Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спад, сотворивший революцию






В этой книге мы часто упоминаем об исключительно важной роли так называемых подготовительных действий всякого динамического движения. Это действия, изначально организующие наилучшие условия для выполнения следующей стадии упражнения — стадии основных действий. От того насколько эффективными были подго­товительные действия данного упражнения самым существенным образом зависит качество исполнения всего движения. Эволюция техники гимнастических упражнений, взятая в масштабе многих де­сятилетий, это прежде всего, процесс совершенствования именно подготовительной стадии гимнастических упражнений.

Один из лучших примеров, иллюстрирующих этот процесс — ис­тория видоизменения и совершенствования спадов в вис согнувшись на брусьях.

" Заметим, что при переразгибе упомянутые моменты сил действуют, еще больше разгибая локоть и, тем самым, дополнительно повышая надежность упора при перегрузках.


 




               
 
   
     
 
 
 
   


БРУСЬЯ ___________________________________________________________

 

На протяжении многих лет гимнасты не знали иного способа пе­рехода из упора в вис согнувшись, как спад, показанный трис. 55-а. Назовем его «простым». Это, так сказать, наиболее мирный, спокой­ный и именно этим удобный прием соединения махов в упоре и висе


____________________ 59. Спад, сотворивший революцию

согнувшись. Но за эти удобства приходится, увы, платить низкой скоростью маха вперед в висе согнувшись и общей вялостью движе­ния, включая подготовительное сгибание тела. Подобное движение вполне удовлетворит мало продвинутого гимнаста, но для мастера оно явно слабовато.

Но вот в 60-х годах ведущие гимнасты мира нащупали иную тех­нику спада. Было замечено, что если после наскока на концы жердей (это был наиболее естественный подход к такому движению), еще до прохождения телом вертикального упора (рис. 55-в) начать форсиро­ванное движение на спад, то работа резко активизируется, и стано­вится возможным исполнение гораздо более сложных и эффектных упражнений.

Спад стали называть «ранним». Его появление произвело формен­ную революцию в освоении движений под жердями: упражнения, ранее казавшиеся трудными (например, подъем дугой в упор), сразу отошли в разряд расхожих движений и вышли из моды. Впрочем, все это уже давно известно.

Но небесполезно и теперь, по прошествии десятков лет, вдумать­ся: в чем же причина эффективности «раннего» перехода в вис со­гнувшись? Отметим наиболее характерные моменты:

1. В отличие от «простого» спада (рис. 55-а), в «раннем» тело начи­нает движение вниз из явно менее уравновешенного положения, когда его быстро опрокидывает вниз-назад силой тяжести (ср.с нача­лом оборота «не касаясь», 51, 185). При этом ОЦТтела, в отличие от движения в «простом» спаде, нарочито удален, «оттянут» назад от оси вращения (рис. 55-в, к.к. 1—4);

2. Тело гимнаста сохраняет выпрямленное положение настолько долго, насколько это только возможно (/с./с. 1—3), «припасая» подго­товительное сгибание на тот критический момент, когда не согнуть­ся уже нельзя, иначе сорвет вниз, и гимнаст попросту встанет ногами на пол. В результате сгибание приобретает резко форсированный, «экстренный» характер и, следовательно, прекрасно подготавливает мышцы-разгибатели к последующей работе в основной стадии дви­жения (к.к. 4—6)\

3. Характерно время полной «складки» в тазобедренных суставах (к. 6): гимнаст «ударяет себя по носу» ногами прежде, чем достигает вертикали, а в нижнем крайнем положении уже начинается стреми­тельное движение стопами вперед-вверх или вверх — в зависимости оттого, что именно делаетсядальше (/с./с. 6—7). Более позднее сгиба­ние (у самой нижней вертикали), которое здесь кажется вполне есте­ственным, встречается редко, так как ускоряет и без того интенсив-


БРУСЬЯ


60. «Поздний» спад: тема с вариациями


 


ное вращение тела назад и провоцирует быстрые, но низкие приходы в упор (61, 62).

«Ранний» спад—замечательное изобретение гимнастов, но — при всей его ценности — не абсолютно универсальное. У него есть и недо­четы. Например — подчеркнуто форсированное вращение тела назад, с которым нужно уметь управиться, и это иногда создает проблемы; быстрая «езда» увлекательна, но — смотри в оба!

60. «ПОЗДНИЙ» СПАД: ТЕМА С ВАРИАЦИЯМИ

«Ранний» спад, описанный выше (59), подобен мощной ракете-носителю, предназначенной для «запуска тяжелых спутников».

Но всегда ли надо так расходовать энергию? Нужен ли «ранний» спад при исполнении, скажем, простого подъема дугой в упор на руках или оборота под жердями «в плечи»? Не нужен, и даже может спровоцировать ошибки. Может ли, однако, уважающий себя мастер обращаться в этом случае к «простому» спаду с его мини­мальной амплитудой и общей «анемией» (рис. 55-а)! — Ясно, что — нет.

И гимнасты стали искать формы спада, которые обслуживали бы элементы средней трудности, не требовали бы излишнего форсажа, но выглядели бы достойно, стильно. Так появились различные мо­дификации движения, ведущего свое происхождение от «простого», школярского спада, но более культивированные.

Одним из первых появился спад «высоким углом» {рис. 55-6). Его идея пришла, конечно, из практики исполнения спадов назад из упоров сзади на перекладине и брусьях разной высоты. Там исполни­тели обычно рано сгибаются и идут вниз, гладко вписываясь в траек­торию, ведущую к вису согнувшись сзади. Но идея эта и связанная с нею форма, будучи перенесенной на мужские брусья, развива­лась как дефективный ребенок: отсутствие продольной опоры (то есть реального препятствия) провоцировало гимнастов на низкое движение с опущенным тазом и ранний переход в положение угла (к.к. 2—3), которое приходилось удерживать силой. При этом возни­кают неприятные, сбивающие ритм и нарушающие равновесие, ко­лебания таза вперед и назад (с соответствующими неуместными сгибаниями и разгибаниями тела); продвижение тела назад-вниз те­ряет свободный характер, и нужно его поддерживать искусственно (к.к. 3—5). Главное же — спад не получает ни должного внешнего эффекта (из-за чего загорелся весь сыр-бор), ни энергетической эф­фективности, так как «оттяжка» масс тела от оси вращения получает-


ся незначительной, а подготовительное сгибание вообще отсутст­вует, ибо «израсходовано» с самого начала для демонстрации «высо­кого» (а на самом деле довольно низкого и некрасивого) угла. В ре­зультате гимнаст не получает ничего даже в сравнении с «простым» спадом, где — при небольшой высоте движения—действия строятся гораздо естественнее.

Есть ли выход из положения? Нельзя ли делать достаточно мощ­ный, но спокойный и красивый спад, не нарушая рациональной схе­мы построения движения?

Конечно, есть. Наилучшее решение этой задачи показано на рис. 55-г. Это — «поздний» спад, в котором удачно соединяются ос­новные достоинства «простого» и «раннего» вариантов. Гимнаст дол­жен сделать широкий, смелый мах вперед из упора (к.к. 1—2) и, со­храняя высокое положение выпрямленного или слегка согнутого тела, сразу идти плечами назадввис(к./с. 2—4). При этом сохраняется достаточная «оттяжка» масс тела от оси вращения, а подготовитель­ное сгибание происходит, как и в «раннем» варианте, только после прохождения плечами уровня опоры (к.к. 4—6); и хотя такая «склад­ка» умеренна по мощности, ее активности более чем достаточно для выполнения многих не самых простых элементов. В целом такой спад не только красив, стилен, но и достаточно энергичен и универ­сален. Особенно он хорош для исполнения движений в высокий упор на руках или в стойку на плечах, так как в этом случае почти на про­тяжении всего движения (рис. 55-г, к.к. 3—7и д.) тело гимнаста в целом почти не вращается. Это содействует естественному и точному попаданию в намеченное конечное положение (чего не было бы при «раннем» спаде!).

И в заключение — еще раз о спаде «высоким углом». Нельзя ли, если уж так хочется, сохраняя рисунок этого движения, изба­виться от свойственных ему недугов? Да, до известной степени это возможно. Но для этого нужно ввести данную стилевую форму в тех­нические рамки «позднего» спада (рис. 55-д). Гимнаст должен сде­лать широкий мах вперед-вверх, ни в коем случае не оставляя таз внизу (как на фиг б, к.к. 2—5), а поднимая его выше уровня плеч (фиг. д, к.к. 2—3). При этом все тело сразу отходит назад, в спад, а плотная «складка» оттягивается по времени до перехода из упо­ра в вис согнувшись (к.к. 5—6). Такая геометрия спада позво­ляет получить внешний рисунок спада «углом», но дает широкое, плавное движение, не имеющее ритмических сбоев и обеспечи­вающее значительную общую мощность двигательных действий в подъеме.


 




БРУСЬЯ ___________________________________________________________






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.