Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общество как развивающаяся с-ма.






Общество – исторически изменчивая целостная система всех форм и способов отношений, взаимодействий и объединений людей, в которых проявляется всесторонняя зависимость их один от другого. Это также мир человека, который создается им самим в процессе творческого преобразования действительности и одновременно создает, формирует, воспитывает человека в Яго индивидуальном качестве.

Источник –наиболее глубокая причина, дающая исходный импульс самодвижению и саморазвитию. Это: социальные противоречия, производительные силы, сп-б производства и обмена, потребности, интересы и цели.

Для философского анализа общества центральным вопросом является анализ мотивов и побуждений к труду и деятельности, поскольку этот момент во многом определяет отношение человека к миру и другому человеку. Выделяют несколько ведущих мотивов и стимулов деятельности.Во-первых, поддержание собственного существования, выживание индивида.Такая ситуация складывается у героев различных " робинзонад", оставшихся один на один с природой.

Во-вторых, продолжение жизни рода (особенно труд родителей ради поддержания жизни детей). В любом обществе есть немалое количество людей, работающих и живущих ради семьи и детей, рода и клана. В периоды бурных социальных потрясений семья, родные и близкие зачастую оказываются единственной надежной опорой человека, смыслом его жизни и деятельности.Невнимание к проблеме семьи со стороны государства оборачивается, как правило, деструкцией социальных связей, утратой идентичности человека и

деградацией общества.В-третьих, удовлетворение самой потребности в труде, труд ради творчества, приносящий радость и ощущение полноты бытия. В этом смысле труд перестает быть необходимостью, а является свободной игрой творческих сил человека. Разумеется, такое возможно при удовлетворении определенного (и исторически изменчивого) уровня биологических потребностей человека. В-четвертых, борьба с другими людьми за присвоение продуктов труда или ради помощи людям. Соотношение этих двух компонентов последней группы стимулов меняется в зависимости от этапа развития общества, однако в любом обществе можно увидеть и острую непримиримую борьбу людей, групп, классов за удовлетворение их потребностей за счет других и примеры бескорыстного служения людям вопреки даже собственным потребностям. Антагонизмы и

сотрудничество - два полюса взаимодействия людей в обществе, а между ними находится основная масса человеческих взаимоотношений по поводу труда и его плодов. «На скорлупу и на ядро бесцельно делить природу, все в ней нераздльно»Гете. Природу и общество можно определить следующ. Образом: природа – это материя, неосознающая своего бытия, общество – это материя, развивающаяся до осознания своего бытия.человек не может изменить ни законов природы, низаконов развития общества.Связь человека с географической средой Объективные и субъективные факторы развития: объект-ый – не завис. от воли и сознания людей, социальн. закономерность(3 закона Архимеда); субъективный – зависит от воли и сознания людей, сознательная деятельность людей.

Интересы как побудительная сила к действию. Этот вопрос обсуждался задолго до марксизма. Уже Аристотель справедливо указывал, что человека побуждает к действию интерес. Эта проблема играла огромную роль в размышленях философов XVII-XIX вв. Любой человек живет не сам по себе, он связан с другими людьми, поэтому он как частица класса, общественной группы он связан сдругими людьми одинаковыми условиями существования, сходным образом жизни и общностью интересов. В этом и поисходит сведение интересов индивида к интересам общества. Гегель: " Интересы" двигают жизнью народов". Интерес существует объективно, независиво от того, осознан он или нет. Без учета всех интересов общества оно не смогло бы понять путей своего развития.

Базовые факторы соц. эволюции (?) Многофакторная модель общ. развития. Теоретические модели общественного развития: 1 натуралистическая – требует объяснения социальных явлений исключительно действием природной закономерности: физической, географической, биологической и др.осн. ошибка в принижении человеческ. активности и отрицании человеческ. свободы. 2. идеализм – одухотворяет чересчур человека, отрывает от природы, превращает духовную сферу в самостоят. субстанцию. Отрицательное – погоня за миражом. 3. материалистическая Маркс: чтобы жить надо удовлетворять потребности. Бытие определяет сознание. 4 многофакторная все вместе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.