Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воплощение






После относительного успеха премьеры (Тосканини; Мими – Феррани, Рудольф – Горга), замечательной пост. в Москве (1897, впервые в России, Частная опера Мамонтова, Коровин; Забелла/бесподобная Цветкова, игра которой вызвала рыдания Шаляпина, Секар-Рожанский, Коллен – Шаляпин), спектаклей в Риме (1897) и Ла Скала (1897, Муньоне; Рудольф – Де Лючия) опера, наконец, проходит с триумфом в Палермо (1897, т-р Массимо, к открытию нового здания, Муньоне). Это открывает путь на сцены: Петербург (1899, итал. труппа; Карузо, Мюзетта – Тетраццини, Марсель – Баттистини/1900, на рус., Мариинский т-р; М. и Н.Фигнер/1921, МАЛЕГОТ, Самосуд), Ковент Гарден (1899, Манчинелли; Мелба, Де Лючия), Буэнос-Айрес (1899; триумф Феррани, «выдающейся актрисы», по мнению автора/1900; Карузо), Частная опера Зимина (1905, Москва; Цветкова/1910, Оленин), Большой т-р (1911, Э.Купер, Коровин; Нежданова, Собинов, выступивший – единственный раз – также режиссером) и др. «Богема» становится украшением репертуара, в чем велика роль Мелба (заканчивает карьеру в коронной партии Мими в 1926, Ковент Гарден) и особенно Карузо - легендарного Рудольфа: Ла Скала (1900, дебют в этом театре, Тосканини), Мет (1903, дебют; Зембрих/1904; Мелба), Ковент Гарден (1904 – 1907/1913 – 1914, преимущественно в эталонном дуэте с Мелба). В 1-й половине ХХ века выделяются также в партии Мими Альда (1909 – 1929, Мет), Пампанини (1928, Ла Скала/1930, Торре дель Лаго, Масканьи), обворожительная Сайао (1937 – 1951, Мет) и др. В партии Рудольфа – Джильи (1921 – 1935, Мет, Ковент Гарден, Рим), Лемешев (Большой т-р), Бьёрлинг (1936, Вена/1938, дебют в Мет, с 1939, Ковент Гарден), Ферруччо Тальявини (1939, дебют на сцене, Флоренция/1947, дебют в Мет) и др. За дирижерским пультом полвека царствует Тосканини (1924, Ла Скала, спектакль памяти Пуччини; М.Дзамбони, Пертиле) вплоть до исторического конц. исп. и записи в Нью-Йорке (1946, NBC; Альбанезе, Ж..Пирс). Активный режиссерский поиск начинается во 2-й половине века. Редкие исключения – версии Станиславского (1927, Москва, Оперная студия им. Станиславского, Хайкин, Симов) и Фельзенштейна (1935, Франкфурт-на Майне). Русский режиссер «создал спектакль благородной, возвышенной правды», «ошеломляющие контрасты между бурным весельем, вне которого молодежь, несмотря на все свои невзгоды, просто жить не может, и внезапно возникающими трагическими положениями» (Хайкин). Веха – пост. Дзеффирелли (1963, Ла Скала, Караян; Френи, Дж.Раймонди, Марсель – Панераи): детально разработанная партитура спектакля в поэтике неореализма (его достоверность - воспоминание о классической версии Карре, 1898, Опера Комик) с незабываемой волнующей атмосферой зазвучала в мощной музыкальной режиссуре Караяна и дивном ансамбле певцов. Многократно показанная на гастролях (1964, Мюнхен/1967, Монреаль/1977, Вашингтон/1978, Вена), она произвела фурор в Москве во время исторического визита Ла Скала (1964) и шла в театре до 1978 с лучшими певцами (Паваротти, Арагаль и др.) и выдающимися дирижерами, в т.ч. Санцоньо и Претром (1976; Котрубас, Каррерас). Работа Дзеффирелли побуждает к новым решениям: Херц (1967, Гамбург, Санти; Доминго), Менотти (1973, Опера Гарнье, впервые на этой сцене), Дрезе (1976, Цюрих, Санти; Кьяра, Раймонди), Поннель (1977, Страсбург) – красочный Париж времен перестройки барона Османа, Купфер (1982, Комише Опер) – острая социальная критика, Рассел (1984, Мачерата; Гасдиа), Фридрих (1988, Дойче Опер, Лопес Кобос; Эсперайн) и др. Привлекает свежий взгляд Лурмана (1993, Сидней; Баркер, Хобсон) – искрометная, волнующая история о юности. Послевоенная Франция в красочной, виртуозной палитре кино с шармом ностальгии: тонкое ретро 1950-х, когда Париж был Меккой для Голливуда. В партиях Мими и Рудольфа захватывают Де Лос Анхелес, Тебальди, Каллас и Ди Стефано, Стратас (1959, Торонто, дебют в опере/1960, Мет, дебют на этой сцене/1982, Ливайн; Каррерас), Скотто, Френи, Паваротти (1961, Реджо-Эмилия, дебют в опере/1963, Ковент Гарден, замена Ди Стефано – дебют на этой сцене, вместе с Френи - один из лучших дуэтов в истории, 1975, Зальцбург и др.), проникновенный дуэт Котрубас - Шикофф (1982, Ковент Гарден, Гарделли, Копли). В конце ХХ века событие – пост. Тителя – Горелика (1995, Москва, Музыкальный т-р им. Станиславского, Устинов; неотразимая Гурякова, Агади, Мюзетта – Герзмава): кристалл поэтического театра (выделяются 3 и 4 акты) с аллюзиями ХХ века и трепетной атмосферой уходящей юности. Другой ход делает П.Конвичный (1996, Грац, Лайакер): снимая вкус мелодрамы, он акцентирует разрыв художник – общество и растущее напряжение между любовью и смертью. Большой т-р (1996?), Эссен и Кельн (оба - 1997), Франкфурт-на-Майне и Страсбург (оба – 1998), Даллас и Бонн (оба – 1999), Гамбург и Нюрнберг (оба - 2000). Петербург (2000, т-р «Зазеркалье», Бубельников, Петров; Сержан, Е.Акимов) – версия с эффектом остранения: дирижер спускается в мансарду (оркестр на сцене), чтобы вместе с Мими (она единственная из героев также появляется сверху) рассказать историю, летящую над крышами Парижа.

В начале XXI века экстравагантное решение в Брегенце (2001, Ширмер, Р.Джонс, Макдональд; Вильясон) – масштаб и специфика Озерной арены придали лирическим сценам черты гротеска: гипертрофированная предметная среда, элементы шоу 1950-х (перенос событий) шумно отодвинули интимную драму героев. Современные трактовки со знаками кича и шоу предлагают также Берлин (Штаатсопер, Ф.Жордан), Дортмунд и Веймар (все – 2001). Американизацию «Богемы» подчеркнула сенсационная пост. Лурмана на Бродвее (2002; Е.Соловьева): как и хиты-мюзиклы, она шла в режиме нон-стоп несколько месяцев подряд, еще раз доказав сверхпопулярность «Богемы». Бильбао (2004).Верона, Цюрих (Вельзер-Мёст; Гайярдо-Домас, Джордани) и Вюрцбург (все - 2005), Мариинский т-р (Нетребко, Вильясон), Мадрид (Лопес-Кобос; Амселлем, Аронико) и Фессалоники (все – 2006). Заметна версия Трелиньского в Варшаве (2006, Кудличка; Е.Соловьева) - современная история из жизни экстравагантной артистической молодежи с ночной дискотекой (2 акт) и видеопроекциями - воспоминаниями (финал) обнажает замысел: «Мими – личность, идущая к смерти и изначально знающая об этом» (Трелиньский). Бонн (2007, Хильсдорф), Майнц (2008, Немирова).

Аудио 1928 Пампанини (Мими)*Ла Скала, Молайоли*Arkadia 2 CD/1938 Альбанезе (Мими), Джильи (Рудольф)*Ла Скала, Берреттони* EMI 2 CD/1946 Альбанезе (Мими), Ж.Пирс (Рудольф)*Орк. NBC, Тосканини*RCA 2 CD/1947 Сайао (Мими), Такер (Рудольф)*Мет, Антоничелли*Sony 2 CD/1948 Сайао (Мими), Бьёрлинг (Рудольф)*Мет, Антоничелли*Myto 2 CD/1950 Тебальди (Мими), Пранделли (Рудольф), Гюден (Мюзетта)*Орк. Санта Чечилия, Рим, Эреде*Decca 2 CD/1951 Тебальди (Мими), Лаури-Вольпи (Рудольф), Гобби (Марсель)*Римская Опера, Сантини*GOP 2 CD/1951 Сайао (Мими), Ди Стефано (Рудольф), Вальденго (Марсель)*Мет, Клева*GOP 2 CD/1952 Картери (Мими), Ферруччо Тальявини (Рудольф), Таддеи (Марсель)*Орк. RAI, Турин, Сантини*Fonit Cetra 2 CD/1956 Л.Масленникова (Мими), Лемешев (Рудольф), Лисициан (Марсель)*Орк. Всесоюзного радио, Самосуд*Myto 2 CD/1956 де Лос Анхелес (Мими), Бьёрлинг (Рудольф), Амара (Мюзетта), Меррилл (Марсель)*Орк. RCA, Бичем*EMI 2 CD/1956 Каллас (Мими), Ди Стефано (Рудольф), Моффо (Мюзетта), Панераи (Марсель)*Ла Скала, Вотто*EMI 2 CD/1957 Стелла (Мими), Поджи (Рудольф), Капекки (Марсель)*Сан Карло, Неаполь, Молинари-Праделли*Philips 2 CD/1958 Тебальди (Мими), Бергонци (Рудольф), Бастьянини (Марсель)*Орк. Санта Чечилия, Рим, Серафин*Decca 2 CD/1961 Скотто (Мими), Поджи (Рудольф), Гобби (Марсель)*Флорентийский музыкальный май, Вотто*DG 2 CD/1961 Моффо (Мими), Такер (Рудольф), Меррилл (Марсель)*Римская Опера, Лайнсдорф*RCA 2 CD/1963 Френи (Мими), Д.Раймонди (Рудольф), Гюден (Мюзетта), Панераи (Марсель)*Венская Опера, Караян*RCA 2 CD/1963 Френи (Мими), Гедда (Рудольф)*Римская Опера, Шипперс*EMI 2 CD/1965 Тебальди (Мими), Корелли (Рудольф), Ротенбергер (Мюзетта)*Мет, Клева*GAO 2 CD/1969 Френи (Мими), Паваротти (Рудольф), Брускантини (Марсель)*Орк. RAI, Рим, Шипперс*Hunt 2 CD/1970 Френи (Мими), Паваротти (Рудольф), Таддеи (Марсель)*Мадрид, Санцоньо*Butterfly 2 CD/1972 Френи (Мими), Паваротти (Рудольф), Панераи (Марсель)*Берлинский филарм. орк., Караян*Decca 2 CD/1973 Кабалье (Мими), Доминго (Рудольф), Блеген (Мюзетта), Милнз (Марсель)*Лондонский филарм. орк., Шолти*RCA 2 CD/1976 Котрубас (Мими), Каррерас (Рудольф)*Ла Скала, Претр*Legato Classics 2 CD/1979 Котрубас (Мими), Паваротти (Рудольф), Попп (Мюзетта), Каппуччилли (Марсель)*Ла Скала, К.Клайбер*Exclusives 2 CD/1979 Риччарелли (Мими), Каррерас (Рудольф), Викселл (Марсель)* Ковент Гарден, К.Дэвис*Philips 2 CD/1979 Скотто (Мими), А.Краус (Рудольф), Нэблетт (Мюзетта), Милнз (Марсель)*Мет, Ливайн*EMI 2 CD/1985 Попп (Мими), Арайса (Рудольф), Б.Дэниелс (Мюзетта), Брендель (Марсель)*Орк. Радио, Мюнхен, Шольтес*EMI 2 CD/1987 Хендрикс (Мими), Каррерас (Рудольф), Д.Килико (Марсель)*Национальный орк. Франции, Конлон*Erato 2 CD/1989 Хедли (Рудольф), Б.Дэниелс (Мюзетта), Хэмпсон (Марсель)*Орк. Санта Чечилия, Рим, Бернстайн*DG 2 CD/1994 Те Канава (Мими), Лич (Рудольф), Густафсон (Мюзетта), Тайтес (Марсель)*Лондонский симф. орк., Нагано*Erato 2 CD/1995 Вадува (Мими), Аланья (Рудольф), Свенсон (Мюзетта), Хэмпсон (Марсель)*Орк. Филармония, Паппано*EMI 2 CD/1998 Георгиу (Мими), Аланья (Рудольф), Кинлисайд (Марсель)*Ла Скала, Шайи*Decca 2 CD/1999 Фриттоли (Мими), Мей (Мюзетта), Гаванелли (Марсель)*Израильский филарм. орк., Мета*Philips 2 CD.

Видео 1965/2006 Френи (Мими), Д.Раймонди (Рудольф), Панераи (Марсель)*Ла Скала, Караян, Дзеффирелли*DG Unitel DVD/1977/2006 Скотто (Мими), Паваротти (Рудольф), Викселл (Марсель)*Мет, Ливайн, Мелано*DG DVD/1982 Котрубас (Мими), Шикофф (Рудольф), Цшау (Мюзетта), Т.Аллен (Марсель)*Ковент Гарден, Гарделли, Копли*Warner Classics DVD/1982/2009 Стратас (Мими), Каррерас (Рудольф), Скотто (Мюзетта), Стилвелл (Марсель)*Мет, Ливайн, Дзеффирелли*DG DVD/1988/2008 Френи (Мими), Паваротти (Рудольф), Д.Куилико (Марсель)*Опера Сан-Франциско, Северини, Замбелло*Arthaus Musik DVD/1993 Баркер (Мими), Хобсон (Рудольф)*Австралийская Опера, Д.Смит, Лурман*Arthaus Musik DVD/2003 Гайярдо-Домас (Мими), М.Альварес (Рудольф)*Ла Скала, Бартолетти, Дзеффирелли*ТDК DVD/2006 Мула (Мими), Мачадо (Рудольф)*т-р Реал, Мадрид, Лопес-Кобос, Д. Дель Монако*Opus Arte DVD/2006 Вильясон (Рудольф), Вулгариду (Мими), Тезье (Марсель)*Брегенц, Венский симф. орк., Ширмер, Р.Джонс, Макдональд*Capriccio DVD/2007 Гайярдо-Домас (Мими), Джордани (Рудольф), Мошук (Мюзета)*Опера Цюриха, Вельзер-Мёст, Сирёйль*EMI DVD/2008 Георгиу (Мими), Варгас (Рудольф), Тезье (Марсель)*Мет, Луизотти, Дзеффирелли*EMI Metropolitan Opera DVD/2009 Нетребко (Мими), Вильясон (Рудольф), Кабель (Мюзета)*фильм, де Бийи, Дорнхелм*Kultur Video DVD/2009 Герзмава (Мими), Илинкай (Рудольф)*Ковент Гарден, Нельсонс, Копли*Opus Arte DVD.

Время звучания Около 2 ч.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.