Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уроки-семинары. Уроки-конференции






В последние годы в шко­лах более широко стали проводиться уроки-семинары и уроки-конферен­ции. Чем же характеризуются их дидактические особенности и ме­тодические основы?

Цель и специфика уроков-семинаров (от лат. seminarium – рассад­ник, в данном случае – рассадник знаний) состоит в том, чтобы ак­тивизировать самостоятельную работу учащихся над учебной и дополни­тельной литературой и таким образом побуждать их к более глубокому осмыслению и обогащению знаний по изучаемой теме. Проводятся они, как правило, в старших классах. При подготовке этих уроков учи­тель заранее разрабатывает вопросы и указывает литературу для самостоятельной работы, отводя на ее изучение необходимое время. После этого проводится сам семинар. Учащиеся детально об­суждают поставленные вопросы, используя для этого как материал учебника, так и сведения из дополнительной литературы, уточняя, расширяя и углубляя свои знания. Учителю следует поощрять не­стандартные суждения, оригинальные мысли, поиски новых подходов к осмыслению изучаемой темы. Нетрудно понять, что такие уроки не только активизируют познавательную деятельность уча­щихся, но и позволяют им приобретать умения самостоятельно до­бывать научные знания, развивать свою речь и мышление. В этом и состоит их ценность.

Свою специфику имеют и уроки-конференции (от лат. conferentia – собирать вместе). Если семинары призваны углублять и обогащать знания учащихся по отдельным темам учебной программы, то уроки-конференции посвящаются обсуждению наиболее существенных и обобщаю­щих вопросов, вытекающих из изучения нескольких родственных тем. Глав­ное их назначение – обобщить этот материал, углубить знания школь­ников по наиболее важным проблемам, конкретизировать и более де­тально осмыслить основные выводы и ключевые положения. Так, после прохождения в курсе истории раздела о Великой Отечествен­ной войне СССР против фашистской Германии полезно провести урок-конференцию, поставив для обсуждения следующие вопросы: какие новые данные имеются о причинах неудач нашей армии в нача­ле войны? Что обеспечило коренной перелом в ходе военных дейст­вий в пользу нашей страны? Какие ошибки и просчеты, вызвавшие излишние людские жертвы и материальные потери с нашей стороны, допустило советское руководство в процессе ведения войны? Какие основные факторы обеспечили победу нашей страны?

Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, вырабатывая по ним собственную точку зрения. Это раз­личие в суждениях и мнениях учащихся по изучаемым темам и служит основой их всестороннего обсуждения, побуждает участников конфе­ренции к дискуссии и более обстоятельному осмыслению и усвоению основных выводов и обобщений. В этом и состоит подлинная суть уроков-конференций. Они учат школьников сжато и выразительно из­лагать свои мысли, прибегать к доказательствам и в качестве аргу­ментов использовать убедительный фактический материал.

Иногда подобные уроки могут приобретать форму школьных диспутов. Так, при изучении в IX классе романа А.С. Пушкина «Евге­ний Онегин» учителя проводят диспуты по темам: «Может ли Татья­на Ларина служить образцом для современных женщин?», «Что сде­лало Онегина «лишним человеком» в обществе?» и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.