Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тематика и типы рукописных книг. Памятники книжной письменности XVI в.






 

Развитию книжного дела в XVI в. способствовало создание общерусских политических и церковно-политических сводов, отражавших идеологию сторонников централизации государства.

В 40-50-е гг. XVI в. сначала в Новгороде, а затем в Москве появились крупные мастерские для изготовления икон и рукописных книг, организованные просвещенным попом Сильвестром. В них трудилось по найму много работных людей. Об этом Сильвестр писал так: «В Новегороде и зде, на Москве, вскормих и вспоих до свершена возраста, изучих, хто чево достоин, многих грамоте и писати и пети, иных иконописного писма, инех книжного рукоделья...» Много книг Сильвестр передал в монастыри. Благовещенский протопоп оказывал большое влияние на молодого Ивана IV. С деятельностью Сильвестра связан ряд реформ 50-х гг. XVI в.

Выдающуюся роль в истории русской культуры и книжного дела XVI в. сыграл митрополит Макарий, просвещеннейший человек своего времени. По его инициативе был составлен крупный памятник общерусской национальной культуры Великие Четьи Минеи (месячные чтения) — грандиозное, в 12 томах «собрание всех книг, чтомых на Руси». В Четьи Минеи вошли книги священного писания, сказания о праздниках, жития святых, поучения, сочинения святых отцов; сборники ««Пчела», «Златая цепь»; «Козьма Индикоплов», «Иудейская война», «Иосиф Флавий» и другие популярные на Руси светские сочинения. Заново пересмотренные, исправленные и отредактированные как стилистически, так и политически, Великие Четьи Минеи должны были утверждать церковно-религиозное единство Русского государства. Они преследовали откровенно охранительные цели — должны были создать для русского читателя строго очерченный и одобренный церковью круг чтения. Четьи Минеи поражают не только объемом, но тщательностью и единством внешней отделки. Они написаны на роскошной бумаге, большого формата и сходны по характеру письма и орнамента.

Еще один обобщающий труд времен царствования Ивана IV — Никоновский летописный свод (один из списков этой летописи принадлежал известному церковному деятелю XVII в. патриарху Никону). Составление свода заняло около 20 лет. На основе Никоновской летописи в 1568-1576 гг. в царском скриптории в Александровской слободе был создан многотомный Лицевой (то есть иллюстрированный) летописный свод. В нем более 16 тысяч превосходно выполненных миниатюр. Впервые в русской книге иллюстрации занимают больше места, чем текст. Лицевой свод — труд многих писцов и живописцев. Руководили всей работой митрополит Макарий (первые три тома) и священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр (иллюстративная часть).

Идеей величия Русского государства пронизана «Книга степенная царского родословия», или «Степенная книга», составленная в 60-х гг. XVI в. Повествуя о деятельности русских государей — «богоутвержденных скипетродержателей», — начиная с первых киевских князей и кончая царствованием Ивана IV, по «степеням» правления, «Степенная книга» призывала к дальнейшей централизации и укреплению Московского государства. Автором книги был духовник Ивана IV Андрей (будущий митрополит Афанасий).

В середине XVI в. в Московском государстве получила развитие публицистическая литература. Авторами ее были представители различных общественных групп, боровшихся между собой (Филофей Пересветов, Максим Грек, Иван Грозный, Андрей Курбский). Среди духовенства велась ожесточенная полемика по религиозным вопросам. Религиозные ереси этого периода отражали протест крестьянских и городских масс против феодального гнета.

В распоряжении русского читателя XVI в. были и произведения духовной, нравоучительной литературы. «Домострой» (написанный или отредактированный Сильвестром) — книга «Како дом свой добре строити» — содержал наставления, регламентирующие жизнь состоятельного горожанина, нормы общественного, религиозного и главным образом семейно-бытового поведения.

Очень популярны лечебники, песенники и другие рукописные книги.

Рукописное производство книг достигло к середине XVI в. в Московском государстве широкого размаха. Это способствовало развитию книжной торговли. В Москве по приказу Ивана Грозного книги стали продаваться на «торжищах». О продаже и покупке книг «по градам» говорилось в постановлении Стоглавого собора (1551). Все же профессиональных книготорговцев в Московском государстве XVI в. было еще мало.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.