Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бритва Оккама






В схоластике было очень много псевдообобщений, «споров о словах».

Например, один из схоластических споров касается различия «сущности» и №существования». Оделяли сущность от существования, считая, что существование – это особый объект. Тогда существованию как особому объекту можно приписать «свою» сущность и высказываться тогда о следующих абстрактных понятиях: 1) сущность существования; 2) существование сущности существования; 3) сущность существования сущности существования и т.д. до бесконечности.

На отсечение таких «псевдосущностей» и была направлена «бритва Оккама». Чаще всего формулируется так: «Без необходимости не следует утверждать многое» или «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего». Сейчас философы больше склонны формулировать этот принцип так: «Сущностей не следует умножать без необходимости».

Бритва Оккама становится лозунгом эмпиризма. Она сыграла существенную роль в отсечении понятия «души» в последующей эмпирической психологии. То, что за психическими явлениями стоит некая «душа» как особая сущность, не только не помогало их объяснению, но, наоборот, порождало лишь новые вопросы. К тому же под душой понимались совершенно различные вещи: совокупность атомов в атомистическом материализме, бестелесная особая сущность в платоновском идеализме, совокупность функций тела, некоторые из которых почему-то не умирают вместе с телом.

Изучавшие психологические вопросы мыслители позже говорили о необходимости «отсечь» от эмпирических исследование все метафизические понятия, в том числе понятие «душа».

Первым о необходимости такого отсечения высказался английский мыслитель Фрэнсис Бэкон (конец 16 – начало 17 века).

Ф. Бэкон з аложил основы эмпирического изучения явлений сознания. «Самое лучшее из доказательств есть опыт, если он коренится в эксперименте». В отличие от схоластов, считает, что вера не выше знания, наоборот, она подкрепляется знанием, то есть зависит от него.

Философия Бэкона живет до сих пор.

Ф. Бэкон: Ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы. Дело совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны разуму не меньше, чем руке. И как орудия дают или направляют движение, так и умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его.

Эта идея об опосредствованности разума специальными орудиями будет разработана нашим выдающимся соотечественником Л.С. Выготским в культурно-исторической теории происхождения и развития высших психических функций.

То, что мешает человеку отыскивать истину, Бэкон называл идолами. Различает 4 вида таких идолов:

· Идолы рода основаны на самой природе человека. Ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей. Наоборот, все восприятия покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде.

· Идолы пещеры. Суть заблуждения отдельного человека происходит от особых прирожденных свойств каждого или от воспитания и бесед с другими, или от чтения книг и от авторитетов.

· Идолы площади. Происходят в силу взаимной связанности и сообщества людей. Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы.

· Идолы театра. Сколько есть принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры. Вымыслам этого театра свойственно то же, что бывает и в театрах поэтов, где рассказы, придуманные для сцены, более слажены и красивы, нежели правдивые рассказы из истории.

Уберечься от этих идолов можно, вооружив разум орудиями познания, одно из которых – индуктивная логика.

 

Душа была неким объяснительным понятием для множества разнообразных явлений человеческой психики и поведения, то есть выступала как особая сущность, лежащая за явлениями и объясняющая их. На самом деле объяснение это было в общем мнимым. Природа души понималась по-разному. Одни считали душу состоящей из мелких подвижных атомов, и такое понимание природы души как-то позволяло объяснять естественными причинами элементарные психические процессы, сновидения и тому подобное. Однако в атомистическом материализме необъяснимыми оставались общие понятия и морально-этические категории, несводимые к движению атомов. В идеалистической трактовке души Сократа и Платона подчинение поведения человека ценностям, целям, смыслам и прочему объяснялось особой природой души – нетелесной, божественной и так далее. Казалось, крайности обоих подходов снял Аристотель, когда определил душу как форму живого тела, то есть совокупность наиболее существенных функций живого тела. Однако высшие функции человеческой души – разум и волю – опять не находили себе объяснения с естественных позиций, они вообще как бы выпадали из стройной системы Аристотеля и назывались по своему происхождению божественными. Так что понятие «природы души» уже в древности было чрезвычайно многозначным. В Средние века материалистическое учение о душе вообще практически не существует, развиваются идеалистические идеи Платона и Аристотеля.

С ростом городов и развитием промышленности схоластические словопрения отходят на второй план и перед философами ставятся вопросы более практические. Возникают идеи эмпирического изучения вещей «как они есть», невзирая на то, что написано в тех или иных авторитетных текстах.

По отношению к изучению души происходят два важнейших события:

· Бэкон призывает отказаться от пустых изучений метафизических вопросов о сущности, бессмертии, частях души, а перейти к непосредственному эмпирическому изучению психических процессов как таковых;

· если древние понимали душу очень широко, отождествляя душу и жизнь, то впервые у Ф. Бэкона «жизненность» и «душевность» отделяются друг от друга. Не дает критерия этого разделения.

 

Бэкон завершает этап «психология как наука о душе» и начинает им новый – «психология как наука о сознании».

Впервые дал критерий отличия психических процессов от «жизненных» или физиологических, как мы бы сейчас сказали, которые обеспечивают организму поддержание его существования (то, что Аристотель называл «растительной душой») Рене Декарт.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.