Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.






1. Право на объединение - одно из политических прав, цель которого обеспечить возможность участия каждого в общественной и политической жизни, а также юридически установить создание разного рода общественных объединений (подчеркнем, что на территории России до принятия соответствующих нормативных актов нормы правовых актов бывшего СССР применяются в части, не противоречащей Конституции, законодательству Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации (часть третья статьи 13, статья 30) и законодательство (Закон СССР от 9 октября 1990 г. «Об общественных объединениях», Закон СССР от 10 декабря 1990 г «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности», статьи 2 и 225 КЗоТ Российской Федерации) закрепляют право на создание и деятельность политических партий, общественных движений, профсоюзов, предпринимательских объединений, женских и молодежных организаций, творческих союзов, социально-экономических и социально-культурных обществ и ассоциаций.

Статья 30 Конституции применяет формулировку: «каждый имеет право на объединение». Здесь имеется в виду, что это право относится к любому человеку, законно находящемуся на территории Российской Федерации. Применительно к правам российского гражданина в Конституции прямо указывается: «Граждане Российской Федерации имеют право...» (см. статьи 31, 32, 33 и др.).

Право на объединение имеют как российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства (см. часть третью статьи 62), исключением являются политические партии, права, на создание которых и участие в которых имеют только граждане России.

Право на объединение иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в России, закреплено в российском законодательстве. В соответствии со статьей 15 Закона СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР» иностранные граждане, постоянно проживающие в стране, имеют право вступать в общественные организации, если это не противоречит уставам данных организаций. Допустимость членства в общественных объединениях, кроме политических партий, иностранных граждан и лиц без гражданства предусмотрена статьей 9 Закона «Об общественных объединениях». Согласно статье 24 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, Россия гарантирует на своей территории правовую защиту национальных культурных обществ, землячеств и ассоциаций иностранных граждан, проживающих в России. Закон «Об общественных объединениях» допускает создание в стране отделений общественных объединений иностранных государств (статья 24).

Конституция Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что они создаются гражданами без предварительного разрешения государственных органов.

Свобода деятельности общественных объединений заключается также в том, что им гарантируется свобода внутриорганизационной деятельности: право объединений самостоятельно принимать свои уставы; право свободно избирать свои руководящие органы; право самостоятельно управлять своей собственностью; право составлять программы деятельности и осуществлять эту деятельность; право на реорганизацию (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и на самороспуск или приостановление своей деятельности (см. статьи 4, 5, 7, 10, 14, 24 Закона «Об общественных объединениях», статьи 16, 17 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, статью 225 КЗоТ, статью 17 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР»).

Право на объединение не является абсолютным правом и может подвергаться определенным ограничениям. Ограничения на пользование правом на объединение устанавливаются Конституцией и федеральными законами.

На основании статьи 56 Конституции Российской Федерации отдельные ограничения права на объединения могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения. Согласно статье 23 Закона РСФСР от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении», в случае введения чрезвычайного положения при попытках насильственного изменения конституционного строя, массовых беспорядках и т. п. может быть приостановлена, после соответствующего предупреждения, деятельность политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки.

Конституция устанавливает нормы об условиях образования общественных объединений и предъявляемых к ним требованиях. В части пятой статьи 13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (см.комментарий к статье 13).

Российское законодательство запрещает создание политических структур партий и общественных движений по производственному принципу. В соответствии с Указом Президента РСФСР от 20 июля 1991 г. «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР» в этих органах, учреждениях и организациях, в концернах и на предприятиях не допускается деятельность организационных структур политических партий и массовых общественных движений.

Законы Российской Федерации устанавливают ограничения права на объединение для судей, работников правоохранительных органов и военнослужащих. Так, согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», судьи не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям. Статья 4 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что в органах прокуратуры не допускаются создание и деятельность политических партий и организаций. Не допускается такая деятельность и в милиции, согласно статье

 

20 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции». В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. «Об обороне» в Вооруженных Силах Российской Федерации не допускается деятельность общественных и иных организаций и объединений, преследующих политические цели. Военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы (статья 9 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. «О статусе военнослужащих»).

В законодательстве предусматривается ответственность за злоупотребления правом на объединение. Согласно статье 21 Закона «Об общественных объединениях», в случае совершения общественным объединением действий, выходящих за пределы целей и задач, определенных его уставом, или нарушающих закон, руководящему органу этого объединения может быть вынесено письменное предупреждение органом, зарегистрировавшим устав общественного объединения, или прокурором.

Деятельность общественного объединения может быть прекращена в случаях совершения им действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, и совершения иных уголовно наказуемых деяний. Статья 143 1 УК РСФСР предусматривает уголовную ответственность за организацию религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с причинением вреда здоровью граждан или с иными посягательствами на личность или права граждан либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или совершению иных противоправных действий, а также руководство таким объединением.

Право на объединение обеспечивается внутригосударственными и международно-правовыми гарантиями. Главным гарантом этого права выступает суд. Согласно части четвертой статьи 125 Конституции, Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, касающегося, в частности, права на объединение. Отказ в регистрации уставов общественных объединений Министерством юстиции Российской Федерации, министерствами юстиции республик, входящих в ее состав, органами юстиции других субъектов Федерации может быть обжалован в суд (статья 12 Закона «Об общественных объединениях», Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

Прекращение деятельности общественных объединений, нарушающих Конституцию или законы Российской Федерации, может быть произведено только по решению суда (см. статью 22 Закона «Об общественных объединениях»).

Гарантией права на объединение служит также ответственность за нарушение этого права. Ответственность (уголовную, административную и иную) за нарушение законодательства об общественных объединениях несут виновные в этом должностные лица государственных и общественных органов, а также граждане (статья 21 Закона «Об общественных объединениях»). Так, статья 137 УК РСФСР предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование законной деятельности профсоюзов и их органов.

Международно-правовые гарантии права на объединение заключаются в том, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты этого права (статья 46 Конституции).

2. Положение части второй статьи 30, согласно которому никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем, означает, что государственные органы, общественные объединения не должны принимать решения и совершать действия, заставляющие граждан насильственно вступать в члены каких-либо общественных объединений или пребывать в них. Это положение находит закрепление в других статьях Конституции и в законодательстве. Так, в статье 19 Конституции предусмотрено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общественным объединениям. В Законе «Об общественных объединениях» записано, что общественные объединения создаются и действуют на основе принципа добровольности, а устав объединений должен предусматривать условия и порядок выхода из них (статьи 4, 10). В статье 16 КЗоТ содержится норма о том, что не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу, в том числе в зависимости от принадлежности к общественным объединениям. Статья 4 Закона СССР от 10 декабря 1990 г. «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» запрещает обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение трудящихся принадлежностью к определенному профсоюзу, вступлением или выходом из него.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.