Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика личностных конструктов Дж. Келли




В основе этого метода лежит теория личностных конструктов, выдвинутая Келли в 1955 г. В его работах была развита мысль Дж. Брунера об индивидуально-личностных эталонах восприятия окружающего мира и предложен метод операционального изучения «имплицитных теорий личности» [см.: 104; 213; 264; 322]. По Келли, «личностные процессы направляются по руслам конструктов, которые служат средствами предвидения событий» [322, с. 46]. Под личностными конструктами понимается система бинарных оппозиций, используемых субъектом для категоризации себя и других людей. Содержание противопоставления (при этом определяется не языковыми нормами, а представлениями самого испытуемого, его «имплицитной теорией личности». Например, дифференциация окружающих по признаку «люди цели – люди эмоции» отражает представление испытуемого об антагонизме целенаправленности и эмоциональности и определяется спецификой его индивидуального опыта. Личностные конструкты отражают своеобразие индивидуальной системы антонимии. Например, описание взрослыми испытуемыми сказочных героев по униполярным шкалам и последующая группировка шкал в факторы показали, что существительное «плакса» противопоставляется по одному из факторов качествам «драчливый», «храбрый» у испытуемых мужчин и качествам «грубый», «злой» у женщин, т. е. женщины трактуют слово «плакса» как полюс конструкта «слабый, но хороший» в оппозиции «сильному, но плохому».

Своеобразные познавательные конструкты ребенка отражены в суждениях типа «грязная рубашка теплее» или «пароход не тонет, потому что он большой», т. е. конструкт может быть образован «склейкой» нескольких качеств, которые в действительности не взаимосвязаны. В ходе обучения или психотерапии могут происходить ломка старых неадекватных познавательных и личностных конструктов и образование новых, более адекватных.

Близким к понятию личностных конструктов является, на наш взгляд, понятие категориальной структуры индивидуального сознания. Личностные конструкты и определяют ту систему субъективных категорий, через призму которых субъект осуществляет межличностное восприятие. Чем шире набор личностных конструктов у субъекта, тем более многомерным, дифференцированным является образ мира, себя, других, т. е. тем выше его когнитивная сложность. Методика Келли позволяет выразить меру когнитивной сложности численно, как количество независимых (несинонимичных) конструктов, используемых субъектом для дифференциации некоторой содержательной области.

В классическом варианте методики Келли испытуемым предъявлялись сгруппированные в триады репертуарные позиции типа «друг того же пола», «отвергающий вас человек, к которому вы привязаны», «человек, перед которым вы испытываете чувство вины», «угрожающий вам человек», «привлекательный человек» и т. д. От испытуемого требовалось, подставив на место каждой репертуарной позиции какого-либо конкретного, хорошо ему известного человека, совершить триадический выбор: объединить двух каких-либо персонажей по какому-либо качеству и противопоставить им третьего как обладающего противоположным качеством. Например, А и Б – вежливые, а В – невоспитанный.



Выделенный на базе тройки персонажей личностный конструкт далее распространяется на все другие персонажи, и от испытуемого требуется определить, к какому из полюсов личностного конструкта относится каждый персонаж из списка репертуарных позиций. Возможна модификация этой процедуры, когда все персонажи ранжируются по оси личностного конструкта [см.: 295]. В любом варианте получается строка чисел, дифференцирующих (персонажи по данному конструкту. В качестве меры сопоставления (синонимичности) пар конструктов используется коэффициент корреляции Пирсона или коэффициент ранговой корреляции Спирмена (см. обзор А. Г. Шмелева [288]). Хотя испытуемые могут использовать для дифференциации персонажей различные личностные конструкты (разные формулировки), некоторые из них в плане дифференциации персонажей синонимичны, т. е., хотя «говорятся разные слова», испытуемый мыслит фактически одно качество. Например, при сходной дифференциации персонажей по конструкту «плохие – хорошие» и «умные – глупые» эти два измерения для испытуемого оказываются синонимичными, т. е., несмотря на разные формулировки, имеется некоторое общее основание, которым пользуется испытуемый.



Количество независимых, не синонимичных, не коррелирующих конструктов, использованных испытуемым, определяет его когнитивную сложность ib данной содержательной области. Сознание человека гетерогенно, и для разных содержательных областей возможна различная когнитивная сложность для одного и того же субъекта.

В качестве примера сопоставления метода личностных конструктов и метода семантического дифференциала можно привести нашу работу [190], посвященную анализу восприятия кино. В этой работе строилось семантическое пространство, характеризующее восприятие испытуемыми (студентами различных московских вузов) художественного фильма «Сталкер» режиссера А. Тарковского (Мосфильм, 1980). Испытуемые оценивали содержание фильма по 32 биполярным шкалам, объединявшимся после проведения факторного анализа в 7 блоков-факторов, отражающих «оценку» фильма (удачный – неудачный, хороший – плохой, сильный – слабый, захватывающий – неинтересный и т. д.), «напряженность», или «силу» (тяжелый – легкий, напряженный – легкомысленный, исключительный – будничный), «реалистичность», или «жизненность» (естественный – надуманный, близкий – далекий), «эмоциональный тон» (пессимистичный – оптимистичный, грустный – веселый), «глубину», или «психологичность» (психологический – непсихологический, фильм-размышление – фильм-действие, серьезный – развлекательный, умный – глупый), «абстрактность» (абстрактный – конкретный, фантастический – реальный), «многоплановость» (многоплановый – одноплановый, сложный – простой).

В результате группировок шкал по выделенным факторам и усреднения оценок по шкалам, входящим в одни факторы, была построена таблица коннотативных оценок фильма по всем выделенным факторам для каждого испытуемого. Коннотативные оценки, таким образом, отражали отношение испытуемых к просмотренному фильму.

Эти же испытуемые приняли участие в эксперименте, проведенном по модифицированному варианту методики личностных конструктов Келли. Все персонажи фильма – Сталкер, Писатель, Ученый, Жена, Дочь и введенная позиция «Я сам» – были сгруппированы в 20 троек, а от испытуемых требовалось совершить триадический выбор и высказать основание, по которому два персонажа из каждой триады противопоставлены третьему, т. е. сформулировать личностные конструкты. Приведем в качестве примера фрагмент протокола одного из испытуемых:

Писатель, Сталкер – глубинное интуитивное понимание мира «-> Ученый – научное познание

Писатель, Я – самоуглубление, монологичность «-»Сталкер – духовное начало Сталкер, Дочь – единая система ощущений, общая боль «-» Я – оптимизм

Жена, Я – деятельное стремление к поиску выхода «-» Писатель – потерянность.

Для каждого испытуемого по материалам его протокола оценивалось количество использованных им несинонимичных личностных конструктов. Это число как показатель когнитивной сложности испытуемого в дифференциации им персонажей фильма коррелировалось с его оценками фильма по каждому из семи выделенных факторов. Оказалось, что когнитивная сложность испытуемого при восприятии фильма коррелирует с такими параметрами восприятия фильма, как его «оценка», его «реалистичность», или «жизненность», его «многоплановость». Таким образом, наблюдается прямая связь между когнитивной и эмоционально-оценочной организацией восприятия фильма. Глубина понимания фильма определяет и отношение к нему, а позитивное отношение, очевидно, поддерживает эмоциональную фиксацию на фильме: желание осмыслить, разобраться в нем. Эксперимент является наглядной иллюстрацией принципа единства аффекта и интеллекта и демонстрирует влияние эмоционального тона на процессы категоризации.

В целом достоинством методики личностных конструктов Келли, как уже отмечалось, является то, что испытуемые сами (в отличие от методики семантического дифференциала) формируют содержание шкал-измерений. Но это достоинство методики оборачивается недостатком при работе с испытуемыми с низким уровнем речевого развития, так как задача сформулировать сходство и различие предлагаемых объектов (в процедуре триадического выбора) требует определенного речевого навыка. Кроме того, использование для построения семантических пространств индивидуального набора порождаемых испытуемыми шкал делает трудно сопоставимыми результаты отдельных испытуемых в силу различия содержания шкал-измерений для индивидуальных семантических пространств, оставляя возможность такого сопоставления только по параметру когнитивной сложности (числу независимых факторов семантического пространства). В наших работах мы часто используем компромиссный вариант процедуры построения семантического пространства: получая от испытуемых первичный набор шкал с помощью методики личностных конструктов Келли, мы затем отбираем единый набор шкал для всех испытуемых с целью проведения оценок объектов методом СД.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал