Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Этносоциология






Истоки и природа этничности. Основные признаки «этнического». Этническая группа (общность) как сообщество, разделяющее общую культуру, имя, веру в общее происхождение, язык, историю и традиции. Предмет, проблематика и методы этносоциологии. Примордиализм об этнических связях и корнях (Э.Шилз, К.Гирц, П. ван ден Берге). Биологическая, психологическая, историко-экономическая версии примордиализма (В.Ленин, И.Сталин, Ю.Бромлей, Л.Гумилев). Текущий спор отечественных сторонников примордиализма и конструктивизма (В.Тишков, В.Воронков). Конструктивистское понимание этничности. Основные положения теории «этнических границ» Ф.Барта: формирование границ между «мы» и «другие», «свои» и «чужие». Социальные роли этничности: выражение групповой идентичности человека в эпоху универсализации и/или средство политического действия и манипулирования, применяемое политическими субъектами и группами (инструментализм).

Взаимосвязь и соотношение этничности и национализма. Национализм и общество модерна. Концепции нации и нации-государства. Э.Геллнер, Э.Хобсбаум о расцвете национализма как продукте основных характеристик модерного индустриального общества. «Воображаемые сообщества» в эпоху печатного капитализма (Б.Андерсон). Этнический (культурный) и гражданский (политический) национализмы. «Историческая» теория национализма Э.Д.Смита. Недостатки и особенности советской концепции национализма и ее критика.

Рост национализма и деволюция в эпоху глобализации. Глобализация и локализация. Понятие и виды национальных меньшинств (У.Кимлика). Основные политические стратегии государства в отношении этнокультурных меньшинств: 1) геноцид, 2) доминирование и сегрегация, 3) ассимиляция, 4) мультикультурализм (этнокультурный плюрализм). Феномен геттоизации. Актуализация мультикультурализма в конце XX – XXI вв.: национально-государственные особенности мультикультурализма как политической программы (примеры Канады, Австралии, США, европейских стран, России). «Парадокс мультикультурализма»: содержание и значение.

 

Методические указания студентам для самостоятельного изучения темы:

Основные вопросы темы:

1. Понятие «этничность»: содержание, основные характеристики, социальная роль.

2. Примордиализм и конструктивизм о феномене этнического.

3. Нация как «воображенное сообщество» равноправных граждан и продукт индустриального модерного общества. Связь национализма и нации. Сущность и проявления национализма.

4. Основные варианты этнической политики государства в отношении меньшинств.

5. Формирование национального государства и нациестроительство в современной России: содержание, особенности, проблемы.

 

В работе на этой темой следует обратить внимание на то, что отечественная этносоциология начала развиваться в конце 1960-х гг. как отрасль социологической науки и одновременно междисциплинарное направление на стыке социологии, социальной психологии и этнологии. Ее становление было подготовлено развитием и институционализацией этнографии в СССР. В странах Запада наибольший вклад в изучение этнических групп и этничности начиная с 1960-х гг. внесла социальная антропология.

Предметом этносоциологии является «изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды».[5] К настоящему времени сформировалась целая «семья» понятий, используемых в характеристике этнического: «этнос», «национальность», «народ», «этническая группа», «этническая общность», «этничность». Доминировавший в советской научной традиции термин «этнос» сегодня все активнее оспаривается сторонниками конструктивистского подхода как сопряженный с примордиализмом и вытесняется новым понятием «этничность». Слово «этническое» много старше и имело разнообразные значения и несовпадающие контексты употребления. Оно происходит от греческого “ethnos”, что означало «варвар», «язычник». В этом значении оно использовалось в английском языке с середины XIV века до середины XIX; потом его стали относить к описанию расовых признаков.[6] В США слово “ethnics” использовалось в годы второй мировой войны как вежливый способ говорить об итальянцах, ирландцах, евреях и других группах, которые считались низшими по отношению к большинству, преимущественно британского происхождения. В конце 1970-х гг. появляется новый термин «этничность»; его использование расширяется с ростом влияния конструктивистского похода.

В отечественной науке «этнос» понимался как «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)».[7] Отечественная традиция примордиализма берет свое начало в работах В.И.Ленина, И.В.Сталина; получила развитие в работах академика Ю.В.Бромлея, оригинальной теории этногенеза и пассионарности Л.Н.Гумилева. С точки зрения примордиализма, этносы (этнические группы) – это объективные органические «данности» и устойчивые коллективы людей, разделяющих предписанный и довольно жесткий набор этнических признаков; это «близкородственные сверхсемейства», в которых общие черты передаются из поколения в поколение и характеризуются большой устойчивостью. Л.Н.Гумилев относил этносы к феноменам биосферы и характеризовал как «…системную целостность дискретного типа, работающую на геобиохимической энергии живого вещества»[8], и не совпадающую с такими явлениями как «общество», «раса», «популяция». Примордиализм имеет целый ряд разновидностей: биологический, психологический, историко-экономический, культурный.

В определении феномена «этничность» ключевую роль играют два явления: 1) культура как общие образцы поведения, традиции и обычаи, а также коллективные ценности и нормы, выступающие как этническая характеристика группы людей; 2) идентичность, понимаемая как приписывание (самоидентификация и отнесение «другими») к определенной этнической группе. В современной социальной антропологии этничность характеризует аспекты взаимоотношений между группами, которые считают себя или воспринимаются другими как отличающиеся с точки зрения культуры.[9] Отцом-основателем конструктивистского подхода стал норвежский антрополог Ф.Барт, сформулировавший концепцию этнических границ. Этнические границы создаются в условиях взаимодействия индивидов и групп за счет социальных процессов включения и исключения. Следовательно, этнические группы – это формы социальной организации, приписывающие идентичность себе и приписывающие ее другим.[10]

К этнодифференцирующим признакам («маркерам») в этносоциологии относят: язык, традиции и обычаи, религию, общие мифы, ценности, символы, искусство и музыку, одежду и прически, украшения, спорт, отличительную пищу и т.д. Примечательно, что во внимание могут быть приняты мелкие различия, тогда как более существенные – проигнорированы. Для формирования этнических границ важны только те маркеры дифференциации, что признаются самими участниками этнических отношений.

Сторонники конструктивистского подхода полагают, что этничность – это не «кожа», а «одежда» индивида и группы, [11] то есть она не передается генетически по наследству, а является результатом социальной практики и отношений, складывающихся в обществе. В связи с этим предлагается процессуальная трактовка этничности как следствия взаимодействий между группами, между «мы» и «другие», ведущих к формированию этнической границы. Этническая граница изменчива, а значит и этничность – пластична, динамична, ситуативна. Приверженцы радикального варианта конструктивизма полагают, что «существующие на основе историко-культурных различий общности представляют собой социальные конструкты, возникающие и существующие в результате целенаправленных усилий со стороны людей и создаваемых ими институтов, особенно со стороны государства». [12] Это говорит о том, что конструктивизм сопряжен с инструменталистской трактовкой социальной роли этничности. Инструментализм утверждает, что этничность – это инструмент достижения социальных целей (нередко корыстных) в руках «этнических предпринимателей». Эта позиция оспаривается сторонниками экспрессивизма, которые полагают, что этничность – это средство выражения «Я», глубинной идентичности человека и группы в условиях усиливающейся рационализации и нивелирующей глобализации общества.

В последние пятнадцать лет в отечественной науке серьезно пересмотрено содержание понятий «нация» и «национализм»; теперь их трактовка сблизилась с общемировыми подходами. Термин «нация» более не применяется в отношении этнических групп, различающихся с точки зрения культуры, а характеризует политические сообщества граждан, складывающиеся с конца XVIII века в контексте развития индустриального модерного общества. Речь идет о французской нации, американской нации, формирующейся сегодня российской нации, которые являются полиэтническими. Например, существует единое политическое сообщество американской нации, которая объединяет людей разного этнического и расового происхождения (есть одна американская нация и множество составляющих ее этнических и расовых групп). С точки зрения Б.Андерсона нация – «… это воображенное политическое сообщество», понимаемое как «горизонтальное товарищество» равноправных граждан, объединенных сильным чувством принадлежности к данному политическому единству.[13] Гражданская идентичность и чувство принадлежности к единой нации равноправных индивидов исторически приходит на смену подданству и лояльности династической монархии.

Представление о национализме как идеологии и политике возвеличения своей нации и разжигания национальной розни и расовой ненависти на сегодняшний день представляется ограниченным и недостаточным. С точки зрения видного теоретика национализма Е.Геллнера, националистический принцип ни плох и ни хорош; «это теория политической законности, которая состоит в том, что этнические границы не должны пересекаться с политическими», «а также чтобы управляемые и управляющие внутри данной политической единицы принадлежали к одному этносу».[14] Примечательно, что не нации рождают национализм, а, напротив, национализм является той политической силой, которая приводит к формированию современных наций-государств в Западной Европе и Северной Америке в XIX – начале XX вв. Национализм – это идеология и практика, основанная на убеждении, что народ, имеющий общие характеристики языка, религии или этнической принадлежности, представляет своеобразную политическую общность.

В начале 2000-х гг. Россия вступила в новый этап своего политического развития, получив на рубеже столетий очередной исторический «шанс» стать национальным государством. Наиболее отчетливо основные черты текущего периода формирования российской нации-государства обозначились в последние годы в контексте политической линии В.Путина. Она получила выражение в решительном укреплении российской государственности и властной «вертикали»; сопровождалась переосмыслением советского наследия национального самоопределения и федерализма. На смену политике 1990-х гг., приведшей к децентрализации управления и упрочению региональных элит, пришла центростремительная федеральная политика, сфокусированная на необходимости консолидации общегражданского самосознания россиян.

Как свидетельствует мировой опыт, государство использует ряд стратегий в отношении меньшинств – вариантов этнической политики: 1) геноцид – систематическое физическое преследование и истребление представителей одной группы другой по расовым, этническим или религиозным мотивам; 2) сегрегация, или доминирование, – политика принудительного физического и социального разделения, иерархизации этнических и расовых групп; 3) ассимиляция, в результате которой меньшинства постепенно усваивают культурные образцы доминирующей культуры, отказываясь от своего культурного наследия; 4) мультикультурализм (культурный плюрализм) - идеология и политика, утверждающая правомерность и ценность культурного плюрализма, поддерживающая равноправие этнических культур. Сегодня геноцид и сегрегация в цивилизованных странах находятся вне закона. В современной России конкурируют два варианта интеграции этнических групп: ассимиляция и культурный плюрализм.

Обязательная литература

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов.- М., 1999.

Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. Учебное пособие. Под ред. В.А.Ядова.- М., 2005.

Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках / Российск. Гос. гуманит. ун-т, РАН.- М., 1999.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учеб для студ. Вузов.- М., 2006.

Садохин А.П. Этнология: Учеб.пособие. Изд-е 3-е, перераб. и доп.- М., 2004.

Дополнительная литература

Геллер Э. Нации и национализм / Ред. и послесловие И.И.Крупника.- М., 1991.

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма.- М., 2001.

Мнацаканян М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни. Учеб. пособие. М., 2004.

Смит Э.Д. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма.- М., 2004.

Лурье С.В. Национализм, этничность, культура. Категории науки и историческая практика // Общественные науки и современность.- 1999.- № 4.

Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии.- М., 2003.

Ильин В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ. 1917 - 1996 гг. / Сыктывк. гос. ун-т, Институт социологии РАН. - Сыктывкар, 1996.- Гл. 8 Этносоциальная и расовая стратификация.

Гидденс Э. Социология.- М., 1999.- Гл. 8.

Масионис Дж. Социология. 9-е изд.- СПб., 2004.

Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. Учеб.пособие.- СПб., 1999.

Брубейкер Р. Мифы и заблуждения в изучении национализма // Ab Imperio. Теория и история национальностей и национализма в постсоветском пространстве.- 2000.- № 1, 2.

Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / Под ред. Л.М.Дробижевой.- М., 2002.

Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России.- М., 2003.

 

Контрольные вопросы для самопроверки:

  1. Каков предмет этносоциологии?
  2. Назовите основные признаки этнических общностей.
  3. Что такое этничность?
  4. Что такое нация в контексте современной социальной науки?
  5. Как связаны между собой нация и национализм?
  6. Назовите основные варианты этнической политики государства.
  7. Как инструментализм трактует социальную роль этничности?

Контрольные тестовые задания для самопроверки:

1. Предметом этносоциологии является:

1) изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения;

2) изучение психологических и психических особенностей этносов, а также естественного воспроизводства этносов и динамики их численности;

3) изучение культурно-бытовых, экономических, социальных и психологических различий между народами и, прежде всего, отличия неевропейских народов от европейских.

 

2. Политическое значение этничности и национализма в XX веке по сравнению с предшествующим столетием и традиционным обществом:

1) снизилось;

2) не изменилось;

3) заметно актуализировалось.

3. Категория «этничность» в этносоциологии и этнологии является:

1) новым понятием;

2) традиционной категорией;

3) заимствованной у других наук.

 

4. Этничность в современной социологии и социальной антропологии – это:

1) аспект взаимоотношений между группами, которые имеют психологические и психические особенности, а также характеризуются совокупностью общих биологических признаков;

2) аспект взаимоотношений между группами, которые различаются отношением к собственности, местом в общественном разделении труда, уровнем доходов и характеристиками самосознания;

3) аспект взаимоотношений между группами, которые считают себя и воспринимаются другими как отличительные с точки зрения культуры.

 

5. Среди перечисленных ниже выделите 2 наиболее важных признака («маркера») этнического:

язык, внешность, традиции и обычаи, цвет кожи, гражданство

 

6. Среди перечисленных ниже выделите 2 наиболее важных признака («маркера») этнического:

культура, собственность, форма черепа, общая историческая память, власть

 

7. «Примордиальный» в контексте этносоциологии и этнологии означает:

1) объективный, предписанный;

2) исконный, изначальный;

3) биосоциальный, психологический.

 

8. Тезис этносоциологии о том, что этничность – это социальная конструкция, означает, что этничность есть:

1) ненастоящий и придуманный учеными феномен;

2) результат социальной практики и отношений, складывающихся в обществе;

3) воображенные и эфемерные аспекты взаимодействия этнических групп.

 

9. С точки зрения конструктивизма, этничность – это:

1) объективная характеристика, то есть «кожа» индивида;

2) изменчивая и ситуативная социальная характеристика, то есть «одежда» человека;

3) изначальные и генетически заданные свойства индивида и группы.

 

10. Среди приведенных ниже вариантов выделите 2 примера нации:

эскимосы, американцы, россияне, бретонцы, афроамериканцы, валлийцы

 

11. Как связаны между собой нация и национализм:

1) Нация является источником национализма;

2) Национализм рождает нацию;

3) Нация и национализм – это одно и то же.

 

12. Представителем конструктивизма среди зарубежных исследователей является:

1) К.Гирц;

2) Э.Шилз;

3) Ф.Барт.

13. «Этнические предприниматели» в лице национальной элиты и интеллигенции приобретают большую власть и полномочия благодаря мобилизации этнического ресурса. Это положение соответствует следующему теоретическому подходу:

1) экспрессивизму;

2) примордиализму;

3) инструментализму.

 

14. Геноцид как государственная стратегия в отношении меньшинств – это:

1) политика принудительного физического и социального разделения этнических и расовых групп;

2) систематическое преследование и физическое истребление представителей той или иной группы по расовым, этническим или религиозным мотивам;

3) содействие усвоению меньшинствами культурных образцов доминирующей культуры – культуры большинства.

 

15. К достоинствам ассимиляции как варианта этнической политики можно отнести:

1) защиту права меньшинства на национальное самоопределение;

2) равенство прав этнических меньшинств с большинством;

3) сохранение и развитие культурной отличительности меньшинств.

 

16. Мультикультурализм как идеология и политика – это:

1) этнический процесс взаимодействия этносов, в результате которого одни поглощаются другими, при этом утрачивается их этническая идентичность;

2) терпимое отношение принимающего общества по отношению к группам вновь прибывающих иммигрантов;

3) признание социального равноправия этнических групп и легитимация в обществе культурного плюрализма.

Контрольное задание по теме:

1. Раскрыть в письменной работе социальный облик и особенности конкретной этничности (по выбору студента, например, истории, этнонима и этнодифференцирующих признаков казанских (волжских) татар, русских и т.п.) с точки зрения примордиалистского подхода.

2. Раскрыть в письменной работе социальный облик и особенности конкретной этничности (по выбору студента, например, происхождения, идентичности и этнодифференцирующих признаков казанских (волжских) татар, русских и т.п.) с точки зрения конструктивистского подхода.

3. Написать аналитическое эссе на тему «Нациестроительство и русский национализм в современной России».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.