Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассказы детей из опыта






 

Рассказы о впечатлениях из опыта опираются в основном на материал, воспринятый, осмысленный ребёнком и сохранённый его памятью. В основе их лежит работа пяти и воссоздающего воображения. Это рассказы о тех событиях, свидетелями или участниками которых были сами дети.

Рассказы из опыта можно разделить на два вида:

• рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети (экскурсия на почту);

• рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи, как ты провёл выходной день»; «Расскажи о своём доме»).

Методика обучения рассказыванию из опыта была разработана Е.И. Тихеевой, Л.А. Пеньевской, Э.П. Коротковой.

Вид рассказывания, как правило, определяет и приём обучения. Наиболее эффективны и широко используются вспомогательные вопросы, образец рассказа воспитателя, которые имеют в этом виде речевой деятельности детей свою специфику. В качестве дополнительных можно назвать такие приёмы, как указания, анализ и оценка детских рассказов, подсказ нужного слова, совместный рассказ воспитателя и ребёнка и др.

Успешность выполнения речевого задания зависит от активизации детей детской памяти. С этой целью используются вспомогательные вопросы. Задача их – научить ребёнка последовательно и полно, в понятной для слушателей форме воспроизводить свой личный опыт, рассказывать о впечатлениях и переживаниях, направлять своё внимание на суть передаваемых событий. Вопросы должны быть понятными детям и давать возможность для составления связного последовательного рассказа. Наиболее широко вопросы используются в рассказах, отражающих коллективный опыт («А помните, как Миша чуть не заблудился в лесу»). В рассказывании на темы из личного опыта они тоже уместны, но задаются в более общем виде, поскольку воспитатель не знает, о чём будет говорить ребёнок («Где ты отдыхал летом? С кем? Что интересного было?». Вопрос задаётся в естественно-разговорной форме. Воспитатель выказывает свою заинтересованность к предмету рассказа, желание узнать о нём подробнее.

Другим приёмом обучения является образец рассказа воспитателя. Ценность рассказа-образца в том, что он показывает пример замысла, повышает интерес к рассказыванию и направляет мысли ребёнка на конкретные факты из его жизненного опыта, которые могут стать основой для самостоятельного рассказа и способствовать развитию замысла.

Образец должен вести к развитию самостоятельной мысли, а не к механическому повторению.

Другим приёмом обучения детей является рассказывание по плану, заданному в виде вопросов и указаний. План способствует большей сосредоточенности на предмете рассказа, развитию последовательности в изложении событий. План в виде вопросов: «Расскажите, как вы провели праздник. Куда ходили? С кем? Что видели интересного? Что вам особенно понравилось?» План в виде указаний: «Расскажите, как мы вырастили цыплят. Сначала расскажите, как у нас появились цыплята, какие они были. Потом – как мы за ними ухаживали. Закончите рассказ тем, какие стали цыплята, когда выросли».

В младшем дошкольном возрасте настоящего рассказывания по воспоминаниям ещё нет. Высказывания детей несовершенны, для них характерна ситуативность, их трудно понять слушателю. Дети дополняют свои сообщения движениями и жестами. Занятие проходит как полуразговор, полубеседа на близкую детям тему: о любимых игрушках и животных; о том, с кем ребёнок живёт дома; о том, как прошёл выходной день.

Разговор-беседу связывают с наглядным материалом. Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки в игровом уголке. Затем – рассказать, какие игрушки есть у детей дома, как они играют. Обобщает высказывания детей: «Миша нам рассказал, что у него есть машина грузовик. Грузовик у него большой зелёный. Миша катает в нём зайку». Такие занятия можно заканчивать внесением наглядного материала (к детым приходит новая кукла, мишка или персонаж кукольного театра) или чтение потешки, стихотворения. Рассказывание о семье, можно проводить в вопросно–ответной форме: «У тебя есть брат или сестра? Какой он (какая она) большой (-ая) или маленький (-ая)? Как его (её) зовут? Как ты с ним (с ней) играешь?» В итоге педагог обобщает: «Катя нам рассказала, что у неё есть брат. Его зовут Игорь. Он учится в школе. Игорь заботиться о Кате, гуляет с ней, катает на санках». Такое занятие тоже заканчивается эмоционально: чтением стихов, пением, слушанием музыки.

В среднем дошкольном возрасте обучение начинается с рассказывания по вопросам и заканчивается обобщением педагога или детей. Ребёнок рассказывает о том, как помогает маме, что он видел на улице, как провёл праздник, какой подарок подарил маме.

Самостоятельное повествование рекомендуется начинать с рассказов, отражающий коллективный опыт: как работали на огороде, что видели на кухне. Вначале используется образец в виде начала рассказа. Воспитатель начинает изложение событий, а дети продолжают. Педагог помогает вопросами, напоминаниями, предложением вспомнить какой-либо факт и рассказать о нём: как поливали грядки, что выросло на огороде, как собирали урожай, облегчая детям последовательность рассказывания. В таком повествовании принимают участие многие дети, дополняя друг друга. В итоге получается полный текст, в котором есть начало, середина и конец.

При условии систематического обучения умениям, необходимым для описания и повествования, детям становится посильным рассказывание из индивидуального опыта («Где работают моя мама, мой папа»). Воспитатель помогает вопросами до начала рассказывания и по ходу его по мере надобности. Большую помощь оказывает образец в форме обобщения разрозненных ответов детей. Позднее становится возможным использовать образец перед рассказыванием. Он помогает ребёнку вспомнить случай из его жизни и построить высказывание по аналогии.

Старшие дошкольники свой рассказ облекают в форму связного, последовательного, понятного для слушателей повествования, но обучающая роль педагога велика и в этих возрастных группах.

Усилия воспитателя направлены на развитие у детей памяти и воссоздающего воображения, на формирование умения выстраивать логику повествования, самостоятельно отбирать материал из жизненных впечатлений, находить нужные слова и выражения. С этой целью применяются образец рассказа и план.

В начале учебного года в старшей группе можно использовать разработанный Э.П. Коротковой приём подачи образца с последующим его анализом.

Тема рассказывания из опыта – «Моя любимая игрушка». В предварительной беседе детям предлагают вспомнить об их игрушках, назвать и описать их, а затем ставится задача интересно рассказать о любимой игрушке. Детские рассказы предваряет образец.

«Когда я была маленькой, моей любимой игрушкой был заводной цыплёнок. Он был жёлтеньким, с круглыми чёрными глазками и острым клювом. Цыплёнок был маленький – умещался на моей ладошке. Когда его заводили, он начинал быстро-быстро клевать: тук-тук, тук-тук. И перебегать с места на место. Я подзывала цыплёнка: цып-цып-цып! И сыпала зёрна. Мне было весело!»

Затем педагог анализирует образец, объясняет, что рассказ состоит из двух частей: вначале подробно говорится об игрушке, как она выглядела, чем была интересна, в конце – об игре с любимой игрушкой. В заключении даются конкретные указания детям: «Когда будете рассказывать, постарайтесь сначала подробно сказать всё об игрушке, а потом – как вы с ней играете». Этот приём помогает детям овладеть формой изложения.

В дальнейшем образец используется как побудитель детского творчества. Методика применения его в связи с этим изменяется. Его можно предлагать детям после 2-3 рассказов или в конце занятия. Постепенно от образца можно перейти к рассказыванию по плану и по указаниям педагога.

В старших группах расширяется программа ознакомления с окружающим миром, появляются новые темы, связанные с общественными событиями, с трудом взрослых, с трудом самих детей. («Что мы видели в библиотеке», «Что мы узнали о работе почтальона», «Как повар готовит обед». К анализу привлекаются дети («Понравился ли вам рассказ? Что запомнилось в нём?» и т.п.). Оценка педагога должна быт доброжелательная, конкретной, без общих фраз.

С детьми седьмого года жизни можно организовать рассказывание из опыта морально-этические темы («Рассказ о моём друге», «Как мы заботимся о малышах», «За что я люблю свою маму»). Эффективен приём коллективного рассказывания, когда дети объединяются для выполнения общего задания. Воспитатель составляет план, выделяет микротемы и распределяет их между детьми для рассказа о школе (школьные задание, класс, учителя и ученики, школьный урок, перемена). Каждый ребёнок обдумывает свою часть рассказа. Педагог начинает, а дети друг за другом продолжают рассказ под руководством взрослого. В дальнейшем возможно совместное с детьми составление плана рассказа, выбор детьми микротем, свободное обсуждение их содержания.

Полезно использовать и такой приём, как рисование детьми своей любимой игрушки, кошки или собаки, собственного дома с последующем рассказыванием о нарисованном.

Одним из ценных приёмов развития речи является составление письма. Этот приём был предложен и обоснован Е.И. Тихеевой, считавшей, что детей надо упражнять с ранних лет в этой форме изложения собственных мыслей. Известно, что письменная речь – высшая форма связной речи. Особое значение имеет составление письма: ребёнок составляет текст, а взрослый записывает. Письмо заболевшему товарищу, воспитательнице ил в другой детский сад составляется коллективно, но каждый ребёнок даёт свой текст. Продумывается план – с чего начать письмо (как обратиться к получателю письма), о чём и в какой последовательности писать, чем закончить. Кроме отбора содержания для письма, обсуждается форма изложения. Отбираются наиболее удачные предложения, более точные слова, одни слова заменяются другими (в процессе обсуждения). Письмо прочитывается, переписывается, заклеивается в конверт. После оформления адреса письмо опускают в почтовый ящик. Составление письма – своеобразный рассказ детей, имеющий особое содержание и структуру.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.