Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации преподавателям






Реализация программы учебного предмета «Изобразительное творчество для учащихся дошкольного возраста» основывается на принципах учета индивидуальных способностей ребенка, его возможностей, уровня подготовки.

Основным методом общения педагога с учеником является диалогическое общение. Диалоги между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение творческой работы и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. Программа знакомит учащихся с различными материалами и техниками, что способствует стимулированию интереса и творческой активности учащихся.

В программе учтен принцип системности и последовательности обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Содержание программы составляют темы, которые разработаны исходя из возрастных возможностей детей. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства со свойствами художественных материалов, изучения основ изобразительного творчества до самостоятельного составления и решения работы в материале.

Учебный материал разделен на три основных направления: «Основы изобразительной грамоты», «Основы декоративно-прикладного творчества» и «Лепка».

Направление «Основы изобразительной грамоты»:

навыки рисования с натуры и по представлению, восприятия предметов, выделения основных частей, их формы, строения, соотношения частей по величине, цвету и характерным признакам;

изображение с натуры цветов, веток, комнатных растений, овощей, фруктов;

выбор листа бумаги, расположение на нем изображения, подбор материалов для передачи выразительности образа; создание образов по представлению, воображению;

рисование сюжетных композиций на темы знакомых сказок, рассказов, отражение впечатлений об окружающей природе в разное время года и дня;

изображение событий из жизни детей (игры, танцы, праздники, семья, традиции, интересные эпизоды);

передача различий по величине, особенностей одежды и ее украшений, фигуры человека и животных в движении;

расположение предметов на полосе (в один ряд), на всем листе и широкой полосе (ближе, дальше, загораживая один предмет другим);

выделение в композиции главного (величиной, цветом, расположением, формой и др.);

дополнение рисунка в соответствии с содержанием;

определение темы рисунка, доведение начатого до конца, самостоятельность в решении намеченных задач;

развитие воображения, фантазии;

ознакомление детей с цветами спектра - холодными, теплыми, нейтральными и их оттенками;

использование цвета как средства выразительности;

выполнение задания на ограниченное использование цвета, составление оттенков и новых цветов (гуашь, акварель);

использование различных изобразительных материалов: гуаши, акварели (различные способы по-сырому), рисование сангиной, углем, пастелью, цветными восковыми мелками, свечей, фломастерами;

знакомство с некоторыми способами создания гравюр: печатание по картону, мятой бумагой, нитками, способом процарапывания по восковой подкладке и др.;

овладение навыком применения линий (волнистая, отрывистая, острая и др.) для передачи образа;

знание различных способов закрашивания больших поверхностей гуашью, акварелью, карандашом и пр.;

владение кистями плоскими, круглыми, разной толщины в зависимости от цели задания;

умение пользоваться мазком (мазок Ван Гога, кирпичик и др.) для передачи настроения, формы, фактуры;

различение видов и жанров изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, натюрморт, портрет, пейзаж.

Направление «Лепка»:

умение лепить с натуры, а также по памяти (по представлению) птиц, животных и человека с использованием различных способов лепки по частям, из целого куска, передавая характерные признаки, фактуру поверхности (гладкую, лохматую, колючую, пушистую и пр.);

умение использовать стеки разного типа;

умение изображать несложные сюжетные композиции;

умение создавать простые архитектурные образы, используя пластовую керамику;

умение расписывать изделия гуашью, украшать их налепами, углубленным рельефом.

Направление «Основы декоративно-прикладного творчества»:

развитие эстетических представлений, трудовых умений и творческого опыта в работе с бумагой на основании изучения различных качеств бумаги как художественного материала. С этой целью выделяются следующие виды художественного труда: экспериментирование, аппликация, моделирование, художественное конструирование из бумаги (бумагопластика, оригами);

изучение народного орнамента на основе практических работ, исполненных на том материале, который используют мастера этих промыслов (Дымка – глина, Городец – деревянные доски и т.д.); составление узоров по мотивам народной росписи (Дымковская, Городец, Хохлома, Гжель);

составление узоров из геометрических и растительных элементов, введение обобщенных изображений птиц, животных;

составление узоров на полосе с чередованием крупных и мелких форм (ритм), симметричных узоров на квадрате, круге, прямоугольнике, овале в стиле определенной росписи с передачей элементов, цвета и характерных композиций;

знакомство с некоторыми видами декоративного искусства (роспись по дереву, гобелен, народная игрушка), с техникой «Папье-маше», формирование навыков работы с бросовым материалом и природным материалом.

Беседы на каждом занятии раскрывают содержание задания и указывают методы его решения. Беседа сопровождается наглядным показом репродукций, образцов из методического фонда школы. В процессе обучения осуществляются межпредметные связи. Для обеспечения результативности учебного процесса и активности учащихся предусмотрено максимальное разнообразие тем, техник и материалов.

 

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Методическая литература

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. М.: Просвещение, 1984

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд. М.: Просвещение, 1991

3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991

4. Дубровская Н. «Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие». Детство-Пресс, 2004 г. Серия: Библиотека программы " Детство". Жанр: Мастерим своими руками, Художественное развитие дошкольников

5. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М.: Просвещение, 1996

6. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983

7. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение, 1971

8. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М.: Столетие, 1998

9. Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий». Издательство: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009

10. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М.: Просвещение, 1985

11. Курчевский В.В. А что там, за окном? М.: Педагогика, 1985

12. Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту». Детство-Пресс, 2004 г. Серия: Библиотека программы «Детство»

13. Курочкина Н.А. «О портретной живописи – детям». Детство-Пресс, 2008 г. Серия: Библиотека программы «Детство»

14. Курочкина Н.А. «Знакомство с натюрмортом». Детство-Пресс, 2011 г. Серия: Библиотека программы «Детство»

15. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1982

16. Смит С. Рисунок: полный курс. М.: Астрель: АСТ, 2005

17. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. Подробный иллюстрированный путеводитель 50 рисовальных техник. М.: Астрель: АСТ, 2002

18. Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. Наглядное пошаговое руководство и вдохновляющая галерея законченных работ. М.: Астрель: АСТ, 2002

19. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1985

20. Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1990

Учебная литература

1. Крулехт М. «Дошкольник и рукотворный мир». Детство-Пресс, 2003. Серия: Библиотека программы «Детство». Жанр: Воспитательная работа с дошкольниками. Мастерим своими руками.

2. Крулехт М. «Самоделкино: Образоват. программа и педагогическая технология досуговой деятельности мальчиков». Детство-Пресс, 2004. Серия: Библиотека программы «Детство». Жанр: Мастерим своими руками. Художественное развитие дошкольников.

3. Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью». Детство-Пресс, 2013. Серия: Библиотека программы «Детство»

4. Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью: Учебно-наглядное пособие». Детство-Пресс, 2003. Серия: Библиотека программы «Детство»

5. Курочкина Н. А. «Знакомим с жанровой живописью». Детство-Пресс, 2007. Серия: Библиотека программы «Детство»

6. Курочкина Н. А. «Знакомим со сказочно-былинной живописью: Учебно-наглядное пособие». Детство-Пресс, 2009. Серия: Библиотека программы «Детство»

7. Курочкина Н. А. «Знакомим с портретной живописью (Большое искусство - маленьким)». Детство-Пресс, 2009

8. Курочкина Н. А. «Знакомим с натюрмортом. Учебно-наглядное пособие». Детство-Пресс, 2011. Серия: Библиотека программы «Детство»

9. Курочкина Н. А. «Знакомим с натюрмортом: Учебно-наглядное пособие». Детство-Пресс, 2003. Серия: Библиотека программы «Детство»

10. Петрова И. «Аппликация для дошкольников». Детство-Пресс, 2007. Серия: Библиотека программы «Детство»

11. Маслова И.В. «Лепка. Наглядное пособие для дошкольников». В 3-х частях. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009

12. Петрова И. «Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких». Детство-Пресс, 2008. Серия: Библиотека программы «Детство». Жанр: Мастерим своими руками. Художественное развитие дошкольников

13. Соколова С.В. «Оригами для дошкольников». Детство-пресс, 2010

14. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2009

15. Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М.: АСТ Слово, 2010






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.