Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От авторов. В организации коррекционной работы в логопедической группе важным средством взаимосвязи логопеда с родителями является индивидуальная тетрадь ребенка






В организации коррекционной работы в логопедической группе важным средством взаимосвязи логопеда с родителями является индивидуальная тетрадь ребенка. Выполняя вместе с ребенком в тетради задания, предлагаемые логопедом, родители закрепляют знания, умения и навыки, полу­ченные на логопедических занятиях, и тем самым способствуют более успешному и быстрому про­движению ребенка в его развитии. Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей к выполнению домашних заданий лого­педа. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с диагнозом общее недораз­витие речи может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит, и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Пособие может стать важным подспорьем к индивидуальной тетради, оно будет полезно как учи­телю-логопеду, так и родителям.

Задачи пособия:

• способствовать речевому и интеллектуальному развитию старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

• обеспечить тесное сотрудничество учителя-логопеда и родителей в реализации коррекционной логопедической помощи детям с общим недоразвитием речи.

Содержание и структура пособия ориентированы на учет специфики речевого и интеллектуаль­ного развития ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР), поэтому целесообразно остановиться на характеристике ОНР, что важно в первую очередь для родителей такого ребенка.

Итак, Ваш ребенок обучается в логопедической группе. В большинстве случаев его речевые про­блемы характеризуются как общее недоразвитие речи. Что это значит? Многие родители считают, что основные трудности их детей — неправильное звукопроизношение. Это не совсем так. Ваш ребе­нок испытывает трудности в понимании законов родного языка. Ему трудно усвоить, почему надо говорить два стула, пять стульев, а не стулов, стулы и т.д. Почему медвежий хвост, а не медведин. Почему желтая бабочка, но желтое колечко. Ребенку сложно построить красивое, правильное пред­ложение, составить последовательный, полный рассказ по картинке, рассказать о событиях своей жизни, о своей любимой игрушке, о своей семье. Рассказы его бедны — состоят из одного-двух пред­ложений или заменяются перечислением предметов, изображенных на картинке: «Лыбки. Мальчи­ки и акулы. И лечка. И лыбка. И удочка. И долога. И ведло».

Такие явления можно наблюдать у многих детей в младшем возрасте, когда речь только начинает формироваться. Со временем эти трудности, ошибки, неточности уходят сами собой, правда, при ус­ловии, что окружающие ребенка взрослые своевременно направляют его речь. Но Ваш ребенок — особенный. Эти проблемы сохраняются у него в 5-6 лет и самостоятельно не преодолеваются. Вашему ребенку нужна поддержка и помощь логопеда и, конечно, Ваша.

Речевые трудности в устной речи дошкольника могут впоследствии сказаться на овладении чте­нием и письмом. Ребенок может писать так, как говорит. А если он не умеет различать такие предло­жения, как Саша нарисовал и Саша нарисовала, то, прочитав их, не поймет истинного их смысла.

Речь тесно связана с мышлением, вниманием, памятью, поэтому не исключено, что Ваш ребенок не всегда внимателен. Он испытывает трудности с запоминанием стихов, слов, не всегда может найти сходства и различия предметов, ответить на вопрос «почему?».

Таким образом, общее недоразвитие речи — это системное нарушение, при котором страдают все подсистемы языка — фонетическая, фонематическая, лексическая, морфологическая, синтаксиче­ская, — а также отмечаются нарушения в развитии внимания, памяти, мышления.

Пособие включает задания по лексическим темам, предусмотренным Программой коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР (авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Все лексические темы распределены по периодам обучения и представлены в трех тетрадях:

1-я тетрадь— первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь): «Игрушки», «Овощи», «Фрук­ты», «Осень», «Посуда», «Одежда и головные уборы», «Обувь».

2-я тетрадь — второй период обучения (декабрь, январь, февраль, март): «Домашние животные», «Дикие животные», «Черты лица и части тела», «Продукты питания», «Перелетные и зимующие птицы», «Зима», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Весна».

3-я тетрадь — третий период обучения (апрель, май, июнь): «Инструменты», «Мебель», «Насеко­мые», «Транспорт», «Сад-огород», «Профессии людей», «Лето».

Вашему вниманию предлагается 1-я тетрадь. В рамках каждой лексической темы в занимательной форме представлены разнообразные задания и упражнения, направленные на развитие у ребенка:

• лексики;

• грамматического строя речи;

• связной речи;

• зрительного восприятия;

• зрительно-моторных координации;

• внимания;

• памяти;

• логического мышления.

Задания и упражнения для развития устной речи ребенка предусматривают:

а)расширение и уточнение предметного словаря («Что забыл нарисовать художник?», «Какие игрушки «спрятались» на рисунке?» и др.);

б)расширение и уточнение словаря признаков («Раскрась картинку. Карандаши какого цвета тебе понадобятся?», «Подбери по 3-4 признака к фрукту. Скажи, какой фрукт по цвету, форме, величине и вкусу»);

в)уточнение значений обобщающих слов («Какая картинка лишняя? Почему? Назови все предметы, кроме лишнего, одним словом и раскрась их»);

г)образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, различными материалами («Если игрушки сделаны из резины, то они какие?» «Какой сок делают из фруктов?»);

д)образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Назови овощ ласково»);

е)согласование притяжательных местоимений мой — моя — мои с существительными мужского и женского рода, единственного и множественного числа («Про какую одежду можно сказать мой, а про какую — моя? Про что можно сказать мои?»);

ж)согласование прилагательных с существительными в роде и числе («Подбери по 3—4 признака к фрукту. Скажи, какой фрукт по цвету, форме, величине и вкусу. Банан какой? Бананы какие? Груша какая? Груши какие?»);

з)согласование числительных с существительными (игра «Пересчитай-ка». Пересчет грибов: один мухомор, два мухомора,...пять мухоморов).

Для развития других психических функций и процессов предлагаются следующие игры и за­дания:

а)для развития зрительного восприятия — «Соедини линией каждый овощ и геометрическую фигуру, на которую он похож», «Найди нужную заплатку», «Назови посуду, которая «спряталась» на рисунке»;

б)для развития внимания — «Что забыл нарисовать художник?», «Найди ошибку художника», «Сравни картинки. Чем они отличаются?», «Найди каждому яблоку пару», игра «Узнай по описанию»;

в)для развития памяти — заучивание загадок и стихотворений;

г)для развития логического мышления — «Догадайся, какой сапог забыл нарисовать художник», игра «Четвертый лишний», отгадывание загадок.

Такие задания, как «Раскрась геометрические фигуры», «Раскрась картинки», ориентированы на формирование у ребенка зрительно-моторных координации, являющихся необходимым условием становления графического навыка в процессе овладения письмом.

Задания и упражнения учитывают возможности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, поэтому предлагаются в игровой и наглядной формах.

Не все задания доступны каждому ребенку, поэтому логопед, ориентируясь на индивидуальные возможности детей, может порекомендовать родителям выполнение определенных упражнений и заданий.

Все упражнения и задания должны выполняться ребенком с помощью взрослого, который читает задания, в случае необходимости поясняет их и наблюдает за тем, как ребенок справляется с ними, а в случае затруднений предлагает совместное выполнение.

К каждой лексической теме подобраны загадки и стихотворения. В соответствии с рекомендация­ми логопеда родители могут использовать в работе с этим материалом следующие приемы: отгадыва­ние и заучивание загадок, рисование отгадок, заучивание стихотворений.

 


ТЕМА «ИГРУШКИ»

1. Рассмотри картинки и назови предметы, которые на них нарисованы. Какой пред­мет лишний? Почему?

Назови все предметы одним словом и раскрась их, кроме лишнего.

2. Назови игрушки, которые нарисовал художник,

Скажи, что он забыл нарисовать. Чего не хватает у каждой игрушки — у собачки, у самолета, у автомобиля, у слона, у телефона, у куклы, у домика, у лошадки? Дорисуй.

3. Рассмотри внимательно и сравни картинки. Скажи, чем отличаются игрушки на этих картинках? Раскрась их.

4. Ответь на вопрос: если игрушки сделаны из дерева, то они какие?

Слон из дерева какой? — Деревянный.

Шарик из дерева какой?

Кубик из дерева какой?

Грузовик из дерева какой?

Лопатка из дерева какая?

Если игрушки сделаны из резины, то они какие?

Собачка из резины какая? — Резиновая.

Кукла из резины какая?

Лошадка из резины какая?

Обезьянка из резины какая?

Подумай и ответь, из какого еще материала можно сделать игрушки.

 

5. Назови геометрические фигуры, которые нарисовал художник. Рассмотри внимательно игрушки. На какую фигуру похожа каждая игрушка? Раскрась игрушку и фигуру, на которую она похожа, одним цветом

 

 

6. Назови игрушки, которые «спрятались» на рисунке.

Загадки   Это что за очень странный Человечек деревянный На земле и под водой Ищет ключик золотой, Всюду нос сует он длинный? Кто же это?.. (Буратино)   Совсем не нужен ей водитель, Ключом ее вы заводите — Колесики начнут крутиться, Поставьте, и она помчится. (Машинка)   Сам пустой, голос густой, Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан)   Если ты его отпустишь с поводка, Улетит он от тебя за облака. (Воздушный шарик)   Стукнешь о стену — Я отскочу. Бросишь на землю — а я подскочу. Я из ладоней в ладони лечу — Смирно лежать не хочу! (Мяч)   Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. (Матрешка)   Стихотворения для заучивания Игрушки Из цветной пушистой байки Малышам игрушки шьем — Куклы, мячики и зайки. Их все больше с каждым днем. Здесь игрушек целый угол: Белый выводок зайчат, И косички толстых кукол Кверху бантами торчат. Вот тигренок полосатый. У тигренка добрый вид, Потому что только ватой У него живот набит. (А. Барто)   Андрюшка Лежали на полке, Стояли на полке Слоны и собаки, Верблюды и волки, Пушистые кошки, Губные гармошки, И утки, И дудки, И куклы-матрешки. Кто видел у нас В магазине Андрюшку? Он самую лучшую Выбрал игрушку — Он выбрал ружье, И сказал продавец: — Ты будешь охотником. Ты молодец! (С. Михалков) Слон Спать пора! Уснул бычок, Лег в коробку на бочок. Сонный мишка лег в кровать. Только слон не хочет спать. Головой кивает слон, Он слонихе шлет поклон. (А. Барто)    

 


ТЕМА «ОВОЩИ»

1. Раскрась картинку. Карандаши каких цветов тебе понадобятся? Молено ли назвать предметы, которые ты раскрасил, одним словом? Назови, какие овощи ты раскрасил.

 

2. Игра «Собираем урожай».

Нарисуй на каждой грядке овощ и назови его ласково.

Поздним летом в огород

Собирается народ.

Зрел все лето урожай.

Что собрали? Отгадай!

 

Здесь весною было пусто,

Летом выросла... _________________________________

 

Собираем мы в лукошко

Очень крупную... __________________________________

 

От дождя земля намокла —

Вылезай, толстушка... __________________________________

 

Надо поклониться низко,

Чтобы вытащить... _________________________________

 

Помогает деду внук —

Собирает с грядок... _________________________________

 

Вот зеленый молодец,

Сочный, длинный... _________________________________

Вот и все! Хоть и устали,

Урожай мы весь собрали.

 

3. Раскрась картинку.

Дай каждому клоуну имя.

Какой клоун собрал самый большой урожай перцев?

Посчитай, сколько перцев собрал каждый клоун.

 

 

4. Соедини линией каждый овощ и ту геометрическую фигуру, на которую он похож. Назови каждый овощ ласково.

5. Игра «Назови сок, суп».

Сок из моркови какой? — Морковный.

Сок из томатов (помидоров) какой?

Сок из свеклы какой?

Сок из капусты какой?

Суп из гороха какой?

Суп из лука какой?

Суп из овощей какой?

 

 

6.Рассмотри внимательно и сравни картинки. Скажи, чем они отличаются.

Раскрась овощи.

 

7. Догадайся, какой овощ забыл нарисовать художник. Дорисуй.

 

 

 

 

Загадки И зелен, и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко — Под кустом... (картошка).   Прежде чем его мы съели, Все наплакаться успели. (Лук)   Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи — Меня в них ищи. (Капуста)   Сидит красная девица в темнице, А коса на улице. (Морковь)   Кругла да гладка, Откусишь — сладка, Засела крепко На грядке... (репка).   Летом в огороде — Свежие, зеленые, А зимою в банках — Желтые, соленые. (Огурцы)   На жарком солнышке подсох И рвется из стручков... (горох).   Как на нашей грядке Выросли загадки — Сочные да крупные, Вот такие круглые. К осени краснеют. (Помидоры)   Стихотворения для заучивания Огород В огороде много гряд. Тут и репа, и салат, Тут и свекла, и горох, А картофель разве плох? Наш зеленый огород Нас прокормит целый год. (А. Прокофьев) Приходите в огород Приходите в огород Посмотреть, как все растет, Как играют в прятки огурцы на грядке. Как подсолнухи в картошке Тянут к солнышку ладошки, Как от утренней росы У бобов блестят усы. Как краснеют у забора Великаны-помидоры. Все растет, все цветет, Никому не тесно. Приходите в огород — Очень интересно. (Е. Благинина) Хозяйка однажды с базара пришла Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу. Ох! Вот овощи спор завели на столе — Кто лучше, вкусней и нужней на земле. Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох! Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу. Ох! Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке Картошка, капуста, морковка, горох, Петрушка и свекла. Ох! И суп овощной оказался не плох! (Ю. Тувим)    

 


ТЕМА «ФРУКТЫ»

1. Раскрась фрукты. Карандаши каких цветов тебе понадобятся? Назови каждый фрукт ласково. Скажи, где растут фрукты?

2. Найди каждому яблоку пару. Сколько пар яблок у тебя получилось? Раскрась каждую пару одинаково.

3. Рассмотри картинки и назови то, что на них нарисовано.

Какая картинка лишняя? Почему?

Назови все предметы, кроме лишнего, одним словом и раскрась их.

 

4. С каких деревьев упали фрукты? Яблоко упало с какого дерева? — С яблоневого. Назови каждое дерево. (Яблоневое, грушовое, вишневое.)

 

 

5. Найди ошибку художника. Зачеркни то, что не растет на дереве. Скажи, где растут овощи.

 

6. Игра «Какой сок делают из фруктов?».

7. Игра «Какое варенье можно сварить из фруктов?».

 

8.Подбери по 3-4 признака к фрукту. Скажи, какой фрукт по цвету, форме, величине, вкусу.

Банан какой? — Желтый, сладкий, спелый.

Бананы какие?

Апельсин какой?

Апельсины какие?

Лимон какой?

Лимоны какие?

Груша какая?

Груши какие?

Яблоко какое?

Яблоки какие?

9.Догадайся по описанию, какой фрукт тебе надо нарисовать: этот фрукт желтый, овальной формы, полезный, кислый.

Нарисуй.

Загадки Очень любят обезьяны Кушать спелые... (бананы). Круглое, румяное, Я расту на ветке; Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко)   Была зеленой, маленькой, Потом я стала аленькой, На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. (Вишня)   Он сочен и душист, А снаружи золотист. Много долек в нем, друзья, Будем кушать ты и я. (Апельсин)   У нас фамилия одна: Цитрусовых мы семья. Я апельсина младший брат, Я витаминами богат. (Мандарин)   Спелый, сочный, ароматный, Я на яблоко похож. Если пополам разрежешь, Внутри ты косточку найдешь. (Персик) Стихотворения для заучивания   Наш сад Прекрасен нага осенний сад. В нем слива есть и виноград. На ветках, как игрушки, И яблоки, и груши. А к ночи веет холодок, И желтый лист шуршит у ног. Плоды мы утром соберем И всех соседей созовем. И солнышку помашем, Спасибо, осень! — скажем. (У. Рашид)   Осень добрая пришла, Нам подарки принесла: Яблоки душистые, Персики пушистые, Груши золотистые Осень принесла. (В. Волина)

ТЕМА «ОСЕНЬ»

1. Внимательно рассмотри картинки.

Догадайся, какие времена года изображены на них.

Раскрась картинки.

Как ты догадался, на какой картинке лето, а на какой — осень? Назови признаки лета и осени.

2. Игра «С какого дерева детки?».

Рассмотри внимательно осенний букет, который собрала белочка.

Проведи стрелки от листьев к деревьям, с которых они упали. Назови эти деревья.

Как называется явление, когда с деревьев опадают листья?

Раскрась картинку.

3.Игра «Назови лист».

Лист дуба какой? — Дубовый. Лист березы какой?

Лист рябины какой?

Лист клена какой?

Лист каштана какой?

4.Сосчитай, сколько всего листьев в осеннем букете белочки.

Закрась красным карандашом столько треугольников, сколько в осеннем букете дубо­вых листьев.

Закрась зеленым карандашом столько квадратов, сколько в осеннем букете березо­вых листьев.

Закрась синим карандашом столько кругов, сколько в осеннем букете рябиновых ли­стьев.

Закрась желтым карандашом столько прямоугольников, сколько в осеннем букете кленовых листьев.

Закрась коричневым карандашом столько овалов, сколько в осеннем букете каштано­вых листьев.

5. Рассмотри картинки и назови одним словом, что на них нарисовано.

Назови каждый гриб.

Какой гриб лишний? Почему?

Раскрась все грибы, кроме лишнего.

Какие ты еще знаешь съедобные и несъедобные грибы? Какой гриб растет под березой? А под осиной?

6.Игра «Узнай по описанию».

Узнай гриб по описанию. Покажи его на рисунке к предыдущему заданию.

«Съедобный гриб. Растет возле пней на длинной ножке с коричневой шляпкой». (Опенок.)

«Несъедобный гриб. Белая ножка с белой юбочкой, красная шляпка.

А по шляпке рассыпаны белые горошины». (Мухомор.)

7.Игра «Пересчитай-ка». Пересчитай грибы, деревья:

Один мухомор, два мухомора,...пять мухоморов.

Один боровик, два боровика,...пять боровиков.

Один каштан, два каштана,...пять каштанов.

Один клен, два клена,...пять кленов.

8.Рассмотри внимательно рисунок и назови, какие припасы заготовили себе ежик и белочка на зиму.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.