Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии сформированности мировоззрения учащихся






Одним из важных для учителя является вопрос о критериях сфор­мированности мировоззрения учащихся. В научной литературе име­ются разные подходы к разработке этих критериев. Однако боль­шинство исследователей считают, что при определении уровня сформированности мировоззрения следует исходить из самой его сущности, содержания и структуры. В связи с этим при оценке уров­ня сформированности мировоззрения школьников необходимо учи­тывать следующие показатели:

а) знание учащимися важнейших понятий, законов, теоретичес­ких обобщений, имеющих определяющее значение для понимания сущности процессов развития природы и общества и выработки ми­ровоззрения;

б) устойчивость взглядов и убеждений учащихся, которые сказываются при оценке всех явлений и событий окружающей жизни;

в) проявление учащимися своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в своей деятельности и поведения.

Конечно, в реальной жизни не так легко и просто определить уровень сформированности такого сложного личностного образо­вания, каким является мировоззрение. Но использование указан­ных критериев в какой-то мере может способствовать решению этой задачи.

Завершая изложение вопросов, относящихся к формированию мировоззрения учащихся, нельзя не обратить внимание на следую­щее положение. Хотя этот процесс осуществляется на всех этапах школьного обучения и особенно важное значение приобретает в старших классах, тем не менее нельзя сказать, что к окончанию школы все ее выпускники имеют достаточно твердые мировоззрен­ческие взгляды и убеждения. И причины этого коренятся не только в недостатках учебно-воспитательной работы. Мировоззрение ста­новится устойчивым только в процессе выработки у человека жиз­ненного опыта, только в столкновении с жизненными коллизиями и трудностями, их преодолении и утверждении истинности и само­ценности собственных взглядов и убеждений. Естественно, что школа в силу специфики своей работы не всегда обеспечивает по­добную жизненную закалку учащихся. Но при надлежащей поста­новке учебно-воспитательной работы она закладывает интеллекту­альные и эмоциональные основы научного мировоззрения и созда­ет необходимые предпосылки для его дальнейшего развития и ук­репления.

Литература для самостоятельной работы

Ашишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. – Львов, 1986.

Каянов B.C. Научное мировоззрение. Социально-философский аспект. – М., 1987.

Вернадский В.И. Научное мировоззрение // Философия и мировоззрение / Сост. П.B. Алексеев. – М., 1990.

Попов С. И. Формирование научного мировоззрения школьников: психологический аспект // Сов. педагогика. – 1991. – № 6.

Щурпюков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. – Казань, 1989.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.