Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Х годов
Накануне Великой Отечественной войны на сценах столичных театров еще шли многие из лучших спектаклей 1920— 1930-х годов. Покорила театральную Москву великолепная серия новых прочтений шекспировских «Отелло», «Ромео и Джульетты», «Короля Лира», «Много шума из ничего». Позднее стало ясно, что за неимением достойных советских пьес обращение к Шекспиру давало выход аккумулированной в предыдущие плодотворные голы могучей творческой энергии. Новаторские эксперименты первого послереволюционного десятилетия обеспечили русскому театру большой запас прочности. Однако административный разгул чувствовался везде и во всем. Началась полоса слияния театральных коллективов по принципу принудительною соединения несоединимого: Камерного театра А.Таирова с Реалистическим театром Н.Охлопкова, студии Р.Симонова с ТРАМом. Такое слияние приводило к двум взаимосвязанным негативным последствиям: художественная самобытность той или иной театральной школы объявлялась не имевшей никакого значения и ликвидировалось замечательное стилевое и жанровое многообразие русского театра. Великая Отечественная война с ее консолидацией национальных сил вернула театру правду трагических конфликтов. Театр вместе со всей страной оказался на фронте. Четыре фронтовых театра ВТО, фронтовые бригады, гибель актеров, попавших в окружение, героика выступлений в блокадном Ленинграде, путь от Москвы до Берлина — обо всем этом немало сказано и написано исследователями, историками драматургии и театра. «Но вот какой урок я вынес из работы во фронтовом театре, — вспоминал один из известнейших ныне театральных режиссеров А. Гончаров, — искусство воздействует на зрителя не прямо, а опосредованно. Больше вдохновляли солдат, вызывали у них сильнейший эмоциональный отклик не пьесы, непосредственно посвященные войне, а классика». Однако советская драматургия не могла не откликнуться на военные события. Сцены театров всей страны обошли три самые яркие пьесы тех лет: «Фронт» (1942) А. Корнейчука, «Русские люди» (1942) К.Симонова и «Нашествие» (1942) Л.Леонова. Характерно, что, сохраняя в своей основе строгую жанровую определенность, драматургия военных лет вместе с тем испытывала значительное воздействие различных художественных форм, обогащалась элементами других родов и видов литературы. В лучших драматургических произведениях актуальность и публицистичность соединялись с лиризмом, эпические черты — с психологизмом, бытовые будничные картины — с высокой трагедийностью. Ведущим же в них неизменно выступало героическое начало, цементирующее все остальные элементы драмы. Пьеса А. Корнейчука «Фронт», написанная в откровенно публицистической манере, отличалась плакатной прямотой суждений. Эта драма (редкий случай) была опубликована в газете «Правда» осенью 1942 г. Произведение А. Корнейчука являло собой пример оперативного отклика на актуальные проблемы военно-стратегического характера. Пафос пьесы состоял в суровом обличении тех военачальников, которые не понимали особого характера Великой Отечественной войны, не хотели учиться воевать по-новому, останавливались на полпути в осуществлении боевых операций. В пьесе Корнейчука звучал настойчивый призыв всемерно овладевать передовой военной мыслью, учитывать опыт современного ведения войны. Актуальность «Фронта» заключалась в том, что в произведении главное место было уделено столкновению двух типов военного руководства, двух диаметрально противоположных подходов к выполнению своих обязанностей. Командующий фронтом генерал Горлов, утративший чувство нового, ослепленный своими былыми заслугами времен гражданской войны, стая прямым виновником бессмысленных жертв на фронте. В противоположность Горлову молодой генерал Огнев, командующий одной из армий того же фронта, показан в пьесе как деятельный талантливый командир, активно отстаивающий необходимость новых методов и способов ведения войны, борющийся с рутиной и консерватизмом. Драма К. Симонова «Русские люди» выделялась прежде всею вниманием к внутреннему миру героев, нравственным истокам поведения людей на войне, национально-патриотической темой. В целом события и люди изображались автором буднично, строго и даже скупо. Исходя из своего замысла — раскрыть героическую суть обыкновенного, проявляющуюся в критических обстоятельствах, — Симонов не избежал некоторой ограниченности и заданности в изображении характеров героев, что, впрочем, было общим свойством драматургии военных лет. Особенно сказалось это в обрисовке нравственного облика главного героя пьесы — комбата Сафонова. В нем непонятным образом уживаются мечтательность, мягкость с непреклонной волей, романтичность — с деловитостью, любовь — с ожесточенностью по отношению к врагу. Так, он упорно, в третий раз, посылает на опасное боевое задание, по существу на верную гибель, Валю, которую вроде бы искренне и глубоко любит. Впрочем, в лучших эпизодах, исполненных подлинного лиризма, пьеса сближается с известными произведениями прозы и поэзии тех лет, с прекрасными стихотворениями самого К. Симонова. Пьеса Л.Леонова «Нашествие» явилась, быть может, самым значительным драматургическим произведением периода Великой Отечественной войны. Более тонко и точно, чем другие авторы, Леонов использует средства психологического анализа поведения своих героев в трагических обстоятельствах фашистской оккупации. Есть в пьесе и характеры вполне прямолинейные, положительные, однокрасочные — это командир партизанского отряда Колесников, старики Талановы. Но основное внимание драматурга занимают все же не они. Наиболее интересна здесь судьба главного героя — Федора Таланова, прошедшего в условиях войны сложный путь к подвигу. Поначалу герой выглядит озлобленным, над ним тяготеет груз прошлой вины, но постепенно он преодолевает недоверие к людям. В трагических обстоятельствах его духовное взросление стремительно ускоряется, герой обретает веру в людей и в свою Родину. Противостоящие советским людям враги — гитлеровские офицеры и их добровольные прислужники из «бывших русских» — обрисованы весьма схематично, остро сатирически. Другого, разумеется, и нельзя было требовать от драматурга, работавшего над пьесой, по сути, в самом начале войны. Поэтому бывший купец Фавнин, ставший при фашистах бургомистром города, сын околоточного надзирателя Кокорывкин, комендант города Виббель, гестаповец Впурре и им подобные должны были вызывать и вызывали презрение и ненависть в сердцах зрителей. Страстный призыв к возмездию был важной, неотъемлемой частью литературы военного времени. Создание образа коллективного героя, собирательного портрета воюющего народа тоже было требованием к авторам пьес о войне. Задачу эту пытались решить многие драматурги, в том числе Ю. Чепурин («Сталинградцы», 1943), А. Крон («Офицер флота», 1943), Б.Лавренев («За тех, кто в море!», 1945). Безусловно, эти произведения не претендовали на художественное совершенство и серьез-нос, философское осмысление событий; драматурги, каждый в силу своих возможностей, выполняли свой долг вместе с воевавшим народом. После победно завершенной войны, после всех жестокостей, страданий, лишений, потерь военных лет зрители искали в театре прежде всего отдохновения от военной трагедии, от послевоенных тягот быта и бытия, ждали праздника. И театр по мере сил и возможностей старался не обмануть зрительских ожиданий. Так появились знаменитые московские спектакли первых послевоенных лет, имевшие оглушительный успех у публики, — «Учитель танцев» Лопе де Вега в постановке И. Канцеля и «Мадемуазель Нитуш» Эрве режиссера Р.Симонова. По сценам столицы, а вскоре и нсей страны засверкали бутафорские шпаги и замелькали нарядные плащи, «крылатые герои великолепных авантюр». Советская драматургия быстро реабилитировала жанр водевиля и веселой комедии. Но театральному празднику положило предел очередное партийное постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (1946), потребовавшее от драматургов решительного поворота не к «западным развлекательным комедиям» или «безыдейным, слабым в художественном отношении пьесам, обеднявшим образы советских людей», а к «актуальным темам современности», «более четкому определению своих идейных и политических позиций». На театр к тому же надвигалась и новая беда, известная под названием борьбы с космополитизмом. Реакция на очередное партийное указание не замедлила явиться. Широкое хождение в художественной теории и практике получила так называемая теория бесконфликтности, которая препятствовала нормальному развитию литературы. Но особенно пострадала от нее именно драматургия как литературный род по самой своей природе остроконфликтный. В произведениях о недавней войне нередким было приукрашенное, далекое от реальной трагедии народа изображение даже таких страшных и драматичных событий, как Сталинградская битва (например, пьеса Б.Чирскова «Победители»). В пьесах на «производственную» или «колхозную» тему господствовал быстро ставший штампом конфликт «новаторов» и «консерваторов», предполагавший не столкновение живых, ярких человеческих характеров, а ходульные схемы, упрощавшие решение сложных моральных и общественных проблем. «Бесконфликтность» подобного толка присутствовала в комедиях А. Сурова — «Зеленая улица» (1948), А. Софронова — «В одном городе» (1947), «Московский характер» (1948), А.Корнейчука — «Калиновая роща» (1950), «Крылья» (1954). Отсталый председатель сельсовета и молодая активистка-колхозница, передовой первый секретарь обкома и консервативный председатель облисполкома — вес они, в сущности, были советскими, а значит более или менее, но все равно «хорошими» людьми. Иногда, правда, с ними случались недоразумения, но они быстро и легко устранялись в рамках комедийного сюжета. «Общая атмосфера творчества в те годы, — вспоминал позднее режиссер Г.Товстоногов, — пресловутая «теория бесконфликтности» бросали нас всех на поиски хоть каких-нибудь конфликтов, так как без них нет драмы и театра. Кодексы законов о труде и браке казались подходящей литературой для инсценировки». Редко кому из драматургов в те послевоенные годы удавалось вырваться за рамки «бесконфликтности», но тем более ценными были нечастые удачи на драматургическом поприще — «Золотая карета» Л.Леонова, «Старые друзья» Л.Малюгина, «Годы странствий» А.Арбузова, «Гости» Л.Зорина. Трагический опыт войны сохранял свою значимость для фронтового поколения и тогда, когда речь шла о ценностях, которыми надлежит руководствоваться в мирное время. Об этом говорится в пьесе Л. Леонова «Золотая карета» (первый вариант — 1946, второй вариант — 1955, третий — 1964, первая постановка на сцене — 1957). Перед нами пьеса-размышление о выборе жизненного пути и необратимости этого выбора. «Я пытался выразить, — писал автор, — некоторые мысли о долге, чести, о легких и трудных путях в жизни, о счастье, добытом ценой усилий, жертв, лишений». Драма Леонова оказала серьезное влияние на формирование характерного для 1960-х годов нравственного, этического конфликта в драматургии. Автор строит драматическую ситуацию в «Золотой карете» как столкновение противоположных мировоззрений главных героев. Символ благополучия отца и сына Кареевых — «золотая карета», а на долю полковника Березкина, Тимоши Непряхина, Марии Сергеевны Щелкановой остается только «черный хлеб счастья». На страницах пьесы Марька Щелканова, как некогда ее мать, должна сделать трудный выбор: или преуспевающий владелец «золотой кареты» Юлий Кареев, или слепой Тимоша, давно и преданно в нее влюбленный. Героине драмы этот выбор дается непросто; ее манит уютное житейское благополучие, но и не дают покоя воспоминания о суровом и доблестном военном прошлом. Пьеса Леонова внешне выглядит статичной, малособытийной, но она психологически насыщенна, напряженна. Характерной особенностью леоновского стиля является то, что конкретная художественная деталь иногда вырастает до размеров и значения символа и выводит драму подчас на философский уровень. Хотя в общем художественном строе пьесы явно преобладает драматическое напряжение, Леонов не избегает комических и даже сатирических интонаций. В диалогах и авторских ремарках, используя как изобразительные, так и интонационные возможности слова, он стремится не только дать представление о предметном мире, окружавшем героев, и раскрыть характеры во всей жизненной достоверности, но и донести до читателя собственную авторскую позицию. Во многом «Золотая карета» явилась своеобразным связующим звеном между драматургией военных лет и насыщенной яркими этическими конфликтами драматургией «оттепели». К середине 1950-х годов, когда ночной автомобильный гудок перестал пугать новыми арестами, стало ясно, что времена изменились. Постепенно рассеивалась сковывавшая всю страну атмосфера страха, исчезала всеобщая подозрительность, менялась сама психология человеческого общения. Немного приоткрылся «железный занавес», отделявший страну от внешнего мира, — в Москве прошел I Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Творческий потенциал художественной интеллигенции, получив мощный общественный импульс, разворачивался с небывалой энергией. Естественно, что эти процессы не миновали и театр. На его подмостки стремительно, как свежий ветер, ворвалось дыхание жизни. Новые веяния не всегда проявлялись прямо, непосредственно, как, например, в спектаклях по пьесам современных драматургов, но и опосредованно — в постановках классики: Чехова, Горького, Достоевского. Кстати, появление Достоевского на театральной афише после очень долгого перерыва — тоже знамение того времени. В 1956 г. Г.Товстоногов вернул ранее запрещенного автора на ленинградскую сцену. Сначала это были «Униженные и оскорбленные» в Театре им. Ленинского комсомола, затем, в 1957 г., «Идиот» в БДТ. «Почему мы взялись за «Идиота» именно тогда? — писал позднее Г.Товстоногов. — Потому, что велика была потребность в чистоте и милосердии. Ведь позади осталась жестокая война. Потом огромное напряжение первых послевоенных лет. Потом страшная отрыжка 1937 года — процессы «космополитических ведьм» конца 40-х — начала 50-х годов. Разгром передовой биологии, кибернетики, «дело врачей», постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», больно ударившее по выдающимся писателям. Опять недоверие, ложь, отчужденность. Несмотря на очистительный XX съезд партии, скорее, даже благодаря ему, все было еще слишком свежо в нашей памяти и будоражило совесть. И как воплощение этой совести, как квинтэссенция человеческой доброты и порядочности являлся перед зрителями наш князь Мышкин — Иннокентий Смоктуновский». Ленинградский Большой драматический театр 1950— 1960-х годов — это совершенно особая страница в истории отечественного театра. Тогдашнему его главному режиссеру Г.Товстоногову удалось собрать, сплотить и вдохновить уникальную труппу — целое созвездие талантливых актеров, лучший тогда в Советском Союзе, а быть может и в Европе, коллектив. Знаменитые товстоноговские постановки русской классики — «Мещане», «Горе от ума», «Три сестры» — до сих пор живы в памяти тех, кому посчастливилось видеть эти спектакли. Театральное десятилетие с 1957 по 1967 г. вообще было богато на открытия ярких режиссерских имен. Такие события, как появление «Современника» во главе с Олегом Ефремовым, выдающиеся постановки Анатолия Эфроса в Центральном детском театре, а потом и в Московском театре им. Ленинского комсомола, спектакли Михаила Туманишвили в грузинском Театре им. Руставели или рождение Театра драмы и комедии на Таганке в 1965 г., незабываемы. История возникновения театра «Современник» в 1956— 1957 гг. представляется принципиально важной для тех лет. Ибо, не считая тех процессов, которые начались только в конце 1980-х годов, это был единственный прецедент естественного рождения нового театрального организма за прошедшие с конца 1920-х годов тридцать лет советской власти. Важно подчеркнуть и то, что «новорожденный» коллектив демонстрировал потрясающую жизнеспособность на протяжении первых десяти лет своего существования. Он быстро взрослел, обогащаясь новыми художественными идеями и неизменно оставаясь на острие общественного интереса, набирал силу — от исполненных нравственного максимализма «Вечно живых» В. Розова до едкой сатиры гончаровской «Обыкновенной истории». Но представлять время театральной «оттепели» исключительно в оптимистических красках будет все же неправильным. Конец 1950-х — 1960-е годы были временем по-своему драматическим, в чем-то даже парадоксальным. С одной стороны, гражданская зрелость общества требовала своего воплощения во всех сферах общественного бытия, и сделано для этого было все же немало. Но, с другой стороны, в искусстве, в том числе и театральном, по-прежнему господствовали командный стиль, волевое администрирование, а часто и просто элементарный произвол малокомпетентных чиновников «от искусства». Не потому ли зрители тогда так и не увидели на столичной сцепе пьесы замечательного драматурга А.Вампилова? В том-то и состоял парадокс времени, что представители творческой интеллигенции — носители самых передовых общественных идеалов — неизбежно сталкивались с практическими трудностями в их осуществлении. Еще одной характерной приметой тех лет было возвращение в театральный репертуар лучших пьес, созданных в 1920-е годы. Новую сценическую жизнь обрели «Дни Турбиных» М.Булгакова, впервые на советской сцене был поставлен «Бег». Снова появились в театральном репертуаре пьесы Е. Шварца. Э. Гарин предпринял попытку реконструкции поставленной в 1925 г. Вс. Мейерхольдом сатирической комедии «Мандат» Н.Эрдмана. Новые пьесы создают уже достаточно известные авторы: Н. Погодин, А.Штейн, А.Арбузов, А.Салынский. На афише появились новые яркие имена: А.Володин, В.Розов, Л.Зорин, Э.Радзинский, М. Рощин, Ю.Эдлис. Расширяется жанровый диапазон драматургии: развивается и социально-психологическая драма, и историко-документальная пьеса, и комедия. Интерес к молодому герою-современнику, стремление к жизненной правде, к воссозданию реальности с ее острыми проблемами и конфликтами свойственны были всей литературе «оттепели», но драматургии в особенности. С середины 1950-х годов, когда оживились культурные связи с зарубежными странами и знаменитые европейские театры стали гастролировать в Советском Союзе, драматурги и зрители получили возможность приобщиться хотя бы к некоторым интересным явлениям западноевропейской и американской драматургии. Особенно активным в те годы был интерес к творчеству и теоретическим концепциям Бертольда Брехта. Не случайно Театр драмы и комедии на Таганке открылся спектаклем по его пьесе «Добрый человек из Сезуана». Следует также отметить, что драматургия и театр развивались в период «оттепели» в активном взаимодействии с поэзией, переживавшей тогда период расцвета. Здесь опить же можно вспомнить Московский театр на Таганке, значительной частью репертуара которого в 1960-е годы были поэтические представления. Их драматургическую основу составляли стихи современных поэтов и классика 1920-х годов: это и «Антимиры» по лирике А. Вознесенского, и «Под кожей статуи Свободы» по поэме Е.Евтушенко, и «Послушайте!» по произведениям В. Маяковского, и «Пугачев» С.Есенина. Если обращаться к произведениям драматургов, в полный голос заявивших о себе в эти годы, то прежде всего необходимо отметить, что главное место в репертуаре театров заняла социально-психологическая драма, исследующая нравственные проблемы жизни современного и, как правило, молодого героя. «Молодежная» тема, окрасившая творчество многих прозаиков, в драматургии оказалась связана в первую очередь с именем В. Розова («В добрый час!», 1955; «В поисках радости», 1956). С жизненными устремлениями молодых героев драмы прежде всего был связан мотив дороги, путешествия, дальних странствий, помогавших им обрести себя, свое призвание. Для тогдашних юных романтиков Сибирь или целина были не просто географическими понятиями, а символами иной жизни, непохожей на заурядную, мещанскую повседневность, и, соответственно, иных нравственных ценностей. Казалось, что стоит только отправиться в путь, сменить привычную городскую квартиру на таежную палатку, и твоя жизнь сразу обретет смысл и сам ты изменишься — станешь сильнее, мужественнее, узнаешь цену истинной дружбе, может быть, встретишь свою любовь. Эти настроения тоже были приметой времени, и неудивительно, что они получили в драматургии самое широкое распространение, в частности нашли отзвук в таких популярных в свое время пьесах, как «Иркутская история» А.Арбузова (1959) и «Океан» А.Штейна (1960). В драме А. Штейна на равных правах сосуществуют два героя времени — «железный», несгибаемый Александр Платонов и интеллигентный, внутренне сложный, ищущий Костя Часовников. Оба героя — военные моряки, оба необходимы флоту, и каждый по-своему дорог автору: Платонов — обостренным чувством ответственности за свое дело, за своих друзей и подчиненных, четко определенной идейной позицией, Часовников — тем, что «много, много думает» о своем месте в жизни, бескомпромиссной честностью и верностью долгу в критической ситуации. Ни того ни другого героя автор старается не идеализировать, они много спорят, у каждого есть свои недостатки. Платонову присуща волевая жесткость, иногда переходящая в прямолинейность, в душевную глухоту, ему еще многому предстоит научиться в сложной и деликатной сфере человеческих взаимоотношений, в том числе с любящей его женой. У Кости Часовникова, быть может, излишне нервная и вспыльчивая натура, он учиняет нелепый дебош в знак несогласия со своим другом, вычеркнувшим его фамилию из очередного списка на демобилизацию. Особенно важно и интересно в пьесе «Океан» то, что автор не спешил встать на сторону того или другого героя. Это было ново для советской драматургии, привычной к тому, что в произведении обязательно должен быть герой — проводник авторских идей, носитель непреложной истины. Но драматургов-шестидесятников интересовали не только события и обстоятельства чрезвычайные и характеры необычные, яркие. Все чаше их привлекали разные стороны повседневного существования самых обычных людей. Таких драматургов, как А. Володин («Фабричная девчонка», 1956; «Пять вечеров», 1957; «Старшая сестра», 1961), Л.Зорин («Гости», 1953), Э. Радзинский («104 страницы про любовь», 1964; «Чуть-чуть о женщине». I96S), часто упрекали в «бытописательстве» и «мелкотемье», но режиссеров, актеров и зрителей это не смущало. В их произведениях они искали и находили пристальное внимание кпсихологии человеческих отношений, добрый, ироничный взгляд на окружающую действительность, поэтизацию милых «мелочен» быта, а также узнаваемые, достоверные жизненные ситуации и характеры. По всей стране, от Ленинграда до Владивостока, с неизменным успехом шла а 1960-е годы пьеса Л.Зорина «Варшавская мелодия» (1967). Она начинается с точного определения исторического времени: «В Москве в сорок шестом декабрь был мягкий, пушистый», а в начале второй части звучат слова Виктора: «Прошло десять лет, и я оказался в Варшаве». Такая хронологическая определенность не случайна, ибо основная тема пьесы Зорина — судьбы двух «маленьких» людей в «большом» потоке истории, их тесная и часто роковая сопричастность времени. Таким образом, камерная, лирическая история не сложившейся любви Гелены и Виктора вырастала до трагических масштабов исторической необходимости, не теряя при этом поэтичности и естественного звучания. В чем причина драматичной судьбы этих двух героев? Только ли в том, что она, юная полька, и он, вчерашний фронтовик, не могут соединить свои судьбы, потому что законодательство первых послевоенных лет запрещало браки советских граждан с иностранцами? Причины происшедшего, по мысли драматурга, гораздо глубже и сложнее. О них задумывается Гелена уже в одном из первых эпизодов «Варшавской мелодии»: «Я просто думаю, сколько людей живут со мной в одно время и я их никогда нс узнаю. Всегда и всюду границы, границы... Границы времени, границы пространства, границы государств. Границы наших сил. Только наши надежды не имеют границ». Значит, трагедия не только во внешних запретах и ограничениях, но и в том, что силы и внутренние нравственные ресурсы человека тоже не безграничны. Этот горький вывод героини подтверждается всем дальнейшим развитием действия пьесы. Если в первой части, в 1946 г. герои столкнулись с непреодолимым внешним препятствием, то во второй части, в 1956 г., этого препятствия уже не существует. Более того, судьба сама дарит Виктору удивительный шанс — новую встречу с Геленой, которая по-прежнему его любит, и возможность начать все сначала. Но герой сам отказывается от подарка судьбы, потому что оказался не готов к этому «обыкновенному чуду». Он уже боится перемен, он стал вялым, апатичным и предпочитает плыть по течению. Героиня оказалась права: подчас мы сами, избрав те или иные жизненные установки, воздвигаем границы гораздо более непреодолимые, чем границы государств. Последняя встреча героев еще через десять лет уже не определяет их судьбы и является своеобразным постскриптумом к первым двум. Казалось бы, их жизни сложились вполне благополучно: Гелена стала знаменитой певицей. Виктор — доктором наук, крупным специалистом в своей области. Однако прощальная песня Гелены напоминает зрителям не о житейском благополучии, а о несбывшихся надеждах, о таком возможном, но так и не осуществившемся счастье, о том, чтолюди, самой судьбой предназначенные друг другу, в силу сложившихся обстоятельств воздвигли границы на пути собственного чувства. Пьеса Л.Зорина была сильна своим лиризмом, тонким рисунком душевных движений героев, пристальным вниманием к психологическим противоречиям и полутонам — тем, что давало простор творческому воображению и таланту исполнителей. Произведения, созданные в 1960-е годы Э. Радзинским, отличались подчеркнутой эмоциональностью и искренностью переживаний героев. Возможно, это объясняется тем, что это были «женские» пьесы, где в центре авторского внимания была героиня, заметно потеснившая героев-мужчин. Тем более, что именно женщины в пьесах этого драматурга всегда пользуются безоговорочной авторской симпатией и моральной поддержкой. Все пьесы Э. Радзинского тех лет — «104 страницы про любовь» (1963), «Снимается кино» (.1965), «Чуть-чуть о женщине» (1967) — прежде всего о любви. Они представляют собой своеобразные драматические дуэты, где принципиальное значение имеют взаимоотношения двух главных героев — мужчины и женщины. Таковы переживания персонажей пьесы «104 страницы про любовь» — физика-ядерщика Евдокимова и бортпроводницы Наташи, в финале погибающей в горящем самолете, и героев пьесы «Снимается кино» — кинорежиссера Нечаева и продавщицы промтоварного магазина Оли, подрабатывающей съемками в массовке. Оба произведения завершаются запоздалым прозрением героя, потерявшего возлюбленную и лишь после этого начавшего осознавать сложность и трагизм человеческой жизни. В отличие от более старших его современников, Э. Радзинского, как справедливо отмечала критика, меньше интересовала социально-бытовая точность в изображении характеров и обстоятельств. Его герои вполне самодостаточны в своем взаимном чувстве и даже несколько отгорожены от внешнего мира. Такова особенность дарования Радзинского: ему свойственны взгляд как бы поверх житейских подробностей, тяготение, даже в пьесах на современные сюжеты, к притчевой форме. Последним из плеяды драматургов-шестидесятников уже на излете «оттепели» заявил о себе М. Рощин. Во МХАТе, а затем во многих других театрах страны была поставлена его комедия «Старый новый год» (1967). Перед нами своеобразная «комедия нравов», где есть узнаваемые герои, колоритные типажи, представленные во всей жизненной достоверности и бытовой конкретике. Драматург параллельно создает два семейных портрета: слесарь из артели «Буратино» Петр Себейкин, его жена Клава, их родные и близкие и конструктор из НИИ по сантехнике Петр Полуорлов, его супруга (тоже Клава), сын и тетушка. И те и другие празднуют «старый новый год» и принимают гостей. М. Рощин отчасти высмеивает ставшее своеобразным правилом в драматургии «оттепели» противопоставление двух героев — накопителя-мещанина и презирающего быт бессребреника. В первых сценах комедии вроде бы подобное противостояние налицо. Себейкин в восторге от новой квартиры и наконец-то созданного — не хуже, чем у других — уюта: «Нам всякого такого (делает жест насчет, дескать, возвышенного) не надо! Кому кино — а нам ино! Нам абы гроши да харчи хороши!.. Пускай мы несознательные, пускай мы отстающие, а свое нам отдай!» Полуорлов, напротив, устраивает бунт против вещизма: «Ну что? Не нравится? — обращается он к пришедшим гостям. — Ничего нет? А ничего и не надо! Мы для вещей или веши для нас?!.. <...> Пусть! Лучше максимализм, чем конформизм! Надоело! Они думают, на мне можно играть, как на дудочке! (Совершенно как Гамлет.) На мне играть нельзя!..» Своеобразным связующим звеном между двумя семействами выступает в комедии старик Адамыч, который «завсегда с народом» и поэтому путешествует из квартиры в квартиру, с этажа на этаж, успевая поучаствовать и в том и в другом застолье. В результате и собственническая гордость Себейкина, и бунт Полуорлова приводят к одному финалу: семейной ссоре, «уходу» из дома, посещению Центральных бань, где тоже не обходится без Адамыча, и в конце концов — ко всеобщему примирению с женами, детьми и действительностью. М. Рощин, видимо, соглашаясь с тем, что не бывает маленьких ролей, всех, даже эпизодических персонажей выписывает ярко, колоритно, жизненно достоверно, создает запоминающиеся образы, остроумные диалоги, житейски узнаваемые ситуации. При этом в комедии чувствуется «усталость» от пафосного энтузиазма молодых героев начала «оттепели». У Рощина жизнь выглядит гораздо более прозаично, но по-своему теплее и обаятельнее, «роднее» для зрителя. Важное место в драматургии 1950—1960-х годов продолжала занимать военная тема. События Великой Отечественной войны требовали уже не публицистического, злободневного прочтения, а нового уровня нравственного осмысления. Этические проблемы — героизм и предательство, честь и бесчестие, долг и совесть — оказались в центре внимания в таких пьесах, как «Гостиница «Астория» (1956) А.Штейна, «Барабанщица» (1958) Л.Салынского, «Где твой брат, Авель?» (1956) Ю.Эдлиса, «Соловьиная ночь» (1969) В. Ежова. Одной из лучших пьес театрального репертуара тех лет стала драма А. Салынского «Барабанщица». Сам драматург позднее вспоминал о том, как появился у него замысел произведения: «В 1943 году в одном из освобожденных городов России я встретил странную девушку. Удивительно было то, что насмешки и оскорбления людей, которые ее окружали, она переносила с мужеством и каким-то веселым азартом. Ее называли «овчаркой», говорили о том, что она, когда немцы были в городе, водилась с оккупантами, работала на них... Меня увлекла, на мой взгляд, совершенно свежая ситуация. Героиня — среди своих, в освобожденном, ликующем городе вынуждена жить и бороться, временно сохраняя личину изменницы и предательницы». Драматург сосредоточил основное внимание не на поступках героини (мы практически не видим ее во время выполнения специальных заданий), а на раскрытии сложного внутреннего состояния человека, вынужденного ежеминутно притворяться и лгать, хотя притворство и ложь органически чужды его природе. Драматизм ситуации усугубляется тем, что Нила Снежко влюбляется в демобилизованного летчика, но по роду подпольной работы не имеет права открыть ему свое чувство. Героизм Нилы Снежко не в минутном порыве отчаянной смелости, а в стойком, ежедневном преодолении одиночества, презрения, насмешек со стороны окружающих. Героико-романтическое настроение пьесы создает се музыкальный лейтмотив. И хотя песня «Мы шли под грохот канонады...» звучит в тексте только один раз, именно ею определяется внутренний поэтический пафос «Барабанщицы». «Я себе представляю судьбу Нилы как трагическую судьбу, которая оборвалась, как и жизнь барабанщика, не допевшего своей песни... — вспоминал А. Салынский. — Я почувствовал, что необходимо весь материал пронизать атмосферой песни о барабанщике, организовать вокруг этого образа, образа барабанщицы. Так родилось и название пьесы. Я почувствовал, что пошел по верному пути, ибо героическое начало приобрело конкретную, образную структуру». Пьеса Салынского явно перекликалась с леоновской «Золотой каретой» с ее психологическим подтекстом, нравственным максимализмом и бескомпромиссностью, романтическим настроем. Гибель главной героини во многом была вызвана недоверием к ней. Так атмосфера мелочной подозрительности в обществе, по мысли драматурга, часто становится причиной трагедии достойных людей. В пьесе о Великой Отечественной войне А. Салынский обратился к важной в то время теме искренности и доверия во взаимоотношениях между людьми. Возросший в годы «оттепели» интерес к истории способствовал появлению и серьезной исторической прозы, и исторической драматургии. По-прежнему официальной критикой приветствовалось в первую очередь стремление драматургов воплотить на сцене образ вождя мирового пролетариата. Традиции сценической Ленинианы, заложенные в 1930-е годы Ы. Погодиным, нации свое продолжение и в драматургии 1960-х годов. «Задача заключалась в том, — разъясняла читателю советская критика, — чтобы передать историческое величие и гениальность Ленина в облике неподдельной человеческой простоты, душевной скромности, чтобы, не нарушая объективной правды образа, насытить его внутренним драматизмом и исторической напряженностью». Уже из этого критического пассажа можно заключить, что должна была представлять собой сценическая Ленинизма. И неудивительно, что и в те времена обнаружилось немало желающих поставленную задачу выполнить. Удивительно другое — даже в этой области драматургии нашлись свои «отщепенцы», произведения которых не без труда пробивали дорогу на сцену. Речь идет прежде всего о пьесах М. Шатрова. Интерес к ленинской теме М.Шатров проявил в первых же драматургических опытах. Одна из ранних его пьес «Именем революции» (1958) была выдержана вполне в духе погодинской линии в сценической Лениниане. Нов дальнейших произведениях драматург по мере сил и тогдашних (конечно, весьма ограниченных) возможностей старается пройти путь от «мифа о вожде пролетариата» к подлинным историческим документам сложного и противоречивого революционного и послереволюционного времени. Безусловно, исторические поиски и находки Шатрова весьма далеки от той правды, что открылась нам сейчас. Ведь несмотря па то, что драматург наделяет образ Ленина реальными человеческими чертами, сомнениями, даже слабостями, суть его отношения к вождю пролетариата не меняется — перед нами все равно предстает апология этой исторической фигуры. Наибольшей удачей Шатрова периода «оттепели» считалась пьеса «Шестое июля» (первая редакция — 1964, вторая редакция — 1973), в которой воплотилось его стремление создать документальную историческую драму. Время действия пьесы — три дня: пятое, шестое и седьмое июля 1918 юла, наполненные напряженными событиями: убийство германского посла графа Мирбаха, попытка левоэсеровского мятежа в Москве и жестокая политическая борьба вокруг недавно заключенного Брестского мира. Основной конфликт в пьесе разгорается между Лениным и левыми эсерами, которые ожесточенно спорят о соотношении цели и средств в политике, о правомерности применения тактики политического террора в сложившихся обстоятельствах. Шатров сделал серьезный шаг вперед в сравнении с погодинской драматургией: в его произведении у Ленина впервые появились серьезные, достойные политические оппоненты. Не инженер Забелин, торгующий спичками, а, например, руководитель партии левых эсеров Мария Спиридонова, человек трагической личной судьбы, искренне убежденный в своей исторической правоте. Смелость драматурга была вполне оценена тогда и театром, и зрителями. Пьеса «Шестое июля» имела успех, была экранизирована. Обращение Шатрова к документам оказалось художественно плодотворным. Подобный же подход и близкая тема (соотношение целей и средств в историческом процессе) обнаруживались в драме «Большевики» (1967), поставленной на сцене театра «Современник». Позднее, в 1970-е годы, Шатров продолжил свои творческие поиски в пьесах «Революционный этюд (Синие кони на красной траве)», «Так победим!». Опыт М.Шатрова свидетельствовал, что драматург, обращаясь к историческому документу, может добиться успеха только тогда, когда пытается аналитически осмыслить этот документ, а не пересоздать в угоду сложившейся политической конъюнктуре, как это позволили себе сделать, например, С.Алешин в пьесе «Дипломат» (1967) или А. и П.Тур в пьесе «Чрезвычайный посол» (1967). Подобный «псевдодокументализм» был весьма распространен в те годы в драматургии. Его натиску помимо М. Шатрова пытался противостоять и Л.Зорин, создавший историко-документальные драмы «Декабристы» (1967) и «Медная бабушка» (1970). Пьесы объединены общей темой столкновения прекраснодушного, возвышенного общественного идеализма и трезвого, циничного политического расчета. В «Декабристах» драматург пытается разобраться в истоках непостижимо доверчивого и открытого поведения участников восстания на следствии. Л.Зорин видит его причину не в нравственной или физической слабости декабристов, а в их благородстве, честности, вере в искреннее стремление власти знать правду. Естественно, за подобные идеалы героям пьесы приходится слишком дорого заплатить: честность оборачивается предательством, у следственной комиссии появляются поводы для новых арестов и суровых приговоров. В «Медной бабушке» речь идет о сложных и противоречивых отношениях А.Пушкина с императором Николаем I. По мнению автора, который избирает временем действия пьесы лето 1833 г., именно в этот период происходит в сознании великого поэта определенный перелом, и он, как и герои «Декабристов», расстается со многими политическим иллюзиями, в том числе по поводу личности царя. Внимание Л.Зорина к такого рода конфликту вполне объяснимо, он был очень актуален для конца 1960-х годов, когда после отстранения от власти Н. Хрущева и ввода советских войск в Чехословакию, самим интеллигентам-шестидесятникам пришло время горько разочароваться в надеждах на то, что советская власть способна на какое бы то ни было обновление и нравственное возрождение. И очень многим художникам эпохи «оттепели» пришлось вскоре дорого за это прозрение заплатить. В целом же следует отметить, что 1960-е годы завершились некоторым спадом в развитии драмы. Наступали иные времена, требующие других героев, более жесткой и горькой оценки действительности и нравственного состояния общества. Так что к исходу «оттепели» драматургия пришла, как и вся литература, не только с несомненными творческими достижениями, особенно в сравнении со сталинской эпохой, но и с солидным грузом противоречий. И то и другое пришлось взять с собой в 1970-е годы.
Литература Гармаш Т. В поисках утраченной трагедии // Современная драматургия. — 1990. — №6. Корзов Ю.И.Советская политическая драматургия 60—80-х годов. — Киев, 1989.
|