Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Огонь всегда был и будет неотъемлемым элементом в развивающемся обществе






 

Огонь всегда был и будет неотъемлемым элементом в развивающемся обществе. Контролируемый огонь полезен и необходим, но, если потерять контроль над ним, он становится опасным и разрушительным.

Ежегодно в мире происходит около 10 млн. пожаров, которые уносят десятки тысяч человеческих жизней и наносят огромный материальный ущерб. Современные энергонасыщенные технологические процессы и производства содержат огромное количество взрывопожароопасных материалов и оборудования.

В Российской Федерации ежегодно регистрируется около 150 тыс. пожаров, в которых погибает до 11 тыс. человек и столько же получает тяжелые травмы. Прямой материальный ущерб от пожаров ежегодно растет и составляет в среднем более 10-12 млрд. руб.

За последние 20 лет в нашей стране создана и функционирует нормативно-правовая база, направленная на снижение числа пожаров за счет целого ряда организационно-технических мероприятий. С вступлением в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г.№123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты (здание, сооружение, оборудование) должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, отвечающую заданным нормам пожарного риска. Впервые на законодательном уровне определены четкие понятия нормы риска пожарной безопасности. Для любого человека, проживающего в нашей стране, установлен допустимый риск от пожаров – один к миллиону, т.е. за один год из миллиона человек допускается гибель на пожаре не более одного человека. Для таких производственных объектов, на которых в силу специфики технологических процессов невозможно обеспечить такую величину риска, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной.

В Российской Федерации фактическая величина риска гибели на пожаре составляет около , что в 100 раз выше допустимого риска и может соответствовать только производственным объектам с высокой степенью пожароопасности. За последние 10 лет в стране наблюдается устойчивая тенденция к снижению количества пожаров (на 50 %), числа погибших в 2, 24 раза и травмированных почти в 1.6 раза. Положительным следует считать тот факт, что, начиная с 2010 года, количество погибших на пожарах стало ниже числа травмированных.

Несмотря на положительную динамику, абсолютные значения показателей пожарной опасности в России существенно выше, чем в США и в большинстве стран Европы. В значительной мере это объясняется тем, что затраты на противопожарую защиту (в % от ВВП) в нашей стране в 10 раз меньше, чем затраты на эти цели в Италии, Норвегии, Швейцарии и США, в 7 раз меньше, чем в Бельгии и Японии, в 5 раз меньше, чем во Франции, Швеции и Великобритании.

Кроме экономических причин неудовлетворительного состояния противопожарной защиты населения, имеется целый комплекс организационных, технических и социальных причин пожаров. Выявление и анализ этих причин, разработка и реализация мероприятий по их устранению позволяют существенно снизить и количество пожаров и тяжесть их последствий.

Большая часть (72%) пожаров в стране происходит в жилом секторе, что обусловлено следующими причинами:

- площади жилых построек много больше площадей, занимаемых производственными и общественными зданиями;

- количество людей, находящихся в жилых домах в нерабочее время, значительно больше, чем на производстве, причем среди них велик процент пожилых людей, инвалидов и детей;

- техническое состояние жилых построек, их огнестойкость, наличие и состояние систем и средств сигнализации, оповещения и пожаротушения в них в разы ниже, чем на предприятиях и в учреждениях;

- персонал учреждений и предприятий, участвуя в обучении, инструктажах, учебных эвакуациях, имеет большие знания и умения по профилактике, тушению пожаров и эвакуации.

Ежегодно пожары происходят и в образовательных учреждениях. Так, в 2003 г. в студенческом общежитии Московского гуманитарного университета погибло 43 человека. В 2007 г. на пожаре частного университета государственного и корпоративного управления (г. Москва) погибло 11 студентов: сгорели заживо, задохнулись продуктами горения или разбились, выпрыгивая с 4-го этажа. В учебном корпусе не было ни пожарной сигнализации, ни средств пожаротушения, а на всех окнах 1-го этажа стояли глухие металлические решетки.

Основные причины пожаров в образовательных учреждениях:

- низкий уровень знаний персонала и учащихся вопросов пожарной безопасности (38, 5%);

- плохой доступ к эвакуационным выходам и невозможность их открытия (26, 5%);

- отсутствие огнезащиты деревянных конструкций (9%);

- отсутствие или неукомплектованность первичными средствами пожаротушения (8%);

- неисправность электросетей и электрооборудования (6%);

- неисполнение должностных обязанностей, бездействие и преступная халатность должностных лиц.

Глубокое знание причин пожаров, способов борьбы с ними, современных средств пожаротушения может обеспечить существенное снижение количества пожаров, случаев травмирования и гибели людей на пожарах в быту, на производстве и в образовательных учреждениях.

В пособии рассмотрены основные виды и источники возникновения пожаров и взрывов, методы их профилактики и ликвидации последствий. Пособие может быть полезно студентам и преподавателям педагогических вузов (профиль образования «Безопасность жизнедеятельности») при изучении дисциплины «Пожарная безопасность».

При подготовке учебного пособия использовались современные нормативно-правовые источники, а также учебно-методические и научные издания, авторами которых являются ведущие специалисты в области пожарной безопасности в нашей стране: А.Я. Корольченко, П.П. Кукин, С.В. Петров, А.А. Раздорожный, С.В. Собурь и другие.

Не претендуя на исчерпывающую полноту изложенного в учебном пособии материала, автор с благодарностью примет критические замечания и пожелания, направленные на совершенствование учебно-методической базы по дисциплине «Пожарная безопасность».







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.