Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ведущие газеты и публицисты революции






 

В годы революции наибольшей популярностью пользовались газе­ты, выходившие под редакцией или при непосредственном участии глав­ных деятелей революции, таких как Жан Поль Марат, Камиль Демулен. Максимилиан Робеспьер и др.

 

Элизе Лустало. Одним из первых был Элизе Лустало (1762— 1790 гг.). Он получил юридическое образование и работал адвокатом в Бордо. Революция застала его в Париже. В день взятия Бастилии. 14 июля 1789 года, Лустало выпустил первый номер еженедельника Les Revolutions de Paris («Парижские революции»). Эпиграф к нему гласил: «Сильные мира сего кажутся нам великими только потому что мы сто­им на коленях. Так поднимемся же!»

Журнал объемом от 40 до 60 страниц выходил по воскресеньям и пользовался неизменным успехом у читателей. Уже после смерти Лус­тало современники назвали его журнал энциклопедией французской революции.

 

Жан Рене Эбер (1757-1794 гг.) приехал в Париж в юности и сра­зу же оказался среди низших слоев общества и вскоре досконально изу­чил жизнь столичной бедноты. Революция привела его в стан левых яко­бинцев — сторонников радикального хода событий.

1 сентября 1790 года Эбер стал выпускать газету Le Pere Duchesne («Па­паша Дюшен»), названную по имени фольклорного персонажа — тор­говца и любителя выяснять отношения. Газета выходила три раза в неде­лю и была адресована низшим слоям населения, о художественных пред­почтениях которых Эбер знал не понаслышке: безработных, бедняков, маргиналов. Всего за три с половиной года увидело свет 385 номеров.

Эбер умел руководить толпой и считал необходимым опускаться в своей публицистике до уровня самого невзыскательного читателя. «Я по­нимаю по-латыни, но говорю с читателями на их языке», — говорил Эбер. Его газету называли наиболее самобытным изданием революции.

Редкий для XVIII века факт: в 1792 году революционное правитель­ство выделило деньги на печатание части тиража «Папаши Дюшена» для распространения газеты среди солдат, сражавшихся в то время с вра­гами Франции.

За страстные выступления против произвола якобинской диктату­ры Эбер был казнен. Последний номер «Папаши Дюшена» он издал 13 марта 1794 года, за одиннадцать дней до казни.

Популярность журналистского творчества Эбера была велика не только среди современников, но и потомков. Газеты под названием «Папаша Дюшен» возникали в ходе революций 1830 и 1848 годов, а так­же в дни Парижской коммуны (1871) и тоже пользовались успехом.

 

Камиль Демулен. Правый якобинец дантонист Люси Семплис Камиль Бенуа Демулен (1760-1794 гг.) получил образование в парижском коллеже, где учился вместе с Робеспьером, и несколько лет работал ад- вокатом.

12 июля 1789 года Демулен обратился с пламенной речью к толпе, призывая ее взять в руки оружие. Спустя два дня эта толпа штурмовала Бастилию.

Ораторское искусство Демулен удачно сочетал с письменной пуб­лицистикой. Сначала он работал в газетах графа Мирабо, а с сентября 1789 по июль 1791 года издавал собственный журнал Les Revolutions de France et de Brabant («Революции Франции и Брабанта»). По сути, жур­нал представлял собою цикл страстных, зажигательных памфлетов по злободневным вопросам. «Сегодня во Франции журналист сам себе и консул, и диктатор», — писал Демулен. Он не останавливался перед кле­ветой, если этого требовала революционная необходимость. Так, в пам­флете «Фрагмент истории революции» Демулен оклеветал своих поли­тических противников — жирондистов и тем самым способствовал их казни на гильотине.

В декабре 1793 года Демулен приступил к изданию журнала Le lieux Cordelier («Старый кордельер»), в котором осмелился призывать к ос­лаблению революционного террора и отмене системы принудительной таксации цен и зарплаты. За это его арестовали и казнили.

 

Жан Поль Марат. Самый известный журналист эпохи револю­ции — Жан Поль Марат (1743—1793 гг.). Он родился в городке Будри на границе Швейцарии с Францией. Окончив школу в 16 лет, он ушел из родительского дома и много лет скитался по Европе, зарабатывая на жизнь преподаванием иностранных языков и медицинской практикой. Пытаясь найти себя, Марат добивался известности всеми возможными способами: писал сентиментальный роман, философский трактат, за­нимался естественными науками, стремился найти «электрическую жидкость» и доказать, что резина проводит электричество.

Однако популярность никак не приходила к Марату Более того, Вольтер и Дидро, прочитав его трактат, назвали его философским курь­езом, а его автора — чудаком и арлекином. При демонстрации опыта о проводимости резиной электричества было замечено, что Марат спря­тал в резине металлическую иголку.

Но Марат не сдавался: он анонимно публиковал в прессе хвалебные отзывы о собственных «открытиях», публично пытался развенчать на­учные авторитеты: Декарта, Ньютона, Лапласа, Д'Аламбера, Лавуазье. Впрочем, некоторые исследования Марата о природе огня были заме­чены. Бенджамин Франклин, будучи в Париже на дипломатической работе, переписывался с Маратом и в 1782 году присутствовал при не­которых его опытах. Однако неизвестно, какое впечатление произвели они на Франклина.

В 1774 году Марат издал в Лондоне на английском языке трактат «Цепи рабства», где утверждал, что «спасением народов является революция», и призывал к свержению власти насильственным путем. В Париже «Цепи рабства» были выпущены только во время революции, в 1792 году.

От переутомления и нужды Марат заболел тяжелой нервной болез­нью, и только начавшаяся революция вернула ему надежду и жизнь. Он принялся с неистовой энергией разрушать старый порядок. 12 сентября 1789 года Марат выпустил первый номер газеты Publiciste parisien («Па­рижский публицист»), которую вскоре переименовал в L'Ami du peuple оu Publiciste parisien («Друг народа, или Парижский публицист»). С сен­тября 1792 года название изменилось: «Газета Французской республи­ки, издаваемая Маратом, другом народа». Слова «друг народа» из назва­ния превратились в псевдоним ее автора. Газета стала основным делом жизни Марата. С первых номеров она не имела себе равных в яростных призывах к самым крутым мерам против «врагов свободы». В число этих врагов Марат постепенно включал не только короля и его окружение, но и большинство крупнейших деятелей революции.

Лейтмотив брошюр, статей и памфлетов Марата, написанных пос­ле начала революции, — призыв к насилию и террору. «...Пусть наши

враги восторжествуют на момент — и кровь польется ручьями, — писал он в июле 1790 года в статье " Мы погибли! ". — Они будут безжалостно душить вас; они будут распарывать животы ваших жен и, чтобы навеки погасить в вас любовь к свободе, их кровавые руки будут искать сердца во внутренностях ваших детей».

Обвинения Марата носили исключительно политический характер, ходя иногда звучали чудовищно, поскольку изменниками назывались самые авторитетные политики революции. За это Марат неоднократно подвергался преследованиям. Несколько раз он переходил на нелегаль­ное положение, даже убегал в Англию, и издание «Друга народа» пре­рывалось. Но, возвращаясь, Марат возобновлял газету и усиливал об­личительный пафос публикаций.

«Друг народа» способствовал распространению среди французов крайнего революционного фанатизма. Но, резко и беспощадно крити­куя врагов, Марат в то же время не позволял себе сквернословия и ци­низма, как это делали некоторые его коллеги, например Эбер.

Публицистика Марата очень эмоциональна, однако по содержанию однообразна, большинство его статей написаны по одной и той же схеме.

Несомненен вклад Марата в разработку теории печати. В этом пла­не важны такие его работы, как «Цепи рабства», «Дар Отечеству» (1789). Дополнение к «Дару Отечеству» — «Основа уголовного законодатель­ства» — представляет собою целую программу развития печати.

В сентябре 1792 года Марат был избран депутатом Конвента. Его пламенные речи с требованиями казни врагов народа не оставляли рав­нодушными никого. Один депутат, например, предложил даже мыть трибуну после того, как с нее выступал Марат, поливавший грязью сво­их политических противников.

Марат был убит террористкой Шарлоттой Кордэ во время приема лечебной ванны. Вскоре Конвент объявил Марата «мучеником свобо­ды» и переименовал в его память город Гавр. В честь него воздвигались алтари, парижский район Монмартр переименовали в Монмарат.

 

 

Журналистика Директории

 

После поражения революции в годы правления Директории (1794— 1799) свобода печати была закреплена в конституции 1795 года, но, как и прежде, осталась пустой декларацией. По ограничительному закону от 17 апреля 1796 года ни одно издание не могло выйти без обозначе­ния на нем имени и адреса типографщика и автора. За нарушение за­кона предусматривалась тюрьма и ссылка. В 1797 году был принят за­кон о смертной казни для всех, кто выступит за восстановление ста­рых порядков.

Всего в годы Директории было закрыто 42 газеты, из Парижа в даль- ние провинции высланы 45 издателей и редакторов.

В 1799 году в Париже выходило 73 газеты. Окончательно свободу печати во Франции упразднил Наполеон Бонапарт указом от 27 нивоза VIII года (17 января 1800 года), когда были закрыты шестьдесят париж­ских газет.

 

Гракх Бабёф. Из публицистов эпохи Директории наиболее из­вестен Франсуа-Ноэл Бабёф (1760—1797 гг.) — коммунист-утопист, взяв­ший псевдоним Гракх в честь одного из деятелей Рима. В годы револю­ции Бабёф решительно выступал против абсолютно всех правительств — как монархических, так и якобинских. В 1795 году он организовал тай­ную организацию «Во имя равенства», с помощью которой собирался совершить переворот, установить очередную революционную диктату­ру и основать коммунистическое общество.

Для пропаганды своих идей Бабёф издавал две газеты: «Народная трибуна» и «Просветитель».

В мае 1796 года Бабёф и его сторонники были арестованы и через год казнены на гильотине.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.