Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественное сознание и его уровни.






Объективный мир, воздействуя на чел-ка, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, кот. и образуют общественное сознание. Фил. диалектич материализма так определяет ОС – это сложн си-ма чувств, взглядов, идей, теорий, в кот. отражается обществ бытие. ОБ – это материал усл жизни об-ва и материал отнош людей др. к др. и к прир.

ОС как духов сторона ист процесса выполняет 2 функ.: ф. отражения ОБ, по отнош к кот оно яв-ся вторичным и 2-я ф.–активн обратное воздействие на обществ бытие.

Уровнями ОС явл-ся обыденное, эмпирическое созн., непосредственно вырастающее из повседневных усл жизни масс, отдельных соц групп, и научно-теоретич созн., вкл-щее идеологию как духовн выражение корен. интересов обществ. классов.

Но ОС представляет собой очень сложное в структурн. отношении образ-ние и поэтому его деление на структурн элементы м. б. проведено по разным основаниям. Во-1-х, таким основанием может служить специфика тех сторон действ-ти, кот. отражаются ОС, и тогда мы говорим о его формах. Различ формы ОС отражают различ стороны действ-ти. Истор-ки 1-й формой ОС было моральное с. Оно также древне как и само об-во. В усл п/бытн об-ва возн-т эстетич и религиоз с. При переходе к классов об-ву возн-т полит и правосознание, а позднее, в связи с отделением труда умствен от физичес – научн и философ с. Сегодня можно гов-ть о рождении экологич формы ОС.

Во-2-х, деление м. б. проведено в связи с субъектами созн., и тогда наряду с созн. всего об-ва можно рассма-ть созн. больш соц групп и даже индивид созн. Индивидуал. созн. – отражение ОБ отдельным чел-ком ч/з призму конкр-х усл. его жизнедеят-ти. ИС это своеобразн сплав общ(отражение характерн. сторон ОБ дан. ист. эп) и единичн.(индивид. черты лич-ти).Взаимоотн-ния ОС и ИС носят диалектически противоречивый х-р. С 1-й стор, ИС проникнуто и в массе св организовано ОС, с др. стор, содержание самого ОС имеет св. единств. источ-м ИС.

И, н-нец, стр-ра ОС может рассм-ся под углом зрения уровня глубины отражения ОС соц. действ-ти, и тогда в качестве основн. структурн. эле-тов выдел-ся обществ. психология и идеология. Ид-гия – си-ма теоретич. взглядов, отражающая степень познания об-вом мира в целом и отдельных его сторон. Ныне происходит «переидеологизация» сознания.

Если ид-гия – социально-ориен-ный теоритич. компонент обществ. созн-я, обществ. психология явл. тем его образ-ем, кот. воспроизв-ся непосред-но и стихийно в жизни людей как их чувственно-практич. отражение и переживание соц. бытия. Обществ. психология есть совок-ть чувств, настроений, обычаев, трад., побуждений, хар-ных для дан. об-ва в целом и для каждой из больших соц. групп.

Соотношение м/у ОП и И предопределено тем, что 1-я является эмоционал., а 2-я – рационал. уровнем ОС. В практике повседневной жизни людей элементы идеологии и обществ. психологии предстают в их недиференцированнном единстве как регуляторы многоаспектной соц. деят-ти.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.