символики (избегаем многозначности обычного языка);

• дает возможность формировать знаковые модели объектов и заменять изучение реальных вещей и процессов изучением этих моделей.

Аксиоматический метод - метод построения научной теории, по которой некоторые утверждения принимаются без доказательств, а все другие знания выводятся из них соответственно определенным логическим правилам.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал