Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая безопасность образовательной среды






Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной.

Считается, что обеспечение безопасности является одной из приоритетных задач любого государства.

Потребность в безопасности и защите считается первичной по шкале потребностей, разработанной А. Маслоу, известным американским психологом. В состав этой потребности включены: потребность в организации, в предсказуемости событий, в законе и порядке, в стабильности, а также в свободе от таких угроз, как болезнь, хаос и страх. Согласно А. Маслоу, определенные типы взрослых невротических людей мотивированны именно поиском безопасности (Цит. по [22]). Для каждого здорового члена общества личная безопасность, безопасность родных и близких, является одной их ключевых ценностей.

В социокультурной теории личности, разрабатываемой Карен Хорни, подчеркивается, что безопасность особенно важна для формирования и развития ребенка. К Хорни выделяет две потребности детства: потребность в безопасности и потребность в удовлетворении основных нужд ребенка. Главной в развитии ребенка оказывается именно потребность в безопасности (быть желанным, любимым, защищенным от опасностей окружающего мира), при неудовлетворении этой потребности у ребенка может развиться базальная враждебность, которая будет проявляться в ощущениях беспомощности, страха, чувстве вины, которые проявляются во социальных взаимоотношениях с окружающими людьми, как в настоящем, так и в взрослом состоянии. (Цит. по [22]).

Безопасность относится к различным сферам жизнедеятельности, в том числе и к государственной сфере образования.С понятиями безопасности сопряжены как процессы обучения и воспитания, так и организация досуга, оздоровления иотдыха, нахождение в образовательных учреждениях, проезда от места учебы и обратно и т.д. [19].

Безопасность необходимо рассматривать в широком смысле этого слова, так как она включает в себя не только организацию защиты населения,
в том числе участников образовательного процесса, от чрезвычайных ситуаций, таких, как экологические, природные и техногенные катастрофы, пожары, экстремизм, террористические угрозы, насилие над личностью, но и бытовой, и транспортный травматизм, незаконное вторжение в информационное и личное пространство, недостаточно защищенные условия труда и учебы. Обеспечение безопасности также включает в себя умение правильно оценивать внешние факторы, своевременно реагировать на них. Действенная система обеспечения безопасности возможна только при одновременном учете всех этих факторов [19].

Понятие «безопасность» в научных исследованиях определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз [14].

Безопасность есть одна из базовых характеристик функционирования и развития экологических, социальных, технических, экономических, систем. Безопасность - это условие нормального развития личности, социальной организации и общества. Цель национальной безопасности - здоровое, нормальное состояние личности и общества и их развитие [2].

Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие. Не будем подробно останавливаться на физической безопасности, так как статья касается психологической. Стоит только сказать, что обеспечению физической безопасности всегда придавалось и сейчас придается огромное значение. Особенно, если речь идет об образовательных учреждениях. В настоящий момент уже прописаны наиболее важные законы, регламентирующие разнообразные аспекты данной деятельности. Например, разработаны рекомендации по пожарной безопасности в педагогических учреждений, выработаны правила безопасности при проведении занятий в школах и других образовательных учреждениях по химии, биологии, физике и др. В настоящее время реализуется Программа «Безопасность образовательного учреждения», которая была разработана как комплекс мероприятий по противодействию возгораниям и пожарам на объектах образования, в настоящее время в нее включеныантитеррористические и другие мероприятия по обеспечению безопасности учебных заведений. На сегодняшний день установлены «тревожные кнопки» во многих школах, введены ученические билеты или специальные личные карточки учащихся удостоверяющие личность ребенка,
разрабатываются специализированные учебные тренинги и занятия по безопасности жизнедеятельности, внедряются современные технические новшества (системы наблюдения, специализированные детекторы потенциально опасных предметов и веществ) [19].

Ну а как обстоит дело с психологической безопасностью в образовательном учреждении? Многие современные ученые-психологи озабочены поиском решения именно проблемы. В свое время такие ученые как Б.Г. Ананьев, В.А. Ясвин В.В. Авдеев, А.А. Реан, Г.М. Андреева, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Л.Ф. Бурлачук, Е.А. Климов, Д.Б. Эльконин, Б. Краус, В.И. Слободчиков, Б.Ф. Ломов, М.В. Осорина, В.А. Левин, Д.И. Фельдштейн, Э.Фромм и др. внесли значительный вклад в изучение психологии образовательной среды, посвятили себя решению насущной проблемы - созданию условий, при которых образовательная среда будет психологически наиболее безопасной. В поисках решения этой проблемы они придавали большое значение роли наследственных и социальных факторов в процессе формирования личности.

Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как:

1. сохранение целостности личности, а также адаптивности существования человека, общества и отдельных социальных групп;

2. состояние сохранности психики человека;

3. развитие возможностей среды и личности по устранению, а также предотвращению угроз;

4. состояние среды, создающее защищенность и свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость и причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [14];

5. нормальное функционирование и устойчивое развитие человека во взаимодействии со средой (умение создавать психологически безопасные отношения и умение защититься от угроз).

Баева И.А. дает определение психологической безопасности в следующих аспектах: как система межличностных отношений, вызывающих вызывают у участников ощущение принадлежности (референтной значимости среды); как состояние образовательной среды, в котором отсутствует психологическое насилие во взаимодействии, которое способствует удовлетворению потребностей в общении личностно-доверительного плана, и создает референтную значимость среды, а также обеспечивает психическое здоровье всех участников; как системы мер, которые направлены на предотвращение угроз для устойчивого развития личности [2].

По Т.С. Кабаченко, психологическая безопасность – это " такое состояние информационной среды и условий жизнедеятельности конкретного человека, группы, общества в целом, которое не способствует нарушению целостности, адаптивности (всех форм адаптации) функционирования и развития социальных субъектов (отдельного человека, групп, общества в целом)" [18].

Это определение " психологической безопасности" похоже на определение безопасности социальных субъектов, как состояния, которое может обеспечить устойчивое существование и развитие социальных субъектов, удовлетворение необходимых потребностей и реализацию интересов, а также способность к устранению или предотвращению различного рода угроз, способность к саморазвитию и прогрессу.

Участники образовательной среды учебного заведения и сама образовательная среда являются как субъектами (обеспечивают ее) и объектами (нуждаются в ней) психологической безопасности, а также и средствами обеспечения ее.

Школа, как и другие образовательные учреждения, представляют собой социальный институт общества, который обеспечивает создание системы психологической безопасности.

Психологическая безопасность учащихся, учителей, родителей может рассматриваться в рамках концепции национальной безопасности страны, тогда это защищенность их здоровья, жизни, чести и достоинства; прав и свобод.Психологическая безопасность образовательной среды может рассматриваться как прямое продолжение безопасности личности учителей, родителей, учащихся, а также как защита спокойствия и общественного порядка, прав и свобод, духовных ценностей, и нормальной деятельности учебных учреждений [14].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.