Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспрессивные и графические методики: общая характеристика




Экспрессивные психодиагностические методики предполагают осу­ществление испытуемым изобразительной деятельности, анализируя результаты которой можно сделать выводы об аффективной сфере его личности, уровне психического развития и других личностных особен­ностях.

Графические изображения (рисунок и почерк) давно привлекали ученых-психологов как возможность раскрытия психологического содержания индивидуальности, ее связи с миром, особенностями поведения, эмоционального состояния и т. д. Если Вы хотите узнать о своих индивидуальных особенностях, составить свой психологический портрет, это можно сделать на основе описания рисуночных тестов, способов их анализа и интерпретации, которые изложены в доступной и удобной форме.
Для практических психологов, философов, юристов, психотерапевтов, искусствоведов, а так же всех интересующихся проблемами индивидуальности и ее особенностями.

Вообще говоря, в каждом графическом изображении, которое можно рассматривать как невербальное сообщение для другого, остается что-то специфически индивидуальное. И трудность методической задачи состоит в том, чтобы максимально контрастно выделить то, что принадлежит автору изображения, отчленив его от того, что составляет нормативную, "неавторскую" сторону изображения — канву стандартной ситуации, влияние стандарта задания, содержание общего смысла сообщения и т.п. Но это весьма трудно сделать, поскольку в субъективном графическом продукте (письме, рисунке и т.п.) воедино слиты и выражаются совместно с одной стороны, — смысл (сообщение), отношение автора, его способности и т.д., а с другой — ограничения на это выражение со стороны культуры (в данном сл/чае норм графики), материала изображения, структуры графического задания (дом, дерево, человек и т.п.) и наконец, возраста человека (например, специфичных этапов развития графических умений и навыков ребенка). Указанные ограничения образуют упомянутую выше своеобразную нормативную структуру и выступают как отсчетный фон, на котором и по отношению к которому могут быть выявлены личностные особенности человека.

Это подтверждает весь опыт человеческой культуры. Мы знаем: в рукописном тексте остается как бы "след" пишущего, отражаются его личностные свойства, переживания, отношение к смыслу сообщения, наконец, его состояние. Классическим примером, подтверждающим сказанное, является аналитическое сопоставление рукописных текстов и рисунков выдающихся русских писателей и художников, (что било сделано, в частности, при исследовании творчества А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, С.Эйзенштейна). Этот пример показывает, что существует общий (для разных форм выражения) стиль всей графики индивида. С теоретической точки зрения это означает, что возможна и разрешима проблема психологической идентификации личности человека по результатам анализа его графического продукта. Это позволяет рассматривать два различных варианта методов психодиагностики соответственно видам графического продукта:
— методы психографического анализа текста,
— психодиагностические рисуночные тесты.



Психологический анализ рисунка в качестве метода психологичес­кого исследования начал развиваться в начале прошлого века. В 1913 г. Э. Торндайк провел работу по классификации рисунков человека и их качественной оценке. В 1921 г. К. Барт составил количественную шка­лу для оценки рисунка мужской фигуры, выполненного детьми от 3 до 14 лет. В работе Ф. Гудинаф в 1926 г. впервые опубликован тест «Нари­суй человека». Позже, в 1949 г., Дж. Бук опубликовал тест «Дом — Дере­во — Человек». Выбор именно этих объектов, с точки зрения автора, обусловлен тем, что они знакомы любому обследуемому. По мнению Дж. Бука, каждый рисунок — это своеобразный автопортрет, детали ко­торого имеют личностное значение. Обе методики в настоящее время широко используются в России [27].

В 1949 г. появилась методика «Дерево» К. Коха, а в 1978 г. была пред­ставлена работа Р. Стора, посвященная интерпретации теста «Дерево», в которой приводятся данные, касающиеся статистической обработки результатов наблюдения и рисунков группы людей в количестве 820 че­ловек от 4 до 60 лет. К настоящему времени, по мнению некоторых авто­ров, данная интерпретация этого теста является наиболее проработан­ной.



Методика «Рисунок семьи» была предложена В. Вульф в 1947 г., после чего ее развивали многие исследователи. Вариант этой методики широ­ко применялся в работах А. И. Захарова [18]. В 1985 г. сложная диффе­ренцированная интерпретационная схема по этой методике была пред­ложена Г. Т. Хоментаускасом

Заслуженной популярностью пользуется методика М. 3. Дукаревич «Несуществующее животное», валидность которой подтверждена при сравнении ее результатов с результатами других личностных методик как в процессе диагностики здоровых людей, так и при дифференциа­ции здоровых людей и больных неврозами, хотя чаще всего эта методи­ка все-таки используется в качестве ориентирующей в начале психоло­гического обследования [85]. По мнению ряда авторов, изучавших осо­бенности дезадаптированных детей, особенности их эмоциональной сферы заметнее всего проявляются в результатах методик «Несуществу­ющее животное» и «Моя семья»

В настоящее время графические методы используются в диагности­ке и психологическом консультировании достаточно широко. Существу­ет большое количество научной и методической литературы, в которой подробно описываются сами методики и даются попытки интерпрета­ции полученных результатов

В данном пособии сделана попытка обобщить информацию, каса­ющуюся графических методов диагностики, для того чтобы способство­вать созданию целостного представления о процедуре проведения и ин­терпретации рисуночных тестов.

Результаты многочисленных исследований, проводившихся с нача­ла прошлого века, не оставляют сомнений в том, что рисунок является важнейшим источником знаний о психике человека. Однако, как и в случае работы с иными проективными методами, простота проведения и интерпретации графических тестов является мнимой. Рисунок может быть чувствительнейшим средством диагностики только в руках специ­алиста, хорошо знакомого с возможностями, ограничениями и подвод­ными камнями использования рисуночных психодиагностических ме­тодов. Зная специфику работы с рисуночными методами, можно выя­вить уровень развития моторики, индивидуально-типологические и возрастные особенности, специфику эмоционального состояния, уро­вень интеллектуального развития, состояние межличностных отноше­ний, самооценку и направленность личности испытуемого.

Прежде чем приступать к изложению некоторых теоретических и практических вопросов, касающихся использования графических ме­тодов психодиагностики, хотелось бы отметить следующее.

Применяя рисуночные методики, необходимо помнить, что в раз­витии графических навыков имеются четкие возрастные стадии, сме­няющие друг друга в определенной последовательности. При наруше­ниях умственного развития наблюдается запаздывание в переходе ре­бенка от стадии к стадии, своего рода остановка на ранних стадиях. Эта закономерность позволяет определить умственное развитие с помощью рисуночных тестов. В связи с этим необходимо соотносить результаты рисуночного теста с возрастными возможностями детей этого возраста. В противном случае неизбежны ошибки интерпретации, касающиеся не только исследования интеллектуальной сферы, но и личностных осо­бенностей ребенка.

Учитывая тот факт, что применение рисуночных тестов для выявле­ния личностных особенностей основывается на принципе проекции, согласно которому человек выносит на лист бумаги свои переживания, представления, стремления и т.п., необходимо помнить, что даже при получении некой информации о внутренних переживаниях человека с помощью рисуночных тестов далеко не всегда возможно только по со­держанию рисунка определить, каким образом данные переживания встроены во внутреннюю картину его мира. В связи с этим делать выво­ды лишь по результатам рисуночного тестирования не рекомендуется. Необходимо сравнить данные, полученные с помощью такого теста, с результатами других диагностических процедур, собственными наблю­дениями и данными анамнеза.

Несмотря на то что использование экспрессивных методов психо­диагностики практикуется достаточно широко, в среде психологов су­ществует множество разногласий относительно специфики, интерпре­тации даже хорошо известных методик, таких как «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Дом — Дерево — Человек». Эти разно­гласия касаются, в частности, приоритетности двух вариантов интер­претации рисунков: целостного и детального. Зачастую в литературе, посвященной работе с данными методиками, упор делается на перечень отдельных деталей рисунка с перечислением возможных интерпретаций. Такая позиция, на наш взгляд, противоречит самой сути работы с про­ективными методами психологической диагностики. Для качественной интерпретации рисуночных методик необходимо учитывать, что теоре­тические предпосылки интерпретации проективного рисунка совпада­ют с общими правилами проективной диагностики.

Необходимо также учитывать, что в процессе психодиагностики рисунок может рассматриваться в различных контекстах в зависимости от цели тестирования. Его можно рассматривать как результат взаимо­действия сигнальных систем и функционирования системы «глаз — мозг — рука»; как оценку «Я»-проекции; рассказ в образах; способ ду­ховного освоения мира и самовыражения; индикатор индивидуальных особенностей. Рассматривая рисунок в каждом из вышеназванных кон­текстов, исследователь открывает для себя различные стороны личнос­ти испытуемого.

В связи с этим при использовании рисуночного теста специалист должен определить подход, в русле которого будет происходить интер­претация рисунка. Известно, что рисуночные тесты изначально разра­батывались для использования в клинической практике, поэтому основ­ная часть существующих рисуночных тестов ориентирована на выявле­ние психопатологии пациента. Позже рисуночные методы стали использоваться для исследования индивидуально-типологических особенностей человека. В связи с этим существуют три подхода к интер­претации рисуночных тестов [33]:

· клинический — адекватен в случаях психодиагностики лиц с на­рушенным психическим статусом, для выявления особенностей клинических показателей пациента с упором на его проблемные зоны;

· исследовательский — применяется в ситуациях исследователь­ской деятельности или экспертизы с целью получения психоло­гического заключения об индивидуально-типологических осо­бенностях клиента;

· психологический — адекватен в ситуации формирования задач психологической работы с клиентом; психодиагностика позво­ляет выявить цели и задачи психологического консультирования, в соответствии с которыми может быть составлен план дальней­ших встреч с психологом или даны рекомендации родителям (при обследовании детей) или консультируемому.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал