Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В узк.см.- группа людей, объединенная чем-либо






Общества бывают: закрытого типа (низкая социальная мобильность- первобытное, рабовладельческое, феодальное) и открытого типа(высокая социальная мобильность- капиталистическое).

Функции общества: 1. Производство матер.благ и услуг 2.управление деятельностью и поведением людей 3.распределение продуктов труда 4.социализация

3.Социальные институты - форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций(например: армия, семья, рынок, религия, образование и т.д)

Признаки соц.институтов: 1.символы и знаки(герб, икона, обруч.кольцо и т.п.) 2.система статусов и ролей (в семье мать, в го-ве- президент и т.п.)3. устные и письменные кодексы поведения (для гос-ва- законы, для семьи- семейные традиции и т.п.) 4.установки и образцы поведения (в семье- привязанность, в школе- стремление к знанию и т.п.) 5. Идеология 6. Историчность(историч. Процесс институционализации- возникновение институтов: возникновение потребностей- возникновение норм- принятие норм- установление санкций-символы, организации

Дисфункцией социального института (кризис социального института)- нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов.

Признаки дисфункции социального института: персонализация (меняет свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств); стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счёт нарушения существующих норм и правил, в т.ч. и в противоправной деятельности. Например: дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п.

Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность. Изменения должны носить легитимный характер.

Функции: 1. Удовлетворяет соц.потребности 2. Социализация 3.Регулирование отношений

4.Общественные отношения - многообразные связи, возникающие между социальными общностями в процессе экономической, социальной, политической, духовной жизни и деятельности. Виды: материальные(производственные) и духовные((идеальные): моральные, правовые, политические, религиозные)

5.Изменение общественной системы - переход общества из одного состояния в другое.

По направленности изменений - прогресс, регресс.

Критерии прогресса:

1.уровень развития науки и техники

2.развитие разума

3.объем прав и свобод

Прогресс противоречив, т.к. улучшение в 1 сфере, влечет ухудшение в другой (например: развитие техники облегчает жизнь человека, а с другой стороны плохо влияет на здоровье и экологию)

Факторы общественного развития:

  • природный;
  • социальный.

Изменения происходят в форме: эволюции (постепенно) и революции (коренные изменения).

6.Взаимосвязь общества и природы:

  • человек выделился из природы, является ее частью;
  • тесно взаимодействует с ней, преображая ее.

7.теории происхождения человека: религиозная, естественно-научная (эволюционная- Ч.Дарвин+ трудовая Ф.Энгельс), космическая

Человек - биосоциальное существо (био- природное, общее с животными; социальное- качества, приобретаемые под влиянием общества)

Отличия человека от животного
Человек Животное
1. Производит свою собственную окру­жающую среду (жилище, одежду, орудия труда), изменяя и преобразуя природу. 2. Изменяет окружающий мир не только по своим физическим потребностям, но и по законам познания мира, нравственно­сти и красоты, духовным потребностям. 3. Существо универсальное и способен действовать и производить " по меркам любого вида". 4. Потребности людей постоянно изменя­ются и растут. 5. Развивается по двум программам: био­логической (инстинкты) и социально-культурной. 6. Свою жизнедеятельность делает пред­метом, т.е. относится к ней осмысленно, целенаправленно изменяет, планирует, обладает сознанием. 1. Использует то, что есть в наличии в окружающей среде, приспосабливается к природе. 2. Изменяет мир по потребно­сти своего вида, ориентируясь исключительно на удовлетво­рение физических потребно­стей (голод, инстинкт продол­жения рода и т.п.). 3. Не может преодолеть свою видовую ограниченность. 4. Потребности практически не изменяются. 5. Существование животных направляется только инстинк­тами. 6. Животное тождественно. своей жизнедеятельности и не отличает её от себя.

Биол.свойства, позволяющие быть чел-ку существом социальным: высокоразвитый сложноорганизованный мозг, способность к прямохождению, устройство кисти, строение горла и голосовых связок.

Индивид – единичный представитель человеческого рода (напр.: пол, возраст, конституция и т.п.).

Индивидуальность - сочетание психологических (устр.нервн.системы), биологических(цвет волос), социальных особенностей человека(профессия), составляющих его своеобразие и отличающих его от других людей.

Личность- человек, обладающий социально значимыми качествами. (влияющие факторы: генетические особенности, физическое окружение (природная среда), влияние культуры, социальное окружение, индивидуальный опыт и самовоспитание)

Зрелость личности определяется: целостность и иерархичность (насколько низшие потребности подчиняются высшим), активность и самостоятельность, возможность социального роста.

Потребности( нужда в чем-либо):

1 классификация: биологические, материальные, социальные, духовные и ложные (напр.: курение и т.д.).

2 классификация по Маслоу: первичные(врожденные): физиологические и экзистенциальные (в безопасности, комфорте, уверенности в завтр. дне)

вторичные(приобретенные): социальные ( общении, участии в совм.деятельности); престижные (самоуважение,

признание, служ.рост) и духовные (самовыражение, самореализация)

разумные потребности - потребности, способствующие развитию человека

ложные потребности - потребности, способствующие деградации человека

престиж - оценка обществом значимости позиции, занимаемых индивидом

авторитет - признание за субъектом (носителем) выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей, его особого положения и т.д.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

8.Деятельность: мотив(м.б.потребности, соц.установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы)-цель - средства достижения- действия - результат- рефлексия(анализ).

Субъект (кто), Объект (на что).

Отличительные признаки чел.деятельности: сознательность, орудийный хар-р, преобразующий хар-р

Цель- осознанный образ результата

Интересы - целенаправленное отношение человек к его потребности

Социальная установка- ориентация индивида на те или иные принятые в обществе ценности, нормы, способы поведения

Мотив- совокупность внешних и внутренних условий, влияющих на активность человека

Убеждения- это твердые, устойчивые взгляды на мир, выполняющие роль ориентиров в деятельности человека.

влечения и эмоции- инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать

идеал- высшая степень ценного

Виды деятельности: *материальная (материально-производственная и социально- преобразовательная)

*духовная (познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная)

* творческая(новаторской или креативной)

Деятельность: игровая, учебная, познавательная, трудовая, творческая.

Особенности игровой деятельности: с развитием общества меняются игры(напр.комп.), игра как проявление творчества, можно мннять правила игры, двухплановость (реальн.+вообр.), может использоваться как способ выхода из конфликта, как форма включения ребенка в мир взрослых, развитие личности

Особенности трудовой деятельности: практич. полезность, ожидаемый результат, целесообразность, преобразование внеш.среды.Труд бывает физический и умственный. Особенность совр. труда- усложнение, технологичность, сокращение простого физ.труда

Особенности творческой деятельности: не регламентируется правилами, большую роль играет трудолюбие и усидчивость, риск быть не понятым, средства достижения- интуиция, воображения., итог-качественно новый продукт

Особенности учебной деятельности (м.б. организованной в образ.учрежд. и неорганизованной в др.видах деятельности): приобретение знаний, умений и навков; знания открывает для себя, но они не являются новыми для науки; используются учебные приемы и методы, а не методы науки; знания получает готовые, а ученый «добывает», субъект совпадает с объектом, знание проверяется жизнью, обязательность

Способности- индивидуальный свойства, позволяющие успешно справляться с к-л деятельностью(биолог.основа-задатки, развиваются в деятельности)

Талант- выдающиеся способности

Гениальность- высшая степень развития таланта, когда создается что-то новое, ранее не существовавшее.

9.Общение - обмен результатами психической деятельности(S-S). В шир.см.- коммуникация(одностороннее общение S-O)

Виды: формальное и неформальное

вербальное и невербальное

межличностное, личностно-групповое и межгрупповое

реальных S-в, реальным Sи иллюзорным партнером, реальным S и воображаемым партнером, воображаемыми партнерами(худ.образы)

функции общения: социализация, информационная, психологическая, коммуникативная (осуществл. взаимосвязи)

интерактивная сторона общения- взаимодействие

перцептивная сторона общения-взаимопонимание

средства общения: язык, жесты, знаки и т.д.

10.Свобода человека- возможность и способность выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целяи, интересами и идеалами

«Золотое правило нравственности»(категорический императив Канта)- «относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе»

Свобода порождает ответственность за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием.

11.Общество: высший (элита пол., экон., культ.), средний(з/п+доп. источники доходов: мелкие и сред.предприниматели, менеджеры, высококвалифиц. рабочие) и низший класс («синие воротнички», люмпены и т.д.).

Воротнички - обозначения отдельных категорий лиц наемного труда, применительно к их профессиональной принадлежности: белые, серые и синие воротнички.

Белые воротнички - работники умственного труда, служащие, чиновники, работники аппарата управления, менеджеры, инженерно-технический персонал;

Серые - работники отраслей социальной инфраструктуры;

Синие, голубые - рабочие, занятые физическим трудом, преимущественно на крупных предприятиях.

Золотые воротнички - высококвалифицированные ученые и специалисты, обладающие предпринимательскими чертами использования своих профессиональных знаний.
Коричневые воротнички - работники сферы обслуживания.
Розовые воротнички - в западных странах - секретари, машинистки, телефонистки и т.п.

Поляризация общества - резкое увеличение расстояния между бедными и богатыми.

Страты различаются: Классы различаются:
• по уровню доходов; • основным чертам образа жизни • включенности во властные структуры; • отношениям собственности; • социальному престижу; • самооценке своей позиции в обществе. • по месту в системе общественного производства; • отношению к средствам производства; • роли в общественной организации труда; • по способам и размерам получаемого богатства.

12.Социальная стратификация - расположение социальных слоев сверху вниз по признаку неравенства(гл. - эконом. фактор(доходы) + псих, духовный фактор, образование, влияние на политику).

Исторически типы социаль­ной стратификации: Рабство (форма максимально жёсткого закрепления людей в низших стратах, человек может быть лишён всех прав и свобод, сам являться собственностью другого человека);

Касты (закрепление человека за определённой стратой по этнически-религиозному или экономическому признаку. Место человека в структуре общества определялось исключительно рождением. Социальная мобильность отсутствует. Жёсткая регламентация жизни каждой страты)

Сословия (юридическое закрепление человека за определённой стратой, принадлежность к определённой страте передавалась по наследству, но могла быть и дарована властью либо приобретена за деньги);

Классы (отсутствует закрепление индивида за определённой стратой, высокий уровень социальной мобильности. Главным критерием стратификации является доступ к средствам производства и способ распределения доходов).

В современной социологии наиболее распространёнными являются два основных подхода к анализу социальной структуры общества: стратификационный и классовый, в основе которых лежат понятия «страта» и «класс». Главные критерии стратификации: доход, власть, образование и престиж.

Страта - общность, объединенная к-л общим социальным признаком

Открытое общество - общество с высокой социальной мобильностью.

Закрытое общество - общество с низкой мобильностью.

Социальная дифференциация - разделение на различные группы.

Соц.неравенство - неравномерное распределение ресурсов общества(деньги, власть, образование) между разными слоями населения

Социальные программы - финансируемые из госбюджета мероприятия по поддержке малоимущих, инвалидов, образование, медицина.

13.Социальные нормы (правила поведения)

Признаки: формируются в процессе ист.развития, общие правила, объективный хар-р

Виды С.Н.: писанные и неписанные

побуждающие, запрещающие, рекомендательные, императивные(повелительные)

обычаи и традиции, правовые, моральные, эстетические, этикет, политические, религиозные

функции: регулирующая (способы: дозволение, предписание, запрет), прогностическая, ориентирующая

14.Социальный контроль - механизм регулирования отношений между человеком и обществом с целью укрепления стабильности общества

Элементы соц.контроля:

1)санкции- реакция общества на поведение человека или группы.

Виды: формальные позитивные и негативные; неформальные позитивные и негативные

2) социальный контроль Виды: внутренний(чувство вины и стыда) и внешний; формальный и неформальный

Методы С.К.: убеждение и принуждение

В РФ органы соц.контроля: прокуратура, Счетная палата, ФСБ, органы финансового контроля и т.д.А также общественные организации: зеленые, общества защиты прав потребителей и т.д.

Надзор - детальный контроль

Методы соц.контроля: изоляция, обособление, реабилитация

Отклоняющееся (девиантное) поведение - не согласующееся с нормами в обществе.(позитивное (героизм, инновация)и негативное(пьянство). Причины: психолог., соц-эконом., биологическая т.(Чезаре Ломброзо—идея прирожденного преступника)

Деликвентное- противоправное или преступное поведение(мошенничество, поджог и т.п.)

Меры по снижению девиантного поведения: в отношении делинквентного- жесткие запретительные, а в отношении негативного девиантного (пьянство. Наркомания, курение)- профилактика, кризисные центры, телефоны доверия, пропаганда через СМИ

Существование девиации НЕИЗБЕЖНО- задача полностью искоренить НЕ СТОИТ!!!

15.Социальный статус - положение в обществе.

Статус: предписанный и достигаемый.

Социальная мобильность(т. разработана П.Сорокиным): вертикальная (меняется статус)и горизонтальная(статус не меняется)

групповая (снижается или повышается статус целого класса, сословия, касты) и

индивидуальная

межпоколенная (сын рабочего стал инженером) и внутрипоколенная (изменение статуса в

рамках 1 поколения)

Причинами групповой мобильности служат следующие факторы: социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные войны
Маргиналы – человек, покинувший 1 класс и не приобщившийся к образу жизни другого (напр. деревенский житель стал городским).Каналы маргинализации: миграция, войны, революции, стихийные бедствия.

Люмпен – обнищавший (представитель социального дна), не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками. Это деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые безрассудно

повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью.

Люмпенизация общества означает увеличение доли этих слоев

в населении и распространение психологии люмпенов в

условиях социального неравенства и кризиса

Социальные лифты или каналы (возможность, позволяющая изменить статус): образование, церковь, армия, СМИ, проф.деятельность, бизнес, собственность, брак и т.д.

Социальная роль - поведение, ожидаемое обществом от человека в зависимости от статуса.(сына, ученика ит.д.)

Ролевой конфликт- столкновение ролевых требований, предъявляемых индивиду, вызванное множественностью одновременно выполняемых им соц. ролей






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.