Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идея системности в толковании понятия здоровья




К началу XX в. в недрах философии, естественно-научных и гуманитарных дисциплин уже сложились необходимые предпосылки для формирования системного мировоззрения. И тем не менее именно системное мышление стало одной из характерных черт научного познания в нынешнем столетии. Фундаментальные положения системной методологии были описаны А. А. Богдановым в его трехтомном труде «Всеобщая организационная наука (тектология)», Его концепция справедливо считается исторически первым вариантом общей теории систем. Принципиальный вклад в разработку системных представлений внесла психология. Сильнейшее влияние на становление системной теории оказало научное наследие академика В. М. Бехтерева и его последователей: А. Ф. Лазурского, М. Я. Басова, В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева и др. Ни в какой другой психологической школе идея целостного, комплексного рассмотрения человека не была столь ярко и убедительно реализована в методологическом и экспериментальном планах. Заслуга обращения к системности на современном этапе отечественной психологии принадлежит Б. Ф. Ломову. Он не просто «вернул» интерес специалистов к этому вопросу, но и внес в него собственное творческое начало. Первой попыткой в этом плане можно считать его статью «О системном подходе в психологии» (Вопросы психологии. 1975. № 2), в которой автор достаточно подробно раскрыл теоретические предпосылки становления системного подхода и сформулировал основные его принципы применительно к психологии. Системный подход, отмечает Ломов, – та единственная методологическая основа, на которой только и может быть рассмотрена природа психического в том множестве внутренних и внешних отношений, в которых она существует как целостная система.

Надо сказать, что идея системности сейчас довольно живо обсуждается в психологии. В этом смысле позиция Ломова выгодно отличается своей конструктивностью от целого ряда авторских точек зрения. одной из самых сильных сторон концепции системного подхода, предложенной Ломовым, является попытка автора выделить и раскрыть смысл тех обязательных принципов, которых следует придерживаться специалисту-психологу, если он не на словах, а на деле хочет подойти к изучению психического как целостной системы. Один из наиболее важных среди них – принцип иерархичности. В соответствии с ним человек предстает как сложная живая система, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования. В самом общем приближении можно выделить три достаточно специфичных уровня рассмотрения: биологический, психологический и социальный. Именно так еще в 1916 г. В. Н. Мясищев определил свою исследовательскую позицию в изучении личности, трактуя ее как био-психо-социальное единство. Впоследствии в этом же смысле достаточно определенно высказался А. Н. Леонтьев: Мы без труда выделяем, – пишет он, – разные уровни изучения человека: уровень биологический, па котором он открывается в качестве телесного, природного существа, уровень психологический, па котором он выступает как субъект одушевленной деятельности, и, наконец, уровень социальный, на котором он проявляет себя как реализующий объективные общественные отношения, общественно-исторический процесс И на каждом из названных уровней здоровье человека имеет особенности своего проявления. Кратко, но достаточно точно основную сущность здоровья на биологическом (организационном) уровне определяет индийский врач, специалист в области йоги Ашок Тхакер, понимая под ним динамическое равновесие всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Соответственно нарушение равновесия, неадекватная реакция организма на факторы окружающей среды представляют собой не что иное, как болезнь. Понятно, что особый интерес ученых сосредоточен на выявлении тех механизмов, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность организма. Жизнь каждого организма, заметил Г. Спенсер, есть непрерывное приспособление его внутренних сил к внешним воздействиям В ходе эволюции адаптационные возможности организма человека постоянно совершенствовались, и этот процесс сопровождался формированием целой системы защитных механизмов, важных функций. В 1857 г. Клод Бернар сформулировал фундаментальную мысль о постоянстве внутренней среды, т. е. о способности организма человека поддерживать в определенных пределах свои жизненно важные функции в ответ на возмущающие воздействия внешней среды. С помощью внутренних, присущих ему «защитительных систем» организм до известной степени сохраняет независимость от внешней, «космической» среды, оберегая свое функционирование от «изменений и возмущений», обусловленных внешними влияниями (указ. соч.). Бернар считал, что на сохранение внутренней среды, ее биологических констант направлена деятельность всех витальных механизмов, но он не раскрывал содержание этих механизмов. Содержание их было описано в работах Уолтера Кэннона, одного из последовательных учеников Бернара, автора учения о «гомеостазе». Этот термин был предложен им в 1929 г. Кэннон подчеркивал, что механизмы гомеостаза выполняют защитную функцию организма, они не даны ему изначально, а сформированы в процессе развития живого и имеют фило- и онтогенетический аспекты рассмотрения. Крупнейший русский ученый, врач и хирург XIX в. Н. И. Пирогов, опираясь на собственный богатейший опыт научной и практической деятельности, тоже подошел к пониманию роли защитных механизмов, отмечая, что в живом организме все химические реакции, все отправления, все функции (в конечном счете – весь процесс развития), – все целесообразно и все подчинено сохранению, поддержанию бытия и противодействует Сущность гомеостатического механизма, как ее понимал Кэннон, заключается в противодействий организма какому-либо воздействию, нарушающему нормальное протекание жизненных процессов. Иначе говоря, этот механизм приводится в действие с тем, чтобы вернуть систему в равновесное состояние. Таким образом, как мы сказали бы сегодня, в основе работы гомеостатического механизма заложен принцип саморегуляции. Заметим, что учение о гомеостазе получило дальнейшее развитие на современном этапе. Речь уже идет о создании обобщающей науки «гомеостатики», опирающейся на опыт системных исследований биологии, медицины, психологии, философии, социологии и др. Гомеостатика нацелена на изучение общих механизмов управления гомеостатического типа применительно к сложным системам различной природы – от клетки живого организма до социальных образований Очевидна близость понятий «здоровье» и «надежность». В том и другом случае предполагается отсутствие каких-либо значимых нарушений в функционировании организма и составляющих его частей. Немало общего и в способах восстановления утраченной нормы. Так, согласно концепции «надежности биологической системы», предложенной А. А. Маркосяном, под надежностью физиологической системы понимается такой уровень регулирования и такое соотношение элементов самого процесса, когда обеспечивается его оптимальный ход с резервными возможностями, взаимозаменяемостью звеньев, быстрым возвратом к исходному состоянию, достаточной лабильностью или пластичностью, гарантирующей быстрое приспособление и перестройку. По мнению, Маркосяна, надежность – общебиологический закон живого, лежащий в основе конструкции всего организма. Наряду со сказанным выше надежность биосистемы обеспечивается также ее способностью к адаптации и компенсации на этой основе нарушенных функций, совершенства и быстроты использования обратных связей, динамичности взаимодействия входящих в нее звеньев саморегулирующихся подсистем Биологическая надежность формируется в процессе филогенетического и онтогенетического развития организма человека. В последнем случае она проходит этапы становления, относительной стабильности и нарушения, которые в значительной мере обусловлены возрастными этапами онтогенеза. Для зрелого возраста характерно наличие четко выраженной надежности физиологической системы. Однако в дальнейшем возникают нарушения в функционировании физиологической системы, обусловленные появлением инертности регуляторных механизмов, нарушением биосинтетических процессов, а также процессов утилизации. Отмеченные нарушения, в свою очередь, вызывают приспособительные явления, которые имеют весьма важное значение для нормального функционирования организма в пожилом возрасте. Организм человека, его здоровье неизбежно подвергаются воздействию процессов старения. Все большее число исследователей приходит к выводу о том, что в основе старения лежит нарушение процессов саморегуляции на разных уровнях жизнедеятельности организма. Но наряду с необратимыми процессами старения в организме человека возникают и приспособительные механизмы, благодаря которым гомеостатический уровень регуляции ряда жизненно важных параметров организма может поддерживаться до глубокой старости. Это явление можно рассматривать в целом как диалектику надежности организма, выражающуюся в противоречивости двух тенденций: с одной стороны – в снижении надежности из-за патологических процессов в организме, наличия вредных мутаций и др., а с другой – в повышении надежности, в тенденции к сбалансированию дефектов и восстановлению нарушенного равновесия Если вопросы профилактики здоровья, укрепления защитных сил организма и лечение болезней, можно сказать, с давних пор находятся в поле внимания традиционной медицины, то наши современные представления о сущности и путях обеспечения здоровья, связанного с психологическим уровнем, пока еще далеки от желаемой ясности и в целом не могут быть признаны удовлетворительными. Вопросы здоровья, относящиеся к этому уровню, так или иначе связаны с личностным контекстом рассмотрения, в рамках которого человек предстает как психическое целое. Ответы, верно найденные на них, в конце концов помогут нам понять главное: что такое здоровая личность, как формируется личность человека в раннем детстве, какие определенные стадии проходит в своем развитии.





Наибольшую устойчивость, надежность черты сформировавшейся личности приобретают в период зрелости. Затем, в старости, структура личности подвергается ряду изменений в нисходящем направлении. В целом же личность на всем протяжении жизни может подвергаться временным или стойким изменениям различного рода при заболеваниях, в том числе и психических. Чем более гармонично, писал С. С. Корсаков, соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем она более устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить ее цельность

Учебники по медицинской психологии и психиатрии дают достаточное представление о разнообразии известных на сегодня видов психического нездоровья. Они связаны с теми или иными нарушениями в психическом статусе личности. В общем случае это может выразиться в ненормальном течении познавательных процессов и, как следствие, в неадекватном отражении действительности. Например, утрата критичности мышления, известная в психопатологии как одна из форм нарушения мыслительной деятельности, проявляется уже не только в отсутствии у больных самоконтроля за собственными действиями при выполнении конкретного задания, но и в их некритичности к себе как личности, в нарушении «подконтрольности» своего поведения в целом. Расстройства в эмоциональной сфере, утрата равновесия в этой сфере, навыков самообладания существенно изменяют и сам стиль поведения человека, подчас делая его непредсказуемым. Известно, что длительные и интенсивно выраженные аффективные переживания могут стать причиной патологического развития личности, ее дезинтеграции. Благополучие в психическом здоровье личности может быть нарушено доминированием определенных и негативных по своей сути черт характера, дефектами в нравственной сфере, неправильным выбором ценностных ориентации.

Вместе с тем, как и в случае организма (высший уровень), на психологическом уровне тоже функционируют механизмы, нацеленные на обеспечение надежности личности, поддержания ее здоровья Проиллюстрируем сказанное на примере механизмов компенсации и психологической защиты. Понятие компенсации, принятое в психологии, сохраняет преемственность с уже сложившейся трактовкой функционального назначения этого механизма в физиологии. Под компенсацией психических функций имеется в виду возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Одна из закономерностей психического развития человека в онтогенезе связана с развитием его компенсаторных возможностей. Это находит отражение в усиленном развитии других функций вместо ослабленного или дефектного развития какой-либо психической функции. Типичный пример компенсации в сфере психических процессов относится к работе памяти. Компенсация слабой механической памяти может быть осуществлена за счет ассоциативной, что в итоге не приводит к нарушению памяти в целом. Слабое развитие или нарушение памяти можно компенсировать путем записывания или более четкой организацией деятельности. Недостаточное распределение внимания можно компенсировать за счет его переключения. Определенные дефекты зрения могут частично компенсироваться усилением развития слуха. При отсутствии зрения и слуха, но при сохранности мозговых функций человек может компенсировать и развить свои речевые способности. В самом же процессе речевого управления компенсация дефектного механизма может осуществляться заменой одних сенсорных и двигательных элементов другими. О возможностях компенсации в личностной сфере говорил «Компенсирующие» склонности, по выражению автора, гарантируют общественное здоровье личности и удержание ее в границах социальных норм. Позже эта мысль нашла подтверждение и у других авторов. Личность, отмечает Л. Л. Рохлин, обладает большими потенциальными возможностями к сохранению собственной устойчивости и сопротивлению вредным влияниям, связанным с психическими заболеваниями. В основе их лежит способность к замещению одних качеств другими. В свою очередь, способность к компенсации и замещению, поясняет автор, определяется прежде всего высокой пластичностью мозга. Эффект компенсации проявляется и в формировании характера, когда при ослаблении какой-то одной черты характера развивается другая, как бы возмещая этот дефект Например, всякий успех, говорит он, в развитии благожелательных чувств достигается в ущерб зависти. А практика трудовой деятельности показывает, что снижение нервно-мышечных функций в результате старения может успешно возмещаться более эффективным и рационально организованным планированием деятельности. Что же касается психологической защиты, то осознанно или интуитивно, но человек постоянно прибегал к ее помощи на всем пути своего исторического развития. Описание разнообразных форм ее проявления приводилось сначала в философских трактатах, художественной литературе, а позднее и в психологических исследованиях. Пожалуй, только в психоанализе эта тема стала предметом специального рассмотрения, правда, с позиций, достаточно односторонних. Идея личностной защиты, разрабатываемая в психоаналитическом варианте, не свободна от ложных интерпретационных установок в отношении личности. Справедливо также замечание, что психологическая защита – вполне нормальный и повседневно применяемый психологический механизм, рассмотрение которого, как это делается в психоанализе, не может ограничиваться рамками дезорганизации психической деятельности только в условиях конфликта сознания и бессознательного. В принципе, психологическая защита выступает как определенная характеристика надежности личности, ее способности противостоять собственному распаду, дезинтеграции, различным нарушениям в функционировании психики. Переход от психологического к социальному уровню достаточно условен. Психологические свойства личности, отмечает Б. Ф. Ломов [5], просто не существуют вне системы общественных отношений, в которую эта личность включена. Иначе говоря, человек предстает на этом уровне прежде всего как существо общественное и, соответственно, здесь на передний план выходят вопросы влияния социума на здоровье личности. Известно, что на психическое здоровье воздействуют различные социальные связи, в том числе семьи, общения с друзьями и родственниками, работы, досуга, принадлежности к религиозным и другим организациям и др. Причем последствия этих воздействий могут носить как благотворный, так и негативный характер. Только люди со здоровой психикой обычно чувствуют себя активными участниками в социальной системе, а само душевное здоровье принято определять как вовлеченность в общение, в социальное взаимодействие. Запущенность воспитания и неблагоприятные условия окружающей среды становятся причиной различных форм неадекватного поведения человека в обществе, криминального развития личности, иными словами, причиной снижения ее социального здоровья и надежности.

 


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал