Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разнообразие концепций здоровья. Социокультурная модель здоровья и болезни, её составляющие.




Большинство педагогических моделей здоровья, разработанных отечественными исследо­вателями с конца 1990-х гг. до наших дней (В.Б. Гаптов, Т.Г. Коваленко, В.В. Михайлов, М.М. Ры­жак, А.Г. Сухарев, В.С. Фомин и др.), выполнены в системе медико-биологического знания с опо­рой на традиционную естественнонаучную парадигму медицинской теории. Они ставят целью вы­яснить индивидуальный уровень развития психофизиологической природы человека для оказания ему лечебно-профилактической помощи.

Проблема социального здоровья в наши дни приобретает особую остроту. Хорошо известно, что о здоровье человек начинает задумываться тогда, когда оно уже утеряно, и интерес к социальному здоровью столь велик потому, что в современном российском обществе оно находится на низком уровне. Современная наука предлагает множество подходов как к понятию «здоровье», так и к понятию «социальное здоровье».

В концепции социального здоровья сущностным элементом является характер взаимо-действия человека и местного сообщества. С этой точки зрения можно считать человека социально здоровым, если он комфортно чувствует себя в социуме, разделяет принятые в нем ценности, принимает модели ближайшего и отдаленного будущего, разделяемые большинством составляющих его индивидов. Человек может включаться в рациональное образование типа воспитания, образования, профессиональной деятельности и т.п., и а этом случае он вполне может оценить все достоинства и недостатки такого включения. Для исследования со-циального здоровья человека в конкретном местном сообществе предлагается использования метод построения модели социального здоровья человека, подходящей для данного муниципального образования, региона.

Для построения такой модели существует ряд показателей, характеризующих состояние социального здоровья человека в местном сообществе. К ним предлагается отнести показатели следующих групп:

1. Состояние окружающей среды: географические и природно-климатические условия,экология, продукты питания.

2. Социально-экономическая ситуация: уровень развития страны, государства, города/села, конкретной социальной группы/семьи.

3. Демографическая ситуация в регионе.

4. Охрана здоровья населения: уровень культуры здоровья населения, медицинская система.

5. Доступность образования, получение социальных благ.

6. Профессионально-трудовая адаптация: обеспеченность местного сообщества рабочими местами, возможность трудоустройства в соответствии с имеющимися знаниями и навыками, адаптация в трудовом коллективе, профессиональный рост; охрана труда.

7. Муниципальная социальная политика. Включает в себя: семейную политику (охрана материнства и детства), молодежную политику, социальную поддержку (социальная реабили-тация, адаптация и интеграция незащищенных слоев населения).

8. Культурно-духовное и идеологическое развитие.

Эти показатели присущи основным сферам жизнедеятельности как любого местного со-общества, так и индивида. При этом уровень социального здоровья населения не только зависит от факторов воздействия внешних сред, но и находит выражение в индикаторах этих сред. Исследования, связанные с изучением социального здоровья человека в местном сообществе, как и других социальных явлений, могут проводиться при помощи существующих алгоритмов и методов социологии.

 


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал