Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Странности подъема махом вперед






Названный подъем — хрестоматийное упражнение на брусьях, и ничего загадочного в нем, как будто бы, не было и нет. Простую его форму способен освоить любой новичок. Вспоминают о нем и масте­ра, используя как соединительное движение с махом назад в упоре.

Но именно мастера сталкиваются подчас с неприятными затруд­нениями при освоении и исполнении этого «элементарного» упраж­нения. Как только подъем попадает в связку с широким отодвигом из стойки на руках {рис. 61-а), выясняется, что выход в хороший упор после этого — совсем непростое дело (рис. 65-а). Гимнаста «ломает», плечи с трудом отрываются от жердей и застревают сзади, стопы вскидываются вверх «к носу», а таз остается внизу (к. 8), мах назад в упоре резко затрудняется и т. д. (к.к. 6—8\\ д.).

Наиболее простодушные гимнасты и тренеры недоумевают: поче­му так? Мах, вроде бы, хороший, бросок есть... Быть может, нужно еще активнее работать ногами вперед, мощнее действовать руками при выходе в упор? Но, как правило, это не помогает. Напротив: чем яростнее и выше гимнаст «хлещет» ногами, тем сильнее его опроки­дывает обратно на жерди, вплоть до падения назад в упор на руках (к.к. 8—10).

В чем же дело?

«Странности» подъема махом вперед объясняются тем, что это движение, построенное по схеме с контрвращением, которое, однако, носит здесь как бы завуалированный, скрытый характер, поскольку явственно выражено только у рук и туловища, и только в завершаю­щей стадии движения (фиг. б, к.к. 7—10). Тем не менее действие это здесь настолько важно, что без него подъем просто не возможен. В этом легко убедиться практически. Попробуйте при попытке испол­нения этого подъема обойтись действительно обычным махом. Ма­хом, который дает активное вращение назад (как на кувырок назад, рис. 64), но лишен акцентированного «контртемпа», описываемого ниже. Чем сильнее будет такой мах, тем явственнее будет ваше фиас­ко; не получится даже того, что показано нарис. 65-а, к.к. 1—8.

Правильный же подъем строится следующим образом (б).

После спада (отодвига) и традиционных подготовительных дей­ствий должен следовать умеренный по мощности бросок ногами, на­правленный не столько вверх, сколько вперед, чуть выше жердей. Значение броска здесь вообще невелико: он лишь обозначает нужное направление смещения плечевого пояса при будущем выходе в упор и слегка «подпитывает» энергией вращение тела назад (хотя и без


______________ 69. Странности подъема махом вперед

этого можно было бы обойтись!). Главное же в том, что бросок подго­тавливает своим темповым сгибанием принципиально необходимое в этом случае контровое разгибание, носящее, как отмечалось, харак­тер мощного, короткого «подрыва» тазом и грудью вверх с незначи­тельным по углу, но быстрым прогибанием тела и соответствующим притормаживанием ног (к.к. 6—7).

Эти контрдействияключевой момент подъема.


 

В описанной фазе давление плечами на опору моментально возра­стает (невооруженным глазом видно «проседание» жердей). Вслед за этим гимнаст сразу переключает работу с разгибания на сгибание в тазобедренных суставах, снимает тем самым давление плечами на опору и выпускает в активное движение плечевой пояс и руки (к.к. 7—8). Именно в результате всех этих действий гимнаст, как бы подброшен­ный напряженными жердями, выходит в упор (к.к. 8—10).


БРУСЬЯ


70. Подъем «в протяжку» и «в складку»


 


Работа плечами на опоре представляет собой в этой фазе настоя­щее отталкивание от жердей (к.к. 6— 7)., четкое ощущение и осозна­ние которого — залог успеха в исполнении всего подъема. Учти­те только, что никакого отталкивания, «отдельного» от осталь­ных действий, здесь не бывает и быть не может: оно получается и ощущается как толчок только в том случае, если есть выраженный «контртемп» в движении ног и туловища с импульсом на разгиба­ние тела.

Скептик скажет: какое там разгибание?! Ноги, конечно, притор­маживаются, но сгибаниекш шло, так и идет!

Действительно, часто во время торможения ног не только глаз не улавливает разгибания тела, но и на кинограмме его не видно; фик­сируется лишь временное, хотя и резкое замедление темпа сгибания.

Все так. Дело однако в том, что даже если не было буквального разгибания, его биомеханический эффект действует, так как замед­ление сгибания это и есть импульс на разгибание, сопровождающийся торможением ног и всеми остальными динамическими и кинемати­ческими последствиями, характеризующими контрдействия! Толь­ко «контртемп» этот, выполняемый без явного разгибания, будет бо­лее слабым и, кстати сказать, менее эффективным и при определен­ных условиях может привести к неудаче (а).

Сделаем практический вывод: сталкиваясь с необходимостью де­лать подъем махом вперед с увеличенного или максимального маха, нужно, прежде всего, озаботиться тем, чтобы контрдействия в подъе­ме были тем мощнее, резче, чем сильнее суммарное вращение тела на­зад, полученное после спада и броска ногами. Из этого естественно вытекает также, что и броском ногами в данном случае увлекаться не следует; достаточно слегка акцентированного и направленного дале­ко вперед, вдоль жердей (то есть не высокого!) «клевка» носками ног, после чего должен следовать незамедлительный «подрыв» грудью и животом с отталкиванием плечами от жердей. Эти действия необхо­димо отработать на спаде умеренной мощности с четким осознанием темпоритма и акцентов движения, а затем уж последовательно нара­щивать активность спада до нужной меры.

Аналогичные проблемы, но в более яркой, непосредственной форме, возникают в движениях, где хорошо выражено контрвраще­ние всего тела, например — в собственно соскоках махом вперед и «перелете Ткачева» и летах на перекладине (40—47). Характерно и построение подъема махом вперед на кольцах (98), этого ближайшего аналога одноименного подъема на брусьях. Обращение к этому дви­жению на кольцах в качестве «подводящего» упражнения — хорошее


методическое подспорье в работе над одноименным элементом на брусьях, так как вялым, нечетким разгибанием в этом случае обой­тись уж никак не удастся.

70. ПОДЪЕМ «В ПРОТЯЖКУ» И «В СКЛАДКУ»

Вернемся к поучительному случаю с подъемом махом вперед (69). Как и всякий элемент, это упражнение может исполняться с разны­ми оттенками. Например, иарис. 65-6, к.к. 9—10, показано два спосо­ба окончания этого подъема, каждый из которых хорош по-своему. Подъем, выполняемый «в протяжку» (к. 10, сплошная линия) очень активен и даже при небольшой высоте выхода в упор дает превосход­ные условия для мощных действий на махе назад в упоре. Это — подъем, хорошо поддающийся усложнениям и призванный также обслуживать последующие элементы.

Другие варианты (к. 10, пунктир) носят более «декоративный» характер и могут быть интересными сами по себе: гимнаст выходит в упор с сильным сгибанием тела и затем должен непременно быстро, вовремя раскрыться (ср. с к.к. 13—15нарис. 59). Мастера, сознатель­но использующие такую технику и стилистику подъема, должны превосходно чувствовать движение и обладать высокой активной подвижностью в плечевых и тазобедренных суставах. Заметим, что и структура этого подъема в целом отличается оттого, что есть в основ­ном варианте на рис. 65-6: такой выход в упор провоцируется относи­тельно сильным исходным махом и соответственно ослабленным «контртемпом». Но неумелое использование такой техники (или простое неумение делать подъем с сильного маха, см. предыдущий сюжет) приводит к плачевному результату (рис. 65-а): гимнаста либо опрокидывает назад (к.к. 8—10), либо он довольствуется выходом в положение плохого «высокого угла» с низко расположенным тазом (к. 8, пунктир). Сделать отсюда полноценный мах назад в упоре практически невозможно.

71. КАК ДЕЛАТЬ ПОВОРОТ?

Начнем разбор с обсуждения практического опыта и зададимся вопросом: каким образом в подъеме махом вперед из упора на руках делается поворот? Если вы спросите об этом гимнаста, то, скорее все­го, услышите что-то такое: «делаю бросок, притормаживаю ноги, толкаюсь, выхожу в упор и, примерно как в обычном «оберучном», поворачиваюсь». Если быть снисходительным, то надо признать, что


 




БРУСЬЯ


71. Как делать поворот?


 


такое описание действий — вполне приличное для исполнителя (бывает гораздо хуже).

Однако мы уже знаем (69), что в действительности структура подъема достаточно сложна, и «во главе угла» этого движения стоит вовсе не мах ногами вперед, а всё тот же «контртемп». При этом действия чередуются так (рис. 65-6): сгибание тела при махе вперед (к.к. 4—6) — притормаживание ноге разгибанием тела и отталкива­нием плечами от опоры (к.к. 6— 7)еще одно сгибание с выходом плечами в упор (к.к. 7—9) и — финальное разгибание в упоре сзади, подготавливающее мах назад в упоре (к.к. 9—10).

На какое же действие или действия наслаивается здесь поворот?

Тут мнения практиков расходятся. Одни говорят, что, мол, муд­рить не надо, и поворот делается «просто», как в обычном махе впе­ред: «бросил» ноги и — поворачивайся! Другие утверждают, что пово­рот делается во время разгибания, но когда выясняется, что таких разгибаний, да еще в очередь со сгибаниями, целых два, не знают, что сказать... Третьи считают, что, несмотря ни на что, поворот дол­жен носить сквозной характер: подъем — подъемом, а поворот — по­воротом.

Однако, каков же верный ответ?

В общем виде он вытекает из анализа общих закономерностей по­строения гимнастических движений. В частности, отметим, что в движениях гимнастического типа (а точнее — во всех ациклических спортивных движениях!) действует довольно жесткий закон «лока­лизации усложняющих действий». Говоря упрощенно, он сводится к тому, что до тех пор, пока полностью не решена задача действий ос­новной стадии упражнения, то есть действий, обеспечивающих вы­полнение принципиальной программы всего упражнения, — подъе­ма, оборота, сальто, никаких добавочных, в том числе усложняющих, действий производить нельзя. Образно говоря — не следует пытаться возводить стены и крышу, пока не подготовлен фундамент.

Повороте подъеме — это, как раз, добавочное, усложняющее дви­жение. Сам же подъем махом вперед может состояться лишь после того, как выполнены действия, дающие возможность плечевому поясу гимнаста, рукам и туловищу, вращаясь вперед, выйти в упор (рис. 65-6, к.к. 7—9). Последним действием этого рода является, как мы видим, сгибание в тазобедренных суставах.

Вот только после этого — уже на втором разгибании\ — и может делаться поворот!

Рассматривая кинограмму движения, а тем более исследуя ее (автор этим много занимался), можно убедиться, что поворот в


подъеме махом вперед на брусьях выполняется исключительно в фазе второго, финального разгибания. Исключений из этого прави­ла не замечено! Тем самым лишний раз иллюстрируется закономер­ность исполнения усложняющих движений только после полного прохождения наиболее мощных, энергообеспечивающих действий.

Казалось бы, после этого нужно сделать глубокомысленное пре­дупреждение в том смысле, что нельзя, дескать, бросаться на поворот раньше положенного. Но, к счастью, подъем махом вперед на брусь­ях «устроен» таким образом, что иначе поворот никак и не получится, даже если очень хочется! Тогда, скажет иной читатель, зачем все это анализировать?.. Ответ здесь очевидный: только детально зная эти и подобные вещи, можно наиболее эффективно работать над освоени­ем движения и, в особенности, при устранении ошибок. Ведь если поворот может быть выстроен только там, где ему положено быть, это еще не означает, что он получится сам собой!

И еще нюанс. Если простой подъем можно делать с разными степенями сгибания при выходе в упор (рис. 65-6, к. 10, сплошная линия и пунктир), то для подъема с поворотом нужен подъем, выпол­няемый с расчетом на выход в упор с достаточно прямым положени­ем, только при этом условии поворот может быть успешным. Это означает, в частности, что второе сгибание в подъеме (к.к. 7—9) не должно быть сильным. Что касается экзотических подъемов с плотной «складкой» (6, к. 10), то тут поворот практически исклю­чается.

Описанные закономерности четко действуют и при других дви­жениях, таких, как подъемы разгибом и движения дугой. «Гладкое», непрерывное разгибание, которым могут выполняться эти движе­ния, на самом деле имеет сложную внутреннюю структуру. Начина­ясь ускоренным «броском» ног (рис. 58-6, к.к. 1—3), оно затем при­тормаживается (к. 3), передавая механический импульс на туловище и руки (к.к. 3—4) и давая нем самым возможность выполнить про­граммное движение, например — подъем (к.к. 4—6). При этом воз­можный здесь поворот будет выполняться не раньше, чем сработает основной механизм всего движения, обеспечивающий подъем. То есть, на «остаточной» части разгибания, после того, как притормажи­вание ног уже даст свой эффект (к.к. 4—6).

Впрочем, все сказанное о времени поворота в движениях на бру­сьях в равной мере относится вообще ко всем усложняющим дей­ствиям во всех гимнастических упражнениях, о чем говорится, на­пример, в связи с поворотами в соскоках сальто (33) или прыжках (150). Закон есть закон!


 




БРУСЬЯ ___________________________________________________________

72. ЭТО ПОДЪЕМ ИЛИ КУВЫРОК?

Хорошие «брусисты» способны делать подъем махом впередс по­воротом в стойку на руках. Движение начинается мощным, свобод­ным спадом из стойки на руках, включает в себя сильный, высоко направленный бросок ногами и завершается поворотом в стойку, со­вершенно сходным с классическим «оберучным».

Теперь представим себе, что гимнаст задумал освоить кувырок на­зад с поворотом в стойку на руках...

Собственно кувырок назад хорошо известен (рис. 64) и относится к очевидным движениям с однонаправленным вращением. По прин­ципиальной структуре он подобен большому обороту назад на пере­кладине или кольцах. Между тем, подъемы махом вперед, как было показано выше (69—71), имеют более сложную структуру, так как включают в себя «контровые» действия.

Если так, то естествен вопрос: чем же, конкретно, различаются «кувырок» и «подъем», если и тот, и другой имеют одинаковые ис­ходное (стойка на руках), рабочее (упор на руках) и конечное (вновь стойка) положения, выполняются махом одного и того же направле­ния и оба включают идентичные повороты?

Ответ: ничем. Это, действительно, одно и то же упражнение, даже если один гимнаст будет осваивать его «через» подъем махом вперед, а другой — «через» кувырок назад!

Этот ответ может вызвать недоумение, поскольку как бы противоречит сделанным раньше определениям «кувырка» и «подъема».

Однако противоречия никакого нет. Сравнивая движения, нуж­но иметь в виду не их формальные названия, номиналы, а реальную структуру и технику. Сопоставляя традиционный подъем в упор {рис. 65- 6) с одноименным подъемом в стойку на руках, нетрудно ус­тановить, что вращение тела в том и другом движениях существенно различается, в первую очередь вращением туловища и рук. Но разная программа движения требует и разных технических действий: в подъеме с поворотом, выполняемом в стойку (то есть без вращения туловища и рук вперед, как это имеет место в обычном подъеме) опре­деляющим будет уже не «контртемп», а вращение исходного направле­ния, задаваемое спадом и очень активным (а не ограниченным, как в обычном варианте) бросковым движением ногами. То есть «центр тяжести» в действиях явно переносится с «контртемпа» на бросок. Впрочем, и в движениях этого типа есть некоторые признаки конт-рового действия, довольно характерные для кувырков в стойку


(рис. 64, к.к. 8—11), но роль их в этом случае, скорее, регуляторная, подстроечная, а не определяющая, как в подъемах, и объясняется не­обходимостью остановиться точно в стойке на руках.

Ставя точки над «Ь>, предлагаем читателю представить себе «типо­логический ряд» движений махом вперед из упора на руках, конеч­ные положения которых постепенно перестраиваются в зависимости от вращательной структуры движения (рис. 66). Традиционный подъем махом вперед располагается на левом краю такого ряда, среди движений с контрвращением (а-в), тогда как кувырки и подъемы в стойку на руках — в его центре (д). Правое же крыло такого структур­ного ряда будут занимать наиболее «прокрученные» кувырки назад, в которых гимнаст, имея ускоренное вращение исходного направле­ния, попадает в более или менее высокий упор, но «проскакивает» стойку на руках (е-ж). Особое место в данном ряду занимают гипоте­тические подъемы в предельно высокие упоры сзади, в «стойку в упоре сзади» (г), которые в принципе возможны, но для исполнения на брусьях труднодоступны.


БРУСЬЯ ___________________________________________________________






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.