Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика педагогического наблюдения в физическом воспитании и спорте (виды, организация наблюдения).






 

 

Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения. К достоинствам наблюдения по сравнению с некоторыми другими методам исследования можно отнести: только наблюдение предоставляет возможность судить о многих деталях педагогического процесса в их динамике; оно позволяет фиксировать педагогические события непосредственно в момент их протекания; наблюдением можно успешно пользоваться для оценки отдаленных последствий физического воспитания; в результате наблюдения исследователь получает фактические сведения о событиях, а не мнения других лиц об этих событиях (как, например, при анкетировании); наблюдающий независим от умения исследуемых оценивать свои действия, высказывать свое мнение (по сравнению, например, со всеми видами опроса). Педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение как ме­тод исследования представляет собой целенаправленное восприя­тие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным фактическим материалом или данными. В области физического воспитания и спорта цель проведения педагогического наблюдения — изучение разнообраз­ных вопросов учебно-тренировочного процесса, к одним из кото­рых можно отнести следующее: задачи обучения и воспитания; средства физического воспитания, их место в занятиях; методы обучения и воспитания; поведение занимающихся и преподавателя, тренера; характер и величина тренировочной нагрузки; некоторые элементы техники выполнения движений; тактические действия; величина пространственных, временных и силовых характери­стик; количественная сторона процесса: количество бросков в бас­кетболе, количество падений со снарядов у гимнастов и т. д.

Виды педагогических наблюдений. Непосредственным считается такое наблюдение, когда исследо­ватель сам выступает наблюдателем происходящего педагогического явления. При этом он может быть или в роли свидетеля, т. е. нейтрального лица по отношению к педагогическому процессу, или его участником или руководителем, организатором этого процесса Материал личных наблюдений в данном случае до­полняется, корректируется опосредованными (косвенными) на­блюдениями, к проведению которых привлекаются другие лица (студенты, преподаватели, ученики и др.). Методика проведения таких наблюдений должна быть заблаговременно отработана теми, кто будет их вести. Как непосредственное, так и опосредованное наблюдение по форме может быть открытым или скрытым. Открытыми считаются такие наблюдения, при которых зани­мающиеся и преподаватели знают, что за ними ведется наблюде­ние. При проведении же скрытого наблюдения все обстоит наобо­рот, т.е. предполагается, что ни занимающиеся, ни преподава­тель об этом не знают. По этой причине скрытое наблюдение, с точки зрения получения более достоверных фактов, имеет боль­шее преимущество, так как поведение занимающихся и препода­вателя в данном случае остается естественным. По времени проведения любые наблюдения могут подразде­ляться на непрерывные и дискретные. Наблюдение считается не­прерывным, если оно отражает явление в законченном виде, т. е. если просматриваются его начало, развитие и завершение. В зависимости от поставленных задач наблюдением может быть охвачено сразу несколько в разной степени взаимосвязанных яв­лений, составляющих в сумме одно из определяющих направле­ний или минимум, когда вычленяется одно из таких явлений в его собственных границах. В первом случае можно говорить о монографическом, а во втором — об узкоспециальном наблюдении. При монографическом наблюдении предоставляется возможность про­следить за развитием ряда явлений, установить их отношения и характер взаимного воздействия на основной исследуемый про­цесс.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.