Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первые американские газеты






 

До появления на американской земле периодических изданий един­ственной формально разрешенной властями газетой была The London Gazette — консервативный официоз английского правительства. В то же время жители Новой Англии знали и другие британские газеты и жур­налы. Так, большой популярностью у американского читателя пользо­вался, в частности, журнал Ричарда Стила и Джозефа Аддисона The Spectator («Зритель»).

Старейшая американская газета Public Occurences Both Foreign and Domestick («Паблик оккаренсиз боус форин энд доместик» — «Обще­ственные события — иностранные и домашние») вышла в свет в Босто­не 25 сентября 1690 года. Редактор Бенджамин Харрис (1673—1728 гг.), прежде работавший в Англии типографом и журналистом, задумывал ее как ежемесячное новостное издание. Из четырех страниц только три были заполнены информацией. Харрис полагал, что читатели сами бу­дут записывать на свободной странице известные им новости и переда­вать газеты родственникам и друзьям (один номер газеты читали не­сколько человек).

Однако колониальная администрация возмутилась, что журналист нарушил закон предварительного лицензирования, выпустив газету без предварительного разрешения, и закрыла ее. Таким образом, первый номер Public Occurences оказался и последним, а Харрис вскоре вернул­ся в Лондон, где стал издавать газету The London Post («Лондон пост» — «Лондонская почта»).

Первая же газета, ставшая регулярной, The Boston News-Letter («Бостон ньюслеттер» — «Бостонские новостные письма») появилась 24 апреля 1704 года. Бывший британский почтмейстер Джон Кэмпбелл (1653-1728 гг.) был и редактором, и издателем, и печатником, и распро­странителем трех сотен экземпляров тиража этой двухстраничной еже­недельной газеты. Он, в отличие от Харриса, купил соответствующую лицензию и перед публикацией каждого номера показывал материалы газеты губернатору. Надпись под названием неизменно сообщала: Published by Authority («Публикуется властями»).

Две трети объема The Boston News-Letter занимали новости метропо­лии, перепечатываемые из британских газет, одну треть составляла мест­ная информация, причем Кэмпбелл всегда указывал источник инфор­мации. Новости часто приходили с большим опозданием: морской путь из Европы в Нью-Йорк занимал в зависимости от времени года несколь­ко месяцев. Тем не менее газета стоила очень дорого и была доступной лишь городской элите (до жителей сельской местности периодические издания почти никогда не доходили). Считалось хорошим тоном, когда

галантные кавалеры преподносили свежий номер газеты в подарок да­мам, за которыми ухаживали1.

The Boston News-Letter продолжала выходить вплоть до 1776 года, когда с началом Войны за независимость закрылись многие периоди­ческие издания.

21 декабря 1719 года в американской журналистике появилась кон­куренция: в этот день почтмейстер Уильям Брукер, пришедший на сме­ну Кэмпбеллу, начал издание еженедельной газеты The Boston Gazette («Бостон Газетт» — «Бостонская газета»). Внешним видом и содержа­нием она была похожа на The Boston News-Letter Кэмпбелла, но содер­жала в себе больше новостей. Газета пользовалась успехом в течение всего XVIII века и закрылась в 1798 году.

В типографии, где издавалась The Boston Gazette, работал Джеймс Франклин (1697-1735 гг.) — старший брат одного из будущих отцов-ос­нователей США Бенджамина Франклина (1706-1790 гг.). Поссорившись с Брукером, Франклин решил создать собственную газету. Так 7 августа 1721 года, меньше чем через два года после основания The Boston Gazette, увидел свет первый номер третьей американской газеты — еженедель­ника The New England Courant («Нью Ингланд курант» — «Вести Новой Англии»),

Джеймс Франклин, в отличие от Кэмпбелла и Брукера, не имел офи­циальных должностей в колониальных структурах и потому был менее связан в высказывании собственных взглядов. Он находился под боль­шим влиянием творчества Ричарда Стила и Джозефа Аддисона. Имен­но поэтому в The New England Courant прослеживалась четкая сатири­ческая традиция британских журналов The Spectator («Зритель») и The Guardian («Опекун»). За едкую критику губернатора штата Массачусетс Франклин летом 1722 года провел месяц в тюрьме. Власти запретили ему дальше издавать газету. Тогда Франклин пошел на хитрость: он из­менил выходные данные, записав издателем своего брата Бенджамина. Хитрость удалась: The New England Courant выходила еще несколько лет вплоть до 1727 года.

Вскоре после Бостона газеты стали появляться и в других амери­канских городах. Так, 22 декабря 1719 года Эндрю Брэдфорд (1686- 1742 гг.) выпустил в Филадельфии первый номер газеты The American Weekly Mercury («Америкэн уикли меркьюри» — «Американский еже­недельный вестник»). В 1725 году вышла в свет первая газета Нью-Йор­ка The New York Gazette («Нью-Йорк Газетт» — «Нью-Йоркская газета»). Ее стал издавать Уильям Брэдфорд (1663-1752 гг.) — отец основателя фи­ладельфийской прессы.


Первая газета южных колоний — The Maryland Gazette («Мэриленд Газетт» — «Мэрилендская газета») — появилась в Аннаполисе в 1727 году. Ее основал Уильям Паркс (? —1750). Он широко использовал приобре­тенный в Англии опыт издания провинциальных газет.

Первая в истории Америки вечерняя газета появилась только в 1784 году, в Филадельфии. Это была The Pennsylvanya Evening Post («Пен­сильвания ивнинг пост» — «Пенсильванская вечерняя почта»).

В середине XVIII века типичная американская газета содержала но­вости, рекламу, политические статьи, публиковала нравственные очер­ки, письма читателей редактору, помещала отрывки из книг, памфлетов, стихи, а также обширные перепечатки из английских периодических из­даний. Общей отличительной чертой американских газет был эклектизм.

 

Бенджамин Франклин (1706-1790 гг.) был одним из самых раз­носторонне образованных и одаренных людей своего века. Он родился в эмигрантской семье выходца из Англии, занимавшегося производ­ством свечей и мыла, и был пятнадцатым ребенком у родителей. Из-за бедности родителей мальчик только два года посещал школу (где за пер­вый год он окончил три класса), а остальные знания приобрел, занима­ясь самообразованием.

Сначала Франклин работал подмастерьем у отца, а с тринадцати лет — у старшего брата Джеймса учеником в типографии. Когда Джеймс Франклин стал издавать The New England Courant, Бенджамин перешел к нему в газету и начал пробовать себя в журналистике. Эти опыты, не­смотря на явное подражание Аддисону, вызвали ревность Джеймса. Тогда младший брат пошел на необычный шаг: в апреле 1722 года он под псев­донимом Сайленс Дугуд (его можно перевести примерно как Молчаль­ница Добродеева) написал нравоописательный очерк и подбросил его вечером под дверь редакции. Редактор-брат ни о чем не догадался. Опуб­ликованный очерк привлек всеобщее внимание, и с тех пор Бенджамин стал дважды в месяц писать в The New England Courant — в течение полу­года, до тех пор, пока Джеймс не узнал правду.

После ссоры с братом Бенджамин уехал в Филадельфию, а затем целый год провел в Лондоне. Вернувшись в Америку, Франклин в 1729 году купил в Филадельфии собственную типографию и спустя год, в 1730 году, начал издавать еженедельную The Pennsylvanya Gazette («Пен­сильвания Газетт» — «Пенсильванская газета»). Вскоре она принесла ре­дактору не только большую популярность, но и значительную коммер­ческую прибыль.

Уже через несколько лет газета стала не только самой читаемой в Америке, но и образцом для новых газет. «Теперь непременным услови­ем успеха нового издания, — пишет Е. А. Привалова, — становилось

умение сочетать подачу аналитических и развлекательных публикации доступный язык и интересный стиль изложения, грамотное располо­жение материалов на газетной полосе. Все это было новым словом и американской печати и журналистике»1.

В первой половине XVIII века любой автор мог получить доступ на газетные страницы за определенную плату Такая практика у многих вызывала протест. Однако Франклин в памфлете «Апология печатника», опубликованном в The Pennsylvanya Gazette 10 июня 1731 года, отстаи­вал право своих коллег предоставлять место в газете всем авторам неза­висимо от их взглядов: лишь бы они платили деньги. В то же время, отстаивая принципы свободы печати и выступая против предваритель­ной цензуры, Франклин писал, что сам ни при каких условиях не пуб­ликовал безнравственные и клеветнические материалы.

Франклин оставался редактором The Pennsylvanya Gazette до 1748 года, но и при его преемниках газета продолжала пользоваться успехом. Она выходила вплоть до 1821 года.

В 1741 году Франклин, будучи почтмейстером Пенсильвании, ос­новал первый в Новой Англии журнал — The General Magazine («Джене­рал мэгезин, или Всеобщий журнал и историческая хроника событий в британских поселениях в Америке»). Но журнал Франклина не разде­лил успех его газеты: после шести месяцев выхода в свет он прекратил существование.

Бенджамин Франклин был не только журналистом и публицистом Его по праву можно назвать одним из отцов-основателей США и пер­вым американским просветителем. В 1731 году он создал первую в Аме­рике публичную библиотеку, в 1743 году — Американское философское общество, в 1751 году — Филадельфийскую академию, на базе которой в том же году открылся Пенсильванский университет. Франклин был одним из авторов конституции США, принятой в 1787 году и существу­ющей по сей день. Он также известен как ученый, изобретатель громо­отвода. Знаменитый афоризм «Время — деньги» также принадлежит Франклину. Его портрет украшает стодолларовую купюру США.

 

 

Первые американские журналы

 

Первые американские журналы создавались в подражание англий­ским, но, в отличие от Англии, из-за своей безликости и массового пла­гиата долгое время не имели успеха у читателей и быстро закрывались. Так, The American Journal или «Ежемесячный обзор политического со­стояния Британских колоний», филадельфийских издателей Эндрю Брэдфорда и Джона Уэбба просуществовал в 1741 году лишь три меся­ца. Уже упоминавшийся The General Magazine Бенджамина Франклина закрылся через полгода издания.

 

Томас Пейн. Выдающийся американский публицист Томас Пейн (1737—1809 гг.) родился в провинциальном английском городке в семье корсетного мастера — члена религиозной секты квакеров. В ранней юности он дважды сбегал из дома, работал матросом на пиратском ко­рабле, а вернувшись в Англию, занимался самообразованием и зараба­тывал на жизнь случайными приработками. К тридцати семи годам Пейн не имел ни академического образования, ни специальности, ни рабо­ты, ни семьи (его первая жена умерла, со второй он развелся).

В 1774 году Пейн случайно встретился с Бенджамином Франкли­ном, который проникся сочувствием к новому знакомому и дал ему ре­комендательное письмо в Филадельфию.

Пейн приехал в Америку накануне Войны за независимость (1776— 1783) и, почувствовав общественный интерес к новостям, решил стать журналистом. Он устроился в журнал The Pennsylvanya Magazine («Пен­сильвания мэгезин» — «Пенсильванский журнал») и в 1775 году стал его редактором. Всего за три месяца Пейн довел тираж с 600 до 1500 экземп­ляров, что было невероятным успехом. Он сам писал в журнал патрио­тические статьи, заметки, стихотворения, выступал по актуальным со­циально-политическим вопросам. Например, в одном из памфлетов Пейн предлагал отменить рабство и обеспечить освобожденных негров землей и достойной работой. Много внимания уделял Pennsylvanya Magazine и материалам неполитического характера, например вопросам брака. Так, Пейн опубликовал в рубрике «Старый холостяк» статью Письмо о женском поле».

Особую известность Пейн получил в годы Войны за независимость. В памфлете «Здравый смысл» (1776), ясно и доступно внушая идею об абсолютной необходимости свободы, он впервые сформулировал при­зыв к независимости американских колоний и войне против Англии и в Общих чертах обрисовал план создания нового государства. Памфлет Пейна разошелся по Америке огромным даже по сегодняшним меркам Тиражом — около 500 тысяч экземпляров, вызвал большую полемику: многие, соглашаясь в целом с идеями Пейна, критиковали его за из­лишний радикализм.

С началом Войны за независимость Пейн стал адъютантом главно­командующего американскими войсками Джорджа Вашингтона (1732— 1799 гг.). В самый критический момент войны, когда американская армия оставила Нью-Йорк и была на грани поражения, Вашингтон по­просил Пейна срочно написать памфлет, чтобы поднять дух деморали­зованных воинов и внушить им ненависть к врагу Памфлет был напи­сан у костра на барабане и зачитан солдатам перед атакой. Он стал пер­вым из тринадцати созданных за годы войны памфлетов под общим названием «Американский кризис». Все они публиковались в The Pennsylvanya Journal. По приказу Вашингтона их зачитывали солдатам перед строем. Каждый из этих памфлетов Пейн подписывал псевдони­мом Здравый смысл. Именно в «Американском кризисе» он впервые предложил название будущего независимого государства — Соединен­ные Штаты Америки.

Памфлеты Пейна имеют следующие особенности: черно-белые краски, резкие, безапелляционные выпады против оппонентов; декла­ративность; форма изложения подразумевает активного слушателя, со­беседника, оппонента; обращение к «здравому смыслу»; простота, убе­дительность, искренность. В них использовались различные приемы эмоционального воздействия на читателей и слушателей, в частности элементы острой сатиры.

Популярности придавало памфлетам Пейна и то обстоятельство, что их автор, не будучи американцем по рождению и не принадлежа ни к каким группировкам, оставался над партийной борьбой. Памфлеты Пей­на, отмечает Е. А. Привалова, «стали поистине образцами революцион­ной публицистики и навсегда вошли в историю американской журна­листики»1.

После войны Пейн пытался заняться наукой и разработал проект железного моста. Не сумев внедрить свое изобретение в Америке, Пейн уехал в Англию, где мост по его проекту все же был построен. А оттуда, желая избежать уголовной ответственности за клевету, бежал в 1789 году в охваченную революцией Францию. Там он писал в газету «Республи­канец», избирался в конвент (парламент), участвовал в написании Дек­ларации прав человека и гражданина. Пейн считал, что революцион­ные события в США и Франции — начало всемирного освобождения народов, и предлагал Наполеону возглавить военный поход на Англию с целью ускорения там революции.

В памфлете «Права человека» (1791-1792) Пейн встал на защиту ре­волюции и высказался по мировоззренческим проблемам. Когда конвент решал судьбу короля Людовика XVI, Пейн высказался против его казни и предложил отправить монарха в США, чтобы, увидев жизнь освобож­денной молодой страны, он проникся республиканскими идеями. В 1793 году Пейн был арестован. Американский посол в Париже не заступился за своего знаменитого соотечественника, и Пейн лишь по счастливой слу­чайности избежал смертной казни. Выйдя на свободу, он выступил в печати с циклом памфлетов против Джорджа Вашингтона, который стан первым президентом США. Пейн обвинял его в предательстве старого соратника и изображал национального героя Америки бездарным пол­ководцем, лицемером, трусом и покровителем коррупции.

Разразившийся в Америке громкий скандал усилился после выхода в свет написанного во Франции трактата Пейна «Век разума» (1794), в котором автор касался вопросов религии, церкви, морали. Пейн резко

критиковал институт церкви и призывал искать мудрости не в церкви, а у природы. «Мой собственный ум — моя церковь», — заявлял Пейн и, исполненный веры в познаваемость вселенной, обрушился с критикой на Священное Писание. Пейн с присущей ему безапелляционностью Я богохульством силился доказать абсурдность, нелепость и безнрав­ственность многих текстов Ветхого и особенно Нового Завета. Пейн отрицал богочеловечность Христа и считал Его лишь исторической лич­ностью, революционером и реформатором. Христианство признавалось Пейном, главным образом, как полезный источник правил поведения.

«Век разума» настолько возмутил американских читателей, что Пейн, возвратившись в Америку в 1802 году, оказался в одиночестве и умер в бедности. Его как богоотступника запретили хоронить на цер­ковном кладбище.

 

Декларация независимости

 

Первым документом, заложившим основы независимости США, ста­ла Декларация независимости. Ее автор Томас Джефферсон (1743-1826 гг.) был известным в Америке философом, мыслителем и политическим дея­телем. В 1801 -1809 годах он был президентом США, третьим после Джор­джа Вашингтона и Джона Адамса. В 1776 году Джефферсон за семнадцать днейнаписал «Декларацию представителей США, собравшихся на об­щий конгресс». 4 июля того же года Конгресс утвердил Декларацию. Этот день стал национальным праздником — Днем независимости США.

Декларация независимости представляет собой синтез яркого по­литического памфлета, философского трактата, исторического труда и манифеста. Она проникнута искренней верой в возможность создания разумного общества на принципиально новой, республиканской осно­ве, где гарантировалось бы не только равенство, но и процветание каж­дого гражданина. Декларация ограничивала власть государства, высту­пала против любых форм насилия над личностью и тем самым была уникальным для XVIII века государственным документом.

Джефферсон искренне выступал за отмену рабства, чем отталкивал от себя многих сторонников. Освобожденных рабов он предлагал вывез­ти на историческую родину, чтобы они не смешивались с белым населе­нием. Но, выступая против рабства, Джефферсон сам был плантатором- рабовладельцем, хозяином около двухсот чернокожих рабов (из которых он предоставил свободу только двоим). Пример Джефферсона показы­вает типичное для той эпохи расхождение идеалов с реальной жизнью.

 

Публицистика «Федералиста»

 

Проект конституции США, подготовленный в 1787 году, вызвал Широкую общественную дискуссию. Полемика шла в основном по воп­росу о государственном устройстве страны. Представители северных

штатов, федералисты, настаивали на федеративной системе, которая предусматривала сильное централизованное государство. Им оппони­ровали политики из южных штатов, антифедералисты: они выступали за конфедерацию: слабый центр и сильные окраины.

В начале октября 1787 года антифедералисты, вдохновляемые То­масом Джефферсоном, начали публикацию серии пропагандистских памфлетов в газетах Филадельфии и Нью-Йорка с призывом не прини­мать конституцию. Тогда соратники убежденного федералиста Джорд­жа Вашингтона Александр Гамильтон (1757-1804 гг.), Джеймс Мэдисон (1751—1836 гг.) и Джон Джей (1745-1829 гг.) решили дать отпор полити­ческим противникам. С 27 октября 1787 по 22 мая 1788 года они опубли­ковали в нью-йоркских газетах The Independent Journal («Индепендент джорнэл» — «Независимая газета»), The New York Packet («Нью-Йорк пэкет» — «Нью-йоркский пакет») и The Daily Advertiser («Дейли эдвер- тайзер» — «Ежедневное объявление») под античным псевдонимом Пуб­лий 85 статей в защиту конституции. Эти статьи составили сборник «Фе­дералист» (или «Записки федералиста»).

Идея выпуска «Федералиста» с целью убедить жителей штата Нью- Йорк принять новую конституцию родилась у Гамильтона — яркого пуб­лициста, одного из виднейших участников Войны за независимость и отцов-основателей США. Из-под его пера вышла 51 статья «Федерали­ста». К работе Гамильтон привлек публициста Мэдисона, написавшего 29 статей, и юриста Джея, который стал автором пяти статей. Авторы писали по четыре статьи в неделю.

Статьи Публия уже с первых номеров получили такую известность, что предприимчивые издатели начали составлять их в отдельные сбор­ники, когда авторы «Федералиста» еще были в самой середине творчес­кого пути. Эти публикации стали читать не только в штате Нью-Йорк, но практически по всей стране.

Напряженная работа Гамильтона, Мэдисона и Джея увенчалась ус- пехом. 27 июля 1788 года конвент штата Нью-Йорк ратифицировал Конституцию США большинством в три голоса, а федералисты на вы­борах 1789 года получили большинство голосов в Конгрессе и заняли ключевые посты в американском правительстве.

Роль и значение «Федералиста» в американской журналистике не свелись лишь к ратификации Конституции США штатом Нью-Йорк. Статьи Публия стали, по сути, самым глубоким за всю историю ком­ментарием к американской конституции.

 

Американская концепция печати

 

В первое послевоенное десятилетие сформировалась американская концепция свободы печати. В ее основание легла Первая поправка к Кон­ституции США 1787 года — одна из десяти поправок, принятых 21 де­кабря 1791 года и прозванных американским Биллем о правах. Идея

принятия поправок принадлежала Томасу Джефферсону, а написал их Джеймс Мэдисон, который к тому времени разошелся в политических взглядах с Александром Гамильтоном.

Первая поправка гласит: «Конгресс не будет издавать законов, огра­ничивающих свободу слова, или печати, или права народа мирно собирать­ся. Отличительные особенности американской концепции свободы

печати следующие:

— полное отделение печати от государства, печать и государство независимы друг от друга;

— государство не может иметь свою прессу;

— впервые законодательно утверждается свобода печати;

— концепция рассчитана на индивидуальную свободу.

Защищенность от контроля со стороны федерального правительства,

продекларированная в Первой поправке, означала на практике, что любой человек, вне зависимости от его финансового положения, поли­тических и религиозных убеждений, мог публиковать что угодно. Жур­налистика, таким образом, становилась частным предприятием, никак не зависящим от государства.

Права и свободы, приобретенные американской печатью в конце XVIII века, начали воплощаться в жизнь без серьезных препятствий со стороны государства. Лишь однажды власть пыталась помешать распро­странению лишь недавно продекларированных принципов. Так, при­нятый в 1798 году федералистами закон о подстрекательстве к мятежу на самом деле был направлен против оппозиционной республиканской партии. Он ограничивал свободу слова и печати и тем самым вступал в противоречие с Первой поправкой. Избранный в 1800 году президен­том США Томас Джефферсон отменил этот закон.

Развитие американской концепции печати привело к процветанию американской журналистики в последующие столетия.

 


ПЕЧАТЬ И ПУБЛИЦИСТЫ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (1789-1794)

 

Французская журналистика в дореволюционный период

 

Рост периодической печати во Франции в XVIII веке совершался весьма медленно. Это объясняется не только малограмотностью насе­ления, но и жестокими цензурными ограничениями. Первый цензур­ный кодекс 1723 года запрещал как печать, направленную против коро­ля, государства и религии, так и вообще любую бесцензурную прессу.

Законодательно введенная еще в XVI веке смертная казнь подтвер­ждалась королевской декларацией 1757 года. Высшая мера наказания распространялась в том числе и на тех, «кто будет изобличен в состав­лении и печатании сочинений, заключающих в себе нападки на рели­гию или клонящихся к возбуждению умов, оскорблению королевской власти и колебанию порядка и спокойствия государства».

Правительственным официозом оставалась основанная Теофрастом Ренодо в 1631 году La Gazette de France («Ля Газетт де Франс» — «Газета Франции»). Ее тираж неизменно увеличивался: в 1750 году он состав­лял около 7800 экземпляров, а к 1780 году достиг 12 ООО. Правительство зорко следило за распространением газеты в регионах, куда отправля­лось до 80 процентов тиража.

С 1 января 1777 года в Париже стала издаваться первая в истории страны ежедневная газета Journal de Paris («Журналь де Пари» — «Газета Парижа»). Редактор Антуан-Алексис Каде-де-Во (1743-1828 гг.) созна­тельно не публиковал на ее страницах собственные материалы полити­ческого характера: монополией на такую информацию обладала лишь La Gazette de France. Позднее, в апреле 1792 года, на ежедневный режим выпуска перешла и эта правительственная газета.

Накануне революции, в 1788 году, в стране издавалось всего шесть­десят газет. За печатью следили 119 цензоров; их число возросло за пол­века в полтора раза.

 

Французские просветители

 

В XVIII веке большим авторитетом пользовались выдающиеся дея­тели французского Просвещения писатели, философы и публицисты Франсуа-Мари Аруэ Вольтер (1694-1778 гг.), Шарль Луи де Монтескьё (1698-1755 гг.), Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.), Дени Дидро (1713- 1784 гг.). Просветители подвергали устной и письменной критике все исторически сложившиеся и много веков существовавшие формы и от­ношения с точки зрения разумных и естественных, на их взгляд, начал: религию, право, государство, экономику. Их политическим идеалом был просвещенный абсолютизм. Они искренне верили в торжество разума и считали, что знания освободят человечество от тирании власти и ре­лигиозных предрассудков. Свобода печати в представлении просвети­телей — естественное право человека, основа его личной свободы.

В течение тридцати лет, с 1751 по 1780 год, просветители работали над изданием Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел. Этот фундаментальный труд выходил под общей редакцией Дидро, который собрал более шестидесяти штатных сотрудников. В тридцати пяти томах Энциклопедии содержалось 60 тысяч статей.

Деятельность просветителей и энциклопедистов предвосхитила Французскую революцию. Многие их идеи легли в основу Декларации прав человека и гражданина и оказали огромное влияние на революци­онную журналистику, причем не только во Франции, но и в других стра­нах Европы и Америки, а также в России.

Оноре Мирабо. Свобода печати осуществилась во Франции без длительной борьбы, накануне назревавшей революции. Предваритель­ная цензура была отменена, и 4 мая 1789 года, накануне открытия фран­цузского парламента — Генеральных штатов — граф Оноре Габриель Мирабо (1749— 1791 гг.) в Версале начал выпускать газету Journal des Etats generaux («Газета Генеральных штатов»).

Мирабо родился в знатной семье. Физические недостатки (кривая от рождения нога, следы оспы на лице) не мешали ему в молодости про­водить разгульную, беспорядочную жизнь. В 1776 году за похищение жены влиятельного маркиза он был арестован и приговорен к смерти, но через три года вышел на свободу и занялся публицистикой и ритори­кой. «Газета Генеральных штатов» — его первый опыт в журналистике. Цель Мирабо — убедить соотечественников принять для Франции анг­лийскую модель развития общества: ограничить власть короля, пере­дать реальную власть министрам, назначая их из числа депутатов.

После скорого запрета газеты за нападки на министров Мирабо сразу же основал новую газету — Lettres a mes commettants («Письма к моим доверителям»), а когда запретили и ее, — газету Courrier de Provence («Ку­рьер Прованса»). Фактически это была одна и та же газета с разными названиями. И король Людовик XVI пошел на уступки: 19 мая 1789 года он подписал указ о политической свободе газет.

В первые месяцы и годы революции Мирабо публиковал страстные памфлеты в защиту нового порядка, выступал с яркими речами — его та­лант оратора имел исключительную силу. Мирабо написал Декларацию прав человека и гражданина, считая ее первой главой будущей конститу­ции свободной Франции. Эта Декларация легла в основу французского конституционного права. В сегодняшней Французской республике она является юридически обязательным документом, нарушение которого приравнено к неконституционности.

С развитием революции взгляды Мирабо становились все более кон­сервативными. Выступая с обличительными речами против Людовика XVI, он стремился отвести от себя подозрения в измене и поднять по­шатнувшуюся популярность. И только спустя год после его неожидан­ной смерти выяснилось, что он был тайным агентом короля в стане ре­волюционеров.

 

 

Зарождение французской концепции печати

 

Фактическая свобода печати вскоре была оформлена законодатель­но. 24 августа 1789 года Национальное учредительное собрание приня­ло Декларацию прав человека и гражданина. Ее одиннадцатая статья гла­сит: «Свободное выражение мыслей и мнений является одним из драгоцен­нейших прав человека. Каждый гражданин вправе, следовательно, свободно говорить, писать и печатать, отвечая за злоупотребления этой свободой лишь в случаях, предусмотренных законами».

Так начала складываться французская концепция свободы печати. Ее становление проходило болезненно: почти целое столетие после при­нятия Декларации шла борьба за реальное воплощение в жизнь ее прин­ципов. Свобода печати, провозглашенная в 1789 году и подтвержден­ная декретом законодательного собрания в 1791 году, была отменена в 1800 году Наполеоном. Впоследствии свобода печати вновь неодно­кратно декларировалась и отменялась и, наконец, 29 июля 1881 года окончательно утвердилась в Законе о печати — одном из наиболее яр­ких законов в истории мировой журналистики, который в целом дей­ствует и сегодня.

Особенности французской концепции свободы печати в следующем:

— большая, в сравнении с английской и тем более американской концепцией, роль государства в журналистике;

— журналистика регламентируется (но не управляется!) законода­тельством;

— впервые появляется выражение права человека.

Французскую концепцию печати часто называют европейской кон­цепцией, потому что большинство стран Европы пошли во взаимоот­ношениях с прессой по французскому пути, приняв у себя соответству­ющие законы о печати.

 

Свобода печати в годы революции

 

В первые годы революции (1789-1791) свобода печати была безгра­ничной. Часто журналисты — как ультрареволюционеры, так и сторон­ники монархии — открыто призывали в своих газетах к насилию, убий­ствам, погромам. В 1789 году возникло 250 периодических изданий, а к 1791 году выходило уже более пятисот газет разной направленности.

С наступлением якобинского террора свобода печати, несмотря на декларирование в конституции 1793 года, стала наказываться гильоти­ной. В марте 1793 года Конвент дат право казнить каждого, кто будет «изобличен в составлении и печатании сочинений, которые провозгла­шают восстановление во Франции королевской власти или роспуск Национального Конвента».

Закон от 17 сентября 1793 года «О подозрительных» предусматри­вал беспощадно истреблять всех, кто каким бы то ни было способом показывал себя «партизаном тирании или федерализма и врагом свобо­ды». Эти акты давали широкую возможность расправляться с личными врагами. На эшафоте погибла масса журналистов, представлявших все политические течения. Господство кровавой революционной диктату­ры кончилось 27 июля 1794 года, когда был арестован и казнен ее глава Максимилиан Робеспьер (1758-1794 гг.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.