Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Происхождение океанов. Геологическое строение и рельеф дна, донные отложения.






Цели:

· Познакомиться с современными теориями происхождения океанов.

· Выявить основные океанические морфоструктуры и различия в рельефе дна океанов.

· Установить связи рельефа дна с происхождением океанов и их планетарными морфосруктурами.

Задание 1.1. На контурную карту мира масштаба 1: 80 000 000 нанести срединно-океанические хребты и поднятия. Определить границы литосферных плит. Используя рисунки 1 и 2, проследить закрытия океана (моря) Тетис, дрейф материков и образование Индийского, Атлантического, Северного Ледовитого и Южного океанов.

Рис. 1. Единый материк Пангея и океан Панталасса в кон-

це палеозоя 200 млн. назад (по Р. Дицу и Дж. Холдену, 1974).

Кружками обозначено положение геомагнитных полюсов

в пермское время.

Рис. 2. Образование Индийского, Атлантического и Южного океанов в результате раскола Пангеи и дрейфа материков: а – в юре (180 млн. лет назад), б – в мелу (135 млн. лет назад), в – в палеогене (65 млн. лет назад), г – современное время (по Р. Дицу и Дж. Холдену, 1972)

Задание 1.2. Изучить основные геоморфологические структуры рельефа дна Мирового океана по «Орографической карте мира» масштаба 1: 15 000 000. Просмотреть на «Картах Google» (Интернет) рельеф дна Атлантического, Индийского, Тихого, Северного Ледовитого и Южного океанов и сравнить его с изображением на учебных географических картах.

На контурной карте мира масштаба 1: 80 000 000 показать шельф, переходную зону, глубоководные котловины, глубоководные желоба и островные дуги, каньоны, плато и разломы согласно перечню их географических названий. Объяснить их происхождение и географическое распространение с позиций новой глобальной тектоники.

Вопросы к занятию:

1. Чем вызвано появление и формирование современной системы срединно-океанических хребтов в Мировом океане?

2. Каковы особенности расположения срединно-океанических хребтов в Атлантическом, Индийском, Тихом, Северном Ледовитом и Южном океанах?

3. Перечислите основные типы глубоководных желобов и укажите их географическое положение.

4. Что собой представляют зоны конвергенции, дивергенции и субдукции?

5. Как появляется переходная зона с позиций новой глобальной тектоники и является ли она геосинклинальным поясом?

6. Перечислите и охарактеризуйте основные структурные части переходной зоны и дна Мирового океана.

7. Назовите причины цунами.Объясните происхождение цунами 26 декабря 2004 г. в Юго-Восточной Азии.

 

Задание 1.3. Изучить современное движение литосферных плит и геологические последствия, вызываемые этим движением, используя рисунок 3.

Вопросы к занятию:

1. Причины появления трансформных разломов.

2. Нанести на карту крупнейшие трансформные разломы в Атлантическом и Тихом океанах.

3. Чем вызывается перемещение литосферных плит? Как с позиций концепции изостазии объяснить субдукцию?

4. Почему вулканы Северной Америки, Южной Америки и Евразии (восточное побережье) приурочены к зоне субдукции?

5. Почему на Африканском континенте существуют вулканы рифтовых зон?

6. Почему на атлантических побережьях Европы, Африки и Америки (за исключением Карибского бассейна) нет вулканов?

7. Проследите направление движения литосферных плит.

 

Рис. 3. Современные движения

литосферных плит

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.