Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессионально-педагогический интерес и склонность к педагогической деятельности как факторы, побуждающие к профессиональной деятельности






Значение интересов в жизни человека очень велико. Вызванные привлекательностью предмета, явления или действительности интересы побуждают личность выбрать ту или иную профессию, овладевать знаниями, расширять кругозор, преодолевать трудности, заниматься спортом и др. В возникновении профессионального интереса существенное значение имеет общение, социальное происхождение, профориентация, характер деятельности окружающих субъекта людей.

Исследованием интереса в нашей стране занимались такие ученые, как М.Ф. Беляев (1944), А.Г. Ковалев (1960), Г.И. Щукина (1968), П.А. Рудик (1973), Г.Д. Бабушкин (1998) и другие. В основном в психолого-педагогической литературе изучался интерес к учению, реже предметом исследования являлся интерес к различным видам деятельности.

В системе интересов человека профессиональный интерес занимает особое место, т.к. он выражает отношение человека к конкретной профессии и является единственным внутренним регулятором профессиональной деятельности.

В настоящее время профессиональный интерес принято рассматривать, " как системное образование, развивающееся у человека в процессе соприкосновения с конкретной профессиональной деятельностью". С этой точки зрения профессиональный интерес понимается, как сложный многоступенчатый иерархический комплекс психических процессов, свойств и состояний, включающий избирательную, познавательную, эмоциональную и волевую активность, направленную на выбранную профессиональную деятельность. То есть интерес представляется, как результат взаимодействия субъекта с выбранной профессией.

Профессиональный интерес состоит из 3 компонентов: эмоционального, мотивационного, волевого:

Эмоциональный компонент включает в себя:

Степень и характер привлекательности профессии;

Уверенность в правильном выборе и отсутствии желания ее сменить;

Удовлетворенность выбранной профессией.

Мотивационный компонент включает в себя:

Мотивы выбора профессии;

Мотивы овладения профессией;

Мотивы совершенствования профессиональной деятельности;

Интеллектуальный компонент включает в себя:

Представление о выбранной профессии;

Знания о требованиях выбранной профессии к личностным качествам;

Отношение к приобретению профессиональных знаний и умений.

Волевой компонент. Включает в себя:

Постоянство проявления волевых усилий и их характер при овладении профессией и при совершенствовании своей профессиональной деятельности.

Формирование профессионального интереса тесно связано со склонностями, способностями, мотивами. Склонность к педагогической деятельности является необходимой предпосылкой для формирования профессионального интереса к соответствующей деятельности.

Склонность к педагогической деятельности понимается, как предрасположенность личности, сформировавшаяся в процессе социального опыта, к профессиональной деятельности типа " человек-человек", связанной с воспитанием и обучением.

В содержании склонности к педагогической деятельности особое значение занимают:

Направленность мотивов, желаний, стремлений к работе с людьми;

Положительное отношение к процессу обучения и воспитания детей;

Стремление к оказанию помощи людям;

Быстрота и легкость установления контактов во взаимоотношениях с людьми;

Общительность и отзывчивость;

Понимание психического состояния собеседника и сопереживание ему.

Таким образом, профессиональный интерес формируется у субъекта при наличии склонности к соответствующей деятельности. От уровня профессионального интереса зависит успешность осуществления деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.