Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания для самостоятельного изучения темы 1.4.






При изучении истории становления социологии как науки в России необходимо исходить из того, что хотя она и утверждается как самостоятельная наука с 60-х годов ХIХ века, истоки становления социального мышления в нашей стране уходят в глубь веков. Особое место для развития российской социальной мысли занимает первая четверть ХIХ века, когда начинается (по выражению А.И.Герцена) «великий ледоход» русской мысли и фактически рождается русское социально-философское сознание в форме философии истории. Мыслители первой половины ХIХ века (в первую очередь, западники и славянофилы), в своих работах ставят те вопросы, которые и будут позже обсуждаться первыми российскими социологами.

Так, А.И.Галич (1783-1848) формирует основы антропологической традиции русской философии и социологии. Н.И.Надеждин (1804-1856) вводит в социальную мысль идею историзма и во многом выступает в качестве основоположника теоретической социологии в России. П.И.Пестель (1793-1826) формулирует идею революционного преобразования общества как способа его прогресса. Особое место принадлежит В.Н.Майкову (1823-1847), который первым познакомил Россию с идеями О.Конта и начал говорить на социологическом языке. В статье «Общественные науки в России» (1845) Майков, не принимая контовский термин «социология», ставит задачу формирования новой «социальной философии» как общественной науки о законах социальной жизни людей и народов.

Итогом предсоциологического этапа российской социальной мысли стало творчество К.Д. Кавелина (1818-1885), который К.Д. Кавелин стремясь выйти за пределы западничества и славянофильства и преодолеть их крайности, сформулировал ряд идей, которые оказались центральными в социологии России. Особое внимание он уделил поиску таких социальных форм, которые позволили бы органично сочетать общечеловеческое и национально-самобытное при приоритете последнего. К.Д. Кавелин обращается и к другому ключевому сюжету русской мысли – проблеме прогресса. Не принимая рассмотрение прогресса через изменение внешних социальных форм, он обосновывает концепцию прогресса как внутреннего саморазвития личности, ее культуры. Он считал, что прогресс возможен только там, где есть развития личность. Позже эти идеи сходным образом ставились и представителями этико-субъективной школы в русской социологии. Необходимо учесть, что на предсоциологическим этапе русская социальная мысль сформулировала программное поле социологических исследований, поставила ряд кардинальных вопросов, заложила основы социальной методологии.

Вторая половина ХIХ века становится тем периодом, когда возникает и бурно развивается русская социологическая наука.

При изучении основных этапов развития социологии в дореволюционной России необходимо обратить внимание как на ее теоретическую эволюцию, так и на процесс институционализации этой науки, признания ее в академическом сообществе и обсуждения ее концепций широкой общественностью. В своем развитии в конце ХIХ – начале ХХ века социология в России прошла три фазы теоретической эволюции: позитивизм (включая как дискуссии вокруг классического контовского и спенсеровского позитивизма, так и обсуждение марксистских идей), антипозитивизм (неокантианство) и неопозитивизм.

Процесс институционализации социологии в дореволюцион­ной России завершился открытием первой кафедры социологии в Психоневрологическом институте (1908) и созданием Социологического общества им. М.М. Ковалевского (1916). М.М. Ковалевский (1851-1916), признанный авторитет в области теории социологии и организации ее преподавания как научной дисциплины, творчество которого знаменовало собой вершину русского позитивизма, создал многофакторную теорию общественного развития и обосновал значение для социологии историко-сравнительного метода.

Центральными проблемами русской социологической мысли рубежа веков были следующие: обоснование социологии как самостоятельной науки, исследование её принципов, методов и понятий; обсуждение проблем социальной динамики, " законов и формул" прогресса, историко-сравнительного метода; исследование социального поведения людей и социальной структуры общества; полемика с ведущими западными социологами в русской публицистике, касающаяся методологических и теоретических основ социологии как науки. В социологии этого периода ярко проявилась публицистическая и морализирующая тенденция, от социолога требовалась четкая позиция по отношению к актуальным вопросам общественной жизни и соответствие его теоретических построений моральным идеалам. Практическая заостренность неизбежно приводила к политизации социологической мысли. В рамках всех направлений и течений социологи пытались с помощью научных аргументов обосновать тот или иной вариант общественного переустройства России.

Основными течениями социологической мысли в России во второй половине XIX – начале ХХ века были следующие:

* натуралистическое направление: географический детер­минизм (Л.И.Мечников, С.Н.Соловьёв, В.О.Ключев­ский), органицизм (А.И.Стронин, П.Ф.Лилиенфельд, Я.А.Нов­и­ков);

* этико-субъективная школа (П.Л.Лавров, Н.К.Михайлов­ский, С.Н.Южаков и др.);

* психологическое направление (С.В.Де-Роберти, Н.И.Ка­ре­ев, Н.М.Коркунов и др.);

* неославянофильское направление: теория " культурно-исторических типов" Н.Я.Данилевского, натуралистическая теория общества К.Н.Леонтьева;

* социологические концепции народничества (П.Н.Тка­чёв, М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин);

* классический позитивизм (М.М.Ковалевский);

* антипозитивизм: социальная гносеология А.С.Лаппо-Данилевского и Б.А.Кистяковского; субъективно-нормативные концепции П.И.Новгородцева и В.М.Хвостова; психоло­гичес­кая интерпретация неокантианства Л.И.Пет­ражиц­кого;

* христианская социология и философия истории русской религиозно-философской школы (В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк);

* марксистское направление: леворадикальное направле­ние (Г.В.Плеханов, Н.И.Зибер, В.И.Ленин); " легальный марксизм" (П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский, ранний период творчества Н.А.Бердяева);

* неопозитивизм (российский период творчества П.А.Сорокина, К.М.Тахтарев, А.С.Звоницкая).

Своеобразным итогом дореволюционной социологической мысли в России стало раннее творчество П.А.Сорокина (1889-1968) – выдающегося социолога ХХ века, который в 1922 году был вынужден эмигрировать заграницу. В «американский» период были реализованы многие тенденции, обозначенные им еще на ранней стадии научной деятельности. Получив признание в академических кругах США, он в 1930 году организовал и возглавил социологический факультет в престижном Гарвардском университете. В своем интегральном социологическом синтезе П.А.Сорокин развил идеи специфики объекта социологии, ее ориентации на анализ культуры и нравственности, идею социального взаимодействия, выдвинутые Е.В. Де Роберти; использовал плюралистическую методологию М.М.Ковалевского и опирался на нормативно-ценностное рассмотрение социальных систем, необходимость которого обосновал Л.И. Петражицкий.

Социология, по мнению П.А.Сорокина, призвана изучать систему социальных связей между людьми, их типологические черты. В отличие от конкретных социальных наук, она изучает родовые свойства социальных явлений в их структурной организации и их эволюции. Структура социологии представлена у П.Сорокина следующим образом: она разделяется на теоретическую и практическую. Первая изучает явления взаимодействия с точки зрения сущего, вторая должного. Теоретическая социология включает в себя три раздела: 1) «социальная аналитика», изучающая строение (структуру) социального явления и его основные формы; 2) «социальная механика», исследующая социальное поведение людей, его факторы и закономерности; 3) «социальная генетика» (генетическая социология), определяющая основные тенденции развития общества. Для подробного анализа объекта, предмета, структуры социологии в трактовке П.А.Сорокина необходимо обратиться к его работам «российского» периода «Система социологии», «Общедоступный учебник социологии».

В своем более позднем труде «Социокультурная динамика» П.А Сорокин изложил концепцию трех исторических типов цивилизаций (доминантных культурных сверхсистем) – идеациональной (умозрительной или религиозной), чувственной (сугубо светской, атеистической) и идеалистической, занимающей промежуточное место между первыми двумя. Им обосновывается циклический характер попеременного господства каждого из трех типов ценностно-нормативных систем. Наиважнейшим фактором социокультурных изменений (динамики) становится распад той или иной системы. Модель «интегральной» культурной сверхсистемы, по мнению П.А.Сорокина, дает больше для адекватного определения и описания культуры, чем традиционные социологические, антропологические или культурологические методы.

П.А.Сорокин внес также неоценимый вклад в разработку теории социальной стратификации, особенно значимо его определение социальной мобильности как естественного состояния общества, которое включает в себя не только социальные перемещения индивидов или групп, но и социальных объектов (ценности), то есть всего того, что создано или видоизменено человеком. При изучении теории социальной мобильности П.А.Сорокина необходимо обратить внимание на выделение им различных видов социальной мобильности и проследить их связь с формами социальной стратификации.

После октябрьской революции 1917 года социология переживает новый этап своего развития, ознаменованный продолжением процесса институционализации и популяризации социологической науки. После размежевания с буржуазными направлениями, закончившегося высылкой из страны ученых, не смирившихся с советской властью, социология в нашей стране продолжила свое развитие в рамках марксистского подхода. Тем не менее, в 20-е годы продолжились дискуссии о предмете социологии и соотношении исторического материализма и социологии, что по сути актуализировало вопрос о возможности существования социологии как самостоятельной науки. Одновременно в это время появляются зачатки различных отраслевых социологий, широкое распространение получает проведение эмпирических исследований. Однако в конце 20-х – начале 30-х годов социологические исследования свертываются, так как режим личной власти не нуждался в социологии, которая раскрывала противоречия общественных процессов. Социология объявляется буржуазной наукой («лженаукой»), термин социология выходит из употребления. Это привело к тому, что социологии в начале 30-х годов прекращает свое развитие в нашей стране. «Второе рождение» социологическая наука получает во времена хрущевской «оттепели» в конце 50-х годов, но право на существования получают лишь социологические исследования. Возобновляются дискуссии о предмете и методах социологии, начинают проводиться прикладные исследования, нацеленные на изучение социальных проблем в различных сферах общества. Важной вехой в утверждении статуса социологической науки стало основание Советской социологической ассоциации в 1962 году. Однако административное давление на социологов ослабляется лишь в конце 80-х – начале 90-х годов, во времена «перестройки» снимается запрет на развитие теоретической социологии, появляются новые академические научные учреждения и ряд социологических служб, деятельность которых приводит к возникновению и развитию новых направлений в социологии и становлению профессионального социологического образования. Об актуальных тенденциях в современной российской социологической науке, ее достижениях, проблемах и трудностях можно узнать из публикаций в многочисленных социологических изданиях, материалов конгрессов российских социологов и разнообразных научных конференций.

Обязательная литература

Воронцов А.В., Громов И.А. История социологии XIX – начало XX века. Ч.2. Русская социолгия. – М.: ВЛАДОС, 2005.- 477 с.

Елсуков А.Н. История социологии. – Минск: Вышэйшая школа, 1997.

Дополнительная литература

Сорокин П.А. Социокультурная динамика. – М., 2000.

Ковалевский М.М. Сочинения: в 2 т. – М., 1997.

Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века). Под ред. Е.И. Кукушкиной. Учебное пособие.- М.: Высшая школа, 2004.- 456 с.

Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. – Минск, 2000.- 343 с.

Новикова С.С. История развития социологии в России.- Учебное пособие. – Москва-Воронеж, 1996. – 288 с.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы особенности становления социологии в России?

2. Выделите основные этапы становления отечественной социологии.

3. Назовите основные вехи институционализации социологии в России.

4. В чем состояла специфика позитивистского и антипозитивистского направлений социологии в России? Дайте характеристику основным течениям российского позитивизма и антипозитивизма.

5. Раскройте содержание основных идей социологической концепции П.А.Сорокина. Что нового своим научным творчеством он внес в мировую социологию?

6. Дайте характеристику развития отечественной социологии во второй половине ХХ века. В чем состоят достижения и трудности современного этапа ее развития?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.