Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Компьютерная метафора






    Пространство и время, вещество и энергия являлись для ученых XX века
    базовыми метанаучными категориями. Человек рассматривался психоло-
    гами как система, отражающая пространственно-временные и энергети-
    ческие характеристики реальности в субъективной форме (ощущениях,
    образах восприятия, представлениях и т.д.). В середине XX века каталог
    общенаучных категорий обогатился понятием «информация», причем за
    этим словом уже стояло вполне определенное, математически измеримое
    содержание. Решающую роль сыграли работы К.Э. Шеннона, предложив-
    шего знаменитую формулу для оценки меры информации, содержащейся
    в сообщении. Теория информации как отрасль прикладной математики со-
    здавалась, исходя из практических нужд: обеспечение работ в области ра-


    Глава 1. Основания когнитивной психологии

    диосвязи, борьба с шумами в системах связи, конструирование систем при-
    ема, шифровки и дешифровки сообщений и т.д.

    Коренной перелом в подходе к информации произошел с появлением
    компьютера, который стал первой технической системой, принимающей,
    хранящей, преобразующей и применяющей информацию для решения по-
    ставленных людьми задач. В компьютерах различают hardware («железо»,
    или аппаратурную составляющую) и software (программное обеспечение).
    С легкой руки специалистов в области информатики человек стал рассмат-
    риваться как система по приему и переработке информации. Компьютер
    используют для моделирования человеческого мышления и создания сис-
    тем искусственного интеллекта, реально превосходящих человека по мно-
    гим характеристикам, определяющим скорость и точность переработки ин-
    формации, объем хранения и т.д.

    Кроме того, работа компьютера описывается в терминах ментальных
    процессов: компьютер обладает памятью и сенсорными входами, он «при-
    нимает решения» и «решает задачу», «управляет» и «проводит анализ ин-
    формации». Так возникает компьютерная метафора — господствующая в
    конце XX века аналогия «человека познающего» и технического устройства,
    которая используется для теоретического моделирования человеческой пси-
    хики. Появляется новая версия ЭВМ — компьютеры «эволюционируют»,
    инженеры используют «языки» для создания компьютерных программ.
    Аналогия: обогащаются и психология, и техника.

    На первых порах компьютерная метафора использовалась для описания
    и объяснения работы центральной нервной системы по приему и перера-
    ботке «информации». Головной мозг рассматривался как аналог компью-
    терного «железа», имеющий подсистему входов— периферию анализато-
    ров (глаза, уши и пр.); центральное звено (процессор со встроенными про-
    граммами) — мышление и память; подсистему выходов — эффекторы (ап-
    парат движений и речь). Система действовала по принципу отрицательной
    обратной связи: решение задачи прерывает активность.

    Именно механизм обратной связи — прием информации о результа-
    те действия подсистемой «входа», а также информации о самом дей-
    ствии — и был использован психологами. В советской психологии ре-
    шающую роль играло влияние идей П.К. Анохина [1978] и Н.А. Берн-
    штейна [1947], которые в своих работах указывали на роль механизма
    обратной связи в регуляции действий и движений. В целом психика рас-
    сматривалась в качестве системы управления действиями и деятельно-
    стью на основе отражения реальности, переработки продуктов отраже-
    ния («информации») и механизма обратной связи. Отсюда и возникла
    традиция рассматривать психику как систему последовательной перера-
    ботки информации, состоящую из нескольких отдельных, дискретных
    составляющих («блоков»). В отечественной психологической традиции
    структурно-блочное описание ведет начало от работ А.Р. Лурии, кото-
    рый выделял в центральной нервной системе три блока: первый отве-
    чает за планирование и регуляцию деятельности, второй — за познание,
    третий — за активацию. Замечу здесь, что «когнитивный» подход в оте-


    Рис. 1.1. Линейная модель с обратной связью.

    чественной психологии познания
    возник практически одновременно
    с появлением аналогичных иссле-
    дований в США, благодаря усили-
    ям Б.Г. Ананьева, Л.М. Веккера,
    В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, Б.Ф.
    Рис. 1.1. Линейная модель с обратной связью. Ломова, В.Н. Пушкина и многих

    других исследователей.
    Можно условно выделить три подхода к «блочному» описанию психи-
    ки как системы переработки информации.

    Первый подход—линейный (рис. 1.1), наиболее традиционный, предпо-
    лагает, что психика является системой блоков, последовательно принимаю-
    щих и перерабатывающих информацию, причем «продукт» предыдущего
    уровня является «сырьем» для уровня последующего. Наиболее явно этот под-
    ход представлен в работе Н. Линдсея и Д. Нормана [1973]. В частности, по
    мнению авторов, процесс восприятия проходит два этапа: на первом этапе
    создается аморфный образ на основе выделения свойств из физической сре-
    ды системой детекторов; на втором происходит распознавание образа путем
    отнесения его к той или иной категории. Система переработки информации
    работает по принципу кодирования, перекодирования и декодирования ин-
    формации. Причем на каждом этапе переработки взаимодействуют два по-
    тока информации: идущий от «входов» к центру и идущий от центра к «вхо-
    дам». С позиций этого подхода остаются неясными следующие вопросы.

    • Как осуществляется регуляция процесса переработки информации?

    • Чем определяется направление переработки?

    • Кто ставит когнитивную задачу и кто является единственным зрите-
    лем — «субъектом восприятия»?

    Второй подход предполагает включение в систему линейно-последователь-
    ной переработки информации надстройки — управляющего звена. Компью-
    терный аналог этого блока — управляющий процессор. Именно он осуществ-
    ляет регуляцию процесса переработки информации, принятие решения о дей-
    ствии на основе имеющихся альтернатив. Н. Линдсей и Д. Норман предло-
    жили модель «пандемониума», описывающую управляющую систему.

    Включение «управляющего звена» потребовало рассматривать в рамках
    психологии познавательных процессов механизмы формирования альтерна-
    тив, принятия решения, критерии принятия решения, прогнозирование и
    планирование действий и т.д. В психофизике, наиболее математизирован-
    ной к середине 60-х годов области психологии, двухуровневую схему-модель
    предложил Ю.М. Забродин [1977]. Блок решения включал в этой модели два
    подблока: формирования критериев и правил принятия решения.

    Проблема субъекта познания, или «гомункулуса», не нашла столь оче-
    видного решения. Точнее, возможны два решения: отрицание самой про-
    блемы — человек видит так, что он на самом деле видит (экологический
    подход); введение представлений об активной системе — человеке, прове-


    Глава 1. Основания когнитивной психологии


    ряющем гипотезы о мире (модель
    Поппера). Эти подходы мы рас-
    смотрим ниже.

    Рис. 1.2. Структурно-уровневая модель с об- ратной связью.

    Третий подход следовало бы
    обозначить как структурно-уровне-
    вый (рис. 1.2). Он наиболее часто
    используется в отечественной пси-
    хологии. Психика рассматривается
    как система структур, сложивших-
    ся на различных этапах развития.
    Каждому последующему этапу со-
    ответствует новый уровень, а уров-
    ню — новая структура. Последую-
    щий уровень психики регулирует
    активность предыдущего, предыду-
    щий поставляет содержание для
    последующего. Структура высшего
    уровня психической регуляции ин-
    тегрирует в себе структуры низших
    уровней, чем обеспечивает систем-
    ную (целостную) регуляцию пове-
    дения. Я.А. Пономарев [1973] обоб-
    щил эту модель, выдвинув принцип

    «этапы — уровни — структуры» (ЭУС). Данный подход опирается на взгля-
    ды Н.А. Бернштейна [2000]. В области когнитивной психологии его моди-
    фикацию использовал Б.М. Величковский.

    Однако со временем к психологам пришло понимание, что с помощью
    «блочных» схем они описывают не структуру психики, а структуру цент-
    ральной нервной системы человека и животных. Отсутствие у психических
    функций жесткой локализации, процессуальность психики, нерасчленен-
    ность и многомерность психической реальности, ее целостность, актив-
    ность познавательного процесса — все это привело исследователей к по-
    пыткам использовать в качестве метафоры, описывающей процесс пере-
    работки информации, не «железо» компьютера, а его программное обес-
    печение. Начало этого подхода можно найти в работах Дж. Миллера [1965]
    и У. Найссера [1981], которые, собственно, и являются основателями ког-
    нитивной психологии как научного направления.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.