Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство и право в период государственно-партийного социализма 465






кадров, профсоюзы превращались в инструмент для выпол­нения государственных планов. В 1933 г. ВЦСПС (централь­ный орган профсоюзов) сливается со структурами Наркома­та труда (органами планового распределения рабочей силы и контроля за ее использованием).

Чистку государственного и хозяйственного аппаратов возглавляли ЦКК-РКИ, опиравшиеся в своей деятельности на «группы содействия». В 1930—1931 гг. создаются государст­венные контрольные органы — комиссии исполнения при СНК (союзном и республиканских). В 1934 г. объединенный орган ЦКК-РКИ разделяется на два самостоятельных: Комис­сию партийного контроля при ЦК ВКП(б) и Комиссию совет­ского контроля при СНК СССР.

Реконструкция экономики в направлении централизации и планирования привела к существенным преобразованиям кредитной системы. Уже в 1927 г. частные кредитные органи­зации (ОВК) закрываются в связи с выявившимися в их дея­тельности «спекулятивными тенденциями». В мае 1932 г. частным лицам запрещается открывать магазины и лавки.

В январе 1930 г. было принято постановление ЦИК и СНК «О кредитной реформе». В предшествующий реформе пери­од существовал порядок расчетов поставщика с покупателем, при котором средства снимались со счета покупателя незави­симо от его согласия и от факта получения товара (коммер­ческое кредитование). С 1930 г. эта форма кредитования за­прещается и заменяется банковской. Госбанк превратился в единственного распределителя краткосрочных кредитов, кредиты стали выдаваться по целевому назначению (для оп­ределенных хозяйственных целей). Госорганам, кооперати­вам и смешанным акционерным обществам запрещалось от­пускать товары и оказывать друг другу услуги в кредите. На основании планов кредитования, составленных ВСНХ и Гос­банком, последний мог кредитовать госпредприятия; пере­распределение кредитов между предприятиями также долж­но было осуществляться по согласованию с Госбанком. Цент­рализация кредитной системы проходила параллельно с централизацией системы управления промышленностью.

Семнадцатый съезд партии в начале 1934 г. сформулиро­вал основные задачи по реконструкции хозяйственного и уп­равленческого аппарата в новых условиях: разукрупнение наркоматов, чистка госаппарата и партии, разукрупнение


 

X.

 


 


мике. Сам процесс ликвидации кризиса складывался из ком­плекса мер планово-административного воздействия (сокра­щение кредитования, регулирование цен, вытеснение част­ной торговли и т. п.) и рыночного регулирования (товарная интервенция государства). В условиях реконструктивного пе­риода появилась необходимость повернуть предприятие «лицом к плану», причем не в порядке частичного корректи­ва, как это было сделано в 1927 г. (во втором декрете о трестах им вменялось в обязанность ориентироваться на плановые показатели), а более основательно. Организационные формы хозяйствования (тресты, синдикаты, картели) с 1929 г. стали ориентироваться исключительно на план. Реоргани­зация управления промышленностью, проводимая в 1929 г., учитывала это обстоятельство.

Еще в 1927г. был реорганизован аппарат ВСНХ: вместо единого центрального управления государственной промыш­ленностью (с его директоратами-отделами) были созданы от­раслевые главные управления. На них опиралась в своей дея­тельности планово-экономическое управление. Сложилась трехзвенная система управления: главк — трест — предпри­ятие. Директор предприятия действовал по доверенности и от имени треста, участвовал в работе треста по составлению производственных планов. С 1929 г. центр оперативного уп­равления перемещается с треста на предприятие. Расшири­лись пределы заводского и цехового хозяйствования (по по­ложению 1927 г. хозрасчетным был только трест). Система синдикатов упразднялась, вместо них создавались отрасле­вые (союзные и республиканские объединения, областные тресты и районные промышленные комбинаты).

ВСНХ продолжал руководить общесоюзной и республи­канской (через республиканские СНХ) промышленностью, кустарной промышленностью, осуществлял регулирование снабжения и сбыта, планирование. С 1930 г. от ВСНХ стали отделяться самостоятельные отрасли управления: пищевая промышленность (отошла к Наркомторгу), в 1932 г. легкая промышленность (к Наркомлегпрому), лесная и лесообраба­тывающая промышленность (к Наркомлеспрому). Сам ВСНХ преобразуется в Наркомтяжпром, местные совнархозы — в наркоматы легкой промышленности и областные (краевые) управления.

В 1930 г. прошла массовая чистка старых профсоюзных







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.