Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Тема 7. Этносоциология
Истоки и природа этничности. Основные признаки «этнического». Этническая группа (общность) как сообщество, разделяющее общую культуру, имя, веру в общее происхождение, язык, историю и традиции. Предмет, проблематика и методы этносоциологии. Примордиализм об этнических связях и корнях (Э.Шилз, К.Гирц, П. ван ден Берге). Биологическая, психологическая, историко-экономическая версии примордиализма (В.Ленин, И.Сталин, Ю.Бромлей, Л.Гумилев). Текущий спор отечественных сторонников примордиализма и конструктивизма (В.Тишков, В.Воронков). Конструктивистское понимание этничности. Основные положения теории «этнических границ» Ф.Барта: формирование границ между «мы» и «другие», «свои» и «чужие». Социальные роли этничности: выражение групповой идентичности человека в эпоху универсализации и/или средство политического действия и манипулирования, применяемое политическими субъектами и группами (инструментализм). Взаимосвязь и соотношение этничности и национализма. Национализм и общество модерна. Концепции нации и нации-государства. Э.Геллнер, Э.Хобсбаум о расцвете национализма как продукте основных характеристик модерного индустриального общества. «Воображаемые сообщества» в эпоху печатного капитализма (Б.Андерсон). Этнический (культурный) и гражданский (политический) национализмы. «Историческая» теория национализма Э.Д.Смита. Недостатки и особенности советской концепции национализма и ее критика. Рост национализма и деволюция в эпоху глобализации. Глобализация и локализация. Понятие и виды национальных меньшинств (У.Кимлика). Основные политические стратегии государства в отношении этнокультурных меньшинств: 1) геноцид, 2) доминирование и сегрегация, 3) ассимиляция, 4) мультикультурализм (этнокультурный плюрализм). Феномен геттоизации. Актуализация мультикультурализма в конце XX – XXI вв.: национально-государственные особенности мультикультурализма как политической программы (примеры Канады, Австралии, США, европейских стран, России). «Парадокс мультикультурализма»: содержание и значение.
Методические указания студентам для самостоятельного изучения темы: Основные вопросы темы: 1. Понятие «этничность»: содержание, основные характеристики, социальная роль. 2. Примордиализм и конструктивизм о феномене этнического. 3. Нация как «воображенное сообщество» равноправных граждан и продукт индустриального модерного общества. Связь национализма и нации. Сущность и проявления национализма. 4. Основные варианты этнической политики государства в отношении меньшинств. 5. Формирование национального государства и нациестроительство в современной России: содержание, особенности, проблемы.
В работе на этой темой следует обратить внимание на то, что отечественная этносоциология начала развиваться в конце 1960-х гг. как отрасль социологической науки и одновременно междисциплинарное направление на стыке социологии, социальной психологии и этнологии. Ее становление было подготовлено развитием и институционализацией этнографии в СССР. В странах Запада наибольший вклад в изучение этнических групп и этничности начиная с 1960-х гг. внесла социальная антропология. Предметом этносоциологии является «изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды».[5] К настоящему времени сформировалась целая «семья» понятий, используемых в характеристике этнического: «этнос», «национальность», «народ», «этническая группа», «этническая общность», «этничность». Доминировавший в советской научной традиции термин «этнос» сегодня все активнее оспаривается сторонниками конструктивистского подхода как сопряженный с примордиализмом и вытесняется новым понятием «этничность». Слово «этническое» много старше и имело разнообразные значения и несовпадающие контексты употребления. Оно происходит от греческого “ethnos”, что означало «варвар», «язычник». В этом значении оно использовалось в английском языке с середины XIV века до середины XIX; потом его стали относить к описанию расовых признаков.[6] В США слово “ethnics” использовалось в годы второй мировой войны как вежливый способ говорить об итальянцах, ирландцах, евреях и других группах, которые считались низшими по отношению к большинству, преимущественно британского происхождения. В конце 1970-х гг. появляется новый термин «этничность»; его использование расширяется с ростом влияния конструктивистского похода. В отечественной науке «этнос» понимался как «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)».[7] Отечественная традиция примордиализма берет свое начало в работах В.И.Ленина, И.В.Сталина; получила развитие в работах академика Ю.В.Бромлея, оригинальной теории этногенеза и пассионарности Л.Н.Гумилева. С точки зрения примордиализма, этносы (этнические группы) – это объективные органические «данности» и устойчивые коллективы людей, разделяющих предписанный и довольно жесткий набор этнических признаков; это «близкородственные сверхсемейства», в которых общие черты передаются из поколения в поколение и характеризуются большой устойчивостью. Л.Н.Гумилев относил этносы к феноменам биосферы и характеризовал как «…системную целостность дискретного типа, работающую на геобиохимической энергии живого вещества»[8], и не совпадающую с такими явлениями как «общество», «раса», «популяция». Примордиализм имеет целый ряд разновидностей: биологический, психологический, историко-экономический, культурный. В определении феномена «этничность» ключевую роль играют два явления: 1) культура как общие образцы поведения, традиции и обычаи, а также коллективные ценности и нормы, выступающие как этническая характеристика группы людей; 2) идентичность, понимаемая как приписывание (самоидентификация и отнесение «другими») к определенной этнической группе. В современной социальной антропологии этничность характеризует аспекты взаимоотношений между группами, которые считают себя или воспринимаются другими как отличающиеся с точки зрения культуры.[9] Отцом-основателем конструктивистского подхода стал норвежский антрополог Ф.Барт, сформулировавший концепцию этнических границ. Этнические границы создаются в условиях взаимодействия индивидов и групп за счет социальных процессов включения и исключения. Следовательно, этнические группы – это формы социальной организации, приписывающие идентичность себе и приписывающие ее другим.[10] К этнодифференцирующим признакам («маркерам») в этносоциологии относят: язык, традиции и обычаи, религию, общие мифы, ценности, символы, искусство и музыку, одежду и прически, украшения, спорт, отличительную пищу и т.д. Примечательно, что во внимание могут быть приняты мелкие различия, тогда как более существенные – проигнорированы. Для формирования этнических границ важны только те маркеры дифференциации, что признаются самими участниками этнических отношений. Сторонники конструктивистского подхода полагают, что этничность – это не «кожа», а «одежда» индивида и группы, [11] то есть она не передается генетически по наследству, а является результатом социальной практики и отношений, складывающихся в обществе. В связи с этим предлагается процессуальная трактовка этничности как следствия взаимодействий между группами, между «мы» и «другие», ведущих к формированию этнической границы. Этническая граница изменчива, а значит и этничность – пластична, динамична, ситуативна. Приверженцы радикального варианта конструктивизма полагают, что «существующие на основе историко-культурных различий общности представляют собой социальные конструкты, возникающие и существующие в результате целенаправленных усилий со стороны людей и создаваемых ими институтов, особенно со стороны государства». [12] Это говорит о том, что конструктивизм сопряжен с инструменталистской трактовкой социальной роли этничности. Инструментализм утверждает, что этничность – это инструмент достижения социальных целей (нередко корыстных) в руках «этнических предпринимателей». Эта позиция оспаривается сторонниками экспрессивизма, которые полагают, что этничность – это средство выражения «Я», глубинной идентичности человека и группы в условиях усиливающейся рационализации и нивелирующей глобализации общества. В последние пятнадцать лет в отечественной науке серьезно пересмотрено содержание понятий «нация» и «национализм»; теперь их трактовка сблизилась с общемировыми подходами. Термин «нация» более не применяется в отношении этнических групп, различающихся с точки зрения культуры, а характеризует политические сообщества граждан, складывающиеся с конца XVIII века в контексте развития индустриального модерного общества. Речь идет о французской нации, американской нации, формирующейся сегодня российской нации, которые являются полиэтническими. Например, существует единое политическое сообщество американской нации, которая объединяет людей разного этнического и расового происхождения (есть одна американская нация и множество составляющих ее этнических и расовых групп). С точки зрения Б.Андерсона нация – «… это воображенное политическое сообщество», понимаемое как «горизонтальное товарищество» равноправных граждан, объединенных сильным чувством принадлежности к данному политическому единству.[13] Гражданская идентичность и чувство принадлежности к единой нации равноправных индивидов исторически приходит на смену подданству и лояльности династической монархии. Представление о национализме как идеологии и политике возвеличения своей нации и разжигания национальной розни и расовой ненависти на сегодняшний день представляется ограниченным и недостаточным. С точки зрения видного теоретика национализма Е.Геллнера, националистический принцип ни плох и ни хорош; «это теория политической законности, которая состоит в том, что этнические границы не должны пересекаться с политическими», «а также чтобы управляемые и управляющие внутри данной политической единицы принадлежали к одному этносу».[14] Примечательно, что не нации рождают национализм, а, напротив, национализм является той политической силой, которая приводит к формированию современных наций-государств в Западной Европе и Северной Америке в XIX – начале XX вв. Национализм – это идеология и практика, основанная на убеждении, что народ, имеющий общие характеристики языка, религии или этнической принадлежности, представляет своеобразную политическую общность. В начале 2000-х гг. Россия вступила в новый этап своего политического развития, получив на рубеже столетий очередной исторический «шанс» стать национальным государством. Наиболее отчетливо основные черты текущего периода формирования российской нации-государства обозначились в последние годы в контексте политической линии В.Путина. Она получила выражение в решительном укреплении российской государственности и властной «вертикали»; сопровождалась переосмыслением советского наследия национального самоопределения и федерализма. На смену политике 1990-х гг., приведшей к децентрализации управления и упрочению региональных элит, пришла центростремительная федеральная политика, сфокусированная на необходимости консолидации общегражданского самосознания россиян. Как свидетельствует мировой опыт, государство использует ряд стратегий в отношении меньшинств – вариантов этнической политики: 1) геноцид – систематическое физическое преследование и истребление представителей одной группы другой по расовым, этническим или религиозным мотивам; 2) сегрегация, или доминирование, – политика принудительного физического и социального разделения, иерархизации этнических и расовых групп; 3) ассимиляция, в результате которой меньшинства постепенно усваивают культурные образцы доминирующей культуры, отказываясь от своего культурного наследия; 4) мультикультурализм (культурный плюрализм) - идеология и политика, утверждающая правомерность и ценность культурного плюрализма, поддерживающая равноправие этнических культур. Сегодня геноцид и сегрегация в цивилизованных странах находятся вне закона. В современной России конкурируют два варианта интеграции этнических групп: ассимиляция и культурный плюрализм. Обязательная литература Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов.- М., 1999. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. Учебное пособие. Под ред. В.А.Ядова.- М., 2005. Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках / Российск. Гос. гуманит. ун-т, РАН.- М., 1999. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учеб для студ. Вузов.- М., 2006. Садохин А.П. Этнология: Учеб.пособие. Изд-е 3-е, перераб. и доп.- М., 2004. Дополнительная литература Геллер Э. Нации и национализм / Ред. и послесловие И.И.Крупника.- М., 1991. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма.- М., 2001. Мнацаканян М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни. Учеб. пособие. М., 2004. Смит Э.Д. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма.- М., 2004. Лурье С.В. Национализм, этничность, культура. Категории науки и историческая практика // Общественные науки и современность.- 1999.- № 4. Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии.- М., 2003. Ильин В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ. 1917 - 1996 гг. / Сыктывк. гос. ун-т, Институт социологии РАН. - Сыктывкар, 1996.- Гл. 8 Этносоциальная и расовая стратификация. Гидденс Э. Социология.- М., 1999.- Гл. 8. Масионис Дж. Социология. 9-е изд.- СПб., 2004. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. Учеб.пособие.- СПб., 1999. Брубейкер Р. Мифы и заблуждения в изучении национализма // Ab Imperio. Теория и история национальностей и национализма в постсоветском пространстве.- 2000.- № 1, 2. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / Под ред. Л.М.Дробижевой.- М., 2002. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России.- М., 2003.
Контрольные вопросы для самопроверки:
Контрольные тестовые задания для самопроверки: 1. Предметом этносоциологии является: 1) изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения; 2) изучение психологических и психических особенностей этносов, а также естественного воспроизводства этносов и динамики их численности; 3) изучение культурно-бытовых, экономических, социальных и психологических различий между народами и, прежде всего, отличия неевропейских народов от европейских.
2. Политическое значение этничности и национализма в XX веке по сравнению с предшествующим столетием и традиционным обществом: 1) снизилось; 2) не изменилось; 3) заметно актуализировалось. 3. Категория «этничность» в этносоциологии и этнологии является: 1) новым понятием; 2) традиционной категорией; 3) заимствованной у других наук.
4. Этничность в современной социологии и социальной антропологии – это: 1) аспект взаимоотношений между группами, которые имеют психологические и психические особенности, а также характеризуются совокупностью общих биологических признаков; 2) аспект взаимоотношений между группами, которые различаются отношением к собственности, местом в общественном разделении труда, уровнем доходов и характеристиками самосознания; 3) аспект взаимоотношений между группами, которые считают себя и воспринимаются другими как отличительные с точки зрения культуры.
5. Среди перечисленных ниже выделите 2 наиболее важных признака («маркера») этнического: язык, внешность, традиции и обычаи, цвет кожи, гражданство
6. Среди перечисленных ниже выделите 2 наиболее важных признака («маркера») этнического: культура, собственность, форма черепа, общая историческая память, власть
7. «Примордиальный» в контексте этносоциологии и этнологии означает: 1) объективный, предписанный; 2) исконный, изначальный; 3) биосоциальный, психологический.
8. Тезис этносоциологии о том, что этничность – это социальная конструкция, означает, что этничность есть: 1) ненастоящий и придуманный учеными феномен; 2) результат социальной практики и отношений, складывающихся в обществе; 3) воображенные и эфемерные аспекты взаимодействия этнических групп.
9. С точки зрения конструктивизма, этничность – это: 1) объективная характеристика, то есть «кожа» индивида; 2) изменчивая и ситуативная социальная характеристика, то есть «одежда» человека; 3) изначальные и генетически заданные свойства индивида и группы.
10. Среди приведенных ниже вариантов выделите 2 примера нации: эскимосы, американцы, россияне, бретонцы, афроамериканцы, валлийцы
11. Как связаны между собой нация и национализм: 1) Нация является источником национализма; 2) Национализм рождает нацию; 3) Нация и национализм – это одно и то же.
12. Представителем конструктивизма среди зарубежных исследователей является: 1) К.Гирц; 2) Э.Шилз; 3) Ф.Барт. 13. «Этнические предприниматели» в лице национальной элиты и интеллигенции приобретают большую власть и полномочия благодаря мобилизации этнического ресурса. Это положение соответствует следующему теоретическому подходу: 1) экспрессивизму; 2) примордиализму; 3) инструментализму.
14. Геноцид как государственная стратегия в отношении меньшинств – это: 1) политика принудительного физического и социального разделения этнических и расовых групп; 2) систематическое преследование и физическое истребление представителей той или иной группы по расовым, этническим или религиозным мотивам; 3) содействие усвоению меньшинствами культурных образцов доминирующей культуры – культуры большинства.
15. К достоинствам ассимиляции как варианта этнической политики можно отнести: 1) защиту права меньшинства на национальное самоопределение; 2) равенство прав этнических меньшинств с большинством; 3) сохранение и развитие культурной отличительности меньшинств.
16. Мультикультурализм как идеология и политика – это: 1) этнический процесс взаимодействия этносов, в результате которого одни поглощаются другими, при этом утрачивается их этническая идентичность; 2) терпимое отношение принимающего общества по отношению к группам вновь прибывающих иммигрантов; 3) признание социального равноправия этнических групп и легитимация в обществе культурного плюрализма. Контрольное задание по теме: 1. Раскрыть в письменной работе социальный облик и особенности конкретной этничности (по выбору студента, например, истории, этнонима и этнодифференцирующих признаков казанских (волжских) татар, русских и т.п.) с точки зрения примордиалистского подхода. 2. Раскрыть в письменной работе социальный облик и особенности конкретной этничности (по выбору студента, например, происхождения, идентичности и этнодифференцирующих признаков казанских (волжских) татар, русских и т.п.) с точки зрения конструктивистского подхода. 3. Написать аналитическое эссе на тему «Нациестроительство и русский национализм в современной России».
|