Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экзаменационный билет № 19
Экзаменационный билет № 10
1) Представление знаний трактуется как наука о выражении знаний в форме, с которой может оперировать компьютер. Наряду с этим, представление знаний рассматривается как интегральный процесс, образуемый составными процессами. Основными образующими процессами представления знаний являются получение, концептуализация, структуризация, формализация, описание и отображение. Представление знаний в экспертных системах производится с помощью специально разработанных моделей. Логические модели. Основываются на представлении знаний в виде логики предикатов. Предикатом или логической функцией называется функция от любого числа аргументов, принимающая истинные значения 1 и 0. В исследованиях по искусственному интеллекту данная модель стала использоваться начиная с 50-х годов. В системах, основанных на исчислении предикатов, знания представляются с помощью перевода утверждений об объектах некоторой предметной области в формулы логики предикатов и добавления их как аксиом в систему. Знания отображаются совокупностью таких формул, а получение новых знаний сводится к реализации процедур логического вывода. Достоинство логических моделей: – модель базируется на классическом аппарате математической логики, методы которой хорошо изучены и обоснованы; – имеются достаточно эффективные процедуры вывода; – база знаний предназначена для хранения большого количества аксиом, из которых по правилам вывода можно получать другие знания. Основной недостаток: логики, адекватно отражающей человеческое мышление, еще не создано.
Экзаменационный билет № 19
1) Организационное моделирование может быть представлено в виде процесса преобразования знаний, который для метода организационного моделирования на основе онтологии выглядит следующим образом Получение знаний, подразумевающее извлечение существующих или генерацию новых знаний и их концептуализацию. В результате данного этапа создаются входные частные организационные модели. Примерами частных моделей являются модель административного процесса, описывающая процедуру его реализации, описание бюджетной целевой программы или описание распределения полномочий какого-либо подразделения или органа власти. Формализация знаний, состоящая в представлении частных организационных моделей на едином языке организационного моделирования и их интеграции в общую организационную модель. Распределение знаний, обеспечивающее предоставление нужных знаний (семантика), в нужном виде (синтаксис и оформление), в нужное место, в нужное время. В результате выполнения данного этапа из общей организационной модели генерируются выходные частные организационные модели с заданным содержанием и в заданной форме, которые потом доставляются потребителям. Использование знаний при решении бизнес/государственных задач. Важной особенностью предлагаемого метода организационного моделирования является наличие этапа формализации знаний, в отличие от традиционных подходов к моделированию, в которых накопление знаний происходит в формате их получения. В основе единого языка организационного моделирования лежат: · Единый формат представления данных организационной модели — формат представления данных, который обеспечивает формальную запись знаний, представленных в организационной модели. · Организационная онтология — онтология², объектом описания которой является моделируемая организация (класс организаций). Использование онтологии в качестве семантической основы языка моделирования позволяет подстраивать его под специфику моделируемой организации и методы решения задач.
Наличие единого формального языка организационного моделирования: • обеспечивает интеграцию разнородной информации, распределенной в организации; • повышает эффективность коммуникаций; • позволяет автоматически формировать частные организационные модели. При этом спецификацию содержания и формы представления частных моделей с помощью единого языка могут задавать пользователи, не являющиеся специалистами в информационных технологиях.
2) АГЕНТ – это лицо (субъект) либо прикладная программа, которая выполняет порученную ей задачу. Основная идея программного агента – передача пользователем полномочий агенту и возвращение полученных результатов выполнения поставленных задач пользователю. Агент моделирует поведение человека и его взаимодействие со средой. Он должен ориентироваться в среде своего выполнения и принимать решения (подобно человеку). Работа агента основана на знаниях о себе, среде своего существования и профессиональных знаниях. Если речь идет о программном агенте, то так же как и человек, агент может обучаться и адаптироваться к среде своего существования. Средой существования программного агента является локальная или глобальная сеть. Существуют различные подходы к классификации агентов. Выделяют простые, смышленные (smart), интеллектуальные агенты. Целесообразное поведение появляется на уровне интеллектуальных агентов. Интеллектуальные агенты характеризуются: - автономностью, способностью функционировать без вмешательства со стороны своего владельца и осуществлять контроль своих действий и внутреннего состояния (обычно это связывают со способностью анализировать данные и извлекать знания, с обучением и самообучением); - наличием базовых знаний о себе и об окружающей среде, профессиональных знаний и возможностью общения с другими агентами, которые не изменяются в процессе жизненного цикла агента; - базой целей, на которые направлено поведение агента. Одной из характеристик интеллектуальных агентов является возможность их самообучения, в частности осуществление адаптивного поведения в зависимости от изменений в среде. Предполагается, что интеллектуальный агент действует в динамической среде, которая определяется совокупностью внешних воздействий.
|