Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Первобытнообщинный строй на территории Македонии 3 страница
На склонах гор развивалось скотоводство, которое также являлось одним из основных занятий македонских племён. Приручение и разведение домашних животных, создание больших стад было возможно только в определённых местах точно так же, как развитие земледелия было невозможно в горах и на их склонах. Там, где были удобные условия для охоты и приручения животных, часть племён вела бродячий образ жизни, занимаясь скотоводством, другая часть вела оседлую жизнь, занимаясь преимущественно земледелием. Между кочевниками-скотоводами и оседлыми земледельцами имелась бесспорная связь, но существовали и серьёзные противоречия, которые порождали постоянные столкновения, нападения друг на друга. Македонские племена жили в непрекращающейся межродовой борьбе. Такая борьба возвышала племенных вождей. По мере усиления этой борьбы складывались органы военной демократии. Буржуазная наука считает эти органы родового строя монархическими, и поэтому установление государства она относит к такому периоду, когда существовала ещё типично патриархальная родовая организация.133) Ещё американский учёный Морган в своей работе «Древнее общество», построенной на обширном фактическом материале, собранном Гротом, пришёл к выводу, что родовому строю был чужд монархический образ правления. С его точки зрения монархия несовместима с гентилизмом по той причине, что родовые учреждения по своему существу демократичны.134) Опираясь на историю Грота, Морган в своём исследовании решительно отмежевывается от его выводов относительно чисто монархического строя в самом раннем примитивном управлении племён, в частности греческих.135) Между тем в науке незаслуженно принято мнение Грота, и буржуазные историки и археологи считают его исторической истиной, а раннее монархическое правление естественным, необходимым и первоначальным. В истории Древней Греции, однако, этот укоренившийся взгляд может быть легко опровергнут самими историческими фактами, приведшими исследователя к выводу, что эта «монархическая власть» есть не что иное, как ветхий остаток «варварства», который в результате обостряющихся противоречий материальной жизни отбрасывается и заменяется установлениями народными. Относительно истории Древней Македонии, где «монархия» существовала в раннюю эпоху и не перерастала как будто ни в какие другие формы правления, буржуазные учёные и до сих пор придерживаются того мнения, что в этой стране с глубокой древности управляли наследственные цари. Многие учёные указывают, что царская власть, как остаток первобытных отношений, приобрела всемирно-историческую значимость. Монархия в Македонии стала основным фактором политического развития. Македонский народ был, как никакой другой в древности, монархичен, и нет никакой существенной разницы между «царями» до Филиппа и Филиппом.136) Исходя из такого неправильного, антиисторического утверждения, все «цари» до Филиппа, засвидетельствованные источниками, ничем не отличаются от последнего, за исключением того, что Филипп был более деятельным и энергичным, справившимся с внешними и внутренними врагами и объединившим страну. Этим самым стирается грань между двумя пережитыми Македонией периодами – периодом родового общества до образования государства и периодом существования самого античного государства, а басилевсы эпохи первобытного строя неправильно ставятся в один ряд с царями периода государственного объединения. То, что власть басилевса переходила обычно от отца к сыну, ещё не говорит о существовании твёрдой наследственной власти. Должность басилевса была выборной, но фактически она закреплялась за одной семьёй, так как обычно на эту должность избирался или утверждался советом сын умершего басилевса. Сыновья могли рассчитывать на наследование в силу решения народного собрания при поддержке большинства родов. У басилевса были три основные функции: военная, жреческая и судебная. «Последние не были точно определены, первые были присвоены ему как верховному представителю племени или союза племён».137) В Македонии царь лишь на войне был неограниченным распорядителем. Он имел авторитет только тогда, когда сам был храбрым воином и хорошим полководцем. На войне осуществлялась полнота его власти. Возрастание военной силы царя особенно проявилось тогда, когда македонским племенам приходилось вести беспрестанную борьбу с воинственными фракийскими и иллирийскими племенами. Кроме этой основной военной функции, царь был ещё в мирное время жрецом и судьёй.138) Как и гомеровский басилевс-царь, он владел значительными землями и богатством. Несмотря на особый почёт и популярность его, он не имел монархической власти. Царь пользовался довольно широкими полномочиями, но совет старейшин родов и собрание воинов ограничивали царские полномочия неписаными вековыми обычаями. Так например, право осуждать члена племени на смерть было изъято из функций царя и предоставлено компетенции собрания способных нести оружие мужчин. Все участники собрания убивали преступника камнями или копьями.139) На наличие такого положения указывал Квинт Курций.140) Арриан, говоря о предшественниках Филиппа и Александра, в известной мере также это подтверждает.141) Однако по мере роста социального неравенства первоначальная военная демократия, основанная на равенстве, стала разлагаться. Народное собрание уже не играет главной роли в решении важнейших вопросов (регулярные собрания способных носить оружие людей стали собираться всё реже и реже). В особых случаях, например при воцарении, народ, живший недалеко от столицы, собирался туда, чтобы поздравить нового царя. Наверное, разбирались народом и некоторые общественные дела, но активного участия его в политической жизни мы не наблюдаем. В это время образовавшаяся родовая аристократия, владевшая большими земельными участками, и племенные басилеи стали окружать царя и часто диктовать ему волю вопреки воле народа. Сам царь превратился в рупор их вожделений и охранял интересы этой могущественной земельной знати. Последняя же обедала за его столом, а на войне составляла его дружину. Гетеры, будучи в основном представителями македонской знати, являлись владельцами крупных земельных участков. Феопомп указывает, что «земли, с которой они пользовались доходами, были у них не меньше, чем у 10000 греков, владеющих самой лучшей и самой обширной землёй».142) Они имели земли больше, чем 70 тысяч богатых землевладельцев в других частях Греции. «Македонский вельможа, – толкует Белох это место Феопомпа, – имел в среднем в 10 раз больше земли, чем богатый землевладелец в остальной Греции».143) Таким образом, экономической базой македонской знати являлось крупное землевладение. Благодаря постоянным завоеваниям новых областей знать имела возможность увеличивать свои земельные богатства. Царь имел право раздавать землю своим подчинённым. Из одной, правда, более поздней, надписи Кассандра из Потидеи можно сделать заключение, что завоёванные земли царь обычно превращал в царскую собственность и эти земли раздавал в качестве награды за военную службу.144) Здесь следует отметить одно из существенных различий в земельных отношениях «гомеровской эпохи» и соответствующего ей македонского периода. Энгельс в «Анти-Дюринге», говоря об истории Греции в героические времена, указывает, что «уже и тогда земля обрабатывалась преимущественно самостоятельными крестьянами; более крупные поместья знати и родовых вождей составляли исключение и к тому же исчезли».145) Это исчезновение крупных земельных владений, имевшее место в гомеровское время, не характерно для Македонии. Там крупные земельные владения не только не исчезают, а становятся достоянием сравнительно небольшой кучки землевладельцев. Мы можем предположить, что в это время свободное население Македонии состояло из крупных земельных собственников и из массы мелких производителей. Надо учесть, что роль человека в общине в значительной мере зависела в то время от его роли на войне, а богатство от количества награбленной добычи. Всё учащавшиеся войны требовали усовершенствования военного дела, обеспечения обмундированием и снаряжением воинов, на что приходилось делать много денежных затрат. Это было под силу только богатым аристократам. Хорошо вооружённые аристократы, которые строились в первых рядах, решали исход сражения и к своим земельным богатствам прибавляли многочисленные военные трофеи от военных набегов. Ядро пехоты в военных походах составляли свободные крестьяне, жившие в условиях общинного землепользования и быта. Каждый македонянин вступал в ополчение, если в страну вторгался неприятель. Ополчение это не было обучено и организованно. После общих походов отдельные македонские роды и племена не признавали власти верховного предводителя, стремясь стать самостоятельными. Даже во время создания знаменитой македонской фаланги ещё при Александре деление производилось по родам и племенам.146) Эти роды и племена, принимавшие участие в военных набегах, чрезвычайно ревниво охраняли от всяких покушений своё право на причитающуюся им часть военной добычи. Об этом свидетельствует растянувшаяся на столетия борьба между македонскими племенами за превращение их в одно целое объединение, победоносно завершившееся лишь при царе Филиппе. В течение долгого времени племена жили в межродовой вражде, препятствовавшей закреплению власти одного племени над другим. Самые сильные тенденции к децентрализации исходили от племён Верхней Македонии – линкестов, орестов и элимиотов, которые, по словам Фукидида и Ксенофонта, выступали против объединения Македонии. Линкесты с помощью иллирийцев вплоть до Александра возглавляли антигосударственную оппозицию. Усиление межродовых столкновений вызывало, с одной стороны, появление новых укреплённых городищ, с другой – рост военных дружин. Мы не знаем названий всех руководителей племён в мирное время. Они тем более неизвестны в период военной опасности. До VIII в. нельзя назвать ни одного из вождей македонских племён, руководивших или завоевательными походами, или обороной своих богатств от алчных вожделений других. До нас дошли, по рассказам Юстина и Диодора, три имени царей, ещё совершенно не известных Геродоту и Фукидиду: Каран, царствовавший якобы 28 лет, Кен – 23 года и Тирм – 45 лет. С этими именами источники не связывают никаких исторических событий: они, видимо, принадлежат к области мифологии. Карана называли родоначальником царской фамилии.147) С его именем обычно связывали основание столицы Эги. Указания о нём встречаются у Феопомпа, которые затем используются Диодором, Юстином, Синкеллом и Евсевием.148) Совершенно нельзя согласиться с мнением Парибени, что мифический Каран было название главы государства, вроде фараонов в Египте или бреннов у галлов, а не собственным именем.149) Нельзя также согласиться и с его другим мнением, что во времена легендарных Карана, Пердикки и Архелая уже существовало Македонское государство. Отождествление Карана с египетскими фараонами, естественно, влечёт за собой признание наличия в Македонии той формы государственной власти, которую представлял на востоке фараон. Но для такого утверждения у нас нет никаких оснований. Геродот называет основателем Македонского царства Пердикку I (729–678 гг.), который бежал из Аргоса с двумя своими братьями – Гаванесом и Аэропом к иллирийцам. Из Иллирии они перешли в Македонию.150) Это мнение Геродота, в отличие от этнографо-географической части его труда, покоится, главным образом, на устной традиции, в которой мы находим большое количество легендарного и сказочного материала.151) Мы можем предположить, что сказания о Теменидах как основателях Македонского царства и родоначальниках македонских царей искусственно вплетены в миф о походе дорийцев и возвращении Гераклидов. Они политически тенденциозны, ибо показывали родословную басилеев, захвативших наследственную власть Гераклидов, а божественное происхождение власти, естественно, должно было возвеличить её значение и поднять её авторитет.152) В действительности же в то время ещё никакого Македонского царства не существовало, как не было и никакой наследственной династии, возглавлявшей его. Отдельные племенные вожди выбирались и смещались по воле племени. Имена их до нас не сохранились.153) Но во время греческой колонизации, по мере проникновения греков на север, было важно для них закрепить в сознании туземного населения генеалогический миф о Гераклидах и тем самым найти историческое оправдание своей политики в македонских землях. В это время македонские племена вели ожесточённую межплеменную борьбу. Характер этой войны был вызван дальнейшим развитием родоплеменных отношений. Известный отпечаток на эту борьбу наложила неравномерность развития македонских племён. Если линкесты жили отдельными племенами, ни один из руководителей которых нам ещё неизвестен, то нижнемакедонские племена в то время образовали уже союз племён, во главе которого стоял царь. Античная традиция сохранила имена этих царей. Интересы нижнемакедонских племён требовали объединения, чему противились линкесты. Последние в своей борьбе с нижнемакедонскими племенами использовали своих соседей – иллирийцев и пеонийцев. Этим объясняется тот факт, почему постоянная борьба с иллирийцами велась одновременно с борьбой с пеонийцами и особенно с линкестидами, жившими по соседству с первыми. Нижнемакедонские племена, завоевав в то время Эордею, стали ближайшими и опаснейшими соседями линкестов, а вместе с этим и иллирийских родов, стремившихся на юг. Поэтому нижнемакедонским племенам пришлось выдержать тяжёлые бои с западными соседями. Тяжёлые и часто безуспешные военные столкновения с линкестидами и иллирийцами заставляли нижнемакедонские племена прибегать к помощи внешней силы.154) О развитии производительных сил македонских племён в это время у нас очень мало данных.155) Можно лишь предположить, что дальнейшее развитие производительных сил шло по пути развития скотоводческого и земледельческого хозяйства. Об этом могут свидетельствовать некоторые археологические данные из Западной Македонии, Чаучицы, Вардино и Вардарофца. Раскопки этих мест показали большое развитие орудий труда. Оно, без сомнения, было связано с появлением железа, сыгравшего, как известно, революционную роль в истории.156) «Железо сделало возможным полеводство на крупных площадях, расчистку под пашню широких лесных пространств».157) Совершенствование орудий производства не могло не повлечь за собой развития земледельческого производства и возрастающего разнообразия земледельческих продуктов. По выражению Энгельса, это была эпоха железного меча, железного плуга и топора.158) Железо способствовало не только развитию земледелия и скотоводства, но и развитию ремесла. Железо «дало ремесленнику орудия такой твёрдости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из известных тогда металлов».159) Об усовершенствовании ремесленных изделий свидетельствуют прекрасно сработанные на гончарном станке керамические сосуды. Разнообразная деятельность в земледелии и ремесле привела ко второму крупному общественному разделению труда и обусловила также развитие торговли и обмена. Македонские племена, главным образом Нижней Македонии, находившиеся в ближайшем соприкосновении с греческими колониями, начинают вступать в более или менее тесные торговые отношения с югом. Македонские города становятся производственными и торговыми центрами. Появление торговой верхушки, связанной с греческим миром, свидетельствовало уже о значительном расслоении патриархально-родового общества.
1) Hdt., VII, 129, 172. 2) Hdt., V, 16; Strab., VII, 329. 3) Arr., I, 7, 5; Thuc., II, 99; Strab., VII, 326. 4) Strab., VII, 330; Hdt., VII, 127. 5) Там же. 6) Климатически Македония принадлежит к средиземноморской области, которая отличается сухим летом, влажной зимой и вообще теплым климатом. См. Л. Милетич. Македония и Македонските. София 1925, стр. 13. 7) Strab., VII, III, 3, 1; см. R. Paribeni, указ. соч., стр. 4. 8) Hdt., VII, 112. 9) Strab., VII, 7. 10) Hdt., V, 17. 11) Hdt., VII, 125, 126. 12) Там же, 131. 13) Феофраст подчеркивал контраст между горами Македонии, покрытыми великолепным лесом, и голыми горами Аттики. См. Феофраст. Исследования о растениях, изд. АН СССР, 1951, стр. 352. 14) Hist. Plant., III, 3, 1–2. 15) П. И. Борисковский, Вопросы периодизации палеолита, «Советская археология», XXI, 1954, стр. 32. 16) Там же, стр. 32–33. 17) В прежнее время в Болгарии было открыто всего лишь семь палеолитических стоянок. После 9 сентября 1944 г. найден ряд новых палеолитических находок. См. проф. Д. Димитров. Последните археологически разкопки в България, София, 1955, стр. 6–8. 18) Во время раскопок небольшой пещеры при Дряновском монастыре были раскрыты следы человека, жившего около 100 тыс. лет назад. На юге от Дуная имеются следы мустьерской эпохи. Наряду с кремнёвыми орудиями, предметами из кости, множеством костей и зубов встречаются отдельные вымершие животные той эпохи. См. Иван Пастухов, Българска История, т. 1, предисторическо время древност. Средневековие. Книгоиздательство Хемус, София, 1945, стр. 10; Р. Попов, Култура и живот на предисторическия човек в България, ч. 1, каменна епоха. София, 1928, стр. 10, сл. 19) История на България, том първи, София, 1954, стр. 9. 20) Чайлд. У истоков европейской цивилизации, М., 1952, стр. 122. 21) В Чаучице, Сервии и других местах археологи нашли большое количество обуглившегося зерна в больших глиняных кувшинах. 22) Heurtley, указ. соч., стр. 110. 23) Е. Ю. Кричевский, Из истории дунайского понизовья в неолитическую эпоху, стр. 56; см. Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры, VIII, М.-Л., 1940. 24) Историjа народа Jугославиjе, прва кн., Белград, 1953. стр. 12. {В книге на этой странице обозначены 2 третьих сноски. Мне пришлось обозначить их как две 24-х. HF} 25) По мнению Кессона, общее происхождение зелёного нефрита следует искать в Центральной Европе, в Швейцарии, где такие топоры обычны. 26) Т. Пассек, Древнейшее население днепровско-днестровского бассейна, «Советская этнография», VI–VII, 1947, стр. 29. 27) Кессон, указ. соч., стр. 132. 28) Кессон, указ. соч., стр. 131–132. 29) Особенно ясно представлено сочетание каменных и бронзовых орудий в поселении Свято Кирилово, где, наряду с бронзовыми орудиями, находились кремнёвые отщепы и каменные полированные топоры, в том числе просверленные и имевшие форму металлических топоров. 30) При раскопках доисторического поселения с. Винчи М. Васичем были найдены обугленные злаки и плоды: пшеница, груша, яблоко. См. «Известия русского археологического института в Константинополе», т. XVI, София, 1912, стр. 372. 31) Кессон, указ. соч., стр. 132. 32) Об этом говорят раскопки ранней бронзы (Кричана), средней бронзы (Центральная Македония, Халкидика), поздней бронзы (Саранце). 33) Hom., Il., XIII.4, XI.222, XIV.227, Odys., IX.45. 34) Так, в Чаучице найдены гладкие, полированные изделия из серого или хромового материала, в которых преобладали плоские открытые чаши, большие кувшины с двумя ручками, украшенные нарезными завитками и прямыми линиями, заполненными белой или розовой пастой, тщательно расписанные сосуды из светло-жёлтой глины с прямолинейными сложными рисунками, большие пифосы с рельефным веревочным орнаментом на шейке. (См. Кессон, стр. 129.) Лощёная керамика, для которой обычны небольшие чашки с высокими ручками, открытые чаши и маленькие кувшины, обнаружена в Свято Кирилово. Холм Килиндир содержал большое количество керамики, среди которой находились аски и низкие плоские чаши с отогнутым краем, характерные для юга. В Вардино находилась тонкостенная чёрноглиняная керамика, украшенная прямолинейными и криволинейными рисунками, нанесёнными белой краской. В долинах Солоника и Галика (Центральная Македония) керамика ранней бронзы представлена чашами с отогнутыми краями. Для керамики средней бронзы характерен процарапанный орнамент, для поздней бронзы – такой же орнамент, но более небрежный. 35) В. Миков, Траките, сборн. «През вековете», София, 1938, стр. 38. 36) Среди фракийских племён, которые поселились в Македонии, в первую очередь надо упомянуть фригийцев (бригес). Греки называли их фригами (фригес). См. Hdt., VII.73. Древние писатели связывают фригов с бригами в Малой Азии, считая их фракийского происхождения. Этих бригов вспоминает Гомер. Они встречаются в Северном Эпире между иллирийскими племенами (Strab, VII.7.8; Appian, bell. civ., II.39). По Страбону, бриги жили по горному течению Эригона, по Геродоту – войска Мардония в 492 г. были побиты бригами. Это значит, что бриги жили в Эматии, а также у Стримона, т. е. в местах, считавшихся впоследствии средоточием македонских племён. С другой стороны, Страбон (Strab., XII.4.4, XIII.2.25) и Плиний (V.30, 32) перечисляют ряд македонских племён, живших в Малой Азии, особенно в Бригии (Фригии), Лидии и Мизии (Strab., XIV.2.25). Интересно отметить, что Страбон при перечислении различных фракийских племён, живших в Малой Азии включает в их число племя мигдонов (Strab., VII.3). См. В. В. Латышев, Известия древних писателей о Скифии и Кавказе, ВДИ, № 4, 1947, стр. 241. 37) Hdt., VII.73, 75. 38) Вопрос о происхождении фракийских племён ещё до конца не разрешен. По мнению одних, фракийцы являлись прямыми потомками неолитических земледельческих племён Балканского полуострова, поречья Дуная и областей Поднестровья, Побужья и Среднего Поднепровья. (См. акад. В. Георгиев, За произхода на древното население от северо-изоточнота част на Балканския полуостров. Сборн. Гавриил Кадаров, ч. II, София, 1955, стр. 305–325.) По мнению других, фракийцы пришли на Балканский полуостров с севера. Некоторые ведут их путь с юго-востока. См. Ж. Н. Выжарова, О происхождении болгарских пахотных орудий, АН СССР, 1952, стр. 23. 39) Hdt., V.3; Thuc., II.97; Paus., I.9. 40) Хр. М. Данов, Към материалната култура на Тракийците през омировата епоха, Исторически преглед, 1947–1948, № 1, стр. 35–51. 41) Т. В. Блаватская, Западнопонтийские города в VII–I вв. до н. э. М., 1952, стр. 14–17. 42) G. Kazarow, Beiträ ge zur kultur geschichte der Thraker, 1916, p. 4. Ср. Д. П. Димитров, Севтополь – фракийский город близ с. Копринка, Казанлыкского района, «Советская археология», 1957, № 1, стр. 199–200. 43) Кацаров. Тракия в Омировия епос. «Известия на исторического дружество в София», кн. XI–XII, София, 1932, стр. 126. 44) Hom., Il., II.844–850, IV.519–520, 533–535, VI.5–9, XI.218–222, XX.9, 484–487. 45) Там же, X.433–436, 470–472, 474–475, 494–496. В X песне Илиады мы имеем поэтическое отражение борьбы греческих колонистов с фракийскими племенами по эгейскому правобережью. См. Д. Димитров, указ. соч., стр. 16. 46) Euripidis Rhesus, ed. Wecklein, Lipsiae, 1902, стихи 264–387, 388–475, 599–621. 47) Hom., Il., XXIV.234–235. 48) Там же, XIII.576–577, XXIII.807–808, X.438–439, 471–472. 49) Из этих племён особого внимания заслуживают Геты, Кробизы, Трибаллы, Одризы, Сатры, Синты, Нероны, Киконы, Долонки и др. (см. Hdt., IV.49, 93, 99, VII.111; Thuc, II.96, IV.101; Strab., V.13). 50) Hdt., V.3. 51) Strab., VII.47. 52) Томашек различает три группы фракийских племён: а) фриго-мизийская, в которую входило 26 племён; б) южная группа, состоявшая из 36 племён; в) северная группа, состоявшая из 24 племён. См. W. Тоmаschek. Die alten Thraker, I, Wien, 1899, стр. 128–130. 53) В. Бешевлиев, указ. соч., стр. 7. 54) История Болгарии, АН СССР, М., 1954, т. 1, стр. 21. 55) Кессон, указ. соч., стр. 137. Г. Кацаров, България в древности, София, 1926, стр. 14. 56) Судя по керамике с тёмной ребристой поверхностью, Чайлд считает, что «эти пришельцы вели своё происхождение из бассейна Дуная и являлись, вероятно, одним из ответвлений лужицкой культуры...» См. Г. Чайлд, указ. соч., стр. 129. 57) Кессон, указ. соч., стр. 156. 58) Там же, стр. 157. 59) Hdt., I.56, VIII.43. 60) См. Р. В. Шмидт. Античное предание о дорийском переселении, ВДИ, 1938, № 2 (3), стр. 50–65. 61) См. Jean N. Каllè ris, указ. соч., стр. 4. 62) Если большинством учёных районом, из которого началось передвижение дорийцев, признаются придунайские земли, расположенные к северу от Балканского полуострова, то в отношении времени этого передвижения имеются большие разногласия. Точка зрения Кессона и других археологов, относящая дорийское переселение к XI в., в данное время отвергается последними открытиями в Пилосе. Большинство учёных считает, что начало этого движения относится к XIII в. до н. э. См. статью К. М. Колобовой. «К вопросу о минойско-микенском Родосе и проблема «переходного» периода в Эгеиде (1100–900 гг. до н. э.)». Учёные зап. Ленинградского университета, серия исторических наук, выпуск 21, № 192, 1956, стр. 29. 63) Поэтому вряд ли можно согласиться с В. Милойчичем, который утверждает, что первая группа дорийцев прибыла в XIII в. до н. э. и обосновалась в Македонии, а только позже оттуда стала передвигаться на юг. См. К. М. Колобова, указ. соч., стр. 30. 64) См. Antiquaries Sournal, vol. I, р. 211. 65) Керамика в Чаучице может быть разбита на три главных типа: а) сосуды ручной работы из грубой глины серого и жёлтого цвета – кувшины с одной ручкой и отрезанным горлышком и очень маленького размера чашки; б) тонкостенные сосуды из красной глины, сделанные на гончарном круге, – большие чашки с двумя ручками прекрасной выделки, чаши более грубые с одной ручкой и маленькие скифосы. Обычным для них рисунком была простая роспись из линий в технике глазури. На скифосах следы узоров глазури очень напоминают геометрический стиль Греции; в) чаши, сделанные на гончарном круге, представляющие собой грубые серые изделия однообразной формы. В раскопках Пагели также встречаются сосуды, сделанные на гончарном круге, наряду с глиняными изделиями ручной работы. 66) Ив. Пастухов, указ. соч., стр. 49; История народа Jугославиjе, стр. 22. 67) Васил Миков, Когда Болгарии ещё не было на карте, ж. «Болгария», 1957, № 1, стр. 19. 68) В. Бешевлиев, указ. соч., стр. 7. 69) Abel, указ. соч., р. 91. 70) Там же, стр. 118–119. 71) Histor. Zeitschrift. N. F., 43, 5, 198. 72) Ed. Meyer, Geschichte des Altertums, II, 1928, s. 273. 73) R. E., XIV, 697 сл. 74) Kalleris, указ. соч., р. 34. 75) См. Чернышевский в Сибири. Переписка с родными, стр. 152. 76) Kalleris, указ. соч., р. 21. 77) Fick, Zum makedonischen Dialecte, KZ, XXII.193–235. 78) Kretschmer, Einleitnug in die geschichte dergriechischenSprache, 1896. 79) G. W. Hatzidakis, Zurabstamungder alter Makedonier, 1897. 80) O. Hoffmann, Die Makedonien, ihre Sprache und ihr Volkstum, 1906. 81) Kalleris, указ. соч., р. 25, 29. 82) Там же, стр. 24. 83) Там же, стр. 26. 84) Тамже, стр. 27. 85) Polyb., IX.37.7. 86) См. Г. Кацаров, Етнографското положение на старите Македонии, Минало. 12, 160; Fellmann, Antigonas Gonatas, 1930, р. 6, etc. 87) Polyb., VII.93, 5, 7. 88) Liv., XXXI.29.5.1; XLII.12.8. 89) Plut., II.5; XI.5; App. Romanorum historiae, IX.2, 7.1. 90) Hdt., VII.140–144; Thuc., IV.124, 126; Isocr., Φ ι λ ι π π ο ς. 107 сл., 154. 91) Следствием процесса сегментации племён явилось занятие больших пространств группами родственных племён, часто удалявшихся на значительное расстояние от своего первоначального места жительства. (См. А. Я. Брюсов. Очерки по истории племён европейской части СССР в неолитическую эпоху. М., 1952, стр. 10, 17–8.) То, что такая сегментация племён происходила непрерывно и сопровождалась межплеменной борьбой, ещё засвидетельствовал Морган в отношении расселения ирокезов (Л. Морган. Древнее общество. Л., 1934, стр. 74). Более детально и совершенно с иных позиций, чем Л. Морган, эти вопросы исследовала советская наука на материале истории Восточной Европы. Она показала пути расселения племён в неолитическую эпоху, пути сложения этнической общности, её дробление и скрещение. Благодаря археологии и лингвистике она раскрыла процесс передвижений и столкновений больших масс людей за охотничьи угодья, за пастбища для скота и за главенство над другими племенами. Процесс этот особенно интенсивно проходил во второй половине II тысячелетия до н. э. и изменил картину распределения населения того времени (А. Я. Брюсов, указ. соч., стр. 260). 92) Каллерис полагает, что причиной отсутствия надписей на македонском языке является то обстоятельство, что македоняне не имели ни привычки, ни необходимости гравировать на камне. Это он объясняет изоляцией македонян от остальной Греции. Каллерис высказывает также предположение, что надписи на камне могли быть и запрещены по какой-либо причине, например по причине религиозного порядка (Kalleris, р. 54–55). 93) Жалкие остатки македонского языка, которые дошли до нас, встречаются отчасти в географических названиях, в именах, отчасти в отдельных македонских словах, которые либо случайно упоминаются в произведениях по македонской истории, либо собраны как «глоссы» александрийскими грамматиками. Глоссы дошли до нас, главным образом, в сборнике Гезихия. Достоверность их сомнительна, так как Гезихий собирал слова разных времён и разных местностей. Многие слова могли также быть внесены и средневековыми переписчиками. Число македонских слов у различных исследователей расходится. Это объясняется тем, что афинянин Гезихий и другие древние авторы использовали собрание одного из лучших грамматиков Александрии III в. до н. э. Америя, родом из Македонии, ревностно занимавшегося языком своей родины. Впоследствии некоторые учёные стали считать все слова, заимствованные у Америя, македонскими, но это неправильно (см. Kalleris, р. 60–65). Лингвисты часто причисляли к македонским словам чуждые слова.
|