Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика метода экспертная оценка в физическом воспитании и спорте.






 

Экспертная оценка – это метод получения фактического мате­риала, который связан с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных лю­дей, специалистов, мнения которых позволяют объективно оценить изучаемое явление. Существует ряд экспертных методов, наиболее часто используемых в педагогике: -индивидуальная экспертная оценка; -метод самооценки; -морфологический экспертный метод; -метод педагогического консилиума; -оценивание (рейтинг); -метод групповых экспертных оценок.

Наиболее точную характеристику исследуемого объекта (процесса, явления) могут дать методы педагогического консилиума и групповых экспертных оценок (ГЭО), предполагающих коллективное оценивание исследуемой проблемы или явления по заранее известным критериям. Следует также сказать, что в практике физического воспитания экспертные методы использу­ются повседневно, однако часто недостаточно квалифицированно. Исследователи, работающие в области физического воспитания, еще по достоинству не оценили исключительные возможно­сти экспертного метода. Метод ГЭО применительно к исследованиям в области педагогики и в частности физиче­ского воспитания, заключается в проведении специально отобранными экспертами анализа объ­екта (процесса, явления) с получением количественной оценки своих суждений. Спектр решае­мых задач методом экспертных оценок достаточно широк. Методика получения коллективной экспертной оценки в упрощенном виде может быть представлена следующим образом: -формирование цели экспертизы и вопросов для экспертов; -формирование правил проведения опроса или характеристики взаимоотношений; -формирование группы экспертов; -выбор способа оценки компетентности экспертов; -формирование правил обработки мнений экспертов;

-проведение опроса и определение групповых оценок; -определение степени согласованности экспертов.

Содержание этапов педагогической экспертизы зависит от характера анализируемого объекта, сроков проведения экспертизы, предъявляемой к ней точности, от технических возмож­ностей организаторов экспертизы. Все вышесказанное предъявляет к отбору экспертов очень высокие требования. При формировании группы экспертов надо предварительно учитывать: - стаж работы в изучаемой сфере деятельности; - наличие собственных изобретений и публикаций; - наличие ученых степеней и званий; - участие в работе экспертных советов; - творческие контакты с членами экспертной группы; - коммуникативные характеристики эксперта и другие. Порядок работы экспертной группы:

1. Предварительное ознакомление с объектом и предметом исследования (предваритель­ная информация предоставляется организаторами экспертизы с четко обозначенной целью и указанием методики ее проведения).

2. Индивидуальное решение задачи (индивидуальная экспертиза) с выдачей результатов организаторам.

3. Статистическая обработка результатов (выполняют организаторы) и сообщают комис­сии (группе). При этом указывается на индивидуальные расхождения и определяются наиболее спорные вопросы.

4. Обсуждение результатов с выступлением всех членов экспертизы.

5. Повторная экспертиза с учетом предыдущего «мозгового штурма».

6. Повторная статистическая обработка, повторное обсуждение и т. д. до получения ста­бильных суждений.

Эффективность использования экспертной оценки напрямую связана с повышением надежности опроса специалистов. Это заключено в разработке новых подходов к интервью, повышении качества анкет, совершенствовании методов самооценки экспертов, обеспечиваю­щих улучшение системы их отбора; разработке системы дополнительных вопросов с целью выявления скрытых причин изучаемых явлений; широком использовании статистических мето­дов обработки результатов экспертизы.

28. Система принципов физического воспитания (группы принципов: особенности реализации в практической деятельности специалистами по физической культуре; конкретные принципы, составляющие группу).

Под принципами подразумевают основные, исходные положения, которые, обобщенно отражая фундаментальные закономерности воспитания в виде определенных правил и упорядочивающих требований, тем самым направляют деятельность воспитателя к намеченной цели. Существует 3 группы принципов: 1 гр. Наиболее общие принципы: - принцип всестороннего гармоничного развития личности; - принцип связи ф.в. с жизненной практикой; - принцип оздоровительной направленности. Этими принципами должен руководствоваться каждый специалист. Они выражают всю направленность работы специалиста и содержание.

2гр. Методические принципы ф.в. – наглядность, доступность, индивидуализации, постепенное повышение нагрузок. Особенности руководства – все методические принципы помогают нам быстрее и качественнее решать конкретные задачи обучения и воспитания. 3гр.Специфические принципы ф.в. Они выражают специфику того или иного тренировочного процесса. В каждом направлении они свои, в теории они не разработаны, как в практике. Специфические принципы спортивной тренировки следующие: 1.Направленность к максимальному, углубленная специализация и индивидуализация. 2.единство общей и специальной подготовки спортсмена. 3.единство постепенности и тенденции к максимальным нагрузкам. 4.непрерывность тренировочного процесса. 5.волнообразность динамики нагрузок. 6.цикличность построения спортивной тренировки.

1)Направленность к максимуму достижений, углубленная специализация и индивидуализация.

Сущность спортивной тренировки дойти до высокой степени мастерства. Установка на максимальные спортивные достижения и объективные условия ее воплощения предопределяют спортивную специализацию.

Принцип индивидуально максимального достижения – стремление к наиболее полному выявлению сил и способностей спортсмена в форме конкретного результата, и обеспечение условий для их максимального развития.

Принцип углубленной специализации - строго определенное соотношение в спортивной тренировке специальной и общей подготовки занятия одним видом спорта, программой внутри вида спорта. Углубленная специализация обусловлена одним видом спорта, одним видом программы. Углубленная специализация подразумевает и занятия смежными (родственными) видами спорта и даже выступления в соревнованиях, в такой мере в какой это поможет основному виду программы. В спортивной тренировке индивидуализация начинается с самого начала в методике подготовки, в стратегии подготовки.

2.Единство общей и специальной подготовки. Реализация – планируя создание общей подготовки необходимо четко учитывать задачи специальной подготовки и наоборот, планируя задачи спец. подготовки необходимо учитывать уровень общей готовности.

Общая подготовка создает и расширяет «базу» (предпосылки) и условия, способствующие спортивной специализации. Специальная – обеспечивает развитие качеств и способностей, специфичных для данного вида спорта, а также вооружает характерной для него техникой и тактикой. Для различных периодов многолетней и круглогодичной тренировки характерен неодинаковый удельный вес общей и специальной подготовки.

Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования.

3.Непрерывность тренировочного процесса. Непрерывность выражается в следующем

-Тренировочный процесс должен быть многолетним и круглогодичным (подготовительный, соревновательный, переходный). -Следы каждого последующего занятия должны наслаиваться на следы предыдущего, расширяя и углубляя их. - интервалы между тренировочными занятиями выдерживаются в пределах, гарантирующих неуклонное развитие тренированности. В спортивной тренировке не только возможны, но и необходимы занятия в фазе недовосстановления, в силу чего увеличивается суммарный эффект нагрузок, если при этом соблюдать условия для восстановления. Чем глубже утомление, тем больше прирост восстановления.

28.2

4.Взаимосвязь постепенности и тенденции к «предельным» нагрузкам. Сущность – в спортивной тренировке все время идет стремление к максимальным нагрузкам, чем больше нагрузка, тем большие сдвиги она вызывает (при определенных условиях).

Максимальная нагрузка – это есть нагрузка, достигающая границ возможной функциональной активности организма, но ни в коем случае не преступающая границ его адаптационных возможностей. Максимальные нагрузки весьма индивидуальны. Кроме постепенного увеличения нагрузок для максимально спортивной тренировки характерны также «скачки» нагрузок, они стимулируют рост тренированности. Но каждый скачок нагрузки должен быть подготовлен постепенным увеличением и в этом единство постепенности и тенденции к максимальным нагрузкам.

5.Волнообразность динамики нагрузок. 1) Волнообразная динамика нагрузок позволяет наилучшим образом учитывать процесс взаимодействия восстановления и утомления.

2)Она позволяет решить противоречия между объемом и высокой интенсивностью.

3)Волнообразная динамика нагрузок позволяет учитывать общий режим жизнедеятельности спортсмена и учитывает биоритмические колебания.

6.Цикличность тренировочного процесса. Сущность в том, что тренировочный процесс строится по циклам – относительно законченный фрагмент тренировочного процесса, который повторяется нужное количество раз с изменениями или без. Виды циклов – малые или микроциклы, средние или мезоциклы, большие или макроциклы. Почему по циклам – циклическое построение тренировочного процесса позволяет достичь более высокого тренировочного эффекта непрерывного и переменно-интервального упражнения)

29. Характеристика методов беседы, интервью и анкетирования в физическом воспитании и спорте. Беседа:

Применяется как самостоятельный метод или как дополнительный в целях получения необходимой информации или, разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Как и наблюдение, она проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению. Беседа ведется в свободной форме, без записи ответов собеседника. Во избежание преднамеренного искажения: ответов участники не должны догадываться об истинных целях исследования. Для беседы важно создать атмосферу непринужденности и взаимного доверия, соблюдать при этом педагогический такт. Поэтому благоприятной обстановкой является привычная и естественная среда: спортзал, стадион, бассейн, место прогулки и т.п. Готовясь к беседе, нужно определить также способ фиксирования ее результатов. Можно, например, для этой цели использовать скрытый магнитофон, Диктофон, что позволит потом тщательно проанализировать текст беседы и выявить необходимые признаки изучаемого явления, получить новые факты. Эффективность беседы во многом зависит от опыта исследователя, степени его педагогической и особенно психологической подготовки, уровня его теоретических знаний, от искусства ведения беседы и даже от личной привлекательности.

Интервью: Интервью - это метод получения информации путем устных ответов респондентов. В отличие от беседы, где и респонденты, и исследователь выступают активными сторонниками, при интервьюировании вопросы, построенные в определенной последовательности, задает только исследователь, а респондент отвечает на них. В данном случае ответы могут записываться открыто по мере их получения от респондентов.

Анкетирование: Наиболее распространенной формой опроса является анкетирование, проведение которого предусматривает получение информации от респондентов путем письменного ответа на систему стандартизированных вопросов, и заблаговременно подготовленных анкет. В отличие от беседы в анкете существует жесткая логическая конструкция. Одним из преимуществ анкетирования перед беседой можно считать возможность охвата опросом сразу всех опрашиваемых. Структура и характер анкет определяются содержанием и формой вопросов, которые задаются опрашиваемым. Поэтому основной трудностью в построении любой анкеты является методика их подбора и формулировки. Необходимо, чтобы вопросы были понятными, однозначными, краткими, ясными и объективными. По содержанию вопросы анкеты могут быть прямыми и косвенными. По форме представления ответов вопросы анкеты подразделяются на открытые и закрытые. Вопросы называют открытыми, если инструкция не ограничивает способа ответа на него, не определяются заранее ожидаемые варианты, ответы могут быть даны в свободной форме. Однако при подобных методах опроса ответы носят пространный характер, что, затрудняет последующую обработку полученных результатов. Более удобны анкеты с закрытыми вопросами, в которых возможности выбора ограничиваются заранее определенным числом вариантов, предусмотренных составителем. В большинстве случаев вопросы ставятся таким образом, что респонденту необходимо бывает ответить только/ " да" или " нет. В методике анкетирования могут использоваться также и комбинированные анкеты, в которых часть вопросов может быть открытого типа, часть - закрытого. В этого опроса целесообразно соблюдать следующие правила: опрашиваемым необходимо разъяснить цели и практическое значение опроса; необходимо сохранить возможность анонимных ответов, если этого не требуют задачи исследования; опрашиваемые должны иметь возможность вписывать дополнительные данные и сведения; количество вопросов в анкете должно быть не очень большим.

 

Методы обучения двигательным действиям (содержание, особенности применения в практической деятельности, достоинства и недостатки).

Двигательная деятельность - важнейшая форма удовлетворения разнообразных потребностей. В физическом воспитании обучение специфично. Она заключается в том, что основная масса нового познается при освоении разнообразных двигательных действий, выступающих в форме физических упражнений

Задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств, решаются с помощью системы специфических и общеметодических методов.

В процессе обучения двигательным действиям используется три метода:

1) целостный (метод целостно-конструктивного упражнения);

2) расчлененно-конструктивный метод;

3) сопряженного воздействия.

Метод целостно-конструктивного упражнения (целостный метод) - применяется на любом этапе обучения. Содержание – новые (структурно не сложные) упражнения выполняются целиком. Но допускается вычленение отдельных кусочков, деталей и отработка их отдельно. Затем вставляются в целое. Целостным методом изучаются те упражнения, которые нельзя расчленить на части без нарушения его структуры (циклические действия не делятся на части). Достоинство этого метода- при освоении не возникает в последствии новых ошибок в местах объединения частей. Основной недостаток – требует высокой концентрации внимания и больше энергозатрат. Этот недостаток сводится к минимуму с помощью методических приемов:

- выделение наиболее трудных частей и освоение их отдельно.

- применение подводящих упражнений.

- облегчение условий выполнения упражнений.

- страховка, непосредственная помощь, проводка по движению.

- применение зрительных ориентиров.

Метод расчленено-конструктивного упражнения применяется на начальных этапах обучения. Сущность – двигательные действия (со сложной структурой) этим методом совершенствуются по частям. Упражнения предварительно делятся на фазы. Каждую фазу при обучении не надо доводить до навыка. Как только появилось умение, соединяют части. Каждую фазу заканчивают началом последующей. Достоинство метода – легко концентрируется внимание, немного энергетических затрат следовательно больше повторений, следовательно успешное обучение. Недостаток – в местах соединения фаз могут возникнуть новые ошибки, иногда очень значительные. В практике ф.в. эти методы часто комбинируют.

Метод сопряженного воздействия. Сущность – метод решает одновременно две задачи: шлифовка техники или его элементов (совершенствование) и развитие физических качеств. Применяются соревновательные упражнения или их части в усложненных условиях. Основная методическая проблема – степень усложнения. Величина усложнения подбирается для каждого индивидуально, опытным путем. Величина усложнения не должна быть слишком большой. Она не должна вести к искажению техники, но она не должна быть малой, должна вести к повышению качества. Через 1, 5-2 месяца величина усложнения определяется снова. Достоинство метода – позволяет не только шлифовать технику в затрудненных условиях, но и повышать физические качества в том направлении, в котором оно будет проявляться на соревнованиях. Недостаток метода – не годится для обучения, не применятся у начинающих спортсменов низкой квалификации, в младших и средних классах, пожилого и старшего возраста.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.