Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доказательство результатов научных исследований.






Главное в научном исследовании – умение доказать свои суждения и опровергнуть доказательства оппонентов. Аргументирование, построенное по законам логики, помогает ученому решить эти задачи.

Аргументирование – это логический процесс, суть которого заключается, в том чтобы доказать истинность собственных суждений (того, что хотим доказать, тезиса доказательства) с помощью других суждений (то есть аргументов, доказательств).

Аргументация достигает цели, если справедливо сформулирован предмет доказательства и правильно подобраны аргументы.

Основные правила формулирования предмета доказательства такие.

Первое — тезис доказательства следует формулировать четко, не допускать двусмысленности.

Второе — доказательство тезиса следует оставлять неизменным, то есть он должен доказывать один и тот же вывод, положение.

Третье — следует держать под постоянным контролем основную мысль и ход соображения, последовательную связь основных выводов, положений.

Для того, чтобы аргументы были убедительными, к ним выдвигаются такие требования:

• аргументами могут служить лишь положения, истинность которых была доказана, или они вообще ни у кого не вызовут сомнения, то есть аргументы должны быть истинными;

• аргументы следует доказать независимо от тезиса, то есть придерживаться правила их автономного обоснования;

• аргументы не должны быть противоречивыми;

• аргументы должны быть достаточными.

Ошибкой является как недостаточность аргументов, так и чрезмерность доказательств. Следует придерживаться логической связи между аргументами и тезисами.

Часто в научной работе доказывают не истинность, а ошибочность, ошибочность суждений или неправильность доказательств других исследователей через установление ошибочности или необоснованности их утверждений.

Опровержение можно осуществлять тремя основными способами: критикой тезиса, критикой аргументов и критикой демонстрации.

Первый способ — критика (опровержение) тезиса состоит в доказательстве необоснованности (ошибочности) выставленного оппонентом тезиса. Опровержение такого утверждения может быть прямым или опосредствованным.

Прямое опровержение формулирования в виде соображения, которое получило название " сведение к абсурду". Аргументация в этом случае строится таким образом: сначала условно допускают истинность выдвинутого пропонентом положения, из него логически выводят возможные следствия.

Рассчитывают при этом приблизительно так: допустимо, что тезис пропонента есть истинным, тогда из него вытекают определенные следствия. Если при сравнении следствий с фактами окажется, что они противоречат объективным данным, то аргументы признают необоснованными. На этой основе делается вывод об ошибочности и самом тезисе, поскольку ошибочные следствия всегда свидетельствуют об ошибочности основы. С помощью прямого опровержения доказывают необоснованность тезиса пропонента, не выдвигая никакой идеи взамен.

непосредственное, или опосредствованное, опровержение строится иным образом. Оппонент может не анализировать тезис противоположной стороны, не проверять ни аргументов, ни доказательств пропонента. Он концентрирует внимание на подробном и всестороннем обосновании собственного тезиса. Если аргументация основательная, делается вывод об ошибочности тезиса пропонента. Такое доказательство ошибочности тезиса возможно в том случае, если тезис и антитезис регулируются принципом " третьего не дано", то есть истинным может быть лишь одно из двух утверждений.

Второй способ опровержения — критика аргументов. Он предусматривает использование таких доказательств, истинность которых не вызовет сомнений. Если оппоненту удается доказать ошибочность или сомнительность аргументов, то отсюда вытекает необоснованность тезиса. Критика аргументов может обнаруживаться в том, что оппонент указывает на неточное изложение фактов, двусмысленность обобщения статистических данных, высказывает сомнение в авторитетности эксперта, на вывод которого ссылается пропонент, и т.д.

Критика демонстрации — третий способ опровержения. В этом случае доказывают, что в соображениях пропонента нет логической связи между аргументами и тезисом. Если тезис не вытекает из аргументов, он считается необоснованным и требует новой аргументации.

Такие основные правила аргументирования, построенные на использовании основных правил доказательства и опровержения. Только придерживаясь их, можно успешно вести полемику в научной работе — диссертации, монографии, статьи и т.п..

Методологическая база научного исследования — это принципиальная позиция исследователя. Важно точно ее определить по такой схеме: положение такое-то, обосновано тем-то, тогда-то. Такие ссылки освободят исследователя от дополнительных доказательств”, методологических основ конкретного научного исследования.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.