Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы архивирования нотариальных документов.






Нотариальные документы и свидетельства, договоры и другие документы, на основании которых они совершены, а также реестры и книги учета хранятся в нотариальной конторе в условиях, обеспечивающих их сохранность.

По окончании года нотариусом производится подготовка дел для архивного хранения: уточняется систематизация документов в делах, производится оформление дел, дела постоянного и долговременного хранения заключаются в твердую обложку, документы перекладываются в хронологическом порядке и прошиваются. Листы дел нумеруются.

В случае сложения полномочий нотариусом, занимающимся частной практикой, его архив передается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты другому нотариусу. О передаче архива составляется соответствующий акт, утверждаемый органом юстиции и нотариальной палатой.

Что касается проблем архивирования нотариальных документов, то это в большей степени затрагивает институт частного нотариата.

В настоящее время осуществляется сдача нотариальных документов постоянного и временного хранения, образованных в результате деятельности частнопрактикующих нотариусов, в частные нотариальные архивы.

Вместе с тем, создание и функционирование частных нотариальных архивов на практике сопряжено с рядом проблем. Так, в соответствии со ст. 29-1 Закона РК «О нотариате» частный нотариальный архив является филиалом территориальной нотариальной палаты. Согласно пп. 1, 3, ст. 43 ГК РК, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства. Филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Все расходы по содержанию частных архивов должны производиться за счет средств соответствующих территориальных нотариальных палат. Однако из-за отсутствия необходимых денежных средств нотариальные палаты, как правило, не имеют возможности содержать обособленные помещения, специально оборудованные для хранения архивов.

Следует учесть также, что ежегодная сдача нотариальных документов частных нотариусов в архивы территориальных палат вызывает как для нотариусов, так и для населения затруднения, связанные с отдаленностью многих районов от областных центров.

К настоящему времени частными нотариальными архивами накоплен значительный объем нотариальных документов. Общий объем завершенных делопроизводством нарядов действующих частных нотариусов постоянного и временного хранения и нарядов по личному составу в территориальных нотариальных палатах и частных нотариальных архивах на сегодня составляет около полумиллиона единиц (томов). Однако в силу вышеуказанных причин частные нотариальные архивы на практике не могут обеспечить не только предусмотренные законодательством условия хранения документов, но и их сохранность.

В то же время нотариальные документы имеют важнейшее юридическое значение и длительное практическое применение.

 

65.Место и роль нотариуса в правовой системе Казахстана? Раскройте свою точку зрения.

Институт нотариата в правовом государстве играет большую роль и в оказании правовой помощи гражданам и юридическим лицам, и в обеспечении их правовой безопасности, и в предотвращении споров между участниками договорных отношений.

Казахстанский нотариат за последние годы претерпел значительные изменения, вызванные новыми общественными условиями. Он проходил значимый исторический период, в этот период были приняты Закон Республики Казахстан «О нотариате» от 14 июля 1997 года и множество подзаконных актов. Несмотря на это, сегодняшнее состояние нормативно-правовой базы требует сформировать новые концептуальные взгляды, которые должны отвечать современным правовым и общественным требованиям. В современный период в Республике Казахстан спорным вопросом является признание нотариата в качестве публично-правового института, на основании этого нотариусу присвоить статус независимого представителя государства.

Нотариат в правовой системе, безусловно, выполняет как одну из основных функцию оказания правовой помощи многим категориям граждан, а также юридическим лицам. Однако, в Казахстане юридическая природа нотариата не уточнена, законодательная база института несовершенна. Вместе с тем, правовую политику государства в отношении нотариата нельзя назвать однозначной. Имеется ряд концептуальных и законодательных проблем, которые сдерживают развитие данного института. Они связаны как с действующими законодательством о нотариате, так и с гражданским, финансовым, налоговым и другими отраслями казахстанского законодательства. Противоречивые законодательные решения во многом являются следствием того, что институт нотариата, его возможности не до конца поняты и не оценены в полной мере. Такие решения зачастую вызваны отсутствием фундаментальных теоретико-правовых исследований общественных отношений, складывающихся в сфере нотариальной деятельности. Теоретическое осмысление места и роли нотариата в правовой системе Казахстана, его связи и взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами в сфере обеспечения правопорядка, прав и свобод граждан имеет принципиальное значение в деле построения правового государства в нашей стране.

Таким образом, статус нотариуса до сих пор неясен, его полномочия приближены к правоохранительной деятельности, огромен публичный интерес в деятельности нотариуса. В то же время характер деятельности очень напоминает коммерческую деятельность и статус индивидуального предпринимателя. Действующее законодательство не определило истинного статуса нотариуса, идеологию деятельности нотариальных органов и нотариуса конкретно.

 

66.Проанализируйте проблемы нормативного регулирования правового статуса нотариуса РК?

Нотариус в РК – лицо, выполняющее в соответствии с законодательством нотариальные действия, осуществляет свои полномочия в рамках государственных нотариальных контор, либо как частнопрактикующий нотариус.

Казахстанский нотариат за последние годы претерпел значительные изменения, вызванные новыми общественными условиями. Он проходил значимый исторический период, в этот период были приняты Закон Республики Казахстан «О нотариате» от 14 июля 1997 года и множество подзаконных актов. Несмотря на это, сегодняшнее состояние нормативно-правовой базы требует сформировать новые концептуальные взгляды, которые должны отвечать современным правовым и общественным требованиям. В современный период в Республике Казахстан спорным вопросом является признание нотариата в качестве публично-правового института, на основании этого нотариусу присвоить статус независимого представителя государства.

Нотариат в правовой системе, безусловно, выполняет как одну из основных функцию оказания правовой помощи многим категориям граждан, а также юридическим лицам. Однако, в Казахстане юридическая природа нотариата не уточнена, законодательная база института несовершенна. Вместе с тем, правовую политику государства в отношении нотариата нельзя назвать однозначной. Имеется ряд концептуальных и законодательных проблем, которые сдерживают развитие данного института. Они связаны как с действующими законодательством о нотариате, так и с гражданским, финансовым, налоговым и другими отраслями казахстанского законодательства. Противоречивые законодательные решения во многом являются следствием того, что институт нотариата, его возможности не до конца поняты и не оценены в полной мере. Такие решения зачастую вызваны отсутствием фундаментальных теоретико-правовых исследований общественных отношений, складывающихся в сфере нотариальной деятельности. Теоретическое осмысление места и роли нотариата в правовой системе Казахстана, его связи и взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами в сфере обеспечения правопорядка, прав и свобод граждан имеет принципиальное значение в деле построения правового государства в нашей стране.

Таким образом, статус нотариуса до сих пор неясен, его полномочия приближены к правоохранительной деятельности, огромен публичный интерес в деятельности нотариуса. В то же время характер деятельности очень напоминает коммерческую деятельность и статус индивидуального предпринимателя. Действующее законодательство не определило истинного статуса нотариуса, идеологию деятельности нотариальных органов и нотариуса конкретно.

 

67.Существует ли реальное равенство государственных и частных нотариусов? Обоснуйте свою точку зрения.

Нотариусом может быть гражданин Республики Казахстан, достигший возраста двадцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, прошедший стажировку у нотариуса сроком не менее одного года, аттестацию в аттестационной комиссии юстиции и получивший лицензию на право занятия нотариальной деятельностью, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Государственным нотариусом является административный государственный служащий, занимающий должность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственной службе.

На государственного нотариуса распространяются требования, указанные в статье 6 Закона «О нотариате», за исключением получения лицензии на право занятия нотариальной деятельностью.

Частные и государственные нотариусы имеют равные права и обязанности при осуществлении нотариальной деятельности. Оформленные ими документы имеют одинаковую юридическую силу.

Таким образом, анализируя законодательство, можно сказать, что в основном сфера полномочий и частного нотариуса, и государственного – одна и та же.

Так, частный нотариус, как и государственный, совершает положенные нотариальные процедуры также от имени государства. По степени своей компетенции он ничем не уступает государственному специалисту. При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой.

Однако если говорить о реальном равенстве государственных и частных нотариусов, то хочется отметить некоторые следующие моменты: нотариальное удостоверение сделки путем обращения к частному нотариусу, как правило, происходит гораздо быстрее, а иногда и качественнее, чем в случае обращения к государственному нотариусу, в связи с огромной нагрузкой последнего и отсутствием необходимого времени на внимательное обслуживание каждого клиента. Что немаловажно, услуги специалистов платные и в частных конторах и в государственных.

Также существуют и некоторые законодательные ограничения для нотариусов, занимающихся частной практикой, так на основании подпункта 7-1 статьи 32 Закона «О нотариате» Министерство утверждает число нотариусов по каждому нотариальному округу. То есть фактически, если в данном нотариальном округе нет свободной вакансии, гражданин, имеющий лицензию, не может быть нотариусом, что влечет ограничение права, представляемого лицензией. Встают два аспекта вопроса: лицензия и ограничение численности — не совместимы законодательно; возможен вариант: либо изменение разрешительной системы осуществления нотариальной деятельности, либо снятие ограничения по численности. Думается, снятие ограничений по численности нотариусов, безусловно, предоставит лицам, имеющим лицензию, возможность воспользоваться своими правами.на основании подпункта 7-1 статьи 32 министерство утверждает число нотариусов по каждому нотариальному округу.

 

68.Проанализируйте проблемы нормативного регулирования оплаты нотариальных действий?

Правовое регулирование современных отношений по осуществлению нотариальных действий, а также организации и функционирования системы нотариата обладает, наряду с иными издержками, таким существенным недостатком, как отсутствие единых законодательных требований к уровню оплаты нотариальных действий.

Данная проблема является одним из узловых аспектов нотариальных отношений, статуса нотариуса. Вместе с тем, в законопроекте не нашел своего решения вопрос о единых нотариальных тарифах на всей территории РК. Более того, проектом предусматривается (пункт 1 статьи 30-1 проекта) «легализация» предпринимательской деятельности частных нотариусов, которым предлагается самостоятельно, по своему усмотрению устанавливать сумму оплаты за услуги технического и правового характера, что противоречит «духу», принципам нотариата латинского типа, переводит нотариусов в разряд индивидуальных предпринимателей, допускает и предполагает торг между нотариусом и лицом, обратившимся за совершением нотариального действия. Изложенные недостатки будут усугублены, а взаимоотношения нотариуса и обращающегося лица приобретут черты рыночного торга услугами, в условиях бесконтрольного отпуска численности нотариусов (проектом предусматривается отмена квотирования частных нотариусов), и как неизбежного следствия, их концентрации в крупных городах.

Вместе с тем, данная проблема является одной из актуальных проблем практики нотариальной деятельности и соответственно правотворческого процесса, направленного на совершенствование основ организации и деятельности нотариата в Казахстане.

В современных условиях повсеместно сложилась ситуация в соответствии с которой сумма оплаты нотариальных действий состоит из суммы государственной пошлины, определенной за конкретное действие Налоговым кодексом и суммы за так называемый проект нотариально удостоверяемого документа, составляемый нотариусом при обращении к нему практически за любым действием. Величина указанных сумм и представляет собой в денежном выражении ставки, взимаемые частными нотариусами за совершаемые действия.

Следует подчеркнуть, что в каждой административно-территориальной единице РК территориальными нотариальными палатами определены собственные суммы проектов дополнительно, помимо государственной пошлины, взимаемые за совершение нотариального действия.

В целях объективного анализа правовых основ формирования «стоимости» нотариальных действий следует отметить отсутствие в Законе РК «О нотариате» полномочий не только нотариальных палат, но и частных нотариусов по самостоятельному определению сумм, взимаемых за дополнительные услуги. Не имеет четкой законодательной основы сам факт установления оплаты за совершение нотариального действия частным нотариусом в размере суммы государственной пошлины и дополнительных услуг за проект нотариально удостоверяемого документа, технические услуги, правовые консультации. Поскольку согласно п.2 ст. 30 Закона РК «О нотариате»: оплата нотариальных действий, совершаемых частным нотариусом, осуществляется по ставкам, соответствующим размерам государственной пошлины, установленным налоговым законодательством РК.

По моему мнению единственно логическим и обоснованным решением поставленной проблемы должно стать принятие экономически выверенных единых сумм оплаты за совершение нотариальных действий на всей территории Республики Казахстан, с учетом их дифференциации относительно особого статуса сельских территорий, с сохранением льгот по оплате нотариальных действий, предусмотренных отдельным категориям граждан в соответствии с действующим налоговым законодательством.

 

69. Раскройте свою точку зрения по проблеме внедрения электронного нотариата. Электронный нотариат - это электронная регистрация произведений и других объектов авторского права, а также их защита цифровыми методами, которые признаются в государственных учреждениях. Доказательства, выданные системами электронного нотариата действуют в странах, в которых законодательная база поддерживает защиту авторских прав службой " Электронного нотариуса".В частности это страны: СНГ (Россия, Украина, Белоруссия, Молдова, Кыргызстан, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан), большинство европейских стран, США. Возможности электронного нотариатаЭлектронный нотариат - это получение свидетельства или сертификата, которые удостоверяют авторство материала. В процессе верификации контента, создается цифровой штамп времени, который накладывается на документ. Затем документ, который находится под защитой электронного нотариата помещается на хранение (депонирование) в системах по обеспечению электронного нотариата.Системы электронного нотариата выдают свидетельства в электронном и печатном виде, которые могут служить доказательством при проведении процедур определения истинного автора материала.Преимущества и недостатки использования электронного нотариатаТолько системами электронного нотариата возможно быстро зарегистрировать электронные произведения, доказательства авторства поддерживается государственными органами и служит неоспорим преимуществом при доказательстве авторства. За дополнительную оплату система электронного нотариата предоставляет Свидетельство о регистрации в печатном виде.Среди недостатков электронного нотариата возможно выделить недолгое депонирование (хранение) документов. Ведь документы хранятся не постоянно, а только на время, оплаченное автором произведения. Если срок хранения авторского материала закончился, то на электронный документ уже невозможно предоставить доказательство авторства. Поэтому, если Вы хотите иметь постоянную защиту авторства своего контента, не забывайте продлевать депонирование авторского материала в системах электронного нотариата.

 

70. Есть ли необходимость существования государственного нотариата? Если да, почему? Обоснуйте свой ответ.

По моему мнению, государственный нотариус должен существовать. Так как если бы не было государственного нотариуса то частным нотариусам не было бы на кого равняться. Понимаете, это как если бы у нас в стране были бы только одни частные ВУЗы. Тогда возможно исчезли бы определенные стандарты на которые опираются государственные органы. И даже может быть, тогда нотариальная деятельность и вправду превратилась бы в предпринимательскую деятельность. Вот почему должны существовать государственные нотариусы. Мне кажется могут не существовать частные нотариусы, но государственные нотариусы никак не должны быть исключены из этого списка

 

. 71. Является ли деятельность частного нотариуса предпринимательской. Обоснуйте свой ответ.

Для начала было бы правильным определиться с сами понятием предпринимательская деятельность. Предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.

А нотариусом, занимающимся частной практикой, признается гражданин, занимающийся нотариальной деятельностью без образования юридического лица на основании лицензии, застраховавший свою гражданско - правовую ответственность по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда в результате совершения нотариальных действий, вступивший в члены нотариальной палаты и прошедший учетную регистрацию в территориальном органе юстиции.

То есть нотариальная деятельность не является предпринимательской деятельностью, так как она является законодательно закрепленная система защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц путем совершения нотариальных действий, направленных на удостоверение прав и фактов, а также на осуществление иных задач.

 

 

72. В чем заключается проблема публично-правового статуса нотариата Республики Казахстан? Анализ законодательства РК.

сегодняшнее состояние нормативно-правовой базы требует сформировать новые концептуальные взгляды, которые должны отвечать современным правовым и общественным требованиям. В современный период в Республике Казахстан спорным вопросом является признание нотариата в качестве публично-правового института, на основании этого нотриусу присвоить статус независимого представителя государства. в Казахстане юридическая природа нотариата не уточнена, законодательная база института несовершенна. Вместе с тем, правовую политику государства в отношении нотариата нельзя назвать однозначной. Имеется ряд концептуальных и законодательных проблем, которые сдерживают развитие исследуемого института. Они связаны как с действующими законодательством о нотариате, так и с гражданским, финансовым, налоговым и другими отраслями казахстанского законодательства. Противоречивые законодательные решения во многом являются следствием того, что институт нотариата, его возможности не до конца поняты и не оценены в полной мере. Такие решения зачастую вызваны отсутствием фундаментальных теоретико-правовых исследований общественных отношений, складывающихся в сфере нотариальной деятельности. В Казахстане, несмотря на активное сопротивление нотариального сообщества, в начале 2012 года была проведена реформа допуска к осуществлению нотариальной деятельности, а именно была отменена система квотирования нотариусов, был упразднен конкурсный отбор на занятие должности частного нотариуса.

Таким образом, изучив нотариальную деятельность в Республике Казахстан, мы приходим к следующим выводам

1. По нашему мнению, требования в отечественном законодательстве снижены.

2. Необходимо установить особый доступ к нотариальной профессии, связанный с повышенными квалификационными требованиями к нотариусу и характеру его подготовки к исполнению своей профессии.

3. Считаем, что состав аттестационной комиссии не должен работать продолжительно. В республике достаточно специалистов, чтобы состав комиссии регулярно обновлялся

 

 

73. Какие требования предъявляются к нотариальным документам?

 

 

Содержание нотариально удостоверенного документа по желанию участников может быть зачитано вслух.. Удостоверяемые нотариусом сделки, заявления и другие документы подписываются участниками в присутствии нотариуса.. Если гражданин вследствие физических недостатков, болезни или по каким-либо иным причинам не может лично расписаться, по его просьбе и в его присутствии, а также в присутствии нотариуса сделку, заявление или иной документ может подписать другой гражданин с указанием причин, в силу которых документ не мог быть подписан собственноручно гражданином, обратившимся за совершением нотариального действия. Требования, предъявляемые к текстам удостоверяемых сделок и свидетельствуемых Документов: Текст нотариально удостоверяемой сделки должен быть написан или напечатан ясно и четко, относящиеся к содержанию сделки числа и сроки обозначены хотя бы один раз словами, а наименования юридических лиц - без сокращений, с указанием их места нахождения. Фамилии, имена и отчества граждан, адреса их места жительства должны быть написаны полностью.. Не могут быть удостоверены тексты сделок или засвидетельствованы документы, имеющие подчистки, приписки, зачеркнутые слова или иные неоговоренные исправления, а также документы, написанные карандашом. В документе, объем которого превышает один лист, листы должны быть прошиты, прошнурованы и скреплены печатью.

74. В каких случаях сохраняется территория деятельности нотариуса? Почему? Обоснуйте ответ.

В соответствии с Закон Республики Казахстан от 14.07.1997 N 155-I " О нотариате" Территория деятельности государственного нотариуса в пределах нотариального округа определяется территориальным органом юстиции. Территория деятельности частного нотариуса в пределах нотариального округа определяется территориальным органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Территориальный орган юстиции регулярно информирует население о территории деятельности государственных и частных нотариусов.

Нотариусу не допускается размещать помещение за пределами определенной ему территории. Нотариус для осуществления нотариальной деятельности имеет только одно помещение.

Территория деятельности нотариуса соблюдается при совершении следующих нотариальных действий:
1) назначение доверительного управляющего наследством;
2) выдаче свидетельства о праве на наследство;
3) выдаче свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов и иных лиц, имеющих имущество на праве общей совместной собственности;
4) удостоверении договоров об отчуждении и залоге недвижимого имущества, подлежащего регистрации;

75. Как нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица?

 

В соответствии со статьей 42 Закона нотариус при совершении нотариального действия устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия.
Нотариальные действия совершаются по следующим документам, удостоверяющим личность:
1) паспорт гражданина Республики Казахстан;
2) удостоверение личности гражданина Республики Казахстан;
3) вид на жительство иностранца в Республике Казахстан;
4) удостоверение лица без гражданства;
5) свидетельство о рождении;
6) заграничный паспорт.
Личность несовершеннолетнего, не достигшего 16-летнего возраста, подтверждается одним из законных представителей ребенка на основании свидетельства о рождении несовершеннолетнего и документа, удостоверяющего личность одного из законных представителей ребенка.
Личность несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста, устанавливается по документу, удостоверяющему личность, а также подтверждается одним из законных представителей ребенка на основании свидетельства о рождении несовершеннолетнего и документа, удостоверяющего личность одного из законных представителей ребенка.

76. Можно ли охарактеризовать деятельность частного нотариуса как публично-правовую? Почему? Обоснуйте ответ.

Под публично-правовой деятельностью понимается деятельность, носящая открытый, гласный характер и основанная на обеспечении уполномоченными государственными органами обязательного исполнения установленных правил поведения.

Признание характера деятельности нотариата публично-правовым означает, что она связана с выполнением нотариусом отдельных функций, присущих государственным органам (удостоверение или свидетельствование бесспорных юридических фактов, защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также оказание им квалифицированной юридической помощи в рамках своей компетенции).

Деятельность государственных нотариусов, а также иных государственных служащих, уполномоченных законом на совершение нотариальных действий, носит публично-правовой характер в пределах, установленных законодательством.

Что касается частных нотариусов, то наличие публично-правовых элементов в их деятельности не означает, что частный нотариат является полностью публично-правовым институтом.

Таким образом: - нотариат не является полностью публично-правовым институтом. Деятельность нотариуса носит как публично-правовой, так и частно-правовой характер; - от имени государства вправе выступать только нотариусы, состоящие на государственной службе (государственные нотариусы), должностные лица государственных органов, уполномоченные законом на выполнение нотариальных действий. Частные нотариусы не вправе выступать от имени государства.

 

77.Почему на печати частного нотариуса отсутствует государственный герб РК? Обоснуйте ответ.

Деятельность государственных нотариусов, а также иных государственных служащих, уполномоченных законом на совершение нотариальных действий, носит публично-правовой характер в пределах, установленных законодательством.

Что касается частных нотариусов, то наличие публично-правовых элементов в их деятельности не означает, что частный нотариат является полностью публично-правовым институтом. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 14 июля 1997 года N 155-I " О нотариате " организационная форма деятельности частных нотариусов не приравнивается к предпринимательской (коммерческой) деятельности. Однако, исходя из личной (имущественной) ответственности частного нотариуса в пределах имущества и средств, принадлежащих ему на праве частной собственности, занятия деятельностью под своим именем, нахождения в конкурентной среде, основанной на равенстве участников имущественных отношений, и того, что он образуется на добровольных началах, действия частного нотариуса следует признать носящими как публично-правовой, так и частно-правовой характер.

Оказывая гарантированную пунктом 3 статьи 13 Конституции квалифицированную юридическую помощь, нотариус не вправе использовать принудительные меры воздействия в случае обнаружения им нарушения закона, а также применять такие присущие государству методы правового регулирования как обязывание и запрещение. Исполнение актов нотариусов, в том числе, путем применения принудительных механизмов обеспечивается государством.

В соответствии со статьей 9 Конституции Республики порядок официального использования государственных символов устанавливается конституционным законом.

Круг лиц, наделенных правом помещения на печатях изображения Государственного герба Республики Казахстан, определен статьей 8 Конституционного закона Республики Казахстан от 24 января 1996 года N 2797 " О государственных символах Республики Казахстан".

Таким образом, можно сделать вывод о том, что:

- нотариат не является полностью публично-правовым институтом. Деятельность нотариуса носит как публично-правовой, так и частно-правовой характер;

- от имени государства вправе выступать только нотариусы, состоящие на государственной службе (государственные нотариусы), должностные лица государственных органов, уполномоченные законом на выполнение нотариальных действий. Частные нотариусы не вправе выступать от имени государства.

-определение порядка официального использования Государственного герба Республики Казахстан относится к компетенции законодателя и устанавливается конституционным законом.

 

78.Какие проблемы и особенности лицензирования Вы можете назвать? Почему? Обоснуйте ответ.

Лицензирование нотариальной деятельности осуществляется Комитетом по организации правовой помощи и оказанию юридических услуг населению Министерства юстиции Республики Казахстан.

Совершение нотариальных действий лицами, не имеющими лицензии, с нарушением иных требований законодательства о нотариате и получение дохода от этих действий влекут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Лицензия на право занятия нотариальной деятельностью (далее - лицензия) выдается лицу, желающему заниматься нотариальной деятельностью, отвечающему установленным квалификационным требованиям.

Лицензия выдается следующим категориям лиц:

 

1. Прошедшим стажировку у нотариуса и прошедшим аттестацию в Комиссии.

2. Сдавшим квалификационные экзамены в Квалификационной коллегии юстиции Республики Казахстан или в Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан;

3. Постоянным судьям и лицам, работавшим постоянными судьями, за исключением судей, освобожденных от должности судьи за порочащие проступки и нарушения законности при исполнении своих обязанностей;

4. Государственным нотариусам.

Лицензия является генеральной и выдается заявителю без ограничения срока.

Лицензия выдается лицензиаром не позднее тридцати рабочих дней со дня представления заявления с соответствующими документами.

Лицензиар ведет Государственный реестр лицензий нотариусов и публикует в ведомственном печатном органе сведения о лицензиатах и выданных им лицензиях, а также сведения о лишении, прекращении, приостановлении и восстановлении действия лицензий.

Если говорить о проблемах лицензирования в РК, на данный момент существуют несколько серьезных проблем получения и использования в работе лицензий, а также их последующее продление, переоформление, отзыв и т.д.

Вот некоторые из них:

- в большинстве случаев, для получения лицензии необходимо предоставление большого количества документов, помимо основного перечня документов

- кроме основных документов, часто необходимы документы из других органов, ведомств, организаций, которые получить часто не менее сложно.

- во многих случаях получить лицензию можно только в областном центре, что многим жителям других городов и районов не удобно

- во-многих случаях, уполномоченный орган по выдаче лицензий, не может сам определить: можно давать лицензию или нет. В этом случае возможно приходится обращаться в вышестоящий орган.

- предприниматели не могут использовать специальные налоговые режимы при лицензируемой деятельности, при этом сами Налоговые органы не могут определить является ли Ваша деятельность лицензируемой.

 

79.Можно ли отнести систему нотариата РК к латинскому нотариату? Обоснуйте ответ.

Традиционным (классическим) типом нотариата является латинская его модель, называемая Латинским нотариатом.

Латинский нотариат не является частью административной системы, а осуществляет охрану прав и законных интересов граждан и юридических лиц по особому полномочию государства. Юридические гарантии и безопасность, предоставляемые нотариальными процедурами, не являются лишними формальностями и барьерами в гражданском и коммерческом обороте, а наоборот, делают эти отношения защищенными и предсказуемыми.

Казахстан является членом Союза Латинского нотариата и считается, что отечественный институт нотариата основан на вышеназванной классической модели.

Для анализирования поставленного вопроса хотелось бы рассмотреть принципы Латинского нотариата:

-Нотариус действует от имени государства, но подчиняется только закону;

-Функция латинского нотариата - государственное служение, которое нотариус осуществляет независимым образом, не входя в иерархию государственных служащих;

-Нотариус обеспечивает беспристрастную квалифицированную юридическую помощь;

законность, равную справедливость и публичную достоверность частных актов;

-Акты нотариуса имеют особую доказательственную, а зачастую и исполнительную силу;

-Деятельность нотариуса находится в сфере бесспорной юрисдикции, при этом способствуя

предупреждению споров и конфликтов;

-Как советник, нотариус выявляет подлинную волю обратившегося (либо сторон) и облекает ее в эталонно-квалифицированный юридический акт;

-Нотариус обязан быть членом централизованной организации - нотариальной палаты; численность должностей нотариусов квотируется;

-Нотариус несет полную имущественную ответственность за профессиональные ошибки;

-Нотариус обязан застраховать профессиональные риски;

-Нотариус жестко связан не только законом, но и нормами профессиональной этики.

Таким образом, с точки зрения Латинского нотариата, смешиваются интересы государства и частного предпринимателя. Институт Латинского нотариата предполагает кардинальное расширение полномочий частных нотариусов и повышение их статуса до уровня государственных служащих и судей, исходя из принципа, что нотариус является должностным государственным служащим, выполняющим государственные функции, имеющим право использования государственной символики, но находящийся на самофинансировании. В нашей стране у частных нотариусов таких широких полномочий не имеется, однако, я считаю, что возможно со временем данный вопрос разрешится, и институт нотариата в нашем государстве будет полностью соответствовать классической латинской модели нотариата. В частности, предполагается, что частные лица и организации должны обращаться к услугам нотариусов во всех случаях возникновения хозяйственных отношений и изменений прав на недвижимость и другие материальные ценности, создания новых предприятий, заверения их устава, заключения сделок и другое, при этом проверку правоспособности сторон должен осуществлять сам нотариус. Решения нотариусов должны рассматриваться на уровне решений судей.

 

 

80. Проблемы реформирования законодательства о нотариате. Проанализируйте законодательство РК.

Казахстанский нотариат за последние годы претерпел значительные изменения, вызванные новыми общественными условиями. Он проходил значимый исторический период, в этот период были приняты Закон Республики Казахстан «О нотариате» от 14 июля 1997 года и множество подзаконных актов. Несмотря на это, сегодняшнее состояние нормативно-правовой базы требует сформировать новые концептуальные взгляды, которые должны отвечать современным правовым и общественным требованиям. В современный период в Республике Казахстан спорным вопросом является признание нотариата в качестве публично-правового института, на основании этого нотариусу присвоить статус независимого представителя государства.

Нотариат в правовой системе, безусловно, выполняет как одну из основных функцию оказания правовой помощи многим категориям граждан, а также юридическим лицам. Однако, в Казахстане юридическая природа нотариата не уточнена, законодательная база института несовершенна. Вместе с тем, правовую политику государства в отношении нотариата нельзя назвать однозначной. Имеется ряд концептуальных и законодательных проблем, которые сдерживают развитие данного института. Они связаны как с действующими законодательством о нотариате, так и с гражданским, финансовым, налоговым и другими отраслями казахстанского законодательства. Противоречивые законодательные решения во многом являются следствием того, что институт нотариата, его возможности не до конца поняты и не оценены в полной мере. Такие решения зачастую вызваны отсутствием фундаментальных теоретико-правовых исследований общественных отношений, складывающихся в сфере нотариальной деятельности. Теоретическое осмысление места и роли нотариата в правовой системе Казахстана, его связи и взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами в сфере обеспечения правопорядка, прав и свобод граждан имеет принципиальное значение в деле построения правового государства в нашей стране.

На сегодняшний день усиливаются меры, предъявляемые к профессиональным знаниям и опыту претендента на право занятия нотариальной деятельностью. Предусмотрены положения, при которых лицо не может быть нотариусом. Уточняются положения органов юстиции и нотариальных палат. Расширяются основания для приостановления, отзыва и прекращения действии лицензии нотариуса дискуссии вызывают следующие позиции: считать ли нотариальную деятельность предпринимательством; квалификационные требования для стажеров,; частота прохождения аттестации в Аттестационной комиссии юстиции; требование о том, чтобы нотариус не занимался другой предпринимательской деятельностью. Данные вопросы находятся на стадии расмотрения. Также существуют такие предложения, что для совершенствования данной деятельности необходимо внедрить традиционные для всего мира элементы частного нотариата - изображения государственных символов на личных печатях нотариусов, гарантирующий фиксированные цены государственный тариф стоимости услуг и независимую самоорганизацию в территориальные и республиканские нотариальные палаты.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.