Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды правомерного поведения.






Правомерное поведение – деяние, входящее в сферу или предмет правового регулирования и соответствующее либо принципам права, либо основано на этих принципах регулятивным нормам и диспозициям охранительных норм.

I. В зависимости от субъекта, осуществляющего правомерное поведение:

1) индивидуальное правомерное поведение (осуществляется физическим лицом или отдельным лицом). 2) групповое правомерное поведение (осуществляется достаточно различными устойчивыми коллективами). Например, когда члены правительства принимают в соответствии с Конституцией решение. 3) союзные государства, страны (в международной сфере правоотношений).

II. В зависимости от субъективной стороны (психологические особенности):

1) убежденное правомерное поведение (основано на глубокой уверенности субъекта в правильности и необходимости такого поведения). Это идеальный вид поведения, свидетельствующий о высоком уровне правовой культуры. 2) конформистское правомерное поведение (основано на нежелании субъекта выделяться на фоне окружающих его лиц). 3) маргинальное правомерное поведение (в его основе лежит боязнь субъекта негативных юридических последствий, если он не будет действовать в рамках норм права). 4) случайное или объективное правомерное поведение (субъекты поступают правомерно совершенно не задумываясь об этом, не осознавая юридического характера своих поступков). Такое поведение возможно, т.к. все юридические нормы основаны на здравом смысле.

III. В зависимости от объективной стороны (внешнее поведение):

1) в форме действия (активное правомерное поведение). 2) в форме бездействия (пассивная форма правомерного поведения).

IV. В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм и принципов, которые регулируют правомерное поведение:

1) гражданско-правовое правомерное поведение; 2) уголовно-правовое правомерное поведение; 3) административно-правовое правомерное поведение и т.п.

V. В зависимости от степени социальной значимости:

1) необходимое правомерное поведение (обладает повышенной социальной значимостью, без него невозможно существование в принципе человеческого общества). Обычно оформляется такое правомерное поведение в юридических обязанностях. 2) желательное правомерное поведение (полезно и желательно для общества, но не обладает столь высокой важностью, значимостью как необходимое правомерное поведение). Обычно закрепляется с помощью субъективных прав. 3) допустимое правомерное поведение (не приносит пользы ни обществу, ни индивиду, но и не причиняет вреда, следовательно, это так называемое «нейтральное» поведение, например, отправление религиозных культов, отвечающих общепризнанным нормам нравственности и принципам; развод супругов).

VI. по форме реализации:

1) использование субъективных прав; 2) исполнение активных юридических обязанностей; 3) соблюдение пассивных юридических обязанностей; 4) применение норм права.

 

68. Понятие, признаки и виды правонарушений.

Правонарушение – это общественно вредное (общественно опасное) виновное противоправное деяние (действия или бездействие), совершенное деликтоспособным физ. лицом или юр лицом, влекущее за собой юр ответственность. Признаки: 1. Общественная опасность (вредность) - правонарушение всегда нарушает, дезорганизует общественный порядок, наносит ущерб общественным отношениям, либо создаёт реальные предпосылки для наступления ущерба. 2. Противоправность - неправомерное поведение нарушает предписания юридических норм, и тем самым ущемляет права и свободы участников общественных отношений, либо влечёт за собой неисполнение юридических обязанностей. 3. Правонарушение - это всегда деяние (действие/бездействие), выраженное в окружающей человека физической среде, а не мысль или намерение. 4. Правонарушение - это виновное деяние, характеризующее отрицательное психическое отношение лица к интересам общества и других индивидов 5. Правонарушение влечёт за собой государственное принуждение, в том числе и юридическую ответственность. Государственное принуждение - это осуществляемое государством психическое или физическое насилие, имеющее целью подчинение поведения субъекта воле органов государственной власти. 6. Совершенное деликтоспособным физическим лицом или юр лицом. Виды:

По степени общественной опасности и юридическому оформлению правонарушения подразделяются на преступления и проступки (административные, гражданско-правовые и дисциплинарные). Преступление — это виновное противоправное поведение, нарушающее нормы уголовного права и наносящее ущерб самым существенным общественным отношениям. Проступки — это все остальные правонарушения, не признанные преступлениями. Они характеризуются меньшей степенью общественной опасности. В зависимости от того, в какой сфере жизни проступки были совершены, от вида нарушенных норм права, от характера нанесенного вреда и применяемых к нарушителю санкций выделяют следующие их виды. Гражданско-правовые проступки — это правонарушения, наносящие вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личным отношениям, а также отношениям, урегулированным определенными норма ми трудового, семейного права. Административно-правовые проступки — это правонарушения, наносящие вред общественным отношениям в области государственного управления, которые урегулированы нормами административного, финансового, земельного и некоторых других отраслей права. Дисциплинарные проступки — это правонарушения, наносящие вред внутреннему порядку деятельности предприятий, учреждений, организаций. Они подрывают служебную, воинскую, производственную дисциплину и наносят вред нормальному функционированию соответствующих организаций. Критерии для определения степени общественной опасности: - значимость общественных отношений, регулируемых правом; - размер причиненного ущерба; - способ, время, место совершения противоправного деяния; - личность правонарушителя. По объективной стороне: Действия. Бездействия. По субъективной стороне: Умышленные правонарушения. Неосторожные правонарушения.

 

69. Состав правонарушения.

Понятие состава правонарушения - совокупность установленных законом признаков общественно вредного деяния, необходимых для возложения юр. ответсвенности. Состоит из объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны.

Объект правонарушения - общественные отношения, регулируемые нормами права (общественный и государственный строй, система хозяйства, собственность, жизнь и здоровье гражданина), на которые посягает правонарушитель.

Объективная сторона правонарушения – выражение правонарушения вовне. Противоправное деяние, его общественно вредные последствия и причинная связь между деянием и наступившими последствиями.

Общественная вредность или опасность правонарушения состоит в том, что оно посягает на важные ценности общества, на условия его существования, дезорганизует нормальный ритм жизнедеятельности общества. Противоправность деяния обусловлена общественной вредностью (опасностью) и порождена ею. Вне связи с общественной опасностью деяние не может быть признано противоправным

Действие - акт активного противоправного поведения (кража, драка, взятка, пьянство в рабочее время и т.п.). Оно может состоять из произнесения определенных слов (оскорбление, клевета, призыв к насильственным деяниям и т.п.). Бездействие - это пассивное поведение, т.е. противоправное несовершение предписанного законом поведения.

Под причинной связью понимают такую объективную связь между вредным деянием и наступившими последствиями, при которой противоправное деяние предшествует во времени последствию и является главной и непосредственной причиной, неизбежно вызывающей данное последствие. Вред выражается в совокупности отрицательных последствий правонарушения, представляющих собой нарушение правопорядка, уничтожение какого-либо блага, ценности, стеснение свободы поведения других лиц.

Субъект правонарушения - лицо, достигшее установленного законом возраста, отдающее отчет в своих действиях и способное руководить ими, которое совершило правонарушение. Для ряда составов правонарушений предусматривается специальный субъект. - должностное лицо, военнослужащий, медицинский работник.
Субъективная сторона правонарушения - внутреннее, психическое отношение правонарушителя к внешне выраженному деянию и его общественно вредным последствиям. характеризуется виной, целью и мотивом.

Вина - это психическое отношение лица к собственному поведению и к его результатам, в котором выражено отрицательное или, легкомысленное отношение к праву, к интересам общества и государства, к правам и свободам других лиц. О виновном деянии, то есть о правонарушении, можно говорить только там, где от воли человека зависело, поступить правомерно или неправомерно, и был избран второй вариант в ущерб первому.

Различают две формы вины: умысел и неосторожность. Умысел (умышленная вина) имеет место тогда, когда лицо, совершающее правонарушение, предвидит и желает наступления общественно вредных последствий своего поведения. Неосторожность как форма вины бывает двух видов: самонадеянность, когда лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их; небрежность, когда лицо не предвидит общественно вредных последствий своего поведения, но может и должно их предвидеть.

 

70. Понятие, признаки и функции юридической ответственности.

- обязанность лица перетерпеть определенные лишения, предусмотренные санкцией юридической нормы, осуществляемые посредством государственного принуждения, отражающаяся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.

Признаки:

- устанавливается гос-вом в санкциях правовых норм

-применяется специально-уполномоченными гос. органами

-выражается в неблагоприятных последствиях личного, имущественного и организационного характера.

Функции юридической ответственности:

1. Обеспечительная. Юридическая ответственность обеспечивает нормальное действие механизма правового регулирования, будучи элементом правового регулирования, одним из юридических средств воздействия на регулируемые общественные отношения.

2. Охранительная. Юридическая ответственность – средство охраны, защиты установленного в государстве правопорядка.

3. Карательная (штрафная). Юридическая ответственность влечет претерпевание правонарушителем лишения определенных, принадлежащих ему благ.

4. Восстановительная (компенсационная). Юридическая ответственность (имущественная) предполагает восстановление нарушенного имущественного субъективного права путем возмещения причиненного ущерба, являющегося следствием данного правонарушения.

5. Частнопревентивная. Применение мер юридической ответственности к правонарушителю предупреждает его о недопустимости совершения в будущем правонарушений, влекущих неблагоприятные последствия.

6. Общепревентивная. Применение мер юридической ответственности к правонарушителям предупреждает иных людей о недопустимости совершения правонарушений.

7. Воспитательная. Юридическая ответственность способствует формированию у людей мотивов правомерного поведения.

 

71. Виды юридической ответственности. Критерии деления на виды.

Виды: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая.

1. уголовно-правовой ответственности:

а) основанием всегда выступают только преступления; б) характерен только судебный порядок возложения ответственности; в) характеризуется специфическими, наиболее жесткими санкциями к правонарушителям, которые распространяются на личность преступника.

2. гражданско-правовой ответственности:

а) наступает при правонарушении, посягающем на имущество и связанные с ним неимущественные права субъектов правоотношений (гражданско-правовые деликты); б) могут претерпеваться в добровольном и во внесудебном порядке; в) санкции имеют имущественный характер (не посягают на личность правонарушителя).

3. административно-правовой ответственности:

а) возлагается за правонарушения в сфере управления; б) применяется широким кругом специально уполномоченных лиц; в) санкции имеют как имущественный, так и личностный характер.

4. дисциплинарной ответственности:

а) основанием для наступления являются правонарушения в сфере трудовой, воинской или иной дисциплины; б) характеризуется внесудебным порядком возложения; в) предусмотрены особые санкции неимущественного характера.

5. материальной ответственности работников:

а) наступает в случаях, прямо предусмотренных законодательством.

6. конституционной ответственности:

а) основанием для наступления является нарушение норм государственного права, в первую очередь норм Конституции; б) ответственность отличается особым порядком возложения; в) характеризуется особыми санкциями (например, отрешение должностного лица от занимаемой должности, досрочный роспуск органов представительной власти).

II. в зависимости от характера охраняемых интересов:

1) публично-правовая ответственность; 2) частноправовая ответственность.

III. в зависимости от сфер правового регулирования:

1) ответственность в национальном праве; 2) ответственность в международном праве.

IV. в зависимости от субъекта ответственности:

1) индивидуальная юридическая ответственность; 2) юридическая ответственность организаций (коллективная).

Критерии, по которым разграничиваются виды ответственности:

- Наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, ПДД с жертвами

- Размер реально причиненного ущерба. Проблемы с объективным вменением

- По способу и месту их совершения. Например, воспрепятствования реализации изб прав с использованием служебного положения и без, с обманом или без. Незаконная порубка деревьев в разных лесах – разная ответственность

- Неоднократность. Сколько бы раз лицо не совершило адм проступок, он остается адм проступком?! Например, злостное неисполнение суд акта для должностных лиц.

- Самый простой критерий – процедурный. По какому кодексу.

- Санкции.

72. Основания возникновения юридической ответственности.

Основания ответственности – это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной (необходимой), а отсутствие их ее исключает. Юридическая ответственность возникает только в силу предписаний норм права на основании решения правоприменительного органа. Фактическим основанием ее является правонарушение. Оно, как известно, характеризуется совокупностью различных признаков, образующих состав правонарушения. Лицо может быть привлечено к ответственности только при наличии в его действии всех элементов состава.

Вместе с тем само по себе правонарушение не порождает автоматически возникновения ответственности, не влечет за собой применения государственно-принудительных мер, а является лишь основанием для такого применения. Для реального же осуществления юридической ответственности необходим правоприменительный акт – решение компетентного органа, которым возлагается юридическая ответственность, устанавливаются объем и форма принудительных мер к конкретному лицу. Это может быть приговор суда, приказ администрации и т.д.

В отдельных случаях закон предусматривает основания не только ответственности, но и освобождения от нее и от наказания. Так, лицо, совершившее деяние, содержащее признаки преступления, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет признано, что ко времени расследования или рассмотрения дела в суде вследствие изменения обстановки совершенное деяние потеряло характер общественно опасного (ст. 77 УК РФ). Освобождение от уголовной ответственности и от применения наказания предусматривает, в частности, передачу несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа. Возможность освобождения от ответственности зафиксирована и нормами других отраслей права (например, ст. 22 КоАП).

73. Принципы юридической ответственности.

Цель юридической ответственности — это идеально предполагаемая, гарантируемая и обеспечиваемая государством модель будущего разви­тия общественных отношений, к достижению которой при помощи ус­тановления и применения норм юридической ответственности стремят­ся субъекты правотворческой и правоприменительной деятельности

-стремление предотвратить нежелательный вариант поведения

-предупреждении соверше­ния новых правонарушений.

- виде наказания за правонарушение.

-воздей­ствию на сознание и поведение людей, которое приводит нарушенное правоотношение в прежнее нормальное состояние

-выража­ется в способности воздействия на волю и сознание людей, посред­ством чего формируется уважение к правовым нормам и обеспече­ние правомерного поведения личности

Принцип законности. Данный принцип по своему характеру универ­сален в связи с тем, что он применяется во всех отраслях права. Принцип законности означает неуклонное и безусловное соблюдение требований, предусмотренных законами, все­ми гражданами без исключения. Основное требование законности со­стоит в том, чтобы ответственность наступала и применялась только в пределах, предусмотренных законом. Также принцип законности предъявляет требование к процессуаль­ной стороне ответственности — строжайшее соблюдение компетентным органом установленного законом порядка и формы исследования и раз­бирательства дел о правонарушении.

Принцип неотвратимости. -предполагает, что ни одно правонарушение не должно остаться незамеченным. Неотвратимость ответственности в значительной степени зави-1 сит от правоохранительных органов.

Принцип целесообразности. Принцип целесообразности юридиче­ской ответственности заключается в выборе -меры воздействия, соот­ветствующей целям ответственности. Целесообразность также предпо­лагает то, что если цели ответственности могут быть достигнуты без ее осуществления, она вообще может не иметь места. В данном случае от­ветственность не самоцель, а средство достижения определенных соци­альных целей.

Принцип справедливости. это категория мораль­но-правового и социально-политического сознания, это понятие о дол­жном, связанном с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека

Принцип персонифицированно-сти ответственности означает то, что ответственность возлагается па конкретное лицо, совершившее правонарушение.

Принцип индивидуализации. Волю организации выражают лица, ее представляющие и вы­ступающие от ее имени. Поэтому всякое противоправное деяние, рас­сматриваемое в некоторых отраслях права, в качестве правонарушения организации следует считать нарушением со стороны работника данной организации, виновного в правонарушении и вследствие этого обязан­ного нести ответственность.

Принцип недопустимости сочетания двух видов ответственности. Принцип недопустимости сочетания двух и более видов юридической за одно правонарушение.

 

74. Юридическая ответственность и иные меры государственного принуждения.

Юридическая ответственность — исполнение лицами, совершившими правонарушение, обязанности претерпеть, предусмотренные санкцией правовой нормы лишения личного, имущественного или организационного характера. (конфискация, национализация, мед хар-ра, реквизиция, арест имущества)

Наряду с ней видами государственного принуждения признаются:

1) меры предупреждения,

2) меры пресечения

3) меры защиты.

Эти меры внешне достаточно похожи на юридическую ответственность, но отличаются направленностью, средствами воздействия и упрощенным механизмом реализации.
1) Меры предупреждения применяются в целях предупреждения возможных правонарушений либо используются для обеспечения безопасности при стихийных бедствиях, авариях, несчастных случаях (проверка документов, прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы безопасности, запрет на выезд из карантинной зоны и т.д.). Они носят профилактический и обеспечительный характер.
2) Меры пресечения применяются для прекращения (пресечения) в принудительном порядке противоправных действий и предотвращения их вредных последствий, то есть применяются только при наличии факта правонарушения (привод и официальное предостережение лица за его антиобщественное поведение, не влекущее юридической ответственности; изъятие имущества, если нет разрешения на него (печатей, штампов, огнестрельного оружия, радиопередатчиков и т.д.); административное задержание (пресечение административно-правовых нарушений, составление протокола и т.д.); арест банковских счетов, багажа).
3) Меры защиты (правовосстановительные меры) — это гос-властная, принудительная деятельность, направленная на осуществление нарушенного права, на обеспечение исполнения проигнорированной юр обязанности. В отличие от мер юридической ответственности меры защиты наступают не только в связи с фактом правонарушения, но и в силу объективно противоправного действия (например ущерб, причиненный источником повышенной опасности), а в ряде случаев и при отсутствии противоправности вообще — возмещение вреда, понесенного при спасении имущества (состав крайней необходимости); взыскание компенсационных сумм при командировках; удержание ошибочно выплаченных работнику сумм и т.д.
Например в ГП мерами защиты выступают: признание сделки недействительной; перевод неисправного плательщика на предварительную оплату счетов; допоставка, доукомплектование продукции; опровержение недостоверных, порочащих честь и достоинство личности сведений и др.; в УП — это меры медицинского характера, применяемые судом к душевно больным, совершившим противоправные деяния, или к лицам, совершившим такие деяния в состоянии вменяемости, но до вынесения приговора заболевшим психической болезнью; в АП — принудительное лечение; взыскание налогов и др.;

Существуют также меры ограничения права - сервитуты; ограничение выезда из РФ в отношении определенной категории лиц, например имеющих доступ к государственной тайне; ограничение дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками и др.


Таким образом, ЮО всегда применяется, когда есть состав правонарушения. А при иных мерах могут либо отсутствовать негативные последствия, либо отсутствовать само правонарушение, либо оба пункта сразу.

И еще раз примеры иных мер государственного принуждения:

- принудительные мер медицинского характера

- принудительные меры воспитательного характера

- задержание

- арест

- обеспечительные меры (арест на имущество)

- мера защиты (виндикационный иск)

- возмездное изъятие имущества для общественных нужд

 

75. Понятие и принципы правовой законности. Требования правовой законности.

Законность с т.з. науки: точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми субъектами права. С точки зрения юр практики: требования соблюдения соответствующих законов всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами. Законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, соблюдении правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц. Сущность законности – всеобщее, строгое соблюдение, исполнение норм права. Сущность законности в определенных исторических условиях проявляется в качестве конкретного содержания законности, которое, в свою очередь, выражается в разных формах: принципе (требовании), методе и режиме. Законность - это принцип (требование), метод и режим обязательного и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных норм права, установленных законами и основанными на них другими источниками права. Стороны (элементы) содержания законности: предметный (то, что должно соответствовать правовым требованиям); субъектный – состав субъектов, на которые распространяются обязанности соблюдать правовые предписания и право требовать такое соблюдение от др лиц.); нормативный (круг правовых предписаний обязательных для исполнения.

Пределы действия законности определяются границами правового регулирования общественных отношений. Режим законности действует в условиях соблюдения верхней и нижней границ государственного вмешательства в общественные отношения. В тоже время пределы законности связаны с самим содержанием правовых норм, с их характером (обязывающие, запрещающие, предписывающие нормы). Их содержание определяет порядки или типы правового регулирования (общедозволительный или разрешительный). Деформации законности связаны в основном с нарушением ее пределов, необходимо обеспечение единства законности и демократии, так как законность может быть не правовой при отсутствии демократии, или при фиктивной демократии. Необходимо указать, что демократия сочетается с основными существующими формами правления (конституционными монархиями и республиками, классическими или смешанного типа). Законность в свою очередь служит предпосылкой, принципом и режимом демократии. Единство законности и демократии достигается лишь в развитом гражданском обществе, поэтому необходимо совершенствовать процедуры и институты гражданского общества, тем самым осуществлять совершенствование законности как самостоятельного общественно-политического режима. Демократические права становятся реальностью через реализацию права, т.е. через законность.

Правовой порядок (правопорядок) — это порядок взаимоотношений субъектов права в сфере правовой регуляции. В абстрактно-общей форме правовой порядок как должный порядок устанавливается при правовом регулировании общественных отношений. Под правопорядком в таком абстрактном значении имеется в виду предмет правовой регуляции, т.е. статичное состояние права, абстрактно-общие нормы объективного права, предусматривающие юридически должный порядок взаимоотношений людей в той или иной области правовой регуляции (например о предусмотренном и закрепленном в законодательстве правовом порядке разрешения того или иного правового дела, об отраслевом правопорядке или о правопорядке в целом).

Под реальным правопорядком понимается фактически соблюдаемый и реально функционирующий абстрактно-должный правопорядок, т.е. надлежащее практическое действие (реализация) норм объективного права (субъективных прав, исполнения в виде субъективных юридических обязанностей и т.д.)

Признаками правопорядка можно считать следующие:
- правовая природа основ формирования;
- единство правопорядка в масштабах всего государства, проявляющегося в целостности, структурности, иерархичности правовых требований;
- гарантированность правопорядка со стороны государства, для чего имеется сложная система контрольно-надзорных, судебных и правоохранительных органов;
- подверженность правопорядка общественному контролю и обеспечение возможности ее участия в подержании надлежащего уровня правопорядка.

Принципы:

1 .Законность (реальное действие права в государстве, соответствие и соблюдение конституции, законов правовым идеалам, их правовой характер, законов, подзаконных актов всеми субъектами права, в первую очередь государственными органами и должностным)

2. Конституционность (подчинение правопорядка конституции, фактическая урегулированность конституционными нормами жизни общества)

3. Целостность правопорядка (обозначает его единство в масштабах всей страны, отсутствие какого-либо иного правопорядка, который противопоставлялся бы общему правопорядку)

4. Структурность (характеризует правопорядок как сложное явление, в составе которого имеется множество элементов и внутренних связей)

5. Иерархичность ( обозначает строгое подчинение элементов правопорядка, наличие системы данных элементов, основанной на принципе субординации. Субординация может выражаться как соподчинение неравных субъектов по вертикали и неравных по горизонтали.)

6. Нормативность ( упорядочение общественных отношений путем их регламентации правовыми нормами.)

7. Справедливость ( фундаментальный принцип правового порядка, который означает соответствие правопорядка представлениям общества о добре, зле, чести, достоинстве, одобряемым с общественной точки. зрения, и неодобряемым вариантам поведения, построение правового порядка на началах гуманизма и нравственности.)

8. Подкрепленность (правопорядка означает контроль за его соблюдением со стороны общества, государства, граждан. Данный контроль должен быть систематическим и всеобъемлющим.)

9. Гарантированность правового порядка (это его обеспеченность принудительной силой государства. Ведущую роль в обеспечении правопорядка играют правоохранительные органы.)

Классификация правопорядка проводится по следующим основаниям: по территориальному охвату на: правопорядок всего государства; пра-вопорядок субъектов федерации; правопорядок города, района и т. д.;

по правовому охвату: общеправовой; отраслевой; правопорядок при ре- ализованности отдельных норм права;

по отраслям права: конституционный; финансовый; административный; уголовно-правовой; правопорядок в иных сферах права;

по степени закрепления: формализованный; неформализованный (peaлизованность обычаев и т.д.)

по сложности: сложный; элементарный; упрощенный.

два вида: Общественный правопорядок – это система отношений в обществе, результатом которой является реализация норм морали, права, норм общественных организаций и не правовых ритуалов, обычаев и традиций. Воинский правопорядок является составляющей частью правопорядка общего, но регламентирует соблюдение предписанных военно – правовых норм.

Правовая законность — это точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований правового закона всеми субъектами права. В содержание законности включают два элемента: наличие законов и реализацию законов. Однако законы как таковые не входят в содержание законности: Они являются нормативной основой законности. При этом законы должны иметь правовой характер, то есть выражать интересы всего населения, а не произвол властей.

Значение законности состоит в том, что законность противостоит деспотизму власти, охраняет личность от произвола, государство от анархии, общество от насилия.

Признаки законности:

верховенства закона в системе нормативно-правовых актов, означающий, что законы и иные акты государства не должны противоречить Конституции РФ.

Единство законности в масштабе всей страны означает, что Конституция РФ и федеральные законы действуют на территории всей Российской Федерации, а законы субъектов Федерации, действующие только в пределах их территории, не должны противоречить федеральной Конституции и федеральным законам.

Равенство всех перед законом означает, что у всех граждан должна быть равная возможность пользоваться защитой закона и равная обязанность соблюдать его, невзирая на должностное, имущественное и социальное положение, национальную и религиозную принадлежность и другие отличия.

Неотвратимость ответственности за правонарушение означает, что любое правонарушение должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны быть привлечены к юридической ответственности

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Никакие отступления от закона не могут быть оправданы тем, что его соблюдение в данном случае нецелесообразно. Целесообразность – это деятельность в пределах закона, так как именно в нем должны быть закреплены наиболее целесообразные и справедливые предписания.

Неразрывная связь законности и культуры. Режим законности немыслим в обществе с низким уровнем общей и особенно правовой культуры. Но в свою очередь законность способствует формированию культуры общества

К принципам правовой законности следует отнести:

- верховенство правового закона (законы обладают высшей юридической силой и выступают основным регулятором общественных отношений. Все другие нормативные акты являются подзаконными и принимаются на основе и во исполнение законов);

- единство законности (законы имеют одинаковую силу на территории всего государства);

- общеобязательность законов для всех без какого бы то ни было исключения, неуклонностьисполнения законов всеми;

- точность и единообразность в применении правовых законов;

- равенство всех перед законом (независимо от пола, расы, национальности);

- создание наиболее благоприятных условий для беспрепятственной реализации юридических прав и обязанностей;

- неотвратимость ответственности за совершенное правонарушение (укрепление законности связано не с суровостью законов, а с неизбежностью наказания);

- не противопоставление законности целесообразности и справедливости;

- неразрывность законности с правовой и общей культурой (Цивилизованные законы создают нормативную базу законности, а правовая культура выступает в качестве условия создания правовых законов и качественной их реализации);

- постоянный и эффективный контроль и надзор за осуществлением правовых законов (осуществление контроля за деятельностью государственных органов, должностных лиц и правоохранительной системы в целом в форме прокурорского и конституционного надзора);

- профилактика, предупреждение правонарушений. Законность неразрывно связана с правовым порядком.

 

76. Гарантии правовой законности.

Целью правовой законности выступает создание, реализация и обеспечение правопорядка.

Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей. Особенности правопорядка: 1) он запланирован в нормах права; 2) возникает в результате реализации данных норм; 3) обеспечивается государством; 4) создает условия для организованности общественных отношений, делает человека более свободным, облегчает жизнь; 5) выступает итогом законности. Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второе понятие более широкое, включает в качестве ядра первое понятие. Общественный порядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).

Правопорядок бывает разных видов, также как и законность:

I. В зависимости от сферы, охватываемой правопорядком:

1) международный правопорядок; 2) внутригосударственный правопорядок.

II. В зависимости от этапа развития государства и права:

1) добуржуазный правопорядок, который включает в себя рабовладельческий и феодальный правопорядок; 2) буржуазный правопорядок.

III. В зависимости от степени развитости правопорядка:

1) развитый; 2) неразвитый.

В свою очередь критерии развитости могут быть различными.

IV. В зависимости от того, на приоритетную реализацию каких интересов ориентирован правопорядок:

1) персоноцентристский (индивидуалистический). Примером, где господствует это направление, могут служить наиболее развитые страны. 2) коллективистский (социоцентрический). Примером господства этого направления служат такие страны, как Китай, Индия, Российская Федерация, Япония.

Это разделение отвечает выделению в обществе двух типов организации: персоноцентристской и социоцентристской. При персоноцентристском типе главной ценностью развития человеческого общества признаются права и свободы личности, им отдается приоритет, следовательно, правовое регулирование и обеспечивает реализацию прав и свобод личности. При социоцентристском подходе на первое место правового регулирования выдвигаются права социума, коллективные права и в силу этого права и свободы личности отодвинуты на второй план в пользу прав социума.

Гарантии законности – те условия, средства и способы обеспечения законности.

Общие гарантии: а) обусловлены соц-экон и гос-правовым развитием общества; б) носят непосредственно целевой хар-р; в) закреплены в действующем законод-ве; г) нормативно-юр основой их применения явл-ся право.

Гарантии подразделяют на две большие группы:

1) общесоциальные; 2) собственно юридические.

Общесоциальные гарантии – явл-ся факторами, которые влияют на реализацию всех норм права; составляют материальную базу собственно юр гарантий; имеют свои разновидности: А) экономические – высокий уровень и стабильность экономики, многообразие форм собственности, отсутствие соц кризисов, высокий уровень соц защищенности и материального обеспечения граждан; Б) политические – демократизм гос и общ-го строя, гласность и общ-ый контроль за деят-тью администраций всех уровней, развитие открытой полит системы; В) идеологические – высокий уровень общей и правовой культуры, правосознания и нравственного сознания членов общества, должн лиц гос-ва, принимающих нормативные и индивидуальные правовые решения; Г) нравственные – благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юр права и обязанности участников правоотн-ий, уровень их духовности и культуры, внимание гос органов и должн лиц к человеку, его интересам и потребностям.

Юридические гарантии – спец средства и методы, направленные на обеспечение законности, предусмотренные и регулируемые законом. Они производны от общих гарантий законности, закреплены в НПА, явл-ся непосредственными способами защиты законности. К их числу относят: А) юр отв-ть, Б) защитно-восстановительные меры, В) меры надзора и контроля, Г) спец принципы (пр.: презумпция невиновности), Д) процедуры (порядок рассмотрения угол и гражд дел), Е) средства (поощрений и наказания).

 

77. Понятие правопорядка. Соотношение понятий «правопорядок» и «общественный порядок».

Правопорядок — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности. Кроме правовых норм соблюдение правопорядка в обществе обеспечивается обычаями, нормами морали и нравственности, внутренними правилами организаций и др. Правопорядок характеризуется уровнем законности в государстве и степенью реализации прав и свобод граждан, а также исполнением ими и государственными органами возложенных законом обязанностей. Структуру правопорядка составляют:

правовая организация общества (законы и легитимизированные ими государственные органы, а также негосударственные образования и граждане); правоотношения и связи в обществе; а также определённая (нормативная) упорядоченность этих правоотношений и связей (чёткое определение статуса участников правоотношений, их субъективных прав и юридических обязанностей, полномочий). Правопорядок может быть классифицирован по территориальному охвату (правопорядок в государстве, городе и т.д.), а также по отраслям права и правовому охвату (конституционный, административный, финансовый и т.д.). Выделяют следующие признаки правопорядка: Определённость. Правопорядок базируется на формально-определённых правовых предписаниях. Системность. Правопорядок - это система отношений, основанная на единой сущности права, господствующей форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти. Организованность. Правопорядок возникает при организующей деятельности государства, его органов. Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Единство. Основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются гос., любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются гос. принуждением. Правопорядок является составной частью и определенным качеством общественного порядка. Общественный порядок является состоянием упорядоченности общественных отношений, кот. достигается не только с помощью правовых, но и с помощью других социальных норм. Понятие общ. порядка выражает позитивную оценку состояния общ. отношений, т.е. его основу составляют правомерные отношения. Общ. порядок выступает как система общ. отношений, существующих в обществе. Содержанием общественного порядка является вся система общественных отношений, которая складывается в процессе соблюдения и реализации действующих в обществе социальных норм. Только правопорядок охраняется системой государственно-правовых средств, тогда как общественный порядок поддерживается соответствующими моральными, религиозными и другими нормами общества. Цель установления и поддержания общественного порядка состоит в обеспечении личной и общественной безопасности, в создании нормативных условий для функционирования различных форм общественной деятельности. Средствами регулирования здесь выступают социальные нормы (не юридические). Их соблюдение обеспечивается традициями, силой общественного мнения, социальной нормативной мотивацией и т.д. В системе общественных отношений, образующих общественный порядок, правопорядок занимает главное место, отражая существенные черты нормативного регулирования. Правопорядок складывается, в отличие от общественного порядка, в сфере функционирования правовых норм. Правопорядок является соц. ценностью общественного порядка, он складывается в результате осуществления всех форм реализации права. Правопорядок является качественной характеристикой различных сторон юридической деятельности, системой согласованных и урегулированных государством правовых отношений и связей. Если понятие законности отражает состояние правомерности юридических отношений, то правопорядок означает реализацию законности в формах упорядочения и согласованности общественных отношений. Правопорядок является результатом действия законности и основным содержанием демократии, укрепление законности и демократии приводит к укреплению правопорядка.

 

78. Система права: понятие, структурные элементы. Отрасль права и критерии отраслевой дифференциации.

Система права - это внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласованности юр. норм, кот. сосредоточены в относительно самостоятельных правовых комплексах: отраслях,, институтах, нормах права. Система права включает в себя: 1) систему объективного права; 2) систему субъективного права; 3) публичное и частное право; 4) материальное и процессуальное право; 5) внутригос. и международное право. 1. Система объективного права – упорядоченная совокупность юр. норм и принципов, подразделяющаяся на институты, отрасли и подотрасли. Она содержит 4 элемента: 1) юр. норма (осн. элемент); 2) институт права (совокупность юр. норм, осуществляющий комплексное регулирование общ. отношений одного вида. Н. презумпция невиновности, право собственности, брака, наследования. Прав. институт м.б. в виде отдельного НПА, главы или раздела. Виды институтов: а) отраслевые (институт преступления); б) межотраслевые (институт собственности); в) материальные (право собственности) и процессуальные (обжалование); г) охранительные (институт ответственности); 3) подотрасль права (совокупность прав. норм и институтов, регулирующих группы однородных, общ. отношений. Н. наследственное право в рамках гражданского, авторское право в рамках гражданского); 4) отрасль права (наиболее крупная обособленная совокупность юр. норм, институтов и подотраслей, регулирующая качественные однородные группы общ. отношений. Виды отраслей: а) публичные (административное, уголовное, финансовое); б) частные (семейное, трудовое, гражданское); в) материальные (гражданское, конституционное); г) процессуальные (ГПК, УПК, АПК). 2. Система субъективного права – мера возможного поведения субъекта, признанная гос. Она содержит 2 элемента: 1) субъективные права: а) право субъекта на собственные действия; б) право требовать от обязанного субъекта осуществления определённых действий в свою пользу (право требования); в) право обращения за защитой нарушенных прав к гос. 2) юридическая обязанность – есть вид и мера должного поведения субъекта правоотношений: а) обязанность воздержаться от определённых действий (н. не препятствовать пользоваться жилым помещением); б) обязанность совершать активное действие уполномоченного лица (н. вернуть долг); в) обязанность претерпевать негативные последствия за правонарушения (н. не покидать территорию заведения где отбываешь наказание) 3. Публичное и частное. Публичное право – совокупность отраслей, регулирующих субординационные отношения в сфере публичных интересов. Частное право – совокупность отраслей, регулирующих координационные отношения в условиях частных интересов. Ядром частного права являются имущественные отношения. 4. Материальное и процессуальное. Материальное – совокупность отраслей непосредственно регулирующие общ. отношения. Процессуальное – совокупность отраслей, определяющая порядок применения норм материального права.

Отрасли-наиболее крупная, обособленная совокупность юр норм, институтов, подотраслей, регулирующая однородные общественные отношения своим специфическим методом.

Составные элементы отрасли права:

1) подотрасль права;

2) институт права. Классификация отраслей права:

1) базовые:

а) конституционное право – совокупность юридических норм, закрепляющих основы общественного и государственного устройства, правового положения граждан и т. п.;

б) гражданское право – совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения;

Критерии:

Предмет отрасли-совокупность общественных отношений, ругулируемых данной отралью права

· Требование к предмету-регулирует только наиболее важные для личности, общества и гоства

· Регулирует только осознанные волевые и целенаправленные отношения

· Регулирует устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения

· Поведенческие акты

 

79. Система законодательства: понятие и структурные элементы. Соотношение системы объективного (позитивного) права и системы законодательства.

Система законодательства - внутреннее строение законодательства, в котором отражается содержание и структурные характеристики права.

Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов.

Система права шире, чем система законодательства, т. е. эти понятия не совпадают.

Различия:
1) Система права отражает внутреннее содержание права, а система законодательства - его внешнюю форму.

2) Система законодательства носит в большей мере субъективный характер, т.к. законодатель распределяет содержание нормативно-правовых актов, руководствуясь прежде всего удобством пользования. Система права объективна.
3) Структурным элементом системы права является отрасль права, а структурным элементом системы законодательства - отрасль законодательства. Отрасль законодательства представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих какую-либо группу, разновидность общественных отношений.
4) Система права носит одноуровневый характер, представляя собой совокупность отраслей права. Систему законодательства можно рассматривать двояко:
1. горизонтальное деление системы законодательства - в зависимости от предмета регулирования, т.е. деление на отрасли;
2. вертикальное деление системы законодательства - в зависимости от иерархии нормативно-правовых актов, от их юридической силы.
Кроме того, система права носит единый характер. Система законодательства в связи с федеративным характером устройства нашего государства имеет два уровня:
- система федерального законодательства,
- система законодательства субъектов федерации.
Взаимодействие системы права и системы законодательства проявляется прежде всего в том, что система права лежит в основе системы законодательства. Каждой отрасли права соответствует такая же отрасль законодательства, однако система законодательства более разнообразна, чем система права. Отраслей законодательства гораздо больше, чем отраслей права. Отрасль законодательства может соответствовать правовому институту, обособленной группе вопросов в рамках системы права, иметь комплексный, межотраслевой характер.

Первичным структурным элементом системы права выступает норма, а системы законодательствастатья нормативного акта.

80. Понятие правовой системы. Критерии дифференциации на правовые семьи. Основные правовые семьи: краткая характеристика.

Правовая система – это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений и средств, с помощью которых осуществляется необходимое регулятивное и стабилизирующее воздействие на общественные отношения.

Структура правовых систем:

1.Правосознание;

2.Правовая идеология;

3.Правовая культура;

4.Право;

5.Законодательство;

6.Правоотношения;

7.Правопорядок;

8.Юридическая практика;

Правова́ я систе́ ма — совокупная связь системы права (в том числе системы законодательства), правовой культуры и правореализации.

Наличие общих признаков и черт у разных правовых систем позволяет классифицировать их между собой или подразделять в зависимости от тех или иных общих признаков и черт – критериев на отдельные группы, или правовые семьи.

Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью генезиса, источников права, основных правовых понятий и конструкций, способов, методов и принципов юридической деятельности.

Каждая правовая семья уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом, формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями.

Критериями являются:

ñ соотношение и использование источников права,

ñ роль суда в создании прецедентов,

ñ происхождение и развитие системы права.

Наиболее известной является классификация французского учёного Рене Давида, в соответствии с которой выделяются:

ñ романо-германская правовая семья

ñ англосакская правовая семья

ñ религиозная правовая семья (мусульманская, иудейская и др.)

ñ социалистическая правовая семья

ñ традиционная правовая семья,

ñ некоторые другие правовые семьи.

Романо-германская правовая система объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая система возникла на основе рецепции римского права.

Признаки:

1) Основной источник права — нормативный акт.

2) Чёткое деление норм права на отрасли.

3) Все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право.

4) В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы.

Англосакская правовая система. К ней относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др. Признаки:

1) Основной источник права - правовой (судебный) прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

2) Ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

3) На первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке;


4) Главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

5) Нет кодифицированных отраслей права;

6) Отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

7) Широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

8) Юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

Религиозная правовая семья. К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Признаки:

1) Главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

2) Источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

3) Тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

4) Особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

5) Отсутствует деление права на частное и публичное;

6) Нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

7) Судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;

8) Во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

Социалистическая правовая семья. Есть две точки зрения: 1) ответвление романо-германской правовой системы 2) самостоятельная правовая система.

Признаки:

1) государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни

2) законодательное закрепление большого числа социальных гарантий

3) упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности

При этом практически во всех социалистических государствах сохранялись все формальные признаки романо-германской правовой системы. В рамках англосаксонской системы развитие в сторону социалистической системы не наблюдалось. Одним из характерных, хотя и второстепенных, институтов социалистического права являлся товарищеский суд.

Традиционная правовая семья. Традиционные правовые системы до сих пор встречаются в некоторых странах Центральной и Южной Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании.

Признаки:

1) Внутри племенной общины или этнической группы регулирование общественных отношений происходит посредством многочисленных обычаев и традиций. Они являются для них неписанными нормами поведения, которые складывались в течение длительного времени и вошли в привычку в результате многократного применения.

2) Повиновение нормам обычного права происходит добровольно и основано на уважении духов предков или духов природы.

3) Регулируется, как правило, поведение коллектива, а не отдельной личности, поэтому оно является правом групп и сообществ, и не является правом индивидов (то есть это не субъективное право).

4) Правосудие осуществляют старейшины, жрецы или вожди, в том числе судебное разбирательство может осуществлять сам потерпевший. При совершении тяжкого преступления допускается месть по принципу «око за око».

81. Особенности англосакской правовой системы.

Получила распространение в Великобритании, США, Голландии, Австрии, Канаде, т.е. в странах бывших британских колоний.

Особенности:

1) в процессе становления и развития общее право подвергалось лишь незначительными воздействиями со стороны Римского права. 2) получил распространение господствующий социологический тип право понимания (в основе права лежат судебные решения, которые выявлены из фактических правоотношений) 3) основной источник юридических норм – судебный прецедент 4) юридические нормы имеют ярко выраженный казуальный характер 5) почти отсутствуют кодифицированные нормативно-правовые акты 6) официально не признается деление права на частное и публичное (предполагается, что деление носит научный характер и в реальности встречается редко) 7) характерно повышенная роль и значимость процессуального права по сравнению с правом материальным, что объясняется особой ролью судей в данной правовой системе. Следовательно, получило широкое распространение судебное правотворчество.

Судебный прецедент. Выступают решения только высших судебных инстанций (в Англии - Палата лордов, Апелляц суд, Высокий суд, судебный комитет Тайного совета, в США – Верховный суд США и верховные суды штатов). Прецедентом явл-ся не все решения, а сформулированное в нем принципиальное положение., носит императивный хар-р, обязательное значение имеют лишь опубликованные прецеденты.

Право делится: на право общее и право справедливости. Общее право сложилось исторически на основе обычаев и судебных решений (прецедентов). Право справедливости создается решениями короля, главы гос-ва или его представителем. Исторически в сфере права справедливости оказались споры о недвижимости, отн-ия доверительной соб-ти, дела о торговых товариществах, банках, наследовании. К общему праву отнесены угол дела, договорное право, гражданско-прав отв-ть.

Законод-во (статутное право). Др источником явл-ся статуты (законы), принимаемые высшими законодательными органами. Соотн-ие статутов и прецедентов весьма своеобразно. Статут может отменить действующий прецедент, но закон реализуется в прецедентах, он не считается действующим, пока не обрастет прецедентами, т.е. пока на его основе не приняты судебные решения. Источниками права явл-ся также правовые обычаи, в особенности в Англии, где отсутствует писаная конституция. Многие вопросы парламентской процедуры, взаимоотн-ий высших гос органов регул-ся обычаями.

 

82. Особенности романо-германской правовой системы.

Страны Европы, большая часть Африки, Латинская Америка, Ближний Восток, Индонезия и др.

Датой основания считается 12-13вв. Она доминировала до конца 18в и представляла собой общеевропейское право.

1) образовалась на базе Римского права. становление и развитие романо-германского права на основе рецепции римского права. авомеризуется угиеокаин из которых является главнымных, определенных критериев не существует. 2) распространен нормативный тип право понимания. 3) основной источник П - нормативно-правовые акты. 4) наличие кодифицированных нормативно-правовых актов, которые охватывают все отрасли и институты права 5)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.