Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 5. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения и ответственность сторон социального партнерства. Участие работников в управлении организацией. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнёрства, их уполномоченными представителями, соответствующими органами по труду - Федеральной службой по труду и занятости, находящейся в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ, и другими. При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее 1 месяца со дня получения соответствующего запроса (ст. 51 ТК РФ). Трудовое законодательство предусматривает ответственность сторон социального партнёрства за: 1) уклонение от участия в коллективных переговорах (ст. 54 ТК РФ); 2) непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 54 ТК РФ); 3) нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения (ст. 55 ТК РФ); Санкции в виде штрафа за вышеназванные правонарушения установлены Кодексом об административных правонарушениях РФ (ст. ст. 5.28-5.31 КоАП РФ). Законодательством закреплено право работников на участие в управлении организацией (ст. 52 ТК РФ). Такое право может быть ими реализовано как непосредственно, так и через представительные органы. Существуют определенные формы участия работников в управлении организацией. К таким формам относятся: 1) учёт мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором, соглашениями; 2) проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; 3) получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников; 4) обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по её совершенствованию; 5) обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации; 6) участие в разработке и принятии коллективных договоров; 7) иные формы, определенные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями или локальными нормативными актами. К таким формам также относятся производственные советы. Производственные советы - совещательные органы, образуемые на добровольной основе из числа работников данного работодателя, имеющих, как правило, достижения в труде, для подготовки предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и новых технологий, повышению производительности труда и квалификации работников. Работодатель обязан информировать производственный совет о результатах рассмотрения предложений, поступивших от производственного совета, и об их реализации. Формально учредителем производственных советов является работодатель. Но инициатива их создания может исходить также и от работников или профсоюзов. Производственный совет является инструментом влияния работников на производство, на принимаемые управленческие решения. Работодатель получает возможность заинтересовывать работников в сотрудничестве для достижения общих результатов. Полномочия, состав, порядок деятельности производственного совета и его взаимодействия с работодателем устанавливаются локальным нормативным актом (ст. 22 ТК РФ). Производственные советы не могут заниматься вопросами, которые входят в исключительную компетенцию профессиональных союзов. Для реализации права работников на участие в управлении организацией представители работников имеют права получать от работодателя информацию по вопросам: 1) реорганизации или ликвидации организации; 2) введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников; 3) подготовки и дополнительного профессионального образования работников; 4) по другим вопросам, предусмотренным ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями. Представителям работников также предоставлено право вносить по вышеуказанным вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении (ст. 53 ТК РФ).
В условиях рыночной экономики социальная защита и поддержка работников не может лежать исключительно на государстве. Ответственность за выполнение социальных программ с ним должны разделить и работодатели. В последние годы увеличивается число работодателей, понимающих, что благополучную экономику без социальной защиты работников обеспечить невозможно. Многие организации, в первые годы экономической реформы отказавшиеся от финансирования мероприятий в социальной области, теперь вновь всё больше уделяют внимания поддержке работников. При заключении трудового договора с ними обсуждается не только размер заработка, но и медицинская страховка, возможность дополнительного заработка, предоставление «социального пакета» и т. п. Необходимость социального партнерства в России ощущается всеми участниками трудовых отношений. В этих условиях государство обязано определить и совершенствовать правовые механизмы сотрудничества сторон, ответственность сторон за выполнение взятых обязательств, меры стимулирования тех работодателей, которые выполняют принятые на себя обязательства.
Вопросы для самоконтроля. 1. Каковы цели и задачи социального партнёрства? 2. Назовите стороны социального партнёрства. 3. Назовите основные модели социального партнёрства, их участников. 4. Назовите основные принципы и формы социального партнёрства. 5. Чем обусловлен многоуровневый характер социального партнёрства? 6. Что такое представительство в социальном партнёрстве? 7. Каковы особенности представительства работников в социальном партнёрстве? 8. Что такое коллективные переговоры и какова их цель? 9. Назовите основные акты социального партнёрства, в чём выражается сходство и различие между ними? 10. Зачем нужна уведомительная регистрация социально-партнёрских актов? 11. Предусмотрена ли юридическая ответственность сторон социального партнёрства? ! 2. Как государственные и муниципальные органы участвуют в социальном партнёрстве? 13. В чём выражается участие работников в управлении организацией?
|