Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 2.3. Примеры характерных пожаров на предприятиях (объектах) в конец






 

 

2.3. Примеры характерных пожаров на предприятиях (объектах) в конец

В большинстве случаев первоначальные очаги пожаров возникали в сценической части театров, откуда огонь и дым молниеносно проникали в зрительные за­лы, создавая угрозу жизни людей. При подобных об­стоятельствах в Нью-Йорке 5 декабря 1876 г. произошла крупная катастрофа в театре Бруклина. Это был срав­нительно новый театр, открытый всего пять лет назад. По архитектуре, планировке и отделке помещений он считался одним из лучших в городе. Театр вмещал 1450 зрителей.

Здание театра в Бруклине до пожара, Нью-Йорк, США

На вечернем представлении в театре присутствовало около 1000 человек, в том числе 250 в партере, 350 в бельэтаже и 400 в галерее. Когда спектакль уже под­ходил к концу, загорелась над планшетом сцены мяг­кая декоративная ткань. Причиной воспламенения ткани, видимо, послужил газовый светильник. Один из рабо­чих сцены, заметив появившийся огонь, быстро под­нялся на галерею и попытался длинной палкой сбить пламя с ткани. Но его усилия не увенчались успехом, декорации продолжали гореть. Сам он получил тяже­лые ожоги и через два дня скончался в больнице. Директор театра, машинист и другие рабочие сцены также тщетно пытались потушить пожар. Пламя быст­ро распространялось вверх сценической коробки. Ар­тисты, хотя и видели появившийся над их головами огонь, продолжали бесстрашно играть свои роли, не прерывая диалогов.

Схема пожара в театре Бруклина

1. Место возникновения возгорания, где тканевый занавес, по-видимому, соприкоснулся с пламенем газовой лампы. Первым огонь заметил помощник режиссера Торп и, возможно, другие. Вода для того, чтобы потушить очаг возгорания, не была доступна. Он отдает приказ рабочим сцены сбить пламя.

2. Актеры и рабочие сцены эвакуируются через выход на Джонсон-стрит.

3. Люди, сидящие перед сценой в партере были эвакуированы в течение нескольких минут (250 человек) через два выхода.

4. Зрители на балконе 2 этажа имеют два пути эвакуации — оба по однопролетным лестницам вниз. Выход на Flood Alley заперт.

5. Большинство жертв сидели на балконе 3 этажа, эвакуироваться с которого можно было только по единственной узкой лестнице к выходу на Вашингтон-стрит.

Пожар в театре Бруклина. Обложка Harpers's Weekly

Наконец, когда на сцену дождем посыпались искры и стали падать горящие обрывки декораций, режиссер прервал спектакль. Он подошел к рампе и крикнул, чтобы публика как можно быстрее покинула театр. Эти слова повергли зрителей в панику.

Мужчины и женщины бросились к выходу, многие в образовавшейся толкучке были раздавлены и затоп­таны насмерть. Среди них оказались и полицейские, дежурившие в вестибюле. Толпа людей буквально спрессовалась у выхода наружу, каждый всеми силами стремился как можно быстрее выйти из горящего по­мещения. Некоторые вырывались из давки ценой не­вероятных усилий, почти без одежды, покрытые синя­ками и ссадинами.

Разбор завалов после пожара в Бруклинском театре, Нью-Йорк, США

Запасные выходы из зрительного зала почти не ис­пользовались, так как зрители устремились к тем не­многочисленным дверям, через которые они вошли в театр перед началом представления. Пожар развивался очень быстро. К прибытию пожарных частей Нью-Йорка огонь охватил сцену, зрительный зал, фойе и подсоб­ные помещения. Все усилия пожарных были направле­ны на спасение людей, которым угрожала гибель в ог­не. Очень скоро обрушились несущие конструкции и здание обвалилось. Всю ночь пожарные продолжали проливать водой горящие развалины. О количестве по­гибших узнали только на следующее утро, когда ста­ли разбирать обгоревшие остатки здания. Под развали­нами театра, у выхода, нашли 50 трупов. Чем дальше производилась разборка обрушившихся конструкций, тем больше обнаруживалось жертв. Всего на пожарище было найдено 283 трупа.

Развалины тетра Брулина после пожара

Пять лет спустя еще более страшная катастрофа произошла в «Ринг-театре» Вены. Этот театр был пост­роен в 1873 г. известным австрийским архитектором Риттером фон Фёрстером с необыкновенной пышно­стью. Мрамор, дорогие сорта дерева, скульптуры, ко­ваные решетки, лепка и позолота украшали театраль­ные залы и особенно ложи для избранной публики. Роскошное убранство дополнялось вычурной мебелью, портьерами и занавесами из дорогого бархата, гобеле­нами, картинами. В партере, ложах и ярусах насчиты­валось 1760 мест.

Здание Ринг-театра в Вене до пожара

Для придания театру большего уюта архитектор спроектировал лестницы, ведущие в партер и ложи, скрытыми — подход к ним был возможен только через гардеробные помещения и верхние ярусы. Сам архи­тектор признавал, что внутренняя планировка театра неудобна и небезопасна для людей, но, поддавшись настояниям заказчиков, проекта не изменил. При строи­тельстве здания главное внимание обращалось на рос­кошь и внешний блеск театра. Не были учтены даже требования безопасности при устройстве дверей: все они открывались внутрь помещений, хотя тогда уже в большинству зрелищных зданий было признано необ­ходимым двери навешивать так, чтобы они открывались по ходу эвакуации людей из помещений. Неудачная планировка путей эвакуации в «Ринг-театре» имела са­мые пагубные последствия и оказалась одной из основ­ных причин гибели людей.

8 декабря 1881 г. на вечернем представлении, как всегда, в театре все места были заняты. До начала ве­селой венской комедии оставалось 7 минут. Публика — от партера до верхней галереи — с нетерпением ожи­дала выхода актеров.

Тяжелый, расшитый золотом бархатный занавес еще отделял зрителей от сцены. В это время там за­канчивались последние приготовления к спектаклю: один из рабочих с длинным шестом в руках, на верх­нем конце которого находилась маленькая спиртовая лампочка, зажигал газовые рожки софитов. В момент перевода шеста к следующим софитам пламя лампы прикоснулось к висящей декорации, изготовленной из легкой газовой ткани. Ткань вспыхнула, зажигая сосед­ние декорации. Машинист сцены крикнул рабочим на колосниках: «Опустите проспект!» Вслед за этим чет­веро рабочих сразу бросились на первую галерею сце­ны, чтобы обрезать веревки от загоревшихся декора­ций и тем самым не дать огню возможности уйти вверх

Обрезать веревки и сбросить загоревшиеся деко­рации на пол не удалось. Рабочие на галереях и ко­лосниках, пытавшиеся самоотверженно бороться с ог­нем, погибли. Воспламенение массы подвешенных легкогорючих декораций произошло очень быстро — поч­ти мгновенно вся сцена оказалась в огне.

Неожиданно на глазах тысячи ничего не подозреваю­щих зрителей тяжелый бархатный занавес заколебался, а затем стремительно взвился к самому потолку, об­нажив пылающую сцену. Это образовавшаяся сильная тяга воздуха отбросила занавес, лавина огня, дыма и раскаленного воздуха с гулом ворвалась в зрительный зал. Не прошло 2—3 минут с момента возникновения пожара, как огненная масса и густой едкий дым рас­пространились на весь громадный зал, неся людям смерть. Вот как описывают очевидцы разразившуюся катастрофу.

Пожар в Ринг-театре в Вене. Полыхающий занавес взлетает вверх, открывая вид на горящую сцену

В безвыходное положение попали многие зрители, не имевшие возможности в условиях давки воспользоваться открывавшимися внутрь помещения две­рями запасных выходов.

Пожарные спасают людей из ловушки при пожаре в Ринг-театре в Вене, 1881 год

Катастрофические последствия и обстоятельства воз­никновения пожаров в театрах Нью-Йорка и Вены стали известны театральным кругам, владельцам театральных трупп, работникам пожарной службы. В газетах того времени подробно освещались причины, приведшие к гибели людей. Особенно подчеркивалось, что непра­вильно устроены и размещены лестницы, выходы и двери. Обращалось внимание и на то, что зрительный зал должен быть обязательно изолирован от сцены в момент возникновения пожара. Эту техническую зада­чу должен выполнять противопожарный занавес. В те­атре Бруклина такого занавеса вообще не было, а в «Ринг-театре» он был столь несовершенной конструкции, что опустить его оказалось невозможным. Потре­бовались десятилетия, прежде чем конструкция и ме­ханизм приведения в действие противопожарного зана­веса смогли удовлетворять требованиям пожарной бе­зопасности. Как только это было достигнуто, сцена сразу же перестала угрожать зрительному залу и люди, нахо­дящиеся там, могли при возникновении пожара выйти из здания театра.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.