Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Понятие, состав и способы закрепления компетенции местного самоуправления.






    Компетенция местного самоуправления — это установленная нормами конституций, законов, подзаконных актов совокупность прав, обязанностей и предметов ведения граждан муниципального образования, органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления для осуществления функций и задач местного самоуправления.

     

    Первый составной элемент компетенции — права и обязанности, или полномочия, с помощью которых реализуются функции и задачи местного самоуправления. Права и обязанности в основном находятся в тесной диалектической связи, единстве, взаимозависимости.

     

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» все субъекты, осуществляющие местное самоуправление, наделены правами и обязанностями. В ст. 2 названного Закона за населением закреплено право самостоятельно решать вопросы местного значения и обязанность совершать эти действия под свою ответственность.

    Представительный орган местного самоуправления, в соответствии со ст. 15 этого же Закона, имеет право утверждать бюджет. Но это не только его право. Он обязан это сделать в силу того, что без бюджета невозможно функционирование местных учреждений, а также осуществление функций и решение задач местного значения.

     

    Вторым составным элементом компетенции являются предметы ведения. Под предметами ведения органа местного самоуправления следует понимать сферы местной жизни, в которых действует данный, юридически компетентный в них орган

     

    Разграничение компетенции имело и имеет место между местным самоуправлением и государственной властью. Основой разграничения компетенции между местным самоуправлением и государственной властью являлось разграничение собственности и материально-финансовых ресурсов.

     

    Объем полномочий и предметов ведения, то есть компетенция, должен соответствовать объему собственности и материально-финансовых ресурсов местного самоуправления. В случае недостаточности муниципальной собственности и материально-финансовых ресурсов, компетенция местного самоуправления, установленная законодательством, окажется невостребованной, а функции не будут осуществлены.

     

    Более четкого разграничения требуют источники доходов бюджетов всех уровней

    Сбалансированное распределение собственности и материально-финансовых ресурсов и на основе этого компетенции между различными уровнями власти обеспечит наиболее эффективное управление в обществе и государстве.

     

    Не менее важной является проблема разграничения полномочий в системе местного самоуправления.

     

    Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает только лишь исключительные полномочия представительного органа, ничего не упоминая о полномочиях исполнительных органов, должностных лиц, а также о вопросах, решаемых на местных референдумах, собраниях и сходах граждан.

     

    44. Полномочия органов местного самоуправления: состав и порядок их разграничения между органами местного самоуправления.

    Полномочия – совокупность прав и обязанностей, полномочия +предметы ведения=компетенция.

    Полномочия каждого органа местного самоуправления закреплены в ФЗ №131

    Основными полномочиями органов местного самоуправления являются:

    · принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

    · установление официальной символики муниципального образования;

    · создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

    · установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено ФЗ;

    · организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного местном самоуправлении, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

    · принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ;

    · учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

    · осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с ФЗ;

    · иные полномочия в соответствии с законодательством РФ, уставами муниципального образования.

    Порядок разграничения полномочий между органами определяется Уставом МО (ст.34):

    П. 3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

     

    45. Вопросы местного значения муниципальных образований Санкт-Петербурга: особенности их состава, специфика определении и закрепления.

    Специфика организации местного самоуправления в городах федерального значения обусловливает то, что перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Города Москва и Санкт-Петербург представляют собой единые хозяйственные комплексы, в силу чего многие вопросы местного значения в них более целесообразно решать на уровне субъекта РФ в целом.

     

    Закон Санкт-Петербурга об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге (принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 23 сентября 2009 года)

     

    К вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относятся:

     

    1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

    2) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования и контроль за исполнением данного бюджета;

    3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования;

    4) установление официальных символов, памятных дат муниципального образования и учреждение звания " Почетный житель муниципального образования";

    5) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация в пределах ведения сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

    6) организация в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, организация первичных мер в области пожарной безопасности;

    7) проведение подготовки и обучения неработающего населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    8) контроль за обеспечением твердым топливом населения, проживающего на территории муниципального образования в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда по розничным ценам на твердое топливо, устанавливаемым Правительством Санкт-Петербурга;

    9) оказание натуральной помощи малообеспеченным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно, в виде обеспечения их топливом;

    10) содействие в осуществлении контроля за соблюдением законодательства в сфере благоустройства, законодательства о розничной торговле, о применении контрольно-кассовых машин на территории муниципального образования;

    11) согласование адресных программ размещения объектов розничной торговли;

    12) выдача разрешений на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным законодательством;

     

    13) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, на которой расположены жилые дома частного жилищного фонда;

    14) участие в проведении публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки, деятельности комиссий по подготовке проектов правил землепользования и застройки в соответствии с законами Санкт-Петербурга;

    15) внесение в органы исполнительной власти Санкт-Петербурга предложений по организации и изменению маршрутов, режима работы, остановок наземного городского пассажирского транспорта, установке светофорных объектов, дорожных знаков, нанесению дорожной разметки;

    16) определение прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга;

    17) выдача религиозным группам подтверждений существования на территории муниципального образования;

    18) организация информирования, консультирования и содействия жителям муниципального образования по вопросам создания товариществ собственников жилья, формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома;

    19) осуществление регистрации трудового договора, заключаемого работником с работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, а также регистрации факта прекращения указанного договора;

    20) контроль за регистрацией и перерегистрацией животных их владельцами на территории муниципального образования в установленном порядке;

    21) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

    22) осуществление защиты прав потребителей;

    23) содействие развитию малого бизнеса на территории муниципального образования;

    24) содержание муниципальной информационной службы;

    25) учреждение печатного средства массовой информации, опубликование муниципальных правовых актов, иной информации;

    26) формирование архивных фондов органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений;

    27) участие в реализации мер по профилактике дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального образования;

    28) участие в деятельности по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге в соответствии с законамиСанкт-Петербурга;

    29) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и(или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального образования.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.