Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Накопление и развитие положительных традиций совместной деятельности учащихся






В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции (от лат. traditio – передача). «Ничто так не скрепляет коллектив, – говорил А.С. Макаренко, – как традиция. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет тради­ций... не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал..., – это школы, которые накопили традиции»[143]. Большое значение в воспитании придавал традициям и В.А. Сухомлинский.

В укреплении ученического коллектива немаловажное значение имеют такие яркие и содержательные традиции, как «День встречи первоклассников», «Последний звонок выпускникам школы», празд­ник «За честь школы», праздник урожая, неделя сада, неделя книги и др. Но нередко в школах основное внимание уделяется созданию и накоплению торжественно-праздничных традиций. Между тем для воспитания коллектива нужны и будничные традиции, побуждаю­щие учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения.

В одной из школ, например, зародился обычай отмечать оконча­ние учебы в начальных классах посадкой деревьев на пришкольном участке. В другой школе по традиции деревья сажают вместе один­надцатиклассники и первоклассники, причем последние ухаживают на ними до окончания школы. Во многих классах складываются и поддерживаются традиции точно в назначенное время начинать со­брания, утренники и другие мероприятия. Широкое распростране­ние получили традиции шефства старших классов над младшими. Нетрудно понять, что все эти традиции развивают коллектив, повы­шают содержательность его жизни, расширяют границы деятель­ности учащихся, что, естественно, оказывает на последних большое воспитательное влияние, укрепляет их сплоченность, поддержива­ет чувство гордости за свой коллектив.

При правильной и целенаправленной организации воспитатель­ной работы с коллективом, всемерном развитии его самодеятельнос­ти, внутришкольной демократии и здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые способ­ствуют эффективному формированию чувства коллективизма у уча­щихся. Наиболее существенными психологическими и нравствен­ными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственно­го достоинства и гордости за свой коллектив; чувство товарищест­ва, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех учащихся в решении совместно поставленных задач; наконец, чувст­во защищенности каждого члена коллектива. Создание такого стиля и тона, естественно, требует, как уже отмечалось, длительного вре­мени, активных и методически правильных педагогических усилий. Но если такой стиль и тон складываются, тогда в полной мере про­являются такие важные воспитательные функции коллектива, как организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом воспитания и управления своей деятельностью, нравственно-воспита­тельная и личностно-развивающая, когда коллектив способствует фор­мированию правильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и культуры поведения учащихся и, наконец, стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности и самодеятельнос­ти своих членов в повышении содержательности и здоровой целе­направленности своей жизни (В.М. Коротов).

Литература для самостоятельной работы

Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. – М., 1984.

Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М., 1987.

Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. – М., 1974.

Красовицкий М.Ю. Общественное мнение ученического коллектива. – М., 1984.

Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч.: В 7 т. – М., 1958. – T. V.

Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. – М., 1978.

Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. – М., 1988.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.

Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М.. 1987.

Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. – Минск, 1972.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.