Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Язык и речь. Семантика языка. Функции языка.






Ф. де Соссюр ввел в науку различение языка и речи. Язык стали понимать как устойчивую и социально обусловленную систему условных символов, которые несут функцию кодирования и передачи информации. Речь- это динамический и конкретный процесс опрерирования этими символами (языком). Язык по его мнению, усваивается теоретически как система правил, а речь-фактически, в процессе общения. Исследованием языка и речи сегодня занимается такая наука как психолингвистика.

Выделяют несколько функций речи, в частности номинативную, регулирующую и коммуникативную. В отечественной психологии принято разделять вн. (речь «про себя») и вш. речь, а также две формы развернутого речевого высказывания — устную и письменную речь. Устная речь подразделяется на диалогическую и монологическую

По Рубинштейну. Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь – это язык в действии.

«Механизмы речи» Н. И. Жинкина

1)речь не есть простая манифестация языка. Она не конец, а начало цепи, объект изучения, а не результат изучения.2)речь не является простой манифестацией языка, что она имеет собственную структурную и функциональную специфику.3)психология, лингвистика, логика, физиология и другие моделируют один и тот же объект — речевую деятельность, каждая для своих целей, выделяя в нем свои, существенные с той или иной определенной точки зрения сущностные характеристики.

Семантика -раздел лингвистики, изучающий смысловое значение единиц языка. Речь, слово являются специфическим единством чувственного и смыслового содержания. Всякое слово имеет смысловое – семантическое – содержание, обозначает предмет (его качества, действия и т.д.). Слово возникает в общении и служит для общения.

Язык — это не только система знаков, символически опосредующая мир человека, но и важнейший инструмент человеческой деятельности. Выделяют -функции языка: 1) коммуникативная; связана с тем, что язык, прежде всего, является средством общения людей. Он позволяет одному индивиду — говорящему — выражать свои мысли, а другому — воспринимающему — понимать их, то есть как-то реагировать, принимать к сведению, сообразно менять свое поведение или свои мысленные установки. Обеспечивает социальные связи, жизнь в социуме.2) познавательная (когнитивная); связана с тем, что в знаках языка осуществляется или фиксируется сознание человека. Язык является инструментом сознания, отражает результаты мыслительной деятельности человека. Обеспечивает мышление, познание и ориентацию в мире.3) номинативная; вытекает прямо из когнитивной. Познанное надо назвать, дать имя. Номинативная функция связана со способностью знаков языка символически обозначать вещи, помогает называть предметы и явления.

4) аккумулятивная, связана с важнейшим предназначением языка — собирать и сохранять информацию, свидетельства культурной деятельности человека, обеспечивает накопление, преемственность знаний и существование человека в истории.

43.Функции речи. Основными функциями речи являются выражение, воздействие, сообщение, обозначение.

Функция выражения заключается в том, что с помощью речи человек высказывает свое отношение к определенному предмету, явлению и к самому себе. Функция сообщения заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов. Данная функция обеспечивает осуществление контактов между людьми.

Функция обозначения заключается в способности давать названия предметам и явлениям. Благодаря данной функции мы в состоянии мыслить отвлеченно с помощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другим человеком.Можно отметить еще функцию воздействия. Она заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.

44.Виды речи и их характеристика. Два осн. вида речи: устная или письменная. Устная-это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны и восприятия их людьми на слух-с другой. Монологическая речь-речь одного человека, в течении относительно длительного времени излагающего свои мысли. (речь оратора, лектора, докладчика и др).Диалогическая речь-разговор, в котором участвует не менее 2 собеседников. Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной или пассивной. Активная форма речи — это речь говорящего человека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме.

Письменная -речь посредством письменных знаков. Одно из важнейших отличий устной речи от письменной заключается в том, что в устной речи слова строго следуют одно за другим, так что когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. В письменной речи дело обстоит иначе — как пишущий, так и читающий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях, когда в этом есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад.

Кинетическая речь. Данный вид речи сохранился у человека с давних времен. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи, он выполнял все речевые функции: обозначения, выражения воздействие, сообщение. Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-выразительных элементов речи — жестов. Виды речи подразеляют на: вн. и вш. речь. Внешняя речь связана с процессом общения, обмена информацией.Внутренняя речь прежде всего связана с обеспечением процесса мышления конкретного человека и не выполняет функцию общения.

45.Физиологические механизмы речевой деятельности. К периферическим системам обеспечения речи относятся:

1) энергетическая система дыхательных органов(дыхательный отдел), необходимая для возникновения звука-легкие и диафрагма; 2) генераторная система (голосовой отдел) - звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны; 3) резонаторная система (артикуляционный отдел) - носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

Вторая сигнальная система. Согласно И.П.Павлову для отражения психической действительности, у людей существуют две сигнальные системы раздражителей: первая сигнальная система - это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных), и вторая сигнальная система - система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены. Причем лишь незначительная часть этих слов обозначает сенсорные воздействия на человека. Работа второй сигнальной системы заключается, прежде всего, в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

К мозговым центрам речи относятся: 1) левое полушарие головного мозга; 2) слухоречевая зона коры больших полушарий- задняя часть височной извилины, так называемый центр Вернике; 3) зона Брока, расположенная в нижних отделах третьей лобной извилины.

Кроме того, речь обеспечивается функционированием определенных физиологических механизмов.

1) Синтагматические и парадигматические механизмы речи. Синтагматические механизмы отражают динамическую организацию речевого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга. Парадигматические механизмы отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семантическим и т. д.).2) Механизмы восприятия речи. Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после преобразования речевого сигнала. Анализируется он на основе детекторного кодирования, фонематической интерпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сигналам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.

3) Механизмы организации речевого ответа. У взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение опосредуется внутренними физиологическими кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов. При этом все перечисленные выше коды и операции, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.

Речь - сложнейшая система условных рефлексов.Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной речи) или зрительной форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вызывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств. В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния и, наоборот, слышимое или видимое слово, сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

46.Теории порождения и восприятия речи. Существует целый ряд теорий, пытающих объяснить или описать процесс формирования речи. Среди наиболее известных из них находится

Теория научения. Исходным положением, на котором строится данная теория, является постулат о том, что ребенок обладает врожденной потребностью и способностью подражать. В рамках данной теории овладение речью сводится к научению всем ее основным элементам, а механизмами формирования речи являются подражание и подкрепление.

Теория специфических задатков. Ее автором является Н. Хомский.

Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и ее основных атрибутов. Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к годовалому возрасту и открывают возможность для ускоренного развития речи с одного года до трех лет (имеется в виду прежде всего усвоение самой речи, развитие же речи как средства мышления продолжается до периода половой зрелости). Данный возраст называется сензитивным для формирования речи. В течение этого периода развитие речи обычно происходит без осложнении, по вне его язык усвоить или трудно, или вообще невозможно

Когнитивная теория Ж. Пиаже. Согласно данной теории, развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. По мнению автора данной теории, детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребенка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления.

Другие теория рассматривают развитие речи с психолингвистических позиций. Процесс речевого развития представляет собой циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно богатыми.

Механизмы порождения речевого высказывания.

Выготский описывает «сложное строение всякого реального мыслительного процесса и связанное с ним его сложное течение от первого, самого смутного момента зарождения мысли до ее окончательного завершения в словесной формулировке», выделяя следующие уровни: мотивация мысли, мысль, внутренняя речь, семантический план (т. е. значения внешних слов), внешняя речь.

Леонтьев А.А. процесс порождения речевого высказывания рассматривает как сложное, поэтапно формируемое речевое действие, входящее составной частью в целостный акт деятельности. Последовательность этапов: программирование грамматико - синтаксической стороны высказывания; грамматическая реализация и выбор слов; моторное программирование компонентов высказывания (синтагм); выбор звуков; выход.

Т.о., речь - это сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствонанная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (внутренняя речь).

Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (внутреннего), реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов.

47.Развитие речи в филогенезе и онтогенезе. Филогенез - развитие вида; рассматривает развитие психики в процессе эволюции человека - зарождение и развитие речи, изменение мышления, формирование сознания.

Онтогенез - индивидуальное развитие. Онтогенетическое развитие изучает возрастная психология и психология развития. У животных есть один вид речи - экспрессии (эмоциональная). Носит сигнальный характер, отсутствуют интеллектуальная и символическая функции речи. У человека первые элементы речи появились в ходе выполнения совместных трудовых действий, когда появилась потребность что-либо сказать друг другу.

В филогенезе развитие речи происходило в несколько этапов. На ранних его ступенях, когда мышление людей протекало в форме практической интеллектуальной деятельности по отношению к предметам, способным удовлетворить их потребности, речь закрепляла знания об этих предметах, выражая их в виде наименований, т.е. слово получало свое значение только из ситуации деятельности. На данном этапе развития речь всегда была включена в практическую деятельность. Такая речь называется симпраксической (т.е. связанной с практической деятельностью). С усложнением языка мышление освобождается от своей непосредственной слитности с действием и приобретает характер внутренней, " идеальной" деятельности. Скрытая вербализация, сопровождающая процесс мышления, получала название внутренней речи. Такая речь образуется из внешней речи путем изменения ее функции и как следствие этого – ее структуры. Внутренняя речь представляет собой обобщенные семантические комплексы, состоящие из фрагментов слов и фраз, с которыми группируются различные наглядные образы и условные знаки.

Следующим этапом развития речи явилось создание письменности. Таким образом, человеческая речь есть продукт общественно-исторического развития.

Развитие речи в онтогенезе. Становление и развитие речи происходит в течение трех периодов: фонетического – усвоение звукового облика слова (до двух лет); грамматического – усвоение структурных закономерностей организации высказывания (до трех лет); семантического – усвоение понятийной отнесенности (до 17 лет).

В онтогенезе речь формируется в процессе ее интериоризации (присвоения). Развитие речи у ребенка проходит в несколько этапов.1. Период, предшествующий словесной речи (до конца первого года жизни). 2. Период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи. К двухлетнему возрасту словарь малышей нередко насчитывает до 100 слов. В возрасте от полутора до двух с половиной лет при нормальном темпе развития происходит важный сдвиг в речевых проявлениях малышей – они начинают использовать соединение слов, появляются предложения, состоящие из двух слов, грамматически еще не оформленные. 3. Развитие языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов. Этот период длится от трех до шести лет. Ребенок изначально эгоцентричен, т.е. не способен, воспринимая что-либо, осознать, что он воспринимает это со своей точки зрения; учесть, что у других людей могут быть другие точки зрения; что кто-то может не видеть того, что видит он, не знать того, что он знает, и наоборот, видеть и знать то, что он не видит и не знает. Эгоцентрична и речь ребенка: он говорит непонятно для окружающих. Эта эгоцентрическая речь, промежуточная между внешней и внутренней видами речи, является внешней по форме и внутренней по содержанию. Таким образом, ключевую роль в преодолении эгоцентризма, формировании рефлексивного сознания ребенка играет необходимость вступить во взаимодействие с другими людьми.

4. Овладение ребенком письменной речью и систематическое обучение языку в школе. Вместе с расширением сферы общения ребенок развивает свою способность использовать речь для установления и поддержания социальных отношений, т.е. прагматический аспект его языка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.