Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внимание и теории селекции.






Селекция(отбор)информации необходима для выполнения поведенческой задачи.

У. Джеймс (1902г). В области исследования внимания в работах Джеймса описывается анализ ситуации, так называемой застольной беседы или вечеринки с коктейлем: человеку удается легко выделить интересующий его разговор, стараясь непрерывно слушать его, не отвлекаясь на все остальное. Другие голоса остаются потенциально доступными восприятию и какая-то информация может быть замечена за пределами выбранного направления внимания. Идеи Джеймса легли в основу современных теорий внимания, а вечеринка с коктейлем стала исходной для изучения избирательности восприятия.

Д. Бродбент. Сравнивает функционирование внимания с работой электромеханического устройства — фильтра, осуществляющего отбор информации и предохраняющего, таким образом, канал передачи информации с ограниченной пропускной способностью от перегрузок.

Исходное положение модели: цнс человека – канал передачи информации с ограниченной пропускной способностью (емкостью). Фильтр отсекает нерелевантную информацию. Каналов всегда больше одного, различается релевантная и нерелевантная информация. Информационные каналы имеют сенсорную природу. Канал – поток информации, отобранной по каким-то критериям (так, внутри слуховой модальности м.б. выделены каналы мужского и женского голосов, каналы информации, идущей справа/слева, каналы тихой и громкой речи), т.е. канал – объект селекции. Селекция информации совершается на самых ранних этапах переработки, опирается на физические параметры стимула, а неотобранная информации тормозится или угасает. Трейсман (1960). Эксперимент: в оба уха осмысленный текст → вторение одного из них замедляется. Замедление сильнее, если по нерелевантному каналу другие куски того же текста, что по релевантному. Меньше влияет, если нерелевантный текст из другой области или на незнакомом иностранном языке. Следовательно, нерелевантная информация не полностью отбрасывается.

Теория поздней селекции. Селекция информации происходит позже по времени, опирается не на физические, а на семантические параметры стимула. Супруги Дойч: основывались на тех же экспериментальных фактах, что и Трейсман, а также на явлении привыкания – постепенного уменьшения и исчезновении первоначального ответа при многократном предъявлении стимула, вызывающего этот ответ. Важность информации приводит к легкому выделению канала, быстро формируется основание для принятия решения. Проблема не в восприятии стимула, а в оперативном и быстром отборе наиболее значимых сигналов, по принципу «выбери меня». Так мать просыпается при тихом плаче своего ребенка. Решающей для отбора является степень активации настроенных единиц словаря.

Д.Норманн. Модель уместности. Центральный блок модели Норманна – «Память»: отбор определяется, прежде всего, неосознаваемыми механизмами ее функционирования.

Блок «уместность» обеспечивает настройку системы памяти в зависимости от норм и правил языка, поставленной задачи и связанных с ней ожиданий человека, а также уже на основе обработанной информации. По итогам воздействия наибольшей активацией будут обладать те единицы системы памяти, которые сочетают оба входа- и сенсорный сигнал, и уместность.

Блок «Селекция» отбирает наиболее активированные единицы, на которых «сходятся» внешние воздействия и влияния со стороны блока уместности. Блок «Внимание» определяет еще более глубокую переработку информации и главное- ее доступ в сознание. Циркуляция информации в петле, связывающей блок «Уместность», систему памяти и блок «Внимание», позволяет описать интеллектуальное внимание.

В моделях поздней селекции не только физические признаки, но и семантические характеристики стимуляции (значения слов) обрабатываются параллельно и полностью.

Канеман выдвинул концепцию внимания как умственного усилия. Он предположил, что внимание, представляющее собой стратегию распределения ресурсов организма между задачами, позволяет максимально эффективно справиться с ограниченностью емкости психики. Выполнение любого действия (как физического, так и интеллектуального) требует от субъекта определенного «вложения» ресурса внимания. Когда субъект обладает достаточным ресурсом внимания, задание выполняется безошибочно. Если в данный момент субъект не располагает необходимым ресурсом внимания для решения данной задачи (из-за общего состояния организма или потому что задача слишком сложна), он не способен с ней справиться. Когда ресурса достаточно - распределение не нужно вовсе и уровень выполнения высок для обеих задач. Когда ресурса недостаточно, сначала ресурсом насыщается более важное задание, а менее важное задание выполняется за счет дополнительной мощности. В результате, одна задача выполняется лучше другой. Согласно Канеману, существует только один общий неспецифический ресурс внимания, который в ходе деятельности распределяется на несколько разноплановых задач. Однако ряд современных авторов считают, что человек располагает несколькими достаточно автономными ресурсами внимания, так что истощение одного из ресурсов не обязательно связано с истощением другого.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.