Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Происхождение океанов. Геологическое строение и рельеф дна, донные отложения.
Цели: · Познакомиться с современными теориями происхождения океанов. · Выявить основные океанические морфоструктуры и различия в рельефе дна океанов. · Установить связи рельефа дна с происхождением океанов и их планетарными морфосруктурами. Задание 1.1. На контурную карту мира масштаба 1: 80 000 000 нанести срединно-океанические хребты и поднятия. Определить границы литосферных плит. Используя рисунки 1 и 2, проследить закрытия океана (моря) Тетис, дрейф материков и образование Индийского, Атлантического, Северного Ледовитого и Южного океанов. Рис. 1. Единый материк Пангея и океан Панталасса в кон- це палеозоя 200 млн. назад (по Р. Дицу и Дж. Холдену, 1974). Кружками обозначено положение геомагнитных полюсов в пермское время. Рис. 2. Образование Индийского, Атлантического и Южного океанов в результате раскола Пангеи и дрейфа материков: а – в юре (180 млн. лет назад), б – в мелу (135 млн. лет назад), в – в палеогене (65 млн. лет назад), г – современное время (по Р. Дицу и Дж. Холдену, 1972) Задание 1.2. Изучить основные геоморфологические структуры рельефа дна Мирового океана по «Орографической карте мира» масштаба 1: 15 000 000. Просмотреть на «Картах Google» (Интернет) рельеф дна Атлантического, Индийского, Тихого, Северного Ледовитого и Южного океанов и сравнить его с изображением на учебных географических картах. На контурной карте мира масштаба 1: 80 000 000 показать шельф, переходную зону, глубоководные котловины, глубоководные желоба и островные дуги, каньоны, плато и разломы согласно перечню их географических названий. Объяснить их происхождение и географическое распространение с позиций новой глобальной тектоники. Вопросы к занятию: 1. Чем вызвано появление и формирование современной системы срединно-океанических хребтов в Мировом океане? 2. Каковы особенности расположения срединно-океанических хребтов в Атлантическом, Индийском, Тихом, Северном Ледовитом и Южном океанах? 3. Перечислите основные типы глубоководных желобов и укажите их географическое положение. 4. Что собой представляют зоны конвергенции, дивергенции и субдукции? 5. Как появляется переходная зона с позиций новой глобальной тектоники и является ли она геосинклинальным поясом? 6. Перечислите и охарактеризуйте основные структурные части переходной зоны и дна Мирового океана. 7. Назовите причины цунами.Объясните происхождение цунами 26 декабря 2004 г. в Юго-Восточной Азии.
Задание 1.3. Изучить современное движение литосферных плит и геологические последствия, вызываемые этим движением, используя рисунок 3. Вопросы к занятию: 1. Причины появления трансформных разломов. 2. Нанести на карту крупнейшие трансформные разломы в Атлантическом и Тихом океанах. 3. Чем вызывается перемещение литосферных плит? Как с позиций концепции изостазии объяснить субдукцию? 4. Почему вулканы Северной Америки, Южной Америки и Евразии (восточное побережье) приурочены к зоне субдукции? 5. Почему на Африканском континенте существуют вулканы рифтовых зон? 6. Почему на атлантических побережьях Европы, Африки и Америки (за исключением Карибского бассейна) нет вулканов? 7. Проследите направление движения литосферных плит.
Рис. 3. Современные движения
литосферных плит
|