Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обсуждение






Основные стадии:

1) Законодательная инициатива – право компетентных органов, общ-ых организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона дибо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом.

Особенности этой стадии: а) представляет собой внесение, передачу проекта НА в правотворческий (законодательный) орган; б) носит официальный, т.е. обязательный хар-р. Правотворческий орган не может отказать в приеме проекта; в) ограниченный состав субъектов законодательной инициативы, т.е. таким правом обладают (ст.104 КРФ): Президент РФ, СФ; члены СФ; депутаты ГД; Правительство РФ; представительные органы субъектов РФ, также КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ по вопросам их ведения; г) предполагает ряд условий: проект вносится только в письм форме; проект вносится в целом, а не отдельные его части, формулировки; проект вносится только в тот орган, в компетенцию которого входит разрешение вопросов, составляющих содержание проекта.

2) Обсуждение законопроекта. Решаются следующие задачи: а) дать общую оценку проекта (необходимость, своевременность, определение его целей и др); б) оценить правильность и необходимость отдельных его положений; в) усовершенствовать проект, устранить пробелы, ненужный и неудачный материал и др.

Обсуждение происходит в процессе его чтения. Чтение законопроекта – это его обсуждение на пленарных заседаниях. Во многих гос-ах при принятии закона предусмотрены три обязательных чтения.

Первое чтение – депутаты решают, необходим ли вообще предлагаемый документ, поэтому обсуждению подлежат лишь принципиально важные положения законопроекта.

Второе чтение – тщательное, детальное обсуждение законопроекта, идет работа над его содержанием, принимаются либо отклоняются поправки, возможно голосование по отдельным статьям, разделам документа. Оно предполагает: а) обсуждение доработанного текста законопроекта; б) выступление председателя комиссии, проводившей доработку проекта; в) предоставление инф-ции о рез-ах учета предложений и замечаний по проекту с обоснованием их принятия; г) предоставление депутатам экспертного заключения по законопроекту после его доработки; д) обсуждение проекта в целом, по разделам либо постатейно; е) принятие проекта, либо отклонение его, либо возвращение на доработку.

Доработка проекта осущ-ся рабочей комиссией на основе поступивших предложений и заключается в редактировании текста. В случае необх-ти создается спец редакционная комиссия.

Третье чтение – завершающий этап процесса обсуждения. На этом этапе не разрешается вносить каких-л. поправок и предложений в законопроект. Законопроект обсуждается и принимается в целом.

3) Принятие законопроекта. Особенности: а) сложный субъективный состав (в процессе принятия закона участвуют несколько высших гос органов: нижняя палата (ГД), верхняя палата (СФ), глава гос-ва (Президент); б) детальная, строгая регламентация (два момента: регламентация на конституционном уровне и регламентация нормотворческой деят-ти трех высших органов власти); в) сложный процессуальный процесс (наличие трех подстадий принятия закона: 1. принятие нижней палатой, 2. одобрение верхней палатой, 3. подписание главой гос-ва).

Принятие закона нижней палатой. Черты: 1) принятие происходит путем голосования, поднятия рук, вставанием, поименным голосованием и др; 2) принятие имеет несколько вариантов: либо в йелом, либо по частям, либо по статьям, но в конце принимается в целом; 3) стадия предполагает два условия: а) наличие кворума (min кол-ва присутствующих на заседании); б) наличие определенного числа голосов. Различают простое большинство (50+1) и квалифицированное (2/3 и ¾); 4) на этой стадии проект превращается в НПА.

Принятие закона верхней палатой. Черты: 1) в законопроект нельзя вносить изменения без согласия нижней палаты (законопроект имеет новый статус); 2) решение оформляется в виде одобрения (закон направляется на подпись Президенту) или неодобрения (возвращается в нижнюю палату); 3) сроки этой стадии регламентированы: 14 дней на рассмотрение закона и 5 дней на передачу главе гос-ва.

ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат ФС» 1994г признает датой принятия ФЗ день, когда он был утвержден ГД в окончательной редакции, а ФКЗ – день его одобрения палатами ФС в порядке, установленном КРФ.

Подписание закона главой гос-ва. Черты: 1) отсутствие голосования – есть подписание закона должностным лицом, т.е. «промульгация закона», «санкционирование закона»; 2) стадия предполагает право отказа от подписания закона, т.е право вето. Вето мб абсолютным (к рассмотрению закона парламент не возвращается) и отлагательным (парламент вновь рассматривает закон); 3) стадия имеет временную регламентацию: 14 дней на подписание закона при первом поступлении и 7 дней при повторном.

4) Опубликование закона – официальное оглашение закона с помощью СМИ и спец изданий. С этой целью законод-во устанавливает опр-ые сроки опубликования в печатных органах.

Опубликование законов и актов палат ФС должно соответствовать требованиям: 1) ФКЗ, ФЗ публикуются в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ, а акты палат ФС – не позднее 10 дней после дня их принятия; 2) официальным их опубликованием считается первая публикация его текста в «Российской газете» или в «Собрании законод-ва РФ»; 3) указанные законы и акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их опубликования, если ими не установлен др порядок вступления в силу.

Опубликование актов Президента РФ, Прав-ва РФ, федер органов исполн власти: 1) указанные акты публикуются в течение 10 дней после дня их подписания; 2) акты публикуются в «Российской газете» или «Собрании законод-ва РФ»; 3) акты президента вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого опубликования, имеющего нормативный хар-р; 4) акты президента, содержащие сведения, составляющие гос тайну или сведения конфиденциального хар-ра, вступают в силу со дня их подписания; 5) акты Прав-ва РФ вступают в силу по истечении 7 дней после дня их официального опубликования; 6) акты Прав-ва РФ, содержащие сведения, составляющие гос тайну или сведения конфиденциального хар-ра, вступают в силу со дня их подписания; 7) в актах президента и актах Прав-ва мб установлен др порядок вступления в силу.

Опубликование НА федер органов исполн власти: 1) акты, затрагивающие правовое положение граждан, организаций или имеющие межведомственный хар-р, проходят гос регистрацию в МинЮсте РФ; 2) акты публикуются официально в газете «Российские вести»; 3) срок опубликования – в течение 10 дней после дня их регистрации; 4) эти акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен др порядок вступления в силу.

Незарегистрированные или неопубликованные акты министерств и агентств правовых последствий не влекут.

Опубликование НА банка России: 1) публикуются в официальном издании ЦБ «Вестник Банка России»; 2) вступают в силу со дня их официального опубликования.

Акты комитета по стандартизации и гос комитета по вопросам архитектуры и строительства и акты общероссийских классификаторов технико-экономической инф-ции публикуются в информационном указателе «Гос стандарты РФ».

Порядок опубликования НА субъектов федерации и формы официального опубликования опр-ся их законами. Акты законодательных органов обычно публикуются в изданиях под названием «Ведомости».

 

37. Юридическая техника: понятие и элементы.

Юр техника – сов-ть правил и приемов, способов подготовки, составления, оформления юр документов, их систематизации и учета. Юр техника явл-ся созданным на практике рабочим инструментом правотворчества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.