Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассказы по картине






 

Рассказывание по картине. В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

В методики развития речи обучению рассказыванию по картине (описание и повествование) разработано в достаточной степени детально. Здесь методика опирается на классическое наследие западной и русской педагогики, использованное позднее применительно к работе с детьми дошкольного возраста Е.И. Тихеевой, Е.А. Флёриной, Л.А. Пеньевской, Е.И. Радиной, М.М. Кониной и другими. Все они подчёркивали большое значение картинки как для общего развития детей, так и для развития их речи.

В формировании умений описывать картины и составлять рассказы- повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов.



Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные: «Лошадь с жеребёнком», «Корова с телёнком» из серии домашние животные» - автор С.А. Веретенникова, художник А. Комаров).

Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.

Серия или набор картин, связанные единым сюжетным содержанием, например (рассказ в картинках) «Рассказы в картинках» Н. Радлова.

Используются и репродукции картин мастеров искусства:

пейзажные картины: А.Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода» и т.д.;

натюрморт: К. Петров-Водкин «Черёмуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом» и т.д.

Одним из приёмов, подготавливающих детей к рассказыванию по картине, являются рассматривание и беседа по её содержанию. Роль картинки для детей младшего возраста преимущественно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении.

Рассматривание начинается с внесения картины и молчаливого её содержания. Воспитатель поддерживает разговор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развёртывает беседу. Основной методический приём здесь – вопросы. Выделяется центральный образ, а затем другие объекты, предметы, их качества. Вопросы должны быть понятными, направленные на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приёмы (детям предлагается мысленно поставить себя на место ребёнка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»).

Усложненный вид рассматривания - беседа по картине. Он отличается от предыдущего занятия целенаправленностью, систематичностью вопросов, последовательностью рассматривания и обязательным участием детей.

Здесь используются, кроме вопросов, обобщение педагога, подсказ нужного слова, повторение детьми отдельных слов и предложений. Беседа завершается обобщающим рассказыванием.

В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются более сложные предметные и сюжетные картины («Подарки маме в день 8 Марта», «Дорогие гости» и другие). Одни из них даются только для рассматривания, другие – для рассматривания и последующего рассказывания.

Беседы по картинам усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали.

В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращаются более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Картина может рассматриваться по частям. Вначале - главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Важно, чтобы ребёнок образными словами выразил своё личное отношение к воспринятому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно подобрать эпитеты, сравнения.

Повысит детскую активность предложение самим задавать вопросы. Так в учебную деятельность вводится элемент самостоятельного поиска. Эти вопросы учитываются при дальнейшем рассматривании.

Для активизации речи и мышления использовались такие приёмы, как задание детям подумать («О чём вы ещё хотели бы узнать?»), указание, в какой форме его выполнить («Задайте вопросы»), подведение детей к общению («Что нового вы узнали?».

Развитию творчества способствует приём придумывания детьми названия картины, обсуждение его, выбора наиболее удачного, сравнения с настоящим названием.

Следовательно, рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов- повествований.

В обучении детей рассказыванию по картине выделяют несколько этапов.

В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.

В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.